Напоминание

Методические указания к практическим работам для студентов по дисциплине "История"


Автор: Терентьева Марина Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГБПОУ "Алтайский промышленно-экономический колледж"
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методические указания к практическим работам для студентов по дисциплине "История"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АЛТАЙСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

по учебной дисциплине История

Барнаул 2016

ПЕРЕЧЕНЬ

практических работ по учебной дисциплине

общего гуманитарного и социально-экономического цикла История

№ п/п

Название практической работы

Количество

часов

1

Конфликты ХХ – ХХI века

2

2

Решение исторических задач

2

3

Становление новой российской государственности и

радикальная социально-экономическая

модернизация

2

4

Дебаты «Перспективы России на современном

этапе»

2

5

Дискуссия «Проблемы межнациональных

отношений в Российской Федерации»

2

Составил преподаватель Терентьева М.А.

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящие методические указания по дисциплине История составлены

в

соответствии

с

требованиями

ФГОС

СПО.

Практические

задания

составляют

важную

часть

теоретической

и

практической

подготовки

по

освоению учебной дисциплины ОПОП по специальности, формированию

умений:

-

ориентироваться

в

современной

экономической,

политической

и

культурной ситуации в России и мире;

-

выявлять

взаимосвязь

отечественных,

региональных,

мировых

социально-экономических, политических и культурных проблем;

и знаний:

- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже

веков (XX и XXI вв.);

- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных

конфликтов в конце XX – начале XXI в.;

- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и

иные)

политического

и

экономического

развития

ведущих

государств

и

регионов мира;

-

назначение

ООН,

НАТО,

ЕС

и

других

организаций

и

основные

направления их деятельности;

-

о

роли

науки,

культуры

и

религии

в

сохранении

и

укреплении

национальных и государственных традиций;

- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных

актов мирового и регионального значения.

Способствуют формированию общих компетенций:

1

Понимать

сущность

и

социальную

значимость

своей

будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

2

Организовывать

собственную

деятельность,

выбирать

типовые

методы

и

способы

выполнения

профессиональных

задач,

оценивать

их

эффективность и качество.

3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и

нести за них ответственность.

4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для

эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и

личностного развития.

5

Владеть

информационной

культурой,

анализировать

и

оценивать

информацию

с

использованием

информационно-коммуникационных

технологий.

6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,

руководством, потребителями.

7

Брать

на

себя

ответственность

за

работу

членов

команды

(подчиненных), результат выполнения заданий.

8

Самостоятельно

определять

задачи

профессионального

и

личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать

3

повышение квалификации.

9

Ориентироваться

в

условиях

частой

смены

технологий

в

профессиональной деятельности.

С

учетом

вышеизложенного

в

данных

методических

указаниях

приведены 5 практических работ.

Каждая

практическая

работа

содержит

цель,

содержание

работы,

дополнительное задание развивающего характера.

4

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

Подготовка

к

практическим

работам

заключается

в

самостоятельном

изучении теории по рекомендуемой литературе, конспектам лекций.

Выполнение

заданий

производится

в

часы,

предусмотренные

расписанием

занятий

в

соответствии

с

методическими

указаниями

к

практическим работам.

Критерии оценки выполнения практической работы:

Оценка «5» ставится, если студент:

- дает полный и правильный ответ на основе изученного материала;

подтверждает ответ примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано

делает

выводы;

рационально

использует

наглядные

пособия,

справочные

материалы;

- самостоятельно, своевременно и аккуратно выполняет практическую

работу.

Оценка «4» ставится, если студент:

-

показывает

знания

изученного

программного

материала;

подтверждает ответ примерами; делает выводы;

-

допускает

незначительные

ошибки

в

использовании

терминов,

в

формулировке выводов;

- своевременно и аккуратно выполняет практическую работу.

Оценка «3» ставится, если студент:

-

показывает

слабые

знания

теоретического

материала,

допускает

ошибки

и

неточности

в

использовании

терминологии,

испытывает

затруднения

в

формулировке

выводов,

при

самостоятельной

работе

со

справочными материалами;

- работу выполняет несвоевременно и небрежно.

Оценка «2» ставится, если студент:

- имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять

их при выполнении практического задания;

- при выполнении задания допускает грубые ошибки, которые не может

исправить даже при помощи преподавателя.

Оценки с анализом доводятся до сведения обучающихся на следующем

уроке.

По

итогам

предусматривается

работа

над

ошибками,

устранение

пробелов.

Если студент имеет пропуски практических занятий по уважительной

или

неуважительной

причине,

то

выполняет

их

во

время

консультаций,

отведенных группе по данной дисциплине.

5

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Тема: Конфликты ХХ – ХХI века

Цель:

формирование

практических

умений

объяснять

сущность

и

причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце

XX - начале XXI вв.

Задание 1

1

Дайте

определение

понятию

«конфликт»,

перечислите

основные

признаки конфликта.

2 Назовите способы урегулирования конфликтов.

3

Сформулируйте

причины

и

приведите

примеры

современных

международных конфликтов.

4

Заполните таблицу

Позитивные функции

конфликтов

Негативные функции

конфликтов

Задание 2 (дополнительное)

Ответьте на вопросы:

Как характеризуют войну авторы высказываний?

«Когда гремит оружие, законы молчат» (Цицерон).

«В природе человека три основные причины войны: соперничество,

недоверие, жажда славы» (Т.Гоббс).

«Война будет повторяться до тех пор, пока вопрос о ней будет решаться

не теми, кто умирает на полях сражений» (А.Барбюс).

Почему войны продолжают существовать в современном мире? Каковы

последствия войн?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

Тема: Решение исторических задач

Цель:

формирование

практических

умений

объяснять

основные

процессы

развития

ведущих

государств

и

регионов

мира,

направления

деятельности современных международных организаций.

Задание 1

1

Объясните,

почему

периодизация

новейшей

истории

относится

к

числу спорных проблем. Назовите этапы новейшей истории.

2

Перечислите

основные

регионы

современного

мира,

назовите

их

основные признаки.

3

Объясните

распад

СССР

как

крупнейшей

геополитической

катастрофы, изменившей систему международных отношений.

4 Заполните таблицу

Современные международные организации

Название организации

год создания

Основные направления

деятельности

Страны-

участники

6

Задание 2 (дополнительное)

Ответьте на вопросы:

Как переход к информационному обществу влияет на политическое

развитие? Всегда ли происходящие изменения приносят пользу? Есть ли

опасности, возрастающие с переходом к информационному обществу?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

Т е м а : Становление

новой

российской

государственности

и

радикальная социально-экономическая модернизация

Цель:

формирование

практических

умений

ориентироваться

в

современной экономической и политической ситуации в России.

Задание 1

1 Ответьте на вопросы:

Какое

место

занимает

Россия

в

системе

мировых

цивилизаций?

Перечислите основные периоды Российской истории.

Распад

СССР:

закономерное

явление

или

результат

стечения

обстоятельств?

Какие

задачи

встали

перед

руководством

России

после

распада СССР? Как они решались?

С какой целью проходил «парад суверенитетов» союзных республик?

2 Заполните таблицу

Итоги политического развития России в 90-е гг.

Позитивные изменения

Негативные явления

Задание 2 (дополнительное)

С реформами начала 1990 г. Россия вступила в новую эпоху своего

развития.

Сопоставьте

кардинальные

изменения

нашего

времени

с

преобразованиями 1917 г.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

Тема: Дебаты «Перспективы России на современном этапе»

Цель:

формирование

практических

умений

ориентироваться

в

современной экономической, политической и культурной ситуации в России

и в мире.

Задание 1

1 Ответьте на вопросы:

Чем

была

вызвана

необходимость

масштабных

экономических

преобразований в 90-е гг.? Почему программа реформ получила название

«шоковой терапии»?

Какие изменения происходили в социальной и культурной сфере жизни

российского общества?

7

2 Дайте характеристику России как своеобразного геоэкономического

пространства. Считаете ли вы наличие природных сырьевых ресурсов неким

«проклятием» для нашей страны? В чем смысл этого сочетания?

3 Перечислите проблемы, которые возникают в связи с сокращением

населения. Какие из этих проблем наиболее актуальны для современной

России? Что вы знаете о политике государства в решении демографической

проблемы?

4 Заполните таблицу

Основные итоги развития страны в конце ХХ - начале ХХI

вв.

Сфера преобразований

Результаты

Экономическая

Социальная

Политическая

Духовная

Задание 2 (дополнительное)

Ответьте на вопросы:

В 1920-1930-е годы в СССР активно шёл процесс национализации

промышленности и сельского хозяйства. В 1990-е годы в России начался

обратный

процесс

приватизация.

В

чём

особенности

этих

явлений?

Укажите

положительные

и

отрицательные

последствия

приватизации

и

национализации.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5

Т е м а : Дискуссия

«Проблемы

межнациональных

отношений

в

Российской Федерации»

Цель:

формирование

практических

умений

объяснять

сущность

и

причины обострения межнациональных отношений в России.

Задание 1

1 Определите причины обострения межнациональных отношений в

России в начале 90-х гг.

Какие межнациональные проблемы возникали и как они решались?

2 Укажите основные направления внешней политики России на рубеже

веков.

3

Оцените итоги и результаты внешней политики страны в 90-е гг., заполнив

таблицу

Позитивные результаты

Негативные последствия

Задание 2 (дополнительное)

8

Проанализируйте причины незаконной миграции в Россию. К каким

последствиям

приводит

широкий

размах

незаконной

миграции?

Как

незаконная миграция связана с коррупцией, преступностью, безработицей,

нарушением прав потребителей и т.п.?

9



В раздел образования