Автор: Кочанова Ирина Вениаминовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №28
Населённый пункт: город Балаково Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: Инновационная деятельность учителя в рамках реализации ФГОС
Раздел: начальное образование
Инновационная деятельность учителя в рамках реализации ФГОС
«Кто постигает новое, лелея старое,
тот может быть учителем»
Конфуций
На данном этапе развития современной школы вопрос об инновационной деятельности
становится актуальным как никогда в связи с новыми требования и стандартами. Что же
такое
инновация?
Инновация
как
я
понимаю,
это
обновления.
Инновации
в
педагогическом
процессе
определяет
инновационную
деятельность
как
деятельность,
направленную на поиск и реализацию новых форм, методов и подходов в обучении, новых
технологии
и
совершенствования
организации
производства.
Целью
инновационной
деятельности является улучшение качества работы. Основные признаки инновационной
деятельности:
1.
Создание и использование интеллектуального продукта. В ходе образовательного
процесса учитель создает что-то новое для себя или для класса.
2.
Интеграция основной образовательной деятельности в дополнительную.
3.
Повышения интереса у детей к обучению.
Профессиональная деятельность учителя неполноценна, если она строится только как
воспроизводство
однажды
усвоенных
методов
работы.
Без
творчества
нет
педагога-
мастера.
В
инновационной
деятельности
можно
выделить
три
основных
блока:
техническая,
учебная и внеучебная.
Техническая инновация
В современном мире технический прогресс достиг невиданных результатов. Он затронул
все сферы жизни человека, и школа не стала исключением. Это интерактивная доска, ЭОР
ы, ИКТ технологии, которые
широко применяется в начальных классах, где наряду с
учебной деятельностью применяется игровая. Уже давно применяются видео лекции.
Лекции уже недостаточно слушать, в свете последних технических достижений, возможно
непосредственно принимать в них активное участие.
Учебные инновации
Я стараюсь, чтобы урок был интересен ребенку и запомнился ему. Для этого применяю
новые технологии. «Технология развития критического мышления» позволяет
строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия
личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с
информацией, умений анализировать и применять данную информацию. Я остановлюсь
на тех приёмах, которые использую на своих уроках Один из них - это метод синквейн,
творческая работа, имеющая форму короткого стихотворения, состоящее из 5
нерифмованных строк. Правила, по которому оно составляется:
1.
Одно существительное и главная мысль
2.
Два прилагательных и главная мысль
3.
Три глагола в рамках темы
4.
Фраза, несущая определенную мысль
5.
Форма существительного, но ассоциируется с первым существительным
Синквейны выполняют две важнейшие функции: помогают осуществлять контроль
над детьми, ведь никому не удастся изложить суть в нескольких строчках, если не было
ознакомления с необходимым материалом и экономят время, которого никогда не бывает
много. Также на этапе рефлексии применяю приёмы: «Шесть шляп», «Ромашка вопросов»,
«Диаманта» и другие.
Приём «Верите ли вы, что…»
Фрагмент урока «Окружающий мир» 3класс, «Почва». Поиграем в игру «Верите ли вы,
что…» У каждого на парте таблица. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке
плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока
останется пустой.
Вопросы:
… ветер может разрушить горы?
… опавшие осенью листья вредят почве?
… 1см почвы образуется за 300 лет?
… норы животных, живущих в почве, разрушают её?
… растения участвуют в образовании почвы?
… почва и камень родственники?
… почва – наша кормилица?
1
2
3
4
5
6
7
- Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были
правы.
Приём
«Корзина
идей» Групповая
работа.
Каждая
группа
после
предварительного
обсуждения высказывает свои предположения.
Приём «Кластер» на уроке обобщения «Имя существительное». Ключевое слово «Имя
существительное», вокруг в виде лучей слова, всё что касается этого понятия.
Широко использую образовательные проекты, связанные с учебной деятельностью. Они
могут проходить на уроке и вне урока (в музеях, экскурсии и т.д.).
Еще одна инновация - это ментальные карты. Впервые эту технику предложил Тони
Бьюзен, британский психолог. Ментальные карты — это способ записи, альтернативный
по отношению к тексту, спискам и схемам. Они удобны, эффективны для визуализации
мышления. Ментальные карты составляются на основе ассоциаций. Опорные слово в
Имя сущ-е
Кто? Что?
предмет
Связан с прил
Собств, нариц
Одуш., неодуш
Москва
дом
собака
тетрадь
Явления
природы
чувства
Признаки
качества
события
центре, рисуется событие, а затем выстраивается логическая цепочка, действия (можно
изображать в виде дерева, солнышка и т.д.). Эти ментальные карты можно использовать
как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
«Кейс-метод»–качественный метод изучения явлений на основе конкретных ситуаций.
Отличительная особенность – проблемная ситуация на основе фактов из реальной жизни.
Сущность – изучение общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев.
Основная
функция
– учит
решать
сложные
неструктурированные
проблемы,
которые
невозможно
решить
аналитическим
способом.
Использование принципов
проблемного
обучения способствует достижению более эффективных образовательных результатов.
Преимущества.
1.
В
основе
технологии
лежит
системно-деятельностный
подход,
который
обеспечивает:
активную
учебно-познавательную
деятельность
обучающихся;
формирование
готовности
к
саморазвитию
и
непрерывному
образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в
системе
образования;
построение
образовательного
процесса
с
учётом
индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся.
2.
Технология обеспечивает возможность работы группы на едином проблемном поле
(в
ходе
разбора
ситуации
– решения
«кейса»
–
обучающиеся
действуют
в
«команде», проводят анализ, разбираются в сути проблемы, предлагают возможные
решения, вырабатывают и принимают собственное практическое решение).
3.
Технология обеспечивает возможность получения не только знания, но и глубокого
понимания
теоретических
концепций;
возможность
выработки
навыков
простейших обобщений, а также возможность знакомства с реальной жизнью.
4.
Акцент
обучения
переносится
не
на
овладение
готовым
знанием,
а
на
его
выработку,
на
сотворчество
обучающегося
и
преподавателя;
отсюда
принципиальное
отличие
метода
от
традиционных
методик
–
демократия
в
процессе
получения
знания,
когда
обучающийся
равноправен
с
другими
обучающимися и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.
Структура «кейса»
Предислови или вводная часть или введение–дает общую информацию о «кейсе».Может
содержать вызов–небольшое вступление, интригующее читателя. Существуют следующие
представления предисловия: определенная сюжетная завязка, которая вызовет интерес к
рассматриваемой
ситуации;
исходные
данные
исследования,
глоссарий
терминов,
ключевые моменты; формулировка вопросов для исследования, другое. Можно начать с
гипотезы и рассматривать ситуацию, подтверждая или опровергая гипотезу.
Основная часть–контекст, случай, проблема, факты и решения.
Послесловие или
материалы
для
решения –завершающая
часть
«кейса»,
имеет
вариативный
характер,
представляет
дополнительную
информацию,
которая
позволит
лучше разобраться в «кейсе»: вопросы, библиография, фотографии персонажей, схемы,
таблицы.
Материалы,
необходимые
для
решения
каждого
конкретного
«кейса»,
самостоятельно определяются автором. Цель этого раздела – в интерактивной форме
представить большой объём информации.
Фрагмент урока литературного чтения в 3 классе. Произведение В.Драгунского «Он
живой и светится».
Вариант проблемно – информационного поля «кейса»
Материалы для решения
1.
Символы и значения, использованные в расказе:
Светлячок ,бублик, моментально, брынза, добрость, Гватемала, Барбадос, пристально
Проблема: равноценный ли обмен дорогой игрушки на светлячка?
(В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не
имеет однозначного решения.)
2.
Задания для работы в группах:
I группа:
Внимательно прочитайте текст; осмыслите для себя содержание и решите проблему
от лица Мишки. Представьте вариант решения.
II группа:
Проанализируйте перечень заданий, выполнение которых позволит решить задачу с
точки зрения мамы. Представьте вариант решения.
III группа:
Решите проблему с точки зрения главного героя, Дениски.
IV группа:
Определите критерии оценки решения задачи с позиции главных действующих лиц. Какой
урок-заповедь может извлечь для себя человек, прочитав этот рассказ? Чему он учит?
Вопросы - задания, которые приведут к решению
1.
Кого Дениска ждал во дворе?
2.
На кого по мнению Дениски были похожи тёмные облака?
3.
Что папа подарил Дениске перед отъездом?
4.
Кого могла по мнению Дениски встретить мама и забыть про него?
5.
Почему Дениска не захотел обменять машинку на плавательный круг?
6.
Что было у Мишки в коробке?
7.
Отдал ли Дениска машинку Мишке в обмен на его сокровище?
8.
Каким цветом светился светлячок?
9.
Какими словами назвала мама то, на что обменял свой самосвал?
10. Чем светлячок по мнению главного героя лучше самосвала?
Внеурочная деятельность
В этой области возможно раскрыть все свои фантазии в инновационной деятельности.
Организация школьного театра кукол – дело увлекательное и полезное. Ни в одном из
видов творчества нет такого широкого сочетания различных искусств и профессий, как в
кукольном театре.
Занятия в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление,
артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют
развитию общительности, коммуникабельности, развивают моторику рук и пальцев
ребёнка, двигательную активность.
Здесь надо уметь рисовать, конструировать, петь, владеть словом, танцевать,
перевоплощаться. Вот почему наш кукольный театр является действенным,
интегрированным образовательным пространством, в котором полученные детьми в
рамках образовательных областей основного общего образования знания, умения и
навыки, применяются в процессе подготовки спектакля. В свою очередь, рождение
спектакля является мощным стимулом для формирования у ребенка положительной
мотивации к учебной деятельности. Кукольный театр играет огромную роль в
нравственном и эстетическом воспитании младших школьников. Содержание кукольных
спектаклей преломляется через опыт ребенка, отношение детей к изображаемым в
спектакле явлениям и оказывает воспитательное воздействие на них. Занятия в
театральном кружке способствуют расширению кругозора детей, повышению
эмоциональной культуры и культуры мышления, формированию убеждений и идеалов.
Играя в спектакле, дети перевоплощаются в различные образы, учатся выражать свои
чувства в слове, интонации. Благодаря этому развивается выразительность речи. В
процессе работы над спектаклем дети учатся согласованным действиям, взаимовыручке,
умению подчинять свои желания интересам коллектива.
Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество
профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого
уровня педагогического мастерства.