Напоминание

"ЭФФЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ"


Автор: Цой Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/C №135
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "ЭФФЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




"МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ , ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ

ЭФФЕКТИВНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ПРАВОВОЙ

КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В ДОУ''

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание

граждан правового, демократического государства, способных к

социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих

высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость,

уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других

народов. Только сейчас, когда демократия набирает силу, когда права

человека перестают быть фикцией, можно реально ставить как

приоритетную задачу – формирование гражданственности:

предоставление каждому ребенку не только условий для творческой

самореализации, но и условий для свободного самоопределения: как

гражданина новой общественной системы, при которой человек

становится не только субъектом практического действия, выработки

средств достижения целей, но и субъектом общественного

целеполагания. Личность, уважающая себя, обладает гораздо больше

потенциальной активностью, чем, лишенная достоинства. И

дошкольному учреждению принадлежит особая роль в воспитании

будущего гражданина своей страны.

Главная цель педагогической деятельности по гражданскому

воспитанию детей дошкольного возраста – воспитание гуманной,

социально активной, самостоятельной, интеллектуально-развитой

творческой личности. Правовое

воспитание дошкольников–это именно тот важный момент, который

нельзя упустить. Если детям правильно объяснить то, какие именно

поступки являются хорошими, а какие плохими, то можно избежать

массы проблем в будущем. Именно в столь юном возрасте у ребенка

закладываются столь важные понятия, как любовь к порядку, уважение

других людей и т.д.

Очень важно чтобы ребенок осознавал, что он имеет право на любовь,

внимание и заботу со стороны взрослых. Малыш должен быть защищен

от любых видов насилия. Очень важно объяснять ребенку, что такие

простые вещи, как нормальный уровень жизни и отдых – это то, на что

он имеет право.

Правовое воспитание дошкольников – это фундамент для развития

всего общества. Дети являются самым дорогим кладом общества, и это

не зависит от политического строя или религии. Педагоги, которые это

понимают, поставлены перед решением самой важной проблемы, а

именно защиты прав ребенка . Начинать работу

целесообразно с детьми старшего дошкольного возраста (шестой,

седьмой год жизни).Ребенок уже может регулировать свое поведение,

исходя из бытовых и игровых правил и норм. К 6 – 7 годам дошкольник

вполне управляет своим поведением, умеет произвольно подчинять

себя поставленной цели (концентрировать внимание, прилагать волевое

усилие), владеет образными и речевыми средствами упорядочения

опыта, обладает довольно сложным внутренним миром, этическими

образцами, определяющими его действия и отношения. То есть к концу

дошкольного детства ребенок становится активным, осознающим себя

субъектом собственной деятельности и отношений с взрослыми и

сверстниками.

Правовое воспитание дошкольников заключается в формировании

основ правового сознания. В детях нужно воспитывать уверенность в

себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и

толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников. Для

этого подойдут следующие образовательные мероприятия:

• Знакомство детей с адаптированными текстами международных,

документов, раскрывающих основные права и свободы человека.

• Чтение и рассказывание произведений устного народного творчества,

произведений классической детской литературы, доступных

фрагментов учебного пособия А. Усачёва «Приключения маленького

человечка», подчеркивая в содержании нравственно-правовые аспекты.

• Рассказы воспитателя на нравственно-правовую тематику.

• Рассматривание иллюстраций, наборов картин, отражающих

нравственно-правовые понятия. Воспитатель подбирает

соответствующие иллюстрации из книг и картинки, отражающие

нравственно-правовую тематику, и предлагает их детям для

рассматривания. По просьбе воспитателя, дети, рассматривая

иллюстрации, отмечают, нарушены ли в сказках права героев,

определяют, какое право нарушено, пытаются найти выход из данной

ситуации.

• Беседы с детьми о нравственно-правовых понятиях.Например, беседы

о личном имуществе, о вещах, которыми они дорожат, —

«сокровищах». По образцу воспитателя дети называют предмет, его

назначение, рассказывают, почему эта вещь дорога ребёнку, обращают

внимание на правила бережного обращения с ней. Совместно с

воспитателем отмечают, что у каждого ребенка есть своя «дорогая»

вещь, и делают вывод: у каждого ребенка могут быть личные вещи,

нельзя брать их без разрешения. Детям сообщают о существовании в

группе некоторых правил: у каждого ребенка есть имя, поэтому следует

обращаться друг к другу по имени. Обращаться следует ласково.

Правила обязательны для выполнения каждым членом группы. Правила

можно изменять, но только с общего согласия.

• Использование плакатов-картин из серии «Разрешающие и

запрещающие знаки поведения». Дети, находясь в группе, имеют

возможность постоянно обращаться к этим знакам и рассматривать

изображенные на плакатах модели положительных и отрицательных

поступков людей.

Использование демонстрационных материалов, отражающих общие

представления об истории и культуре. Рассматривая пособия, ребенок

понимает, что в огромном мире существуют и растения, и животные, и

люди. Дети осознают, что принадлежат к человеческому роду и

являются людьми. Они отмечают, что в течение жизни с человеком

происходят изменения: из ребенка он превращается во взрослого.

• Хороводные игры.

• Занимательные упражнения «Братания». Для установления

атмосферы равенства, принятия детьми друг друга, комфортного

пребывания каждого члена группы предлагаются занимательные

упражнения «братания». Такой прием используется после

коллективных видов деятельности или успешного выполнения

ребенком индивидуального поручения.

• Игра «Похвала».

Эти игры воспитателем организуются с целью показа ребенку

возможности иметь собственное мнение по поводу какого-то события

или человека. Необходимо научить ребенка высказывать собственное

мнение, не обижая, не огорчая сверстников. • Упражнения на

развитие понимания эмоциональных состояний окружающих.

Воспитатель, организуя эти игры, обращает внимание детей на то, что у

людей могут быть разные настроения: они могут испытывать радость,

печаль и т.п. • Организация выставок любимых

вещей.

Участвуя в отборе экспонатов для выставки, дети закрепляют

представления о том, что у каждого ребенка могут быть личные вещи.

• Сочинение историй, сказок о себе, близких людях на нравственно-

правовую тематику.

• Проведение вечеров сказок.

Детям предлагают сочинить сказки о правах человека, о

демократическом устройстве общества, стране, президенте, правилах

группы.

• Демонстрация детьми собственных работ. На детских шкафчиках для

хранения одежды укрепляются разноцветные крючки, на которых

ежедневно каждым ребенком совместно с педагогом вывешиваются

детские работы. Подобная демонстрация детских работ позволяет

упражнять малышей в уважительном отношении к своим работам и

работам сверстников. Малыши учатся аккуратному обращению с

собственными и чужими результатами труда, учатся не ломать, не рвать

детские работы.

• Игры «Запрещающие и разрешающие знаки поведения». Для

организации игры изготавливается серия картинок, с помощью которых

демонстрируется действие основных прав человека: жестокое

обращение с детьми, участливое отношение друг к другу, высказывание

собственного мнения, владение игрушками. •

Ведение ребенком совместно с родителями альбомов о себе и своей

семье.

В альбоме дети записывают свое имя, домашний адрес, рисуют или

наклеивают любимую игрушку, имена близких.

• Упражнения «Сказочные правила».

В сказках на бытовую тематику дети пытаются определить, какие

необходимые правила выполняют или не выполняют герои. Например,

Зайчик и Лиса из сказки «Заюшкина избушка».

Дидактические игры: "Я имею право:" "Чьи права нарушены?", "Назови

права героев", "Выбери право".

Метод драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в

другого, войти в его положение. Каждому ребенку присуще

"театральный инстинкт" – стремление посредством игры побывать в

роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это

помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и

животных.

Проблемно-поисковые методы: отгадывание загадок, разгадывание

ребусов, решение кроссвордов.

• Участие вместе со взрослыми в полезных делах.

Дети совместно с воспитателем учатся устанавливать элементарные

правила жизни в группе:

- здороваться, когда входишь в помещение;

- брать вещи с разрешения владельца;

- просить разрешение, чтобы приняли в игру;

- обращаться по имени к каждому ребенку.

По мере запоминания и исполнения правил детьми, воспитатель вводит

новые.

• Воспитывающие ситуации.

• Игры - путешествия.

• Домашние задания.

• Творческие задания детям.

• Прием "Выборы президента группы".

• Игра «Прием в президентском дворце».

• Праздник "Права человека".



В раздел образования