Напоминание

Методическая разработка проведения урока по теме «Нанесение размеров на чертежах» дисциплина «Инженерная графика»


Автор: Трушина Антонина Ивановна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Энгельсский колледж профессиональных технологий"
Населённый пункт: город Энгельс
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методическая разработка проведения урока по теме «Нанесение размеров на чертежах» дисциплина «Инженерная графика»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Федеральное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Энгельсский государственный профессионально-педагогический колледж»

План проведения

урока по теме

«Нанесение размеров на чертежах»

дисциплина «Инженерная графика»

Энгельс, 2009

ФГОУ СПО «ЭГППК» Методический отдел

_____________________________________________________________________________________________________________

Одобрена

ц и к л о в о й

м е т о д и ч е с к о й

комиссией

естественнонаучных,

м а т е м а т и ч е с к и х

и

Общепрофессиональных

дисциплин дисциплин

Протокол №

от «____» ___________ 20__ г.

С о с т а в л е н а

в

с о о т в е т с т в и и

с

Государственными

требованиями

к

м и н и м у м у

с од е р ж а н и я

и

у р о в н ю

подготовки выпускника по специальности

Председатель

_________ А.И. Трушина

Заме ститель

директора

по

у ч е б н о -

методической работе

____________ О.А. Карюкина

Автор: Трушина А.И.

Рецензент

Компьютерная верстка –

2

ФГОУ СПО «ЭГППК» Методический отдел

_____________________________________________________________________________________________________________

Содержание открытого нетрадиционного урока

Дата проведения 11 декабря 2009 г.

Группа Пот 276

Время проведения 45 мин.

Тема урока

«Нанесение размеров на чертежах»

Цели урока:

Дидактическая-

сформировать знания по нанесению размеров;

Научить приемам анализа

Воспитательная

Показать значимость знаний и умений по нанесению размеров на чертежах в

профессиональной деятельности

Развивающая –

Развитие внимательности, самостоятельности

Научить применять полученные знания на практике.

Тип урока комбинированный

Учебно-материальное оснащение урока:

Мультимедиапроектор, интерактивная доска, ноутбук, классная доска

Методы обучения

Проблемное изложение, частично -поисковый, исследовательский

Ход урока

(Анна)

Нанесение размеров на чертежах является важнейшим этапом их выполнения. В

производственных условиях неправильно нанесенные размеры могут привести к

грубым ошибкам и в конечном результате к браку.

Правила нанесения размеров устанавливает ГОСТ 2.307-68. Общее количество

размеров на чертеже должно быть минимальным, но достаточным для изготовления

и контроля изделия. Не допускается повторять размеры одного и того же элемента

на

разных

изображениях,

в

технических

требованиях,

основной

надписи

и

спецификации, за исключением справочных размеров.

Основанием для определения величины изображенного изделия и его элементов

служат размерные числа, нанесенные на чертеже. Размерные числа располагают

над

размерными

линиями,

которые

проводят

между

выносными

линиями,

на

полках линий – выносок, в таблицах, в технических требованиях используют с

условными знаками.

3

ФГОУ СПО «ЭГППК» Методический отдел

_____________________________________________________________________________________________________________

Линейные размеры на чертежах указывают в миллиметрах, без обоснования

единицы измерения. Размеры, записанные в технических требованиях и надписях

на поле чертежа, обязательно указывают с единицей измерения.

Если

на

чертеже

размеры

необходимо

указать

не

в

миллиметрах,

то

соответствующие размерные числа записывают с обозначением единицы измерения

(см, м) или указывают в технических требованиях. Простые дроби допускаются

применять только для размеров в дюймах.

Угловые размеры указывают в градусах, минутах и секундах с обозначением

единицы, например: 5

0

; 5

0

30

,,

; 5

0

30

,

25

»,,

и т.д. Некоторые угловые размеры задают

значениями уклона и конусности.

2.2. Размерные и выносные линии

Размеры на чертежах указывают размерными числами и размерными линиями

со

стрелками

на

концах.

Размеры

предпочтительно

проставлять

вне

контура

изображения. Для этого с помощью выносных линий размер выносят за пределы

изображения.

Выносная

линия

должна

выходить

за

концы

стрелок

размерной

линии на 2…3 мм. Размерная линия проводится параллельно прямолинейному

отрезку, размер которого указывается, на расстоянии не менее 10 мм от контура

детали, рис. 1. Допускается проведение выносной линии не под прямым углом к

размерной

линии,

при

этом

выносные

линии,

размерная

линия

и

измеряемый

участок образуют параллелограмм, рис. 2.

рис. 1.

рис. 2.

Размеры стрелок выбирают в зависимости от толщины линий видимого контура

и вычеркивают приблизительно одинаковыми на всем чертеже. Форма стрелки и

примерное соотношение ее элементов проиллюстрированы на рис. 3., где

S – толщина обводки линии видимого контура от которой зависит толщина

элементов стрелки;

h – расстояние между створками стрелки;

4

ФГОУ СПО «ЭГППК» Методический отдел

_____________________________________________________________________________________________________________

I - длина стрелки.

На

учебных

чертежах

длину

стрелки

следует

брать

примерно

6 S

.

что

обеспечивает форму стрелки по ГОСТ 2.307-68.

рис. 3.

рис. 4.

Размерные линии проводят между выносными, осевыми, центровыми линиями

в непосредственной близости к линиям видимого контура.

Расстояние между размерными линиями выбирают в зависимости от размеров

изображения и насыщенности чертежа. При этом минимальное расстояние между

параллельными размерными линиями — 7 мм. Нельзя использовать линии контура,

осевые,

центровые

и

выносные

в

качестве

размерных.

Необходимо

избегать

пересечения размерных и выносных линий, рис. 4. Для этого следует соблюдать

порядок простановки размеров: сначала размеры мелких элементов чертежа, затем

крупных. Завершают простановку габаритные размеры:

длина, высота и ширина

детали.

5

ФГОУ СПО «ЭГППК» Методический отдел

_____________________________________________________________________________________________________________

рис. 6

Если длина размерной линии недостаточна для размещения на ней стрелок, то

размерную линию и стрелки наносят, как показано на рис. 5.

При недостатке места для стрелок на размерных линиях, расположенных

цепочкой, стрелки можно заменить точками (рис.6, а) или засечками под углом

45" к размерным линиям (рис. 6, б).

При недостатке места для стрелки из-за

близко

расположенных

контурных

или выносных линий последним

можно прерывать (рис. 7 а)

Выносные

линии проводят

от

линий

в и д и м о г о

к о н т у р а

и л и

т о ч е к

пересечения

их продолжений, центров окружностей,

дуг, размерных линий криволинейного

контура

(рис.

8),

а

также

от

линий

невидимого

контура,

если

при

этом

о т п а д а е т

н е о б х о д и м о с т ь

в

в ы ч е рч ива нии

д о п о л н и т е л ь н о г о

изображения.

рис. 7

6

ФГОУ СПО «ЭГППК» Методический отдел

_____________________________________________________________________________________________________________

рис. 8

рис.9

При

нанесении

размера

наклонного

отрезка

размерную

линию

проводят

параллельно этому отрезку, а выносные линии - перпендикулярно размерным (рис.

9).

При нанесении размера утла размерную линию проводят в виде дуги с центром

в вершине угла, а выносные линии - радиально (рис. 10).

При нанесении размера дуги окружности размерную линию проводят

концентрично дуге, выносные линии — параллельно биссектрисе угла, а над

размерным числом ставят знак.

рис. 10

рис. 11

При изображении изделия с обрывом размерную линию не прерывают, рис. 11.

2.3. Размерные числа

Размерные числа наносят над размерной линией на расстоянии 1... 1,5мм.

параллельно ей, по возможности ближе к ее середине, под углом 75°. На учебных

чертежах высота размерных чисел равна 3,5мм. Размерные числа не зависят от

масштаба, в котором выполнен чертеж, они всегда соответствуют действительным

размерам изображенного предмета.

7

ФГОУ СПО «ЭГППК» Методический отдел

_____________________________________________________________________________________________________________

При

нанесении

нескольких

параллельных

или

концентрических

размерных линий размерные числа над ними рекомендуется располагать в

шахматном порядке (рис. 12).

рис. 12

Расположение размерных чисел линейных размеров при различных наклонах

размерных линий показано на рис., 13. Нанесение угловых размеров показано на

рис. 14.

В зоне, расположенной выше горизонтальной осевой линии, размерные

числа

помещают

над

размерными

линиями

с

внешней

стороны,

в

противоположной зоне - с внутренней, рис.14. В заштрихованной зоне по рис.

13.14 размерные числа указывают на горизонтальных полках (рис. 15)

8

ФГОУ СПО «ЭГППК» Методический отдел

_____________________________________________________________________________________________________________

рис. 13

рис. 14

Е с л и

д л я

нанесения

стрелок

и л и

н а п и с а н и я

размерного

ч и с л а

недостаточно

места,

то их наносят так, как

показано

на

рис.16.

Способ

нане сения

размерного числа при

различных

положениях

размерных

линий

на

чертеже определяется

наибольшим

удобством их чтения.

рис. 15

рис. 16

Размерные

числа

нельзя

разделять

или

пересекать

какими

бы

то

ни

было

линиями чертежа и наносить в местах пересечения размерных, осевых и центровых

линий. В месте нанесения размерного числа осевые, центровые и линии штриховки

прерывают (рис. 17), но линию контура прерывать нельзя.

рис. 17

9

ФГОУ СПО «ЭГППК» Методический отдел

_____________________________________________________________________________________________________________

При изображении части вида или части разреза симметричного предмета

размерные линии, относящиеся к этим элементам, проводят с обрывом. Обрыв

размерной линии делают дальше оси или линии обрыва изделия (рис. 18, а,

б)

рис. 18

рис.19

Размеры, относящиеся к одному и тому же конструктивному элементу (пазу,

углублению, выступу, отверстию и т.п.), следует группировать в одном месте,

располагая их на том изображении, где более полно показан этот элемент рис. 19.

Не допускается наносить на чертеже размеры в виде замкнутой цепи. На одном

участке

этой

цепи

размер

не

проставляют,

так

как

он

получится

в

процессе

изготовления детали, рис.20. Исключение составляют строительные чертежи, или

чертежи на которых один размер дается справочным.

Справочным

размером называется размер, не подлежащий выполнению по

данному чертежу. Он указывается только для удобства пользования чертежом.

Справочные размеры отмечают на чертеже знаком *, рис.21.

Следует избегать простановки размеров по невидимому контуру.

рис. 20

рис. 21

10

ФГОУ СПО «ЭГППК» Методический отдел

_____________________________________________________________________________________________________________

2.4. Нанесение размеров радиусов

При

нанесении

размера

радиуса

перед

размерным

числом

помещают

прописную

букву R

, рис.22. Знак радиуса и размерное число выполняются

шрифтом одного размера. Размерная линия проводится через центр или в

направлении центра дуги окружности. Стрелка на такой размерной линии

выполняется на конце, упирающемся в линию дуги.

Рис. 22

Рис.23

Если необходимо на чертеже указать размер, определяющий положение центра

дуги

окружности,

то

через

этот

центр

проводят

взаимно

перпендикулярные

центровые или выносные линии. Размерная линия при этом должна проходить

через центр дуги окружности (рис. 23). Если же не требуется указывать размеры,

определяющие положение центра дуги окружности, то размерную линию радиуса

допускается не доводить до центра и смещать ее относительно центра.

При большой величине радиуса, когда центр дуги окружности находится

далеко

от

дуги,

допускается

приближать

центр

к

дуге

на

произвольное

расстояние, при этом размерную линию проводят с изломом под углом 90°

(рис. 24).

11

ФГОУ СПО «ЭГППК» Методический отдел

_____________________________________________________________________________________________________________

Рис. 24. Рис. 25. Рис. 26

Если из одного центра проводится несколько размерных линий радиусов дуг. то

нужно следить за тем, чтобы две размерные линии не располагались на одной

прямой (рис. 25).

Если

на

чертеже

радиусы

скруглений

одинаковы

или

какой-либо

радиус

является

преобладающим,

то

рекомендуется

эти

радиусы

на

изображениях

не

проставлять, а на поле чертежа над основной надписью сделать запись типа:

«Неуказанные радиусы 3 мм»; «Радиусы скруглений 6 мм» и т. п.

2.5. Нанесение размеров диаметров

Нанесение размеров диаметров показано на рис. 26, 27 и 28. Перед

размерным числом ставится знак. Высота знака равна размеру шрифта

размерного числа. Угол наклона штриха знака примерно 60...70°. Диаметр

окружности знака берется несколько меньше высоты цифры размерного

числа.

Рис. 27. Рис. 28.

Предпочтительнее

указывать

размеры

диаметров

на

той

проекции,

где

окружность изображается отрезком, как показано на рис. 26. В случае нанесения

размера диаметра внутри окружности размерную линию следует проводить под

углом 30...45° к центровым линиям, как показано на рис. 26.

12

ФГОУ СПО «ЭГППК» Методический отдел

_____________________________________________________________________________________________________________

Если для написания размерного числа внутри окружности недостаточно

места, то размеры наносят, как показано на рис. 27. Если недостаточно

места

и

для

стрелок,

то

размеры

окружностей

следует

наносить,

как

показано на рис. 16.

Рис. 29. Рис. 30

Допускается проведение размерных линий с обрывом (рис.18, 28 и 29) при

указании размера диаметра окружности, при этом размерная линия обрывается за

центром

окружности.

Если

на

чертеже

симметричного

предмета

элементы

изображены

только

до

оси

симметрии

или

с

обрывом,

то

размерные

линии,

относящиеся к этим элементам, проводят с обрывом и обрыв размерной линии

делают дальше оси или линии обрыва.

2.6. Размеры повторяющихся элементов

Если

на

чертеже

имеется

несколько

одинаковых

отверстий,

то

их

размер

указывается один раз, а их число пишется перед размерным числом (рис. 31,32) или

под полкой линии-выноски (рис.30).

При

нанесении

размеров

элементов,

равномерно

расположенных

по

окружности

изделия

(например,

отверстий),

вместо

угловых

размеров,

определяющих взаимное расположение, элементов указывают только их количество

(рис. 3 1 ) .

Между равномерно расположенными элементами изделия (например,

отверстиями) рекомендуется наносить размер между соседними элементами

и размер между крайними элементами в виде произведения количества

промежутков между элементами на размер промежутка (рис. 32).

13

ФГОУ СПО «ЭГППК» Методический отдел

_____________________________________________________________________________________________________________

Рис. 32.

Размеры сквозных и глухих отверстий с фасками и без них группируют на

одном разрезе или виде как показано на рис. 33.

Рис. 33. Рис. 34

14

ФГОУ СПО «ЭГППК» Методический отдел

_____________________________________________________________________________________________________________

Перед размерным числом диаметра или радиуса сферы наносят знак диаметра

или R без надписи «Сфера» (рис. 34, а, б).

Однако если сферу трудно отличить от других поверхностей, то допускается

перед знаком диаметра или радиуса писать слово «Сфера» или знак «О», например.

« О R6»; Сфера «20» Диаметр знака сферы равен размеру шрифта размерных

чисел на чертеже.

Если на чертеже изображено менее половины сферы, то ставят знак радиуса R,

если больше половины - знак диаметра.

2.8. Размеры квадрата

Нанесение размеров квадрата показано на рис. 35. Если размер ставят только с

одной стороны, то перед размерным числом ставят знак «о».

Если квадрат изображен на чертеже прямой линией, то размер квадрата

также ставится со знаком «□». Тонкие линии, проведенные по диагонали,

обозначают плоскую поверхность, чтобы при чтении чертежа не принять этот

элемент за цилиндрический.

Рис. 35.

Размер фаски под углом 45° наносят как показано на рис. 36. а, б, а под

углом 30° на рис. 36, в, г. Размеры фасок под другими углами указывают по

общим правилам — линейными или угловыми размерами (рис. 36 д).

15

ФГОУ СПО «ЭГППК» Методический отдел

_____________________________________________________________________________________________________________

Рис. 36

3. КОМПОНОВКА ИЗОБРАЖЕНИЯ

НА ЧЕРТЕЖНОМ ЛИСТЕ

Опыт

показывает,

что

подавляющее

большинство

студентов

не

умеет

компоновать изображения на поле чертежа, они не умеют выбрать правильно

расстояние между проекциями, а также между проекциями и краем листа. Это

всегда

приводит

к

неудачному

нанесению

размеров

на

чертеже.

Хорошее

предложение для правильной компоновки чертежа на листе разработал учитель из

Адлера А. П. Латышев. Для этого следует произвести предварительный расчет,

условно

обозначив

буквами

х,

у, z

соответственно длину, ширину и высоту

проецируемого предмета (рис. 37).

16

ФГОУ СПО «ЭГППК» Методический отдел

_____________________________________________________________________________________________________________

Рис. 37. Компоновка изображений на чертежном листе

Рис. 38. Компоновка изображений на чертежном листе

17

ФГОУ СПО «ЭГППК» Методический отдел

_____________________________________________________________________________________________________________

Величина промежутка 1 определяется по формуле 1 =

где L — длина листа; для нахождения промежутка b служит аналогичная

формула: b =

где В - ширина листа.

На

рис.

38

показан

пример

компоновки

чертежа

при

его

горизонтальном

расположении.

4. ПРОСТАНОВКА РАЗМЕРОВ НА РАБОЧИХ ЧЕРТЕЖАХ ДЕТАЛЕЙ

Рационально выбранные изображения и правильно заданные размеры детали

облегчают ее изготовление. Тем самым повышается производительность труда и

уменьшается вероятность брака.

Простановка размеров на рабочем чертеже детали тесно связана с технологией

изготовления

детали

и

условиями

ее

работы.

При

нанесении

размеров

важно

правильно сгруппировать их так, чтобы нужный размер было легко отыскать, а

также

проверить,

не

нанесен

ли

он

дважды

и

все

ли

необходимые

размеры

поставлены, какие размеры не требуются для изготовления детали и т.п.

Количество размеров на рабочем чертеже должно быть таким, чтобы деталь можно

было бы изготовить без применения каких-либо масштабных соотношений, взятых

с чертежа. Лишние и дублированные размеры будут помехой в работе с чертежом,

поэтому количество размеров на рабочем чертеже должно быть минимальным, но

достаточным для изготовления и контроля изделия.

При простановке размеров на эскизах и чертежах детали, чтобы не пропустить

какой-нибудь из размеров, необходимо эту деталь мысленно расчленить на простые

геометрические элементы и задать размеры каждого такого элемента.

Специальные

правила

и

приемы

простановки

размеров,

обусловленные

производственными требованиями студенты рассматривают при изучении темы

«Эскизы и рабочие чертежи деталей».

4.1. Классификация размеров

Для облегчения чтения размеров, указываемых на рабочих чертежах деталей,

их можно разбить с точки зрения определения величины и увязки элементов детали

между собой на следующие группы (рис. 39).

а)

Размеры габаритные — наибольшие размеры детали по длине, ширине и

высоте.

В

основном

эти

размеры

используются

при

выборе

заготовки

детали,

подсчете ее массы, контроле размеров в случае установки детали в какое-либо

устройство,

механизм

и

т.д..

а

также

при

решении

вопросов,

связанных

с

транспортировкой, упаковкой и хранением детали.

18

ФГОУ СПО «ЭГППК» Методический отдел

_____________________________________________________________________________________________________________

б) Размеры конструктивные —

к

этой

группе

молено

отнести,

например,

следующие

размеры:

внутренний

диаметр

подшипника

скольжения

(его

вкладышей), наружный диаметр поршня, проходной диаметр клапана, вентиля,

крана, число зубьев и модуль зубчатого колеса и т.п.

в)

Р а з м е р ы координирующие

- эти

размеры

показывают

взаимное

расположение

основных

частей

детали

и

помогают

контролировать

ориентирование

детали

относительно

других

в

устройстве.

Таким

размером,

например,

у

кронштейна,

является

расстояние

от

его

основания

до

оси

поддерживаемого им вала, у шатуна — расстояние между осями крайних рабочих

отверстий и т.д.

Рис. 39

г) Размеры установочные и присоединительные

— указывают положение детали в

изделии. К ним относятся расстояния между осями валов, расстояния между осями

отверстий под болты и шпильки (так называемые межпентровые размеры), размеры

элементов фланцевых, шпоночных и других соединений, диаметры резьбовых и

проходных отверстий для деталей крепления и т. д. (рис. 40).

19

ФГОУ СПО «ЭГППК» Методический отдел

_____________________________________________________________________________________________________________

Р и с .

4 0 .

П р о с т а н о в к а

межцентровых расстояний

д) Размеры технологические

— к ним относятся размеры технологических

элементов детали (проточек для выхода инструмента, фасок и т.д.), которые

назначают

согласно

данным

соответствующих

стандартов;

размеры

шпоночных пазов и зубьев, нарезаемых в теле вала, которые должны быть

равны

диаметрам

соответствующих

фрез

(рис.

41);

размеры

некоторых

элементов литых, штампованных и пластмассовых деталей.

Рис. 41. Пример простановки технологических размеров

е)

Размеры, определяющие форму детали, — различают линейные, угловые,

скругления.

гибочные,

вытяжные

и

другие

размеры,

характеризующие

форму

элементов детали.

4.2. Понятие о базах и базовых поверхностях

Нанося размеры на чертеже детали, необходимо решать следующие основные

вопросы: какие размеры нанести на чертеже, чтобы для каждого элемента детали

они были заданы не только геометрически полно, технологически грамотно и

согласованы с технологическим процессом, типичным для изготовления данной

детали, но и учитывали конструкцию сборочной единицы, для которой деталь

предназначена.

При

этом

приходится

решать

вопросы

о

том.

какие

именно

элементы детали лучше принять за размерные базы для отсчета, измерения и

20

ФГОУ СПО «ЭГППК» Методический отдел

_____________________________________________________________________________________________________________

контроля

размеров;

как

нанести

назначенные

размеры

на

чертеже,

чтобы

при

чтении

они

были

понятны

исполнителям;

какие

размеры

на

чертеже

детали

необходимо согласовать с соответствующими размерами смежных сопрягаемых

деталей, находящихся во взаимодействии с данной.

Таким образом, размеры на чертеже проставляют с учетом конструктивных

особенностей работы детали в изделии, технологии ее изготовления и контроля

размеров. От выбора базы во многом зависит конструкция детали.

Простановку размеров необходимо начинать не от произвольно выбранной

поверхности

детали,

а

от

поверхности,

координирующей

положение

детали

в

работе или в процессе ее механического изготовления. Эта поверхность часто

называется базовой.

База

— это вполне определенные поверхности, линии и точки, выбор

которых

связывает

простановку

размеров

с

технологическим

процессом

изготовления детали.

Рис. 42. Базы: а) плоскость; б) линия; в) точка

В большинстве случаев линейные размеры наносят от боковых обработанных

поверхностей (плоскостей, торцов). Так, на чертеже угольника (рис. 42. а) база для

нанесения размеров — его боковая плоскость. На чертеже развертки шаблона для

изготовления сектора (рис. 42, б) базой служит осевая линия. И, наконец, на многих

деталях типа круглого фланца (рис. 42, в) база — центральная точка; от нее ведется

отсчет

размеров

диаметров

фланца,

центрального

отверстия

и

межцентровых

расстояний.

5.3. Подходы к рациональной простановке размеров

Многие детали изготавливают литьем, штамповкой, прокаткой, прессованием с

последующей

механической

обработкой

только

сопряженных

частей

их

поверхности.

С геометрической точки зрения, совершенно безразлично, как проставлены

размеры —лишь бы деталь можно было изготовить.

Однако, имея дело не с простыми геометрическими телами, а с реальными

производственными

деталями,

необходимо

считаться

с

тем,

что

простановка

21

ФГОУ СПО «ЭГППК» Методический отдел

_____________________________________________________________________________________________________________

размеров

на

рабочих

чертежах

может

оказывать

влияние

на

точность

задания

размеров,

выполнение

деталями

своих

служебных

функций,

технологи

их

изготовления и условия сборки изделий.

На

каждую

деталь

можно

подобрать

несколько

вариантов

простановки

размеров. Но, логично рассуждая, можно прийти к выводу, что далеко не все

варианты, в таком случае, можно считать удачными. Должны же быть критерии

отбора,

позволяющие

утверждать,

что

именно

данный

вариант

является

подходящим или единственно возможным.

К примеру, на рис. 43 изображен ступенчатый валик с двумя вариантами

простановки размеров. Этих вариантов может быть гораздо больше, если

заняться перестановкой линейных размеров и их перегруппировке вдоль

отдельных элементов валика.

Рис. 43. Примеры простановки размеров детали типа «ступенчатый валик»

Поскольку детали изготавливают по указанным на рабочем чертеже размерам,

значит, при первом рассмотрении должны учитываться:

1) конструктивные особенности изделия:

2) технологические возможности изготовления изделия;

3) экономическая целесообразность обработочных операций:

4) влияние отклонений линейных размеров изделий, которые неизбежно имеют

место на производстве, на условия сборки и работы изделий и др.

Нерациональная простановка размеров с нарушением любого из указанных

факторов

неизбежно

связана

с

повышением

трудоемкости

и

стоимости

производства.

Конечно, в учебном процессе невозможно отразить все многообразие фак-

торов, влияющих на рациональную простановку размеров. Но показать подходы в

определении рациональной простановки размеров на чертежах деталей можно.

5.4. Простановка размеров на чертеже в соответствии с технологией

изготовления и контроля деталей

22

ФГОУ СПО «ЭГППК» Методический отдел

_____________________________________________________________________________________________________________

Линейные

размеры

одного

и

того

же

направления

(по

длине,

ширине

или

высоте) можно проставлять цепочкой (последовательно, друг за другом). При этом

надо

помнить,

что,

чем

больше

у

этой

цепочки

составляющих

звеньев

(суммируемых размеров), тем больше абсолютная ошибка общего (суммарного)

размера. Это вызывается тем. что ошибки в изготовлении и измерении каждого из

звеньев суммируются, что неизбежно сказывается на общем размере. В этом случае

необходимо сократить по возможности количество, отсчитываемых от одной базы.

На рис. 43. приведен чертеж детали типа ступенчатого валика. В первом случае

(рис. 43, а) размеры проставлены цепочкой. Ошибка каждого из них хотя бы на ±0,2

мм приведет к суммарной погрешности общего размера на ±1.2 мм. Во втором

случае (рис. 43, 6 ) выдержать точность изготовления детали будет, легче, так как

отсчет ведется от одной базы.

При замере глубины глухого или ступенчатого отверстия в детали (рис. 44.)

базой служит плоскость торца, от которой ведется исчисление размера А

сначала

при механической обработке, а затем при контроле.

Рис. 44. Обмер и простановка размера глубины отверстия: а – глухого; б -

ступенчатого

На чертежах деталей типа валика или втулки (рис.45) всегда указывают диаметр

поверхности

вращения.

Характер

образования

поверхности

вращения

при

механической обработке на станках типа токарных и удобство контроля величин

размеров диктует именно такую простановку размеров, как это показано на рис. 45.

23

ФГОУ СПО «ЭГППК» Методический отдел

_____________________________________________________________________________________________________________

Рис. 45. Простановка размеров механической обработки детали

Размеры

очертаний

некоторых

геометрических

элементов

деталей

не

наносят.

Это

относится к очертаниям, образованным на детали плоскостью среза, например, шпоночный

паз на поверхности вала в отверстии втулки (рис. 46), I детали с лысками (рис. 47), детали

типа сегментной шпонки и т. д.

Рис. 46. Обмер и простановка размера глубины шпоночного паза

В этих случаях ставят размер не величины плоскости среза криволинейной

поверхности или высоты шпоночного паза, а размер между плоскостями среза или

от плоскости среза до дальней точки криволинейной поверхности, находящейся на

противоположной стороне от линии среза. Так же наносят размер шпоночного паза.

Такая простановка размеров диктуется удобством измерения изготавливаемой

детали. Необходимо помнить, что контролируемые размеры наносятся на чертежах

точно и полностью.

Нельзя определять размеры путем вычисления, что зачастую имеет место в тех

случаях, когда не учитывается технология изготовления деталей. Приведем ряд

примеров.

24

ФГОУ СПО «ЭГППК» Методический отдел

_____________________________________________________________________________________________________________

Если

деталь

типа

цилиндрического

колпачка

изготавливается

на

токарном

станке

(рис.47, б ) , то ее линейные размеры отсчитываются от торца с правой

стороны влево по ходу движения резца.

При изготовлении той же детали литьем (рис. 47, а) надо проставить толщину

донышка колпачка, так как только таким путем можно установить необходимый

зазор между формой и стержнем при литье.

На тех элементах деталей, которые в сборе сопрягаются, размеры проставляют

в одной системе, чтобы не приходилось делать пересчет.

На рис. 48 показано три варианта (а. б. в) простановки размеров на отверстии и

пробке

конической

формы.

Количество

размеров,

определяющих

эту

форму,

остается во всех случаях одинаковым.

Рис. 47. Зависимость простановки размеров от технологии изготовления детали: а – литье; б

– токарная обработка

Но избранная система простановки размеров на одном элементе одной детали

должна быть повторена и на сопрягаемом элементе другой. В противном случае

затрудняется

поэлементный

контроль

деталей

и

возникает

необходимость

в

пересчете одних размеров для приведения их в единообразие с другими.

25

ФГОУ СПО «ЭГППК» Методический отдел

_____________________________________________________________________________________________________________

Рис. 48. Варианты простановки размеров на сопряженных деталях.

Некоторые детали обрабатывают не в отдельности, а в сборке с другими, что в

силу ряда условий проще и точнее. Поэтому на чертеже таких деталей проставляют

размеры, относящиеся к деталям, обрабатываемым вместе.

Рис. 49. Простановка размеров на деталях, совместно обрабатываемых в одной

технологической операции

Например, вкладыши подшипника скольжения принято обрабатывать вместе

(рис. 49), Так удобнее подвергать детали механической обработке и добиваться

необходимой точности совпадения размеров обеих половин вкладышей.

5.5. Понятие о размерных цепях

На

каждую

деталь

наносят

поэлементные

размеры,

находящиеся

во

взаи-

мосвязи друг с другом и образующие так называемую размерную цепь.

26

ФГОУ СПО «ЭГППК» Методический отдел

_____________________________________________________________________________________________________________

П од размерной

цепью понимается совокупность взаимосвязанных размеров,

образующих замкнутый контур, относящихся к одной или нескольким деталям и

координирующих относительное положение поверхностей или осей этих деталей.

В качестве примера приведен валик (рис. 50), размерная цепь которого состоит

из четырех звеньев — двух составляющих Б

и

В,

одного исходного А и одного

компенсирующего Л ' .

Из схемы размерной цепи видно, что номинальная величина

компенсирующего звена X

=А — (Б + В ) ,

то есть равна алгебраической разности

номинальных размеров исходного звена и суммы составляющих звеньев. Такое

нанесение размеров диктуется следующим обстоятельством:

при выполнении детали только по размерам

составляющих

звеньев

(например,

как

на

р и с .

4 3 , а

) погрешности

рабочего

и

измерительного

инструмента

приводят

к

ошибке

габаритного

размера,

которая

тем

больше, чем больше звеньев в раз Поэтому

на

чертежах

деталей

сложной

формы

размеры необходимо наносить по принципу

составления нескольких размерных цепей с

наименьшим количеством составляющих и

обязательным свободным компенсирующим

эвеном в каждой цепи.

Р и с .

5 0 .

П р и н ц и п

с о с т а в л е н и я

размерной цепи

Для облегчения контроля за установленными размерами, а также во избежание

повторения размеров их следует наносить последовательно (рис. 51), переходя от

суммарных размеров к суммируемым. Так, для габаритного (суммарного) размера А

составляющие(суммируемые

Б

и

Б)

образуют

размерную

цепь

со

свободным

компенсирующим звеном. В свою очередь, каждый из этих размеров (Б и Б)

является суммарным для других и т.д.

27

ФГОУ СПО «ЭГППК» Методический отдел

_____________________________________________________________________________________________________________

Рис. 51. Принцип составления нескольких размерных цепей на деталях

многоступенчатой формы

5.6. Группирование размеров на чертежах

Размеры удобнее наносить справа от изображения (вида) и снизу от него. При

таком

расположении

размеров

облегчается

чтение

чертежей.

Кроме

того,

чертежные

инструменты

при

проведении

размерных

линий

не

закрывают

изображения детали.

Размеры каждого элемента детали надо группировать так. Чтобы они были

нанесены в первую очередь на том изображении, которое наиболее полно отражает

форму данного элементы (рис. 52.)

Рис. 52. Группирование размеров на изображении по принципу удобства их чтения

Для

наружной

и

внутренней

формы

детали

размеры

наносят

отдельными

цепочками, которые лучше располагать по разные стороны от проекции детали

(рис. 53). Это условие помогает отыскать нужный размер и проверить его.

28

ФГОУ СПО «ЭГППК» Методический отдел

_____________________________________________________________________________________________________________

Рис. 53. Группирование размеров на чертеже многоступенчатой детали

6. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ НАНЕСЕНИЮ

РАЗМЕРОВ НА ЧЕРТЕЖАХ

Качество

обучения

инженерной

графике

следует

оценивать

степенью

приближения по содержанию и оформлению чертежей, выполняемых студентами в

курсе

машиностроительного

черчения,

к

чертежам,

выпускаемым

передовыми

конструкторскими организациями. По ряду причин полного сближения учебных и

производственных чертежей быть не может, но стремиться к этому необходимо.

Одной

из

составных

частей

чертежа

детали

являются

размеры.

Грамотное

нанесение

их

способствует

уменьшению

брака

на

производстве,

оказывает

существенное влияние на простоту изготовления детали, на точность отдельных

размеров и. в конечном итоге, на стоимость делали.

Правила

и

положения,

связанные

с

размерами

на

чертежах,

носят

разносторонний характер (например, изображение размерных связей, применение

условных

знаков

и

символов,

рациональное

формирование

размерной

сетки,

назначение номинальных величин размеров и др.)

Наиболее полное решение вопроса связано со знанием большого круга сведений

геометрического,

расчетно-конструктивного,

технологического

характера,

различных

стандартов,

с

умением

свободно

читать

и

в ы п ол н я т ь

машиностроительные чертежи. Такие знания и умения приобретаются студентами

постепенно, в процессе всего периода обучения в колледже и во время работы на

производстве. Естественно, что всех материалов, связанных с нанесением размеров,

преподаватель в курсе инженерной графики рассмотреть не может. Но есть много

сведений, доступных для студентов, овладение которыми позволит сформировать у

них общий подход к нанесению размеров и повысить качество учебных чертежей.

29

ФГОУ СПО «ЭГППК» Методический отдел

_____________________________________________________________________________________________________________

Усвоение их необходимо и потому, что современное производство предъявляет все

более высокие требования к качеству подготовки молодых специалистов.

6.1. Исследование положений, связанных с нанесением размеров

Правила

нанесения

размеров,

приведенные

в

ГОСТ

2.307—6 8 , отражают

многолетний

опыт

инженерно-конструкторской

деятельности.

Их

основное

назначение -установить единообразие оформления и чтения размеров на чертежах,

выполняемых различными проектными организациями и предприятиями.

Это

облегчает

и

упрощает

техническое

сотрудничество

не

только

внутри

страны, но и между отдельными государствами. Предназначены правила прежде

всего для инженеров и техников, которые имеют необходимую квалификацию,

поэтому

понимание

и

толкование

их

у

этой

категории

людей

не

вызывает

затруднений. Студенты же на уроках инженерной графики, как правило, начинают

свое техническое образование, они еще не знают многих технических терминов,

затрудняются в осмысленном восприятии изображаемых форм и различных линий

чертежа. Все это вызывает у них определенные трудности в усвоении правил ГОСТ

2.307—6 8 и других положений, связанных с нанесением размеров. Поэтому, для

того чтобы обучение было успешным, велось с соблюдением основных принципов

дидактики, например систематичности и доступности обучения, необходимо все

положения по нанесению размеров систематизировать и распределить по темам

курса

инженерной

графики

с

учетом

уровня

подготовки

студентов

и

межпредметных связей.

На рис. 54 приведена структурная схема положений, связанных с нанесением

размеров на чертежах деталей. Основой ее является ГОСТ 2.307—68.

Схема может быть использована для составления контрольных вопросов, а

отдельные

ее

части

могут

служить

руководством

для

студентов

при

самостоятельном изучении правил ГОСТ 2.307—68. В этом случае их деятельность

будет более целенаправленной.

30

ФГОУ СПО «ЭГППК» Методический отдел

_____________________________________________________________________________________________________________

31

ФГОУ СПО «ЭГППК» Методический отдел

_____________________________________________________________________________________________________________

Рассмотрим подробнее отдельные группы правил.

1. Основным содержанием обучения нанесению размеров в курсе инженерной

графики

является

усвоение

правил,

которые

касаются

оформления

размерной

сетки, мест написания размерных чисел, единиц измерения, условных знаков и

символов. Для их усвоения студенты должны выполнить достаточное количество

упражнений, требующих определенных творческих усилий, а преподаватель обязан

следить

за

этим

на

протяжении

всего

курса

обучения.

Обучение

должно

проводиться

на

уровне

умения.

Это

значит,

что

указанные

правила

студенты

должны уметь самостоятельно применять в различных ситуациях курса.

Этого можно достигнуть, например, с помощью специальных карточек. Одна из

них показана в качестве примера на рис. 55.

32

ФГОУ СПО «ЭГППК» Методический отдел

_____________________________________________________________________________________________________________

Рис. 55

Такие карточки могут быть использованы для упражнений и как контрольные.

В

первом

случае

студенты

перечерчивают

изображения

деталей

и

в

соответствии с указанным масштабом наносят размеры. Во втором — студент

наносит

размеры

непосредственно

на

карточке.

Преимущества

такого

вида

контроля: малые затраты времени, он является одновременно дополнительным

упражнением

и

дает

преподавателю

богатый

фактический

материал

о

ходе

учебного процесса, который следует использовать для управления им. В процессе

работы с карточками учащимся полезно предварительно определить необходимое

количество размеров.

2. Требования к количеству размеров выражаются в законе, который гласит, что

количество размеров — величина постоянная для каждой детали и не зависит от

способа их нанесения. Важность закона всем ясна, но практика показывает, что на

учебных чертежах размеров меньше, чем требуется для изготовления детали. Такое

явление

возникает

потому,

что

учащийся

не

владеет

методикой

выявления

количества размеров, а преподаватель часто не в состоянии контролировать их

полноту.

Известная методика заключается в том. что деталь мысленно разбивают на

элементарные

геометрические

формы

и

подсчитывают

необходимое

для

них

количество

размеров.

Затем

устанавливают

размеры,

определяющие

взаимное

расположение

этих

форм.

Общее

количество

размеров

равно

сумме

ранее

полученных:

На первых этапах обучения приведенная методика вызывает затруднения в

виду того, что студенты не всегда в состоянии по чертежу анализировать формы

детали, а ее логика может повлиять на содержание размерной сетки. Например, на

трехступенчатом

цилиндрическом

валике

размеры

по

его

длине

могут

быть

поставлены цепочкой.

Подсчет количества размеров можно упростить. Это можно сделать на основе

приведенных ниже рассуждений.

33

ФГОУ СПО «ЭГППК» Методический отдел

_____________________________________________________________________________________________________________

Все размеры на чертеже детали условно разделим на две группы: размеры,

определяющие элементарные формы поверхностей детали (назовем их параметры

формы),

и

размеры,

определяющие

положение

в

пространстве

этих

форм

(параметры положения).

В

учебной

практик

встречаются

цилиндрические,

конические

и

торовые

(кольцевые) поверхности. Для цилиндрической поверхности параметром формы

будет диаметр (радиус), коническая поверхность имеет два параметра формы —

диаметр сечения и конусность или диаметр сечения и угол между образующими

(между образующей и осью). Торовая поверхность может быть задана диаметром

(радиусом)

радиального

сечения

и

диаметром

(радиусом)

траектории

центра

образующей окружности.

На

деталях

эти

поверхности

часто

выступают

в

сочетаниях,

поэтому

количество параметров формы может уменьшаться за счет их совпадений.

Например, коническая и цилиндрическая поверхности имеют общий диаметр, в

этом

случае

коническая

поверхность

определяется

одним

параметром

конусностью (углом между образующими).

Ещ е

пример: торовая

поверхность

касается

плоскости

и

конической

поверхности. В этом случае для задания ее формы достаточно поставить один

размер — радиус радиального сечения тора.

Количество размеров, определяющих взаимное расположение элементарных

форм детали в каждом координатном направлении (параметры положения), можно

установить по формуле:

п = т — 1 - t , где

т —

количество

параллельных

плоскостей,

осевых

и

центровых

линий

(включая

оси

симметрии)

и

точек,

подлежащих

координации

в

заданном

направлении (в их число не следует включать точки, получаемые построением на

основании достаточных на чертеже условий, например центры сопряжений):

t — количество не повторяющихся пар симметричных элементов.

Общее количество размеров можно определить по формуле

N=n

1

+n

2

+n

3

+ р, где

n

1.

п

2

, n з —количество параметров положения в каждом из трех координатных

направлений;

р— общее количество параметров формы.

Для случая, когда на детали окажется не одна координатная система, методика

подсчета

не

меняется.

Необходимо

ввести

параметры,

определяющие

новую

координатную

систему

относительно

основной,

по

приведенной

формуле

подсчитать размеры в новой системе и прибавить их к ранее полученным.

Для детали, изображенной на рис. 57, подсчет будет иметь следующий порядок.

Количество размеров, определяющих положение плоскостей и центров отверстий в

горизонтальном направлении (размеры обозначены буквой Б): m

t

=9; t, = 0 (в этом

направлении симметрия отсутствует), следовательно. n

1

= 9—1 = 8:

34

ФГОУ СПО «ЭГППК» Методический отдел

_____________________________________________________________________________________________________________

в вертикальном направлении (размеры обозначены буквой А): m

2

=10: t

2

=4. В число

включена

одна

пара

отверстий Д

ь

симметричных относительно горизонтальной

оси,

пара

отверстий

Д

3

и

две

пары

параллельных

плоскостей,

определяемых

размерами А, и А

5

. Следовательно, п

2

=10—1—4 = 5. Толщина детали S дает п

3

=2—

1

=

1—

один

размер.

Количество

размеров,

определяющих

форму

отверстий,

р=3,т. е. Д , Д

2

, Дз.

Общее количество размеров- N=n

1

+n

2

+n

3

+ р=8+5+1+3=17

Рис. 57

Студентов следует учить той или иной методике подсчета количества размеров.

В

этом

случае

в

их

деятельности

появляется

возможность

самоконтроля,

формируется продуктивное мышление и работа будет целенаправленной.

3. В процессе создания механизмов конструктор делает расчеты на прочность,

рассчитывает

кинематику

механизмов,

вписывает

их

в

определенные

объемы,

учитывает

пропорции

и

т.

д.

В

результате

этого

появляются

определенные

номинальные

размеры.

Естественно,

что

такими

вопросами

при

обучении

черчению

заниматься

невозможно.

Задачу

здесь

следует

формулировать

значительно

проще.

Но

она

должна

служить

повышению

качества

учебных

чертежей, формировать у студентов определенные технические навыки и умения и

в то же время быть для них посильной.

В

учебной

практике

номинальные

размеры

студенты

получают

путем

измерения

натуры

или

чертежа.

Делают

это

они

часто

с

грубыми

ошибками,

безответственно и не подозревают, какое важное значение для производства имеют

правильно назначенные номинальные величины размеров. Неудачное назначение

их связано с изготовлением специального мерительного и режущего инструментов,

с расширением их номенклатуры, с уменьшением применения стандартизованных

изделий и т. д. Все это ведет к повышению стоимости деталей.

35

ФГОУ СПО «ЭГППК» Методический отдел

_____________________________________________________________________________________________________________

Существует много отдельных элементов деталей, форма и размеры которых

общеприняты в. конструкторской практике. Большинство из них стандартизованы,

поэтому

применение

таких

элементов

на

учебных

чертежах

следует

считать

обязательным.

Это

повысит

качество

чертежей,

уменьшит

количество

грубых

ошибок,

будет

способствовать

развитию

студентов

в

техническом

отношении.

Чтобы

достигнуть

поставленной

цели,

необходимо

обеспечить

студентов

специально

подготовленными

пособиями

по

элементам

конструкций.

В

этих

пособиях

должны

содержаться

методически

обработанные

выдержки

из

соответствующих

стандартов

с

сообщением

кратких

сведений

о

назначении

элемента

и,

если

необходимо,

с

указанием,

как

пользоваться

приводимыми

таблицами. Это может быть

выполнено преподавателем в виде методической разработки. В ее содержание

должны быть включены: нормальные ряды длин и конусностей, гнезда центровые,

различные проточки и канавки для выхода режущего инструмента, раззенковки под

головки винтов, проходные отверстия под болты, винты, шпильки, размеры фасок,

скруглений, шпоночные пазы и другое в зависимости от специализации техникума.

При

использовании

таких

пособий

часть

номинальных

размеров

будет

иметь

технически обоснованный характер.

4.

Допуски

и

посадки

и

их

обозначение

систематически

и

квалифицированно

изучаются

в

курсе

«Основы

взаимозаменяемости

и

технические

измерения»,

поэтому в целом, в курсе инженерной графики допусками заниматься не нужно.

При

необходимости

следует

привлекать

ограниченное

количество

понятий

и

определений

для

более

глубокого

и

осмысленного

восприятия

отдельных

положений

по

нанесению

размеров.

Такая

необходимость

встретится

при

обосновании варианта размерной сетки.

5.

Формирование

размерной

сетки

является

самым

сложным

вопросом

при

обучении нанесению размеров. Он связан с выявлением конструктивных баз и

знанием особенностей отдельных технологических процессов. Эти вопросы можно

изучать

в

курсе

машиностроительного

черчения

при

выполнении

сборочных

чертежей и деталировок, когда наиболее четко выявляются взаимосвязи деталей. В

отдельных случаях на элементах деталей размерная сетка может носить вполне

определенный характер, нарушение которого является грубой ошибкой.

36

ФГОУ СПО «ЭГППК» Методический отдел

_____________________________________________________________________________________________________________

Рис. 58

На рис. 58, а приведено несколько примеров, в которых проточки и высоты

фасок не включены в длину участка детали, ширина паза определяется как разность

двух размеров. Это наиболее распространенные ошибки, совершаемые на первых

этапах обучения. Причина — геометрический подход к формированию размерной

сетки. Для предотвращения их полезно иметь пособия, например, в виде плакатов,

отражающих элементарный технологический процесс (рис. 58, б).

6.2. Выявление размерных связей детали

На рис. 59 приведен чертеж цилиндрической детали и сформированы три

варианта

размерной

сетки

по

ее

длине

из

нескольких

десятков

возможных.

Требуется

выбрать

один

из

предложенных

или

составить

новый

оптимальный

вариант.

37

ФГОУ СПО «ЭГППК» Методический отдел

_____________________________________________________________________________________________________________

Вопрос в предложенной ситуации не

имеет

ответа,

так

как

не

указаны

взаимосвязи детали с другими деталями

механизма, в состав которого она входит,

неизвестны

закономерности

выявления

э т и х

с в я з е й

и

и х

в л и я н и е

н а

формирование размерной сетки.

Т а к и м

о б р а з о м ,

м о ж н о

сформулировать

задачу:

«Как

выявить

взаимосвязи деталей в механизме

и

как

их

использовать

для

формирования размерной сетки?».

Ра зм е ры

на

ч е рте же

де т а ли

в

кач е с т в е нном

от но ш е нии

м о г у т

отличаться друг от друга, так как они

и м е ю т

р а з л и ч н ы е

т о ч н о с т н ы е

характеристики,

что

у ка зы ва е т с я

предельными отклонениями размеров и

величинами их допусков.

характеристики. что

Рис. 59

Для решения поставленной задачи необходима принципиальная основа. Такой

основой может служить положение: размеры деталей должны иметь наименьшую

точность

(наибольшие

допуски)

при

соблюдении

всех

конструктивных

и

эксплуатационных

требований,

предъявляемых

к

изделию.

Такое

положение

закономерно,

так

как

его

соблюдение

позволяет

наиболее

экономично

изготавливать детали и уменьшить количество брака.

Выявление

взаимосвязей

деталей

в

механизме

и

установление

величин

допусков на отдельные размеры связано с понятиями о размерных цепях. Выясним

эти понятия.

Размерной

цепью

называется

совокупность

взаимосвязанных

размеров

(звеньев), образующих замкнутый контур и определяющих точность взаимного

расположения осей и

поверхностей одной детали (подетальная размерная цепь) или

нескольких деталей в механизме (сборочная размерная цепь).

Размеры (звенья) цепи делятся на составляющие и один замыкающий.

Замыкающим звеном называется размер, который получается последним в

результате

обработки

детали

или

сборки

механизма,

и

на

чертежах

он

никогда не ставится.

38

ФГОУ СПО «ЭГППК» Методический отдел

_____________________________________________________________________________________________________________

Н а

р и с .

6 0 , а

приведен

эскиз

цилиндрического

валика

с

необходимыми размерами по его длине, а на

рис.

60. б

приведена

схема

подетальной

размерной цепи. Составляющими звеньями

этой цепи являются размеры А

1

А

2

и A3.

замыкающим — Ао.

В

рассуждениях

и

примерах

при

рассмотрении цепей применяют следующие

правила:

1)

для

удобства

цепи

изображают

отдельно от чертежа:

2)

все

звенья

одной

цепи

обозначают

одной и той же буквой русского алфавита:

все звенья одной цепи обозначают

Рис. 60

3)

у

букв,

обозначающих

составляющие

звенья,

последовательно

ставят

порядковые номера арабскими цифрами, а у замыкающего звена — индекс в виде

буквы А греческого алфавита:

Дня правильного решения вопроса о нанесении размеров на чертеже детали

необходимо учитывать ее взаимосвязи с другими деталями механизма. Эти связи

могут быть выражены в виде сборочных размерных цепей. Замыкающими или

исходными звеньями этих цепей являются зазоры или натяги в определенных

пределах, запасы резьб, выступающие части механизмов и др.

Рассмотрим пример составления схем сборочных размерных цепей. На рис. 61. а

на

кронштейне

/

с

помощью

пальца 2 и

гайки 3 закреплен

ролик 4 . Для его

нормальной

работы

необходим

зазор А , „ чтобы

осуществить

затяжку

пальца,

необходим запас резьбы Б

0

, и для обеспечения нормальной работы резьбы гайки

необходим запас резьбы В

и

на пальце. Размеры А

т

Б„ и В „ являются исходными

звеньями сборочных размерных цепей, и при сборке они должны быть выдержаны

в определенных пределах. Иначе говоря, допуски и предельные отклонения на эти

размеры заранее заданы. На рис. 61,6 составлены схемы кратчайших сборочных

размерных

цепей.

При

их

составлении

надо

руководствоваться

следующими

правилами.

1. Цепь должна замыкаться (следует из определения).

2. Каждое составляющее звено должно быть размером детали (тоже следует из

определения).

3. В качестве составляющего звена от каждой детали должно входить не более

одного размера (требование к краткости цепи).

39

ФГОУ СПО «ЭГППК» Методический отдел

_____________________________________________________________________________________________________________

4.

Изменение

величины

размера

составляющего

звена

должно

вызывать

изменение величины исходного или замыкающего звена (условие принадлежности

составляющего звена данной цепи).

Нарушение любого из четырех правил приводит к составлению неправильной

цепи.

Теперь можно вполне определенно ответить на вопрос, когда мы обратились к

рис.

58.

Действительно,

нанесение

размеров

па

чертеже

пальца

сводится

к

механическому

перенесению

со

схем

сборочных

цепей

относящихся

к

нему

составляющих

звеньев.

Это

сделано

на

рис.

61, в . Для

размеров А

2

,

Б , и В ,

предложенный

вариант

следует

считать

единственно

правильным,

так

как

он

обеспечивает выполнение этих размеров с наибольшими допусками, т. е. наиболее

экономично.

Размер

Г

не

входит

в

схемы

размерных

цепей,

он

не

влияет

на

сопряжение деталей и поставлен из удобства выполнения. Допуск на этот

размер может быть назначен из технологических соображений.

Рис. 61

Из приведенного на рис. 61 примера видно, что природа размеров различна.

Это

следует

из

функций

поверхности

детали.

Одни

поверхности

определяют

взаимное расположение деталей в механизме, например шейки пальца под ролик и

кронштейн и плоскость, отмеченная К. Б. (рис. 61. в). Эти поверхности называются

базовыми.

Другие

служат

для

конструктивного

оформления

детали,

например

левый торец пальца. Такие поверхности называются свободными. Исходя из этого,

размеры тоже можно разделить на две группы: на функциональные (сопрягаемые) и

н а свободные. Признаком функциональных размеров является то, что они, как

правило, входят в виде составляющих звеньев в кратчайшие сборочные цепи.

Свободные размеры не

участвуют

в создании сборочных размерных цепей и

определяют расположение свободных поверхностей.

40

ФГОУ СПО «ЭГППК» Методический отдел

_____________________________________________________________________________________________________________

Исследование

размерных

связей

неразрывно

связано с

понятием

конструктивной базы. Под конструктивной базой следует понимать совокупность

точек, линий или поверхностей детали, по отношению к которым по замыслам

конструктора ориентируются другие детали механизма. ГОСТ 2.307—68 в пункте

1.12

предписывает

размеры,

определяющие

расположение

сопрягаемых

поверхностей, ставить, как правило от конструктивных баз с учетом возможности

выполнения

и

контроля

этих

размеров.

Выяснить

эти

базы

можно,

исследуя

взаимное расположение деталей по сборочному чертежу или составляя сборочные

размерные цепи. На рис. 61, в конструктивная

база

отмечена

буквами А'. В .. а

сопрягаемые

размеры

поставлены

в

полном

соответствии

с

пунктом

1.16

указанного ГОСТа.

6.3. Методика размерной обработки чертежа детали

Из примера на рис. 61 видно, что формирование размерной сетки на чертежах

деталей, изготовляемых на металлорежущих станках, приобретает вполне четкие,

объективные

закономерности.

Обобщая

приведенный

пример,

можно

рекомендовать следующую методику размерной обработки чертежа детали:

1.

Изучить

сборочный

чертеж,

установить

принципы

действия

механизма,

взаимное расположение деталей и функциональное назначение их поверхностей.

Назначить исходные (замыкающие) звенья сборочных размерных цепей.

2.

Составить схемы кратчайших сборочных размерных цепей.

3.

На чертеж детали нанести функциональные размеры, которые являются

составляющими звеньями сборочных размерных цепей.

4.

Поставить все остальные размеры (свободные) с учетом возможности их

выполнения, контроля и особенностей отдельных технологических процессов.

Необходимо заметить, что от п. 3 методики могут быть отклонения, когда

функциональные размеры на чертеже детали могут быть заменены другими. В этих

случаях удлиняется сборочная размерная цепь. Это возможно, например, когда

допуск

исходного

(замыкающего)

звена

большой

и

при

уменьшении

допусков

составляющих

звеньев

они

еще

находятся

в

таких

пределах,

когда

стоимость

обработки деталей не повышается. Отклонения от п. 3 методики могут быть и в том

случае, когда существует единый рациональный технологический процесс, когда

ужесточение допуска размера искупается высокой производительностью за счет

применения

специального

оборудования

или

приспособлений.

Но

к

этим

исключениям необходимо прийти через составление схем сборочных размерных

цепей.

Приведем

еще

один

пример

размерной

обработки.

На

рис.

62,

а

дан

поперечный разрез станочных тисков. Ходовая гайка / перемещается с помощью

ходового винта 2 вдоль паза корпуса 3. На ходовую гайку / надета подвижная губка

4 и

закреплена

гайкой 5. Необходимо нанести размеры на чертеже по длине

ходовой гайки.

41

ФГОУ СПО «ЭГППК» Методический отдел

_____________________________________________________________________________________________________________

При

исследовании

чертежа

установлены

исходные

звенья

сборочных

размерных

цепей А,„ Б,„ В„ Г

0

и Д „ Звено Б

0

= 0 обеспечивает при сборке

совпадение оси резьбы ходовой гайки с осями отверстий на корпусе под шейкой

ходового винта. Назначение остальных исходных звеньев ясно из чертежа. На рис.

62,

б

составлены

схемы

сборочных

размерных

цепей,

на

основании

которых

сформирована размерная сетка на чертеже (рис. 62, в). Все размеры оказались

функциональными

и

предложенный

вариант

размерной

сетки

следует

считать

оптимальным. Обычно возникают вопросы, какие рекомендации по нанесению

размеров

давать

учащимся

при

выполнении

эскизов

деталей

с

натуры,

когда

неизвестны взаимосвязи этой детали с другими? Следует ли учить рассмотренному

выше размерному анализу учащихся, а если учить, то когда?

Рис. 62

Процесс обучения нанесению размеров очень длительный и требует больших

знаний и опыта от преподавателя и студентов. Эти знания и опыт накапливаются

постепенно. Сформулированная выше методика является заключительным этапом

обучения нанесению размеров и применить ее полноценно можно при выполнении

деталировки сборочных чертежей и, конечно, на самых простых примерах. В этом

случае на сборочных чертежах исходные (замыкающие) звенья должен назначить

преподаватель. Установление размерных связей, как показывает опыт, студентам

доступно. Этот анализ носит геометрический характер. Что касается рекомендаций

по нанесению размеров на чертежах деталей на более ранних этапах обучения, то

следует

обойтись

следующей

рекомендацией:

размеры

ставить

так.

чтобы

их

удобно было выполнять и контролировать. Здесь будут очень наглядны пособия в

виде

плакатов,

в

виде

операционных

технологических

чертежей,

где

размеры

наносятся нарастающим итогом (рис. 58, б).

Отдельные

технологические

процессы

обладают

рядом

особенностей

при

нанесении

размеров.

Ниже

рассмотрены

два

случая,

использование

которых

позволит повысить качество учебных чертежей.

6.4. Нанесение размеров на чертежах деталей, которые часть

поверхностей сохраняют в состоянии поставки

42

ФГОУ СПО «ЭГППК» Методический отдел

_____________________________________________________________________________________________________________

В машиностроении встречается много деталей, которые изготовлены отливкой,

ковкой

или

штамповкой

и

часть

их

поверхностей

в

дальнейшем

подвергается

механической обработке. Формирование размерной сетки на деталях такого типа

имеет особенность: от поверхности, подвергаемой механической обработке, нельзя

ставить

больше

одного

размера

в

каждом

координатном

направлении

до

поверхностей, сохраняемых в состоянии поставки.

Это правило сформулировано в ГОСТ 2.307—68, пункт 1.16 и в технологии

машиностроения

известно

давно.

Но,

как

показывают

наблюдения,

в

учебной

практике оно не реализуется. Соблюдение приведенного правила поможет избежать

грубых ошибок в формировании размерной сетки на чертежах деталей указанного

характера.

Для

усвоения

правила

проанализируем

варианты

нанесения

размеров

на

чертеже

детали

(рис.

63).

В

варианте,

где

размеры

обозначены

буквами А,

поверхность 1 закоординирована тремя размерами A

h

А

2

и А

3

соответственно от

поверхностей 3, 2 и 4.

Это

утверждение

справедливо,

так

как

указанные

поверхности

созданы,

например, отливкой раньше, чем поверхность 1.

Рис. 63

Такой вариант неудовлетворителен по следующим причинам:

а) размеры

отливки

не

даны

непосредственно,

а

могут

быть

определены

косвенным

путем

из

размеров,

заданных

от

обработанной

поверхности,

несуществующей при отливке:

б) рабочему не ясно, на какой из трех размеров А,, А

2

или А

3

ориентироваться

при

обработке

поверхности

1.в)

использовав

при

обработке

поверхности

1,

например, размер 1),, невозможно получить размеры А

2

и А

3

с заданной точностью

на отливку значительно больше, чем на механическую обработку.-

В варианте, обозначенном буквами Б. размеры Б

3

и Б

4

связывают между собой

только черновые поверхности, размеры E

t

и Б

5

связывают только обработанные

поверхности, а размер Б

2

связывает черновую и обработанную поверхности, этим

43

ФГОУ СПО «ЭГППК» Методический отдел

_____________________________________________________________________________________________________________

самым связываются полученные ранее две группы размеров. Такой вариант следует

считать правильным. В нем размеры отливки даны непосредственно (размеры Б

3

и

Б

4

) не возникает недоразумений в последовательности обработки поверхностей:

сначала обрабатывается поверхность 5 по размеру Б

2

,

а затем — поверхность / по

размеру Б, и, наконец, — поверхность 6 по размеру Б

5

.

Следует иметь в виду, что

приведенный вариант не единственный, могут быть и другие.

При изложении учащимся этого правила можно рекомендовать следующую

методику.

1. Нарисовать на доске эскиз детали (без размеров), предложить учащимся

перенести

его

себе

в

конспект

и

самостоятельно

нанести

один

из

вариантов

размерной сетки. Проверить варианты учащихся (большинство нанесут размеры

аналогично варианту с буквой А) и один из них изобразить на доске.

2. Сформулировать и продиктовать правило и предложить нанести еще один

вариант

размерной

сетки.

Просмотреть

конспекты

учащихся

(правильных

вариантов окажется мало).

3. Дать анализ неправильных вариантов, включая и первый.

4. Отметить учащихся, давших правильные варианты. Изобразить -на доске

один - два правильных варианта и проанализировать их.

5.

Закрепить

материал

еще

на

одном

примере.

Предлагаемое

правило

желательно излагать в теме «Эскизы» или при эскизировании деталей сборочной

единицы, а при деталировке оно подлежит обязательному соблюдению.

6.5. Нанесение размеров на чертежах деталей, изготовляемых холодной

штамповкой

На деталях, контур которых получается гибкой или вытяжкой на прессах,

размеры следует ставить так. чтобы по ним можно было изготовить штамповочный

инструмент.

В этом случае размеры выставляют по внутреннему или внешнему контуру с

указанием

толщины

стенок.

Радиусы

закруглений

проставляются

только

как

внутренние, так как они обеспечивают получение внешних радиусов и при этом

упрощается

изготовление

шаблонов

для

контроля

соответствующих

размеров

детали.

Примеры чертежей деталей приведены на рис. 64 и 65. Рассмотренные выше

положения, связанные с нанесением размеров, доступны студентам. Эффективное

использование положений в учебном процессе в большой степени зависит от того,

насколько преподаватель глубоко проник в их содержание.

44

ФГОУ СПО «ЭГППК» Методический отдел

_____________________________________________________________________________________________________________

Рис. 64. Рис. 65.

45



В раздел образования