Напоминание

"Оптимизация функционального состояния детей в воспитательном процессе. Двигательная активность во время самоподготовки"


Автор: Малейко Елена Петровна
Должность: Воспитатель ГПД
Учебное заведение: ГКОУ РО
Населённый пункт: Город Азов (Ростовская область)
Наименование материала: Статья
Тема: "Оптимизация функционального состояния детей в воспитательном процессе. Двигательная активность во время самоподготовки"
Раздел: начальное образование





Назад




Среди факторов, влияющих на здоровье младших школьников в режиме

продленного дня, на первом месте по интенсивности воздействия является

двигательная активность. Наблюдения показывают, что если естественная

биологическая

потребность

в

движении

(кинезофилия)

ребенка

не

удовлетворительна, то это способствует не только утомлению, но и приводит

к задержке развития, нарушению здоровья.

Статическая

работа

гораздо

утомительнее

для

организма,

чем

динамическая. Поза сидя требует напряжения примерно 250 мышц из 600,

имеющихся

у

человека.

Для

удержания

этой

позы

необходима

преимущественная работа мышц-разгибателей: затылочных, спинных, мышц

тазового

пояса,

которые

у

ребенка

младшего

школьного

возраста

еще

недостаточно развиты. Поэтому слабость мышц требует малую длительность

непрерывных

занятий

в

позе

сидя.

Первые

признаки

утомления,

когда

мышцы

переходят

из

состояния

напряжения

в

состояние

расслабления,

проявляются у детей 7 лет на 7-9 минуте, в 8 лет – на 9-10 минуте и т. д. Это

проявляется в изменении посадки, двигательном беспокойстве. Поэтому во

время самоподготовки задача воспитателя научить ребенка принимать такие

рабочие позы за партой, которые соответствуют анатомо-физиологическим

особенностям

его

организма

и

гигиеническим

нормам.

Поскольку

дети

младшего школьного возраста из-за возрастных особенностей не способны

без

специальных

усилий

в

течение

всего

режимного

момента

сохранять

правильную

позу

в

положении

сидя,

необходимы

специальные

меры

профилактики утомления и снятия напряжения. С этой целью разработан и

реализуется комплекс мероприятий двигательного характера:

1.

Физкультурные минутки и физ. паузы, проводимые через каждые

8-10 минут. При этом четко определяя направленность тех или иных

упражнений,

чередуя

и

комбинируя

их.

Например,

приседания

с

подъемом

рук

вверх

стимулируют

мозговое

кровообращение,

потряхивание кистями рук препятствует утомлению мелких мышц

кисти,

различные

наклоны

и

повороты

снимают

излишнее

1

напряжение

мышц

туловища,

а

сочетание

круговых

движений

головой,

глазами

и

туловищем

активизируют

чувство

общей

координации в пространстве. Физические упражнения способствуют

развитию

речи,

устойчивости

умственной

работоспособности,

повышению психической активности.

(Рекомендуемый комплекс физкультурных минуток по САНПИНУ).

ФМ для улучшения мозгового кровообращения:

1.

Исходное положение (далее – и. п.) – сидя на стуле. 1 – 2 – отвести

голову назад и плавно наклонить назад, 3 – 4 – голову наклонить

вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2.

И. п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – и. п., 3

поворот

головы

налево,

4

и.

п.

Повторить

6-8

раз.

Темп

медленный.

3.

И. п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1- махом левую руку занести

через правое плечо, голову повернуть налево. 2 – и. п., 3 – 5 – то

же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:

1.

И. п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – правую руку вперед,

левую вверх. 2 – переменить положения рук. Повторить 3-4 раза,

затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову

наклонить вперед. Темп средний.

2.

И. п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 – 2 –

свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 – 4 – локти назад,

прогнуться.

Повторить

6-8

раз,

затем

руки

вниз

и

потрясти

расслабленно. Темп медленный.

3.

И. п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак. 2 – разжать

кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и

потрясти кистями. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с туловища:

2

1.

И. п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1- резко повернуть таз

направо. 2 – резко повернуть таз налево. Во время поворотов

плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп

средний.

2.

И. п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1-5 – круговые движения

тазом в одну сторону. 4-6 – то же в другую сторону. 7-8 – руки вниз

и

расслабленно

потрясти

кистями.

Повторить

4-6

раз.

Темп

средний.

3.

И.

п.

стойка

ноги

врозь.

1-2

наклон

вперед,

правая

рука

скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3-4 –

и. п., 5-8 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп

средний.

ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных

групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности:

1.

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И. п. –

сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2- и. п., 3 –

поворот головы налево, 4 – и. п., 5 – плавно наклонить голову

назад, 6 – и. п., 7 – голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз.

Темп медленный.

2.

Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И. п. –

сидя, руки подняты вверх. 1 – сжать кисти в кулак, 2 – разжать

кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и

потрясти кистями. Темп средний.

3.

Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И. п. –

стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – резко повернуть таз направо.

2 – резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс

оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

4.

Упражнение для мобилизации внимания. И. п. – стоя, руки вдоль

туловища. 1 – правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 –

правую руку на плечо, 4 – левую руку на плечо, 5 – правую руку

3

вверх, 6 – левую руку вверх, 7-8 – хлопки руками над головой, 9 –

опустить левую руку на плечо. 10 – правую руку на плечо, 11 –

левую руку на пояс, 12 – правую руку на пояс, 13-14 – хлопки.

2.

«Динамическая смена поз».

Полезное

действие

на

функции

организма

оказывает

изменение

рабочей позы. Согласно методике здоровьесберегающих принципов

обучения

и

воспитания

В.

П.

Щербининой

на

занятиях

по

самоподготовке применяется режим «динамической смены поз», в

ходе которого ребенок переводится из положения сидя в положение

стоя,

используя

настольную

конторку

с

наклонной

поверхностью.

Занимаясь

в

данном

режиме,

прослеживается

иной

уровень

напряженности

в

ходе

занятия,

дети

становятся

более

спокойны,

уверенны, уравновешенны.

3.

Контроль за состоянием зрительной функции.

Перед

началом

занятий

проводится

комплекс

упражнений

для

зрительного анализатора (гимнастика для глаз) (карточки-опоры).

4.

Метод

«оздоровительной

паузы» (автор

А.

А.

Руденко),

помогающий оптимизировать состояние ребенка. (Саморегуляция).

Коррекционные

мероприятия

по

данному

методу

проводятся

в

игровой форме, что повышает эмоциональный тонус, способствуя

большей

их

эффективности.

Прежде

всего,

необходимо

побудить

детей улыбнуться, расслабиться, снять напряжение лица, выправить

осанку,

распрямиться,

расправить

плечи,

вызвав

ощущение

торжественности, благородства («поза принца». Коррекция позы и

выражения

лица

по

механизму

обратной

связи

стимулирует

оптимизацию состояния различных систем организма.

Важное

значение

для

саморегуляции

имеют

динамические

упражнения:

ходьба на носках, при которой массируются подушечки пальцев

ног;

4

стойка на одной ноге до состояния устойчивого равновесия;

в положении сидя и стоя – максимальное последовательное

напряжение ступней, голеней, бедер, живота с последующим

медленным расслаблением.

5.

Дыхательные упражнения (для релаксации).

В

течение

1-2

минут

считать

выдохи,

стараясь

вызвать

легкое

дыхание. Завершить паузу следует в покое, с закрытыми глазами,

вызывая

образные

представления:

лес,

море,

прикосновение

к

любимому человеку (родители, дедушка, бабушка, брат, сестра…).

Показатели

оптимизации

состояния

улучшение

самочувствия,

ощущение бодрости, легкости в дыхании и теле.

Необходимо отметить, что важным принципом успешности данного рода

мероприятий является создание благоприятной эмоциональной атмосферы,

чтобы

каждый

ребенок

чувствовал

себя

комфортно

и

свободно.

Доброжелательность, внимание, терпение и любовь в отношении к детям –

лучшие

средства

для

достижения

положительного

и

качественного

результата.

5



В раздел образования