Автор: Шпак Татьяна Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Громовская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: посёлок Суходолье
Наименование материала: Доклад
Тема: "Формирование навыков успешного написания итогового сочинения".
Раздел: полное образование
Формирование навыков успешного написания итогового сочинения.
(Из опыта работы)
Аннотация. Доклад
посвящен
подготовке
обучающихся
к
итоговому
сочинению,
являющемуся
результатом
систематической
планомерной
работы,
осуществляемой
на
протяжении
всех
лет
обучения
в
школе. Для
успешного
написания
сочинения
выпускникам необходимо понять и усвоить основные принципы, без знания и соблюдения
которых работа не будет успешной. При написании сочинений большинство школьников,
как правило, испытывают те или иные трудности, связанные с отсутствием навыков
построения
логически
связанных
текстов. В
докладе
уделено
внимание аспектам
практической работы учителя по формированию умения писать сочинение, определены
эффективные приемы подготовки обучающихся.
I. В соответствии со Стандартом современное образование стремится достичь не
только
высоких
предметных
образовательных
результатов
обучающихся,
но
и
сформировать у выпускников способность адаптировать полученные знания и умения в
любых направлениях. Поэтому с 2014 года в образовательных организациях было введено
обязательное
условие
допуска
к
ЕГЭ
–
итоговое
сочинение
по
литературе.
Целью
итогового сочинения является проверка широты кругозора, умения мыслить и доказывать
свою позицию с опорой на изученные произведения в рамках школы или самостоятельно,
а
также
развитие
навыков
правильного
формулирования
и
изложения
собственных
мыслей.
Итоговое сочинение выпускников проверяется по пяти критериям: «Соответствие
теме», «Аргументация. Привлечение литературного материала», «Композиция и логика
рассуждения», «Качество письменной речи», «Грамотность».
Чтобы подготовить обучающихся к итоговому сочинению, учителю-словеснику
необходимо
кропотливо
работать
над
грамотной
письменной
речью
обучающихся
и
трудоемким накоплением у выпускников знаний произведений русской и зарубежной
литературы.
Поэтому
подготовка
к
успешной
сдаче
итогового
сочинения
начинается
задолго
до
самого
экзамена.
Сочинение
является
результатом
систематической
планомерной работы, осуществляемой на протяжении всех лет обучения в школе.
Как показала практика, к наиболее типичным ошибкам, допущенным учащимися при
написании итогового сочинения, относятся:
- отход от выбранной темы;
- приведение аргументов упрощенных или не относящихся к выбранной теме;
- неудачное привлечение литературного материала в качестве аргументации;
1
- отсутствие логических связей между композиционными частями сочинения.
Для предупреждения ошибок такого рода необходимо анализировать тексты с разных
сторон: определять их коммуникативную задачу (вычленять главную информацию, темы и
микротемы текста), их логический и композиционный замысел, проводить отбор лексики,
анализировать сочетаемость слов.
В своей практике я акцентирую внимание на формировании умений «работать» с
ключевыми словами текста. Такие умения помогают создавать логически связанные
тексты на заданную тему.
II. Ключевые (опорные) слова текста
Сочетания «ключевые слова», «ключевое слово» общеизвестны и широко
используются
в
школьной
и
вузовской
практике
преподавания
филологических
дисциплин, прежде всего на занятиях по лингвистическому анализу текста. Несмотря на
это,
работы
теоретического
характера,
посвященные
непосредственно
исследованию
феномена ключевых слов текста, отсутствовали фактически до середины XX столетия.
Причину этого могут объяснить слова российского лингвиста Ю. Н. Караулова: «Дать
определение
тому,
что
обычно
метафорически
именуют
ключевыми
словами,
довольно непросто». Действительно, сочетание «ключевые слова» или «слова-ключи» -
это
скорее
метафора,
нежели
научный
термин
в
точном
понимании
этого
слова.
Традиционно
всеми
принималось
мнение,
что
ключевые
слова
-
это
по
сути
слова,
помогающие понять и описать некий общий смысл текста.
Первая попытка теоретического решения проблемы ключевых слов была
предпринята в отечественной науке в 40-е годы XX века в работах психолога, доктора
педагогических наук А. А. Смирнова. По мнению учёного, такие единицы являются для
воспринимающего текст смысловыми «опорными пунктами понимания» и «возникают
в итоге выделения главного, существенного, основного, наиболее характерного».
В 70-е годы XX века появляются статьи, посвященные решению проблемы
ключевых
слов
в
филологическом
(прежде
всего
в
литературоведческом)
аспекте:
«Тематические слова художественного текста» И. В. Арнольд [1971], «Ключевые слова» Л.
С. Айзермана [1973], «Ключевые слова в художественной прозе» В. В. Петровского [1977].
Особо следует выделить изданные в 80-е годы монографии А. И. Новикова и
2
Н.
А.
Купиной,
посвященные
вопросам
семантики
текста,
в
которых
не
только
рассматривается
содержание
понятия
«ключевые
слова»,
но
и
впервые
описываются
методики выделения этих единиц текста с позиций лингвистики.
Определение понятия «ключевые слова», которое по своему содержанию в большей
степени
является
литературоведческим,
нежели
лингвистическим,
дано
в
«Стилистическом
энциклопедическом
словаре
русского
языка»
под
редакцией
М.
Н.
Кожиной:
«Ключевые
слова»
-
этим
терминологическим
сочетанием
некоторые
исследователи
художественной
(поэтической
и
прозаической)
речи
называют слова,
выражающие главную идею целого художественного текста».
Таким образом, представленный обзор, отражающий состояние проблемы
ключевых
слов
в
научной
литературе,
показывает,
что
к
настоящему
времени
продолжается систематизация всех существующих точек зрения на феномен ключевых
слов
для
уточнения
терминологического
статуса
этого
понятия,
выявления
его
теоретической сущности, определения функциональной природы и роли ключевых слов
как особых лексико-семантических единиц художественного текста.
В
школьной
и
вузовской
практике
преподавания
филологических
дисциплин
сочетание
«ключевые
слова»
воспринимается
как слова,
значимые
для
понимания
текста.
Эти
слова
создают
смысловую
целостность
текста,
являются
главными
для
понимания
его
темы
и
основной
мысли.
Они
создают
единый
смысловой
контекст,
вовлекая в него другие слова, связанные с контекстом. Иначе говоря, ключевые слова
образуют каркас, на который «нанизывается» текст.
Совокупность ключевых слов способна дать представление о содержании текста и
стать основой для его краткого изложения.
Данные слова помогают лучше понять смысл
текстового фрагмента, по ним можно составить конспект и, соответственно, осмыслить
полученную информацию.
Как найти эти «главные» слова? Как выделить ключевые слова в любом тексте?
По преданию, древнегреческий философ Сократ, заучивая свои речи, опирался
именно на подобные слова и «расставлял» их визуально, гуляя по своему саду. Каждый
куст, дерево или препятствие на дороге он нарекал тем словом, которое помогало ему
запомнить фрагмент текста по порядку. И, когда Сократ появлялся на трибуне, ему стоило
только
представить
картину
своего
сада,
и
тут
же
речь
складывалась
в
стройные
предложения, наполненные глубоким смыслом.
3
Итак, что такое ключевые слова текста? Это опорные словоформы, которые
отвечают
за
содержание
высказывания,
выстраиваясь
в
определенном
порядке.
Если
система таких слов будет нарушена, то и смысл станет неясен.
III.
Практические задания, связанные с формированием как конкретного навыка, так и
комплекса умений, необходимых для написания сочинения.
1. Формирование умений определения ключевых слов в прозаическом произведении
1) Обучать школьников давать развёрнутые устные и письменные ответы-рассуждения
по прочитанному произведению начинаю с малых жанров – пословиц. Пословицы –
крылатые изречения – по своей сути являются образно сформулированным тезисом с
поучительным смыслом, который необходимо раскрыть.
Например, вопрос, как понять смысл пословицы «Без труда не выловишь и рыбку из
пруда», вызывает у некоторых детей затруднение. Наводящий вопрос:
-
О
чём
говорится
в
этой
пословице?
(О
труде).
Значит,
это
слово ключевое
для
понимания
смысла
высказывания:
если
не
приложить
усилия,
не
потрудиться,
то
желаемого не достичь.
В качестве аргументов ученики приводят примеры из собственного опыта, связанные с
учебой или домашним трудом.
2) В 5 классе ученики проходят тему «Русские народные сказки». После прочтения
сказки «Журавль и цапля» даю задание:
- выпишите ключевые (опорные) слова, с помощью которых сможете последовательно
воспроизвести сюжет. Ответы:
«Летала сова – присказка…»
«Жили-были журавль да цапля…»
«Журавлю показалось скучно жить одному… Посватаюсь к цапле»
«…не пойду я за тебя…», «Чем жить одной, лучше пойду замуж»
«Не хочу жениться…», «…поди за меня»
«Зачем отказала?»
«…сватаются, да не женятся»
4
3) Продуктивным видом работы с опорными словами является приём «Лучи солнца».
Схема представляет собой солнечный круг – это ключевое понятие или образ, а лучи – это
нужные словоформы. Очень удобно таким способом конспектировать материал, делать
выводы.
Например, изучая сказку К.Г. Паустовского «Теплый хлеб», анализируем поступки
Фильки, из-за «злого» поступка которого едва не погибли жители всей деревни.
Проблемный вопрос: что победило в сказке: добро или зло? Почему?
Рассмотрим через взаимоотношения Фильки с другими героями сказки. Рисуем «солнце»
или составляем таблицу:
раненый конь
односельчане
бабка
соседский мальчишка
мельник Панкрат
Поведение Фильки
Другие герои
Поведение других героев
«Да ну тебя!Дьявол!» (ударил)
Раненый конь
Обиделся
«Да ну тебя! Ищи сам!»
Соседский мальчишка
Помог
«Да ну тебя! Надоела!»
Бабка
Советует, как зло
«поправить»
«Да ну его, Панкрата!»
Просит помощи.
Мельник Панкрат
«Плохо твое дело!»
Дает добрый совет
«Я их умолю. Наши ребята –
хорошие».
Односельчане
Помогают сколоть «лед у
мельницы».
Подносит теплый хлеб коню
Конь
Простил обиду
Выписав ключевые слова или фразы, характеризующие поведение Фильки и его
односельчан, ученики делают вывод: добро победило зло, так как положительных героев
больше, они помогли Фильке осознать и исправить плохие поступки. 5
4) Чтобы выработать такие умения, как внимательное чтение текста и его осмысление,
предлагаю вопросы и задание по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»:
Филька
»
- Что помогло Васе выжить в тайге? (Умение ориентироваться в тайге).
- По каким приметам мальчик находит дорогу домой? Приметы – это ключи-ориентиры,
помогающие
заблудившемуся
мальчику
выйти
из
тайги.
(После
первого
прочтения
рассказа ученики могут назвать одну-две приметы, после повторного чтения находят
гораздо больше:
«На юг надо идти. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдёшь»;
«Долго Васютка отыскивал жёлтую полоску лиственника… (лиственничный лес
обычно тянется по берегам реки)»;
«Почти голая сосна у ели – значит, в ту сторону север, а где ветвей побольше – юг»;
«…если идти на север, то километров через сто лес кончится…»;
«…трава растет обычно вблизи больших водоёмов»;
«…если озеро проточное и из него вытекает речка, она в конце концов приведёт его
к Енисею»;
«Мальчик знал эти фокусы тайги: гудок всегда откликается на ближнем водоёме».
- Какое важное качество характера героя помогло ему выжить?
Чтобы аргументированно ответить на этот вопрос, выполните задание:
выпишите
из
теста ключевые
слова,
которые
последовательно
отражают
душевное состояние Васи:
спохватился – сердце сжалось – страх начал давить сильнее | не робей – хохотнул и
бодро скомандовал…;
оцепенение – вскрикнул – бросился бежать – падал – охватило отчаяние | надо
развести огонь – запёк глухаря – ищет дорогу к Енисею;
на душе сделалось ещё тревожнее – совсем приуныл – жалко себя стало | отгонял
«худые» мысли – через бурелом… продирался Васютка.
Вывод: Вася выжил в тайге, потому что сумел преодолеть страх.
Таким образом, приведённые примеры практических заданий уже в 5 классе
позволяют формировать умения определять ключевые слова текста. Поэтому к 9 классу
ученики успешно выполняют задания подобного типа.
6
5 ) Анализируя главу «Фаталист» (роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»),
выдвигаю проблемный вопрос: является ли Печорин фаталистом? Даю задание:
перечитайте эпизод обезоруживания пленного казака, убившего Вулича, от слов
«Между тем надо было на что-нибудь решиться и схватить преступника» и до слов
«Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь!» и выпишите
ключевые слова, доказывающие вашу точку зрения:
Печорин «посмотрел в щель ставня» и оценил состояние пленного казака: «…
лучше это сделать теперь, нежели после, когда он совсем опомнится»;
велел есаулу отвлечь внимание преступника;
«…следил за движениями казака, не ожидавшего с этой стороны нападения…»;
«…и вдруг оторвал ставень и бросился в окно головой вниз»;
« … я схватил
его за
руки,
казаки
ворвались,
…преступник
был…связан
и
отведен под конвой».
Подчеркнув ключевые слова и проанализировав их, ученики приходят к выводу:
испытывая судьбу, Печорин, в отличие от Вулича, считавшего, что человек – раб
судьбы и ничего не может изменить в своей жизни, тщательно продумывает план
действий, заручается поддержкой сослуживцев, проявляет смекалку, ловкость и отвагу.
Поэтому ему удаётся обезоружить преступника и избежать смерти. Значит, Печорин не
фаталист, а человек, готовый бросить вызов судьбе, подчиняя ситуацию своей воле и
точному расчёту.
2. Формирование умений определения ключевых слов в стихотворном произведении
Особенно важны ключевые слова в стихотворных конструкциях, которые без них не
существуют.
Приведу
высказывание
поэта-символиста
А.А.
Блока:
«Всякое
стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся,
как звёзды, из-за них и существует стихотворение».
Как искать такие слова в стихотворениях? Точно так же, как и в прозе, полностью
опираясь на контекст.
1)
Например,
анализируя
стихотворение
А.А.
Блока
«Летний
вечер»
(6
класс),
даю
задания:
найти ключевые слова в тексте, иллюстрирующие название стихотворения
«Летний вечер» - «лучи заката», «замирает песня жницы», «дремотой розовой объята»;
подобрать синонимы к выделенным словам: 7
«лучи заката» - полосы света, отблески;
«замирает песня жницы» - затихает, угасает;
«дремотой розовой объята» - сном, покоем, умиротворением.
На стадии рефлексии ученики составляют синквейн, в котором передают своё
восприятие,
понимание
стихотворения
(прием
«Написание
синквейна»).
Написание
синквейна
обогащает
словарный
запас
обучающихся,
подготавливает
к
краткому
пересказу, учит формулировать ключевую фразу и позволяет почувствовать себя творцом.
Пример синквейна к стихотворению А.А. Блока «Летний вечер»:
Вечер,
Тихий, предзакатный,
Умиротворяет, затихает, замирает –
Мир прекрасен:
Покой. (Разложко М.)
Таким
образом,
при
создании
синквейна
ученица
использовала
ключевые
слова-
синонимы, подобранные к выделенным словам стихотворения.
2)
Умение
находить
ключевые
слова
помогает
проводить
сопоставительный
анализ
стихотворных текстов.
Например, постигая образ «Гений чистой красоты» в стихотворении А.С. Пушкина
«К***» (9 класс), обращаемся к стихотворению В.А. Жуковского «Лала рук».
Проблемный вопрос: что объединяет эти стихотворения?
А.С. Пушкин «К***» 1825 год
В.А. Жуковский «Лала рук» 1821 год
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Ах! не с вами обитает
Гений чистый красоты;
Лишь порой он навещает
Нас с небесной высоты;
Он поспешен, как мечтанье,
Как воздушный утра сон;
Но в святом воспоминанье
Неразлучен с сердцем он.
8
Ученики
анализируют
данные
фрагменты
стихотворений
и
приходят
к
выводу:
и
у
Жуковского, и у Пушкина стихотворения, в которых встречается образ «Гений чистой
красоты», посвящены не конкретной женщине, а обращены к образу Мадонны (« Лишь
порой он навещает/ Нас с небесной высоты...»)
3) Навыки нахождения ключевых слов в стихотворном тексте помогают
обучающимся создавать собственные тексты.
Например, знакомя учеников с сонетами В. Шекспира (Мастерская
творческого письма «Читая сонеты Шекспира…» 8 класс), даю задание:
прослушать (прочитать) внимательно текст 66 сонета;
выделить слова «светлые» и «темные» (деконструкция);
подобрать к ним ассоциации по смыслу и по форме;
выбрать из них 3 самых важных для вас;
написать эссе, стихотворение, сочинение-миниатюру и т.д., используя
выбранные слова в качестве ключевых (реконструкция).
Примеры реконструкции
сочинение-миниатюра:
Самое главное в дружеских отношениях – это доверие. Когда
доверяешь, то знаешь, что друг не подведет и не бросит в трудную
минуту.
Доброта
тоже
необходима
в
отношениях
друзей,
чтобы
поддерживать друг друга и помогать.
Я понял, что дружба в жизни человека очень важна.
(Тарасов В., 8 класс)
Стихотворение «Свет твоей души…»
Едва забрезжил свет…
Что там, за окном?
Целый свет! А ты один…
Но нет!
С тобою друг – твой ум.
А человечность? –
Это твоя душа…
9
4. Ключевые слова в формулировке темы итогового сочинения.
Одной из типичных ошибок, которую допускают ученики в итоговом сочинении, —
отход от выбранной темы: неоправданное расширение ее до тематического направления
или переход в смежные тематики. Чтобы не подменить понятия, точно сформулировать
тезис и обосновать свои суждения обращением к произведениям, необходимо выделить
ключевые (опорные) слова в формулировке темы, предлагаемой для размышления.
После того как выбрана тема сочинения, необходимо произвести ее понятийный
анализ.
Анализировать тему сочинения можно двумя способами:
1) выделить ключевые слова в формулировке темы сочинения (одно – три); раскрытию
выделенных понятий и будет посвящено сочинение;
2)
переформулировать
тему
сочинения
в
ряд
вопросов
и
ответить
на
них,
приведя
доказательства в основной части работы.
Примеры понятийного анализа тем сочинений с использованием метода «ключевых
слов» в их формулировке.
Дана тема: «Образ Пугачёва в восприятии героев и автора повести «Капитанская
дочка».
Ключевыми
(опорными)
здесь
являются
три
слова:
«восприятие»,
«героев»,
«автора». В сочинении нужно будет не только сопоставить, как автор и герои относятся к
Пугачёву, но и выявить причины такого отношения.
В качестве примера анализируем с учениками вариант вступления к сочинению
«Тема гордого одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова». Выделяем ключевое слово темы
«одиночество» и словосочетание «гордого одиночества». Они являются опорными во
вступлении:
«М.Ю. Лермонтов – поэт-романтик, а для романтизма характерен особый герой –
одинокая, гордая личность, противостоящая обществу, с которым она находится в
неразрешимом конфликте. Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова одинок в дружбе,
любви,
светском
обществе,
а
временами
его одиночество
достигает
вселенского
масштаба».
Обратимся ко 2-му способу понятийного анализа темы сочинения: переформулируем
ее в ряд вопросов. («Тема гордого одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова»):
В каких стихотворениях поэта звучит эта тема?
Чем объясняется обращение поэта к теме одиночества?
Каким обычно изображается герой в произведениях романтизма? 10
Почему лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова гордится своим одиночеством?
Анализируем 2-й вариант вступления сочинения по данной теме, в котором в сжатом
виде содержатся ответы на поставленные вопросы:
«Тема одиночества, невозможности быть понятыми другими людьми является одной
из главных в поэзии М.Ю. Лермонтова. Она звучит уже в ранних стихотворениях -
«Стансы», «Парус» и в более поздних – «И скучно и грустно», «Выхожу один я на
дорогу». Это во многом объясняется не только особенностями мироощущения поэта, но
и творческим методом, которым написаны его стихи. Лермонтов – поэт-романтик, а
для романтизма характерен особый герой – одинокая, гордая личность, противостоящая
обществу.
Лирический герой Лермонтова одинок в дружбе, любви, светской толпе, а
иногда его одиночество достигает вселенского масштаба. Однако одиночество героя не
навязано ему миром, а избрано им добровольно».
Вывод: разбивка темы сочинения на вопросы или выделение в её формулировке
ключевых слов помогает обозначить основную мысль сочинения, которая чётко и ясно
формулируется во вступлении в виде тезиса.
Приведу пример поэтапной работы с ключевыми словами темы «Люди чести».
1 этап – определение ключевых слов темы (в данной теме ключевым является слово
«чести»).
2 этап - определение лексического значения ключевого слова.
На этом этапе обращаемся к словарям, подбираем синонимы, антонимы, ассоциации,
связанные с объясняемым понятием.
Честь – это «достойные уважения и гордости моральные качества человека и
этические принципы личности» (словарь С.И. Ожегова).
Честь – «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность,
благородство души и чистая совесть» (словарь В.И. Даля).
Антоним – бесчестие.
Ассоциации к слову честь – доброе имя, благородство, достоинство, гордость,
порядочность, смелость, уважение.
3 этап – формулирование тезиса с опорой на ключевые слова данной темы.
Например: «Что такое честь? Для одних честь - это достойные уважения и гордости
моральные качества человека. Для других – незапятнанная репутация, доброе имя. Для
третьих – почёт и уважение. По мнению А. Шопенгауэра, «честь – это внешняя совесть,
а
совесть
–
это
внутренняя
честь».
Я
считаю,
что честь
является
той
высшей
нравственной категорией, которая определяет жизненный путь каждого человека».
(Иванова Т.)
11
4 этап – определяем произведения, в которых можно найти примеры-доказательства
сформулированного тезиса: комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума», повесть
А.С. Пушкина «Капитанская дочка», роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир».
Использование общих ключевых слов темы (слов одной семантической группы) во
вступлении, основной части и заключении придаёт цельность сочинению, не позволяет
«уйти» от темы. Ученики могут воспользоваться памяткой «Как писать сочинение по
ключевым словам». (Приложение 2)
Приведу пример ученического сочинения, в композиции которого прослеживаются
ключевые слова темы и тезиса. (Приложение 1)
Друг познается в беде.
Дружба – отношения между людьми, основанные на взаимопонимании и
поддержке. Друг – это тот человек, который поможет тебе в трудную минуту, даст совет
тогда, когда ты в нем нуждаешься. Враг – человек, настроенный против тебя. Он способен
на обман
и предательство.
Может быть много знакомых людей и приятелей, но
настоящих друзей, готовых прийти тебе на помощь, мало. И тому есть подтверждение в
художественной литературе.
Обратимся к роману И.А. Гончарова «Обломов». Главный герой, Илья Ильич
Обломов,
с
детства
воспитывался
в
тепличных
условиях,
опекаемый
родителями
и
многочисленными нянюшками. Он не приучен был ни к труду, ни к какой-либо активной
деятельности. Обучался вместе со своим сверстником Андреем Штольцем, который и стал
для него единственным другом.
Получив место службы в Санкт-Петербурге, Обломов тяготится своими служебными
обязанностями. Он предпочитает лежать на диване и ничего не делать. Даже прогулки и
развлечения его не интересуют.
У Ильи Обломова были знакомые, которые приезжали к нему в гости. Но каждый из
них преследовал корыстные цели: или похвастаться своими достижениями, или поесть за
счёт Обломова, или взять взаймы. Таких людей, без сомнения, нельзя назвать друзьями.
И только друг детства, Андрей Штольц, способен и выслушать Обломова, и по-дружески
пожурить, и встряхнуть от «спячки», и помочь поверить в себя. Увидев Илью, лежащего на
диване, Андрей пытается вернуть его к активному образу жизни. Он заставляет Обломова
читать,
посещать
различные
мероприятия.
Андрей
знакомит
его
с
замечательной
девушкой Ольгой Ильинской и поручает ей не давать Обломову «покоя».
12
Андрей Штольц не отказывается от друга и тогда, когда Обломов переехал в дом Агафьи
Пшеницыной, стал жертвой интриг её брата, обобравшего Илью до нитки. А позже
Штольц взял на себя обязанности по воспитанию сына Обломова, дав слово вырастить
достойного человека.
Мнимые друзья очень быстро оставили Обломова, когда поняли, что им больше
нечем поживиться. Андрей Штольц остался верен их дружбе до конца, принимая и любя
своего друга таким, какой он есть.
Действительно,
истинный друг познаётся в беде. Настоящая дружба проявляется
по-разному,
но
главное,
что
её
отличает,
-
это
понимание
друга
и
действенная
бескорыстная помощь, когда она необходима. (325 слов)
Ученик 11 класса Скворцов Д.
Таким образом, ключевые слова позволяют сохранить логику ответа по теме или на
заданный вопрос и придерживаться нужного ракурса размышлений.
Итак, ключевые слова – это те важные столпы, на которых держится весь смысл
наших высказываний. Они создают логическую основу текста. Умение выделять главные
слова
в
любом
тексте
помогает
не
только
понимать
его
смысл
и
воспроизводить
содержание, но и создавать собственные тексты.
Приложение 2.
Памятка «Как писать сочинение по ключевым словам»
1. Внимательно прочитайте тему сочинения.
2. Определите ключевые слова темы, проанализируй смысл каждого из них.
3. Опираясь на ключевые слова темы, сформулируйте тезис (то, что вы будете доказывать
в своём сочинении).
4. Определите ключевые слова тезиса.
5.
Приведите
доказательства
из
художественной
литературы,
поясняющие
смысл
ключевых слов тезиса.
6. Напишите вывод-обобщение по ключевым словам темы и тезиса.
13