Напоминание

Мастер-класс «Формирование коммуникативной компетентности школьников на уроках математики»


Автор: Галина Юрьевна Мареева
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОБУ "СОШ "Кудровский ЦО №1"
Населённый пункт: город Кудрово Ленинградской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мастер-класс «Формирование коммуникативной компетентности школьников на уроках математики»
Раздел: полное образование





Назад




Тема

Формирование коммуникативной компетентности школьников на

уроках математики

Цель

Познакомить с некоторыми интерактивными методами,

способствующими формированию коммуникативной компетентности

школьников.

Девиз

«Самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого

общения» (Сент-Экзюпери)

Эпиграф «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся

яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку, а если у вас есть идея и

у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по

две идеи» (Бернард Шоу)

Добрый день, дорогие друзья!

Все мы очень напряжены: участники из-за предстоящих или только что

прошедших испытаний, жюри из-за желания все увидеть и все услышать из

того, что мы хотим донести. Я предлагаю немного расслабиться.

Возьмитесь все за руки.

Закройте глаза.

Постарайтесь сосредоточить внимание на ладонях своего соседа.

Внутренне пожелайте ему удачи и благополучия.

Передайте ему свое тепло и готовность к сотрудничеству через небольшое

пожатие.

Разнимите руки и разверните ладони так, как будто бы принимаете тепло

пригревающего весеннего солнца, чувствуя прилив доброй энергии солнечных

лучей.

Произнесите про себя: «Я готов к дальнейшей работе».

Откройте глаза.

Улыбнитесь.

Спасибо. Я надеюсь, что именно такая улыбка и благоприятный настрой

нам помогут в плодотворной работе.

Большинство людей считают математику скучной, сухой и непонятной

наукой. Попытаюсь доказать обратное. Подумайте, как часто и при каких

обстоятельствах вам приходится прибегать к знаниям, полученным на уроках

математики? Сколько раз в день вы выполняете те или иные вычисления,

прикидки и логические выводы?

Объединитесь в пары. Найдите совместные ответы, на поставленные мною

вопросы.

Объединитесь в четверки и найдите то решение, которое вы представите

всей аудитории.

Спасибо. Попробуйте сформулировать тему и цели данного мастер класса.

Тема «Все вокруг – математика».

Но так как главное предназначение мастер классов – это передача опыта,

совместная отработка путем прямого и комментированного показа

методических приемов работы, то по ходу занятия я буду комментировать те

формы и методы, которые применяю.

Чтобы научиться работать – нужно работать. Чтобы научиться общаться –

нужно общаться. И в этом нам помогают интерактивные методы. С некоторыми

из них я предлагаю познакомиться более подробно. Кстати, мастер-класс также

относится к интерактивным формам работы.

А начали мы занятие с метода «Два – четыре - вместе». Суть этого метода

заключается

в

том,

что

учащимся

даётся

1-2

минуты

для

обдумывания

индивидуального решения. Затем ученики объединяются в пары и проводят

обсуждение своих идей друг с другом. Далее происходит высказывание каждого

в паре и общее обсуждение, обязательным является то, что пары должны

прийти к консенсусу в отношении ответа. Затем объединяю пары в четвёрки по

своему усмотрению, и происходит дальнейший поиск ответа, только теперь к

общему решению должна прийти вся четвёрка. Таким образом, можно плавно

перейти к коллективному обсуждению вопроса.

А

так

же,

при

постановке

цели,

был

использован

метод

«мозгового

штурма», в некоторых источниках его называют «мозговой атакой». Метод

группового

обучения

и

стимулирования

познавательной

деятельности,

реализующийся в совместном разрешении поставленных в ходе организованной

дискуссии проблем. Участников побуждают к свободному выдвижению идей с

их последующим критическим рассмотрением.

Итак, продолжаем занятие. Вы сказали, что в первую очередь необходимы

навыки счета, в том числе устного. Следующий этап – «Предпраздничный

поход

в

магазин».

Проведем

его

при

помощи

метода

«хоровод».

Его

целесообразно применять для устной работы, особенно в 5-8 классах. Заранее

каждый ученик готовит карточку и прорешивает ее. На свое усмотрение делю

весь класс пополам (по вариантам; по списку; по рядам и т.д.), ребята встают в

два круга лицом друг к другу. Внутренний круг спрашивает, внешний отвечает.

На общение каждой паре дается 15 - 20 секунд (время оговаривается заранее),

по моему сигналу внешний круг смещается на одного человека по часовой

стрелке.

В

итоге:

большое

количество

опрошенных,

формируется

коммуникация

общения,

и

ребята

просто

подвигались.

Большие

затраты

времени только первые один - два раза.

Для экономии времени карточки я приготовила заранее. Первая группа –

внутренний круг, вторая – внешний. Спрашивает внутренний круг. Каждый

подсчитывает количество правильных ответов. Время общения каждой пары –

15 секунд.

«ХОРОВОД»

Я уверена, что все справились на «отлично».

Следующий этап – «Дизайн помещения».

Вы задались целью обновить мебель в одной из комнат. Тут уж без

математики

не

обойтись.

Вооружившись

линейкой,

вымеряете,

что

куда

поставить и каких оно должно быть размеров. Мысленно пытаетесь вообразить,

как это будет выглядеть. С калькулятором в руках подсчитываете, сколько это

будет стоить.

Каждой группе я предлагаю выполнить минипроект.

Исходные данные такие: у вас имеется комната 5 на 6 метров, 124 тысячи

рублей и ограниченный набор стандартной мебели. В течение 5 минут вам

необходимо смоделировать вид вашей комнаты после обновления. В работе вам

поможет программа SweetHome 3D.

Демонстрирую работу программы.

Выполнение проектов

Презентация проектов

А в качестве последнего задания группам я прошу ответить на вопрос:

Способствуют

ли

интерактивные

формы

и

методы

обучения

формированию

коммуникативной

компетентности

школьников?

(при

формулировании ответа вам может помочь буклет).

Наш мастер класс подошел к концу. На память о нем каждому из вас

останется буклет; профессиональный тест, по которому сможете определить

насколько вы готовы к сотрудничеству; и, конечно же, желающим – программа

SweetHome, так как она – свободно распространяемая.

Спасибо за работу. Я надеюсь, что ваше хорошее настроение сохранилось

и даже приумножилось.



В раздел образования