Автор: Галина Юрьевна Мареева
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОБУ "СОШ "Кудровский ЦО №1"
Населённый пункт: город Кудрово Ленинградской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мастер-класс «Формирование коммуникативной компетентности школьников на уроках математики»
Раздел: полное образование
Тема
Формирование коммуникативной компетентности школьников на
уроках математики
Цель
Познакомить с некоторыми интерактивными методами,
способствующими формированию коммуникативной компетентности
школьников.
Девиз
«Самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого
общения» (Сент-Экзюпери)
Эпиграф «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся
яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку, а если у вас есть идея и
у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по
две идеи» (Бернард Шоу)
Добрый день, дорогие друзья!
Все мы очень напряжены: участники из-за предстоящих или только что
прошедших испытаний, жюри из-за желания все увидеть и все услышать из
того, что мы хотим донести. Я предлагаю немного расслабиться.
Возьмитесь все за руки.
Закройте глаза.
Постарайтесь сосредоточить внимание на ладонях своего соседа.
Внутренне пожелайте ему удачи и благополучия.
Передайте ему свое тепло и готовность к сотрудничеству через небольшое
пожатие.
Разнимите руки и разверните ладони так, как будто бы принимаете тепло
пригревающего весеннего солнца, чувствуя прилив доброй энергии солнечных
лучей.
Произнесите про себя: «Я готов к дальнейшей работе».
Откройте глаза.
Улыбнитесь.
Спасибо. Я надеюсь, что именно такая улыбка и благоприятный настрой
нам помогут в плодотворной работе.
Большинство людей считают математику скучной, сухой и непонятной
наукой. Попытаюсь доказать обратное. Подумайте, как часто и при каких
обстоятельствах вам приходится прибегать к знаниям, полученным на уроках
математики? Сколько раз в день вы выполняете те или иные вычисления,
прикидки и логические выводы?
Объединитесь в пары. Найдите совместные ответы, на поставленные мною
вопросы.
Объединитесь в четверки и найдите то решение, которое вы представите
всей аудитории.
Спасибо. Попробуйте сформулировать тему и цели данного мастер класса.
Тема «Все вокруг – математика».
Но так как главное предназначение мастер классов – это передача опыта,
совместная отработка путем прямого и комментированного показа
методических приемов работы, то по ходу занятия я буду комментировать те
формы и методы, которые применяю.
Чтобы научиться работать – нужно работать. Чтобы научиться общаться –
нужно общаться. И в этом нам помогают интерактивные методы. С некоторыми
из них я предлагаю познакомиться более подробно. Кстати, мастер-класс также
относится к интерактивным формам работы.
А начали мы занятие с метода «Два – четыре - вместе». Суть этого метода
заключается
в
том,
что
учащимся
даётся
1-2
минуты
для
обдумывания
индивидуального решения. Затем ученики объединяются в пары и проводят
обсуждение своих идей друг с другом. Далее происходит высказывание каждого
в паре и общее обсуждение, обязательным является то, что пары должны
прийти к консенсусу в отношении ответа. Затем объединяю пары в четвёрки по
своему усмотрению, и происходит дальнейший поиск ответа, только теперь к
общему решению должна прийти вся четвёрка. Таким образом, можно плавно
перейти к коллективному обсуждению вопроса.
А
так
же,
при
постановке
цели,
был
использован
метод
«мозгового
штурма», в некоторых источниках его называют «мозговой атакой». Метод
группового
обучения
и
стимулирования
познавательной
деятельности,
реализующийся в совместном разрешении поставленных в ходе организованной
дискуссии проблем. Участников побуждают к свободному выдвижению идей с
их последующим критическим рассмотрением.
Итак, продолжаем занятие. Вы сказали, что в первую очередь необходимы
навыки счета, в том числе устного. Следующий этап – «Предпраздничный
поход
в
магазин».
Проведем
его
при
помощи
метода
«хоровод».
Его
целесообразно применять для устной работы, особенно в 5-8 классах. Заранее
каждый ученик готовит карточку и прорешивает ее. На свое усмотрение делю
весь класс пополам (по вариантам; по списку; по рядам и т.д.), ребята встают в
два круга лицом друг к другу. Внутренний круг спрашивает, внешний отвечает.
На общение каждой паре дается 15 - 20 секунд (время оговаривается заранее),
по моему сигналу внешний круг смещается на одного человека по часовой
стрелке.
В
итоге:
большое
количество
опрошенных,
формируется
коммуникация
общения,
и
ребята
просто
подвигались.
Большие
затраты
времени только первые один - два раза.
Для экономии времени карточки я приготовила заранее. Первая группа –
внутренний круг, вторая – внешний. Спрашивает внутренний круг. Каждый
подсчитывает количество правильных ответов. Время общения каждой пары –
15 секунд.
«ХОРОВОД»
Я уверена, что все справились на «отлично».
Следующий этап – «Дизайн помещения».
Вы задались целью обновить мебель в одной из комнат. Тут уж без
математики
не
обойтись.
Вооружившись
линейкой,
вымеряете,
что
куда
поставить и каких оно должно быть размеров. Мысленно пытаетесь вообразить,
как это будет выглядеть. С калькулятором в руках подсчитываете, сколько это
будет стоить.
Каждой группе я предлагаю выполнить минипроект.
Исходные данные такие: у вас имеется комната 5 на 6 метров, 124 тысячи
рублей и ограниченный набор стандартной мебели. В течение 5 минут вам
необходимо смоделировать вид вашей комнаты после обновления. В работе вам
поможет программа SweetHome 3D.
Демонстрирую работу программы.
Выполнение проектов
Презентация проектов
А в качестве последнего задания группам я прошу ответить на вопрос:
Способствуют
ли
интерактивные
формы
и
методы
обучения
формированию
коммуникативной
компетентности
школьников?
(при
формулировании ответа вам может помочь буклет).
Наш мастер класс подошел к концу. На память о нем каждому из вас
останется буклет; профессиональный тест, по которому сможете определить
насколько вы готовы к сотрудничеству; и, конечно же, желающим – программа
SweetHome, так как она – свободно распространяемая.
Спасибо за работу. Я надеюсь, что ваше хорошее настроение сохранилось
и даже приумножилось.