Автор: Кошкина Вера Аркадьевна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ГБПОУ СО
Населённый пункт: г.Красный Кут Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Повышение мотивации обучения обучающихся как фактор повышения уровня профессиональных компетенций"
Раздел: среднее профессиональное
1. Продолжите ряд звук – буква – слог – слово – предложение - ?
2.Работа с деформированными предложениями.
1. Летом, отдыхали, в, мы, деревне.
Сильная, дворе, жара, стояла, на.
2. Поле, ждали, и, лес, дождя.
Грозовая, вдруг, туча, надвинулась, большая.
3. Гром, загремел, сильный, неожиданно.
Капли, застучали, по, дождя, крышам.
- Что у вас получилось? Что такое текст?
- Какова главная мысль текста?
- Что можно с текстом сделать?
- Назовите основные признаки текста.
ВЫВОД
: Текст - это несколько предложений, связанных между собою по смыслу.
Текст имеет главную мысль и его можно озаглавить.
3. Типы текстов.
- Сегодня мы познакомимся с 3-мя типами тексов и поучимся их различать.
а) Посмотрите на доску: здесь даны начала 3-х текстов. Прочитаем их /сначала
самостоятельно, затем вслух коллективно/
1) Вчера я был в цирке и видел тигров. Чего они только не делали!
2)Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные!
3) Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются
дрессировщика?
- Какое предложение есть во всех 3-х началах?
- Оно нам подсказывает тему текстов: о ком будет говориться? /О тиграх в цирке/
- А можно догадаться, что именно будет рассказываться?
- По какому предложению?
- Прочитайте 2-е предложение 1-го текста. О чем будет рассказывать автор? /Что
делали тигры/
- Прочитайте 2-е предложение 2-го текста. О чем мы узнаем? /Какие тигры/
- Прочитайте 2-е предложение 3-го текста. /В нем ставится вопрос: «Почему?»,значит
автор будет объяснять/
б) – Теперь проверим наши предположения.
Но сначала отдохнем. /Физминутка/
- У вас листки с 3-мя текстами. Прочитаем 1-ый текст (самостоятельно)
- Правильно мы предположили?
- Прочитайте, как автор рассказывает, что делали тигры во время выступления.
- Такие тексты, где рассказывается, /сообщается/ о действиях, событиях, которые
происходят одно за другим называют ПОВЕСТВОВАНИЕМ. /табл. – опора
вывешивается на доску/
- Прочитайте 2-ой текст. (самостоятельно)
Правильно мы предположили?
- Прочитайте, как автор описывает тигров.
- А теперь закройте глаза и попробуйте представить, как выглядят тигры. (Учитель
читает описание)
- Автор как бы рисует словами.
- Такие тексты называют ОПИСАНИЕМ. /табл.- опора/
- Прочитаем 3-ий текст. На какой вопрос он отвечает?
- Как же объясняется то, что тигры слушаются дрессировщика?
- Сколько объяснений предлагается в тексте?
- Какие слова используются в объяснении? /потому что/
- А вы бы как объяснили? /ответы детей/
- Текст, в котором что-то объясняется называется РАССУЖДЕНИЕМ. /табл. – опора на
доске/
в) – Итак, какие 3 вида текстов мы теперь знаем? Что запомнили о каждом?
/запись названий в тетради/
5. Работа с карточкой – опорой (слова на доску)
6.Работа с деформированным текстом. Определение темы текстов.
1. Раз я пошёл в лес. Со мной побежал пёс Пушок.
Вдруг в траве послышалось шуршание. Это была гадюка. Гадюка очень ядовитая.
Пушок кинулся к ней и отогнал гадюку.
К вечеру мы вернулись домой.
(Тема- гадюка, гл.мысль - встреча с гадюкой)
В этом тексте повествуется о случае в лесу – текст - повествование.
2. В зоопарке я впервые увидел зайца.
У него длинные уши, короткий хвост. Передние лапы у зверька короткие, а задние –
длинные. Шкурка у зайчика белая и пушистая. Он очень любит морковку..
Это очень красивый зверёк.
(Тема – заяц, гл.мысль – как он выглядит)
В этом тексте описывается, как выглядит зайчик – текст – описание
3. Мама на день рождения подарила мне заводную игрушку.
Я люблю своего ослика, потому он мягкий и забавно вертит хвостиком. С ним
весело играть. Мне есть с кем поделиться своими секретами.
Я берегу своего ослика!
(Тема – подарок, гл.мысль –любимая игрушка)
В этом тексте отвечают на вопрос почему? – текст- рассуждение
- Что вы можете сказать об этих текстах? Они похожи? В чём отличие?
- Придумайте название тексту.
- Попробуйте объяснить, к какому типу относиться ваш текст.
ВЫВОД
: Тексты бывают разные по содержанию. Тексты – описания, тексты-
повествования и тексты-рассуждения.
7. Слушание текста.
Из родников, ключей и болот вода течёт в ручьи, из ручьёв в речки, из речек в
большие речки, а из больших рек течёт в моря. С других сторон в моря текут другие
реки, и все реки текут в моря с тех пор, как сотворёнмир. Куда девается вода из моря?
Отчего она не течёт через край?
Вода из моря поднимается туманом; туман поднимается выше, и из тумана
делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода попадает на
землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьёв течёт в реки; из рек в море. Из
моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле...
- О чём этот текст?
- К какому типу можно отнести данный текст и почему?
- Как иначе его можно озаглавить?
8.Тест «Верные и неверные высказывания»
- Текст состоит из предложений, связанных между собою по смыслу.
- К тексту нельзя придумать название.
- Предложения в тексте не имеют определённого порядка.
- В тексте всегда о чём-то (о ком-то) говориться.
- Тексты бывают разных видов.
- Текст можно поделить на части.
- Текст-описание - это текст, в котором сообщается о каком-то событии.