Автор: Абрамова Наталья Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ "Холохоленская СОШ"
Населённый пункт: Тверская обл.,Вышневолоцкий район,д.Афимьино
Наименование материала: проект
Тема: "Школьный портфель"
Раздел: начальное образование
МОБУ «Холохоленская СОШ»
Вышневолоцкого района
Тверской области
Тема исследовательского проекта:
«Школьный портфель».
Подготовила проект :
ученица 3 класса
МОБУ «Холохоленская СОШ»
Абрамова Марина
Зимою
книжками
набит
,
А
летом
пуст
и
крепко
спит
.
Зимой
по
улице
бежит
,
А
летом
в
комнате
лежит
.
Но
только
осень
настаёт
,
Меня
он
за
руку
берёт
,
И
снова
в
дождик
и
метель
Со
мной
шагает
мой
портфель
.
Цели работы:
выяснить, безопасен ли школьный портфель для
нашего здоровья
Задачи:
изучить историю портфеля
найти старые образцы портфелей
узнать, какие гигиенические требования предъявляются
к школьному портфелю
определить соответствие ранцев учащихся требованиям
СанПина
разработать рекомендации для учителей, школьников и
их родителей
представить результаты исследовательской работы на
научно-практической конференции
История портфеля.
Самому древнему рюкзаку около 5000
лет. Он принадлежит доисторическому
человеку. Ученые датируют свою
находку примерно 2700-м годом до
нашей эры. Рюкзак древнего человека
был кожаным, носили его на спине.
Рюкзак состоял из двух деревянных
вертикальных брусков, для жесткости
соединенных снизу двумя
горизонтальными досками.
Ранец привыкли считать
исключительно
принадлежностью
школьника. На самом-то
деле этот предмет пришёл к
детям из армии. Если в
России солдаты брали с
собой в поход вещевой
мешок, то в Европе и,
особенно в Германии, ранцы
появились уже в 18 веке. И
только через 200 лет словом
«ранец» начали называть
ученическую сумку.
До 1917 года портфель
носили только дети богатых
родителей, которые учились
в гимназиях. Он был из
черной кожи, крышка
обшита тюленьим мехом
серо-зеленого цвета.
После октябрьской
революции в стране был
голод и разруха. Главным
было накормить детей и
обучить их грамоте.
Поэтому школьной форме
и портфелям не уделялось
внимание.
После Великой Отечественной войны дети ходили в школу с
полевыми сумками, доставшимися от вернувшихся с фронта
родственников. Полевые сумки можно было перекидывать
через плечо, а во время драк использовать в качестве оружия.
Позднее появились советские
портфели. Слово « портфель»
(порт – носить, «фель» - лист
бумаги) пришло к нам из
французского языка. Многие
первоклассники с нетерпением
ожидают день, когда родители
принесут из магазина новенький
портфель.
Первое время ученик относится к
портфелю бережно, но вскоре
превращался в обычную сумку
для переноски тяжестей. Так
было раньше, да и теперь.
В 60 годы портфели были все как один – из
коричневого кожзаменителя.
А во второй половине
80 -х старшеклассники
обзавелись «дипломатами» -
жесткими узкими чемоданчиками
черного или коричневого
цвета .
Ученики младших классов ходили
с портфелями из дермантина с
яркой аппликацией.
На смену дипломатам в конце 80–х – в 90–х годах в моду
вошли портфели необычной формы – вертикальные сумки с
ремешком через плечо.
Не так давно на современном рынке
появились портфели-ранцы,
представляющие весьма удобное и
практичное сочетание.
Образцы портфелей,
которые я смогла
найти.
Гигиенические требования к
школьному портфелю-ранцу.
По санитарно-гигиеническим нормам вес ранца с учебными
принадлежностями не должен превышать 10% от веса тела
ученика.
Вес пустого ранца для ученика начальной школы должен
быть 600 г, а вес учебных изданий не должен превышать 300 г.
Залог здоровья – лёгкий ранец с жёсткой ортопедической
спинкой.
Ширина ранца- ширина плеч ребёнка, верхний край –не
выше плеч, нижний – не ниже поясницы.
Материал- лёгкая водонепроницаемая ткань со
светоотражающими полосками.
Регулируемые лямки шириной 8 см.
Отделения - кармашки
Изучив различную литературу по теме, мы решили
провести эксперимент и в своём классе. В
эксперименте участвовало 13 человек.
План эксперимента
1. Определить вес ученика.
2. Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников
нашего класса.
3. Проверить вес учебных пособий, необходимых по
программе, и сравнить их с гигиеническими нормами.
4. В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в
связи с учебными нагрузками.
5. Подвести итоги по позициям:
самый лёгкий ранец;
самый тяжёлый ранец;
самый тяжёлый ранец с принадлежностями;
самый лёгкий ранец с принадлежностями;
самый « тяжёлый» учебный день;
самый «лёгкий» учебный день.
1.Определяем
свой
вес
.
2. Определяем вес ранца.
Ф.И. ученика
Вес
пустого
портфеля
Выводы
Абрамова Марина
910 г
+310 г слишком тяжёлый
Алексеев Максим
720 г
+120 г тяжелый
Еремин Дима
510 г
норма
Ефремова
Карина
700 г
+100 г тяжелый
Капустин Костя
860 г
+260 г слишком тяжелый
Кудаев Вадим
860 г
+260 г слишком тяжелый
Лазарев Артем
480 г
норма
Макарова Даша
540 г
норма
Павлова Ульяна
570 г
норма
Петрова Алина
420 г
норма
Разумов Семен
820 г
+220 г слишком тяжелый
Сааге Даша
780 г
+180 тяжелый
Сабов Максим
540 г
норма
Вывод: мы увидели, что
только у 6 человек
нашего класса вес
портфеля соответствует
гигиеническим нормам,
т.е. не превышает 600
грамм. У 7 человек масса
портфеля превышает
допустимую норму.
Результаты эксперимента
Ф.И. ученика
Вес
ученика
Правильный
вес портфеля
Реальный вес
портфеля
Абрамова М.
35 кг
3 кг 500 г
2 кг 880 г
Алексеев М.
27 кг
2 кг 700 г
2 кг 390 г
Ерёмин Д.
29 кг
2 кг 900 г
3 кг 150 г
Ефремова К.
29 кг
2 кг 900 г
3 кг 210 г
Капустин К.
37 кг
3 кг 700 г
2 кг 750 г
Кудаев В.
43 кг
4 кг 300 г
3 кг 230 г
Лазарев А.
32 кг
3 кг 200 г
2 кг 920 г
Макарова Д.
27 кг
2 кг 700 г
2 кг 930 г
Павлова У.
39 кг
3 кг 900 г
3 кг 270 г
Петрова А.
41 кг
4 кг 100 г
4 кг 240 г
Разумов А.
33 кг
3 кг 300 г
2 кг 170 г
Сааге Д.
27 кг
2 кг 700 г
2 кг 740 г
Сабов М.
33 кг
3 кг 300 г
4 кг
Вывод:
мы увидели ,что у
7 человек вес
портфеля
соответствует
гигиеническим
нормам, т.е. не
превышает 10% веса
ребёнка. Однако у 6
человек вес портфеля
превысил
гигиеническую норму.
Результаты эксперимента
3. Проверяем вес учебников и
учебных пособий.
Название учебника,
тетради
Вес
Выводы
Русский язык
250 г
норма
Математика
270 г
норма
Литературное чтение
340 г
выше нормы
Литературное
чтение(тетрадь)
160 г
норма
Окружающий мир
320 г
выше нормы
Окружающий
мир(тетрадь)
170 г
норма
Английский язык
250 г
норма
Английский
язык(тетрадь)
260 г
норма
Вес учебников и тетрадей
Вывод: не все книги соответствуют гигиеническим нормам – 300 г
для учеников начальной школы. Нашлись «нарушители» – учебник
литературного чтения массой 340 г и учебник окружающего мира
массой 320 г.
День недели
Вес учебных
принадлежностей
Выводы
Понедельник
1 кг 260 г
Вторник
1 кг 20 г
Среда
1 кг 510 г
Четверг
1 кг 530 г
Самый «тяжелый» день
Пятница
1 кг 10 г
Самый «легкий» день
Нагрузка на каждый день.
«Самый лёгкий, самый тяжёлый»
Самый лёгкий ранец – 420 г
Самый тяжёлый ранец – 910 г
Самый тяжёлый ранец с принадлежностями – 4 кг 240 г
Самый лёгкий ранец с принадлежностями – 2 кг 170 г
Самый тяжёлый учебный день - четверг
Самый лёгкий учебный день -пятница
Самый тяжёлый учебник – «Литературное чтение» – 340 г
Самый лёгкий учебник – «Английский язык», «Русский
язык» - 250 г
Ребята!
1. Не носите лишнего в
ранцах.
2. Проверяйте ранец
ежедневно и не забывайте
выложить из него ненужные
учебники, тетради.
3. Регулярно занимайтесь
физкультурой, потому что
физические упражнения
укрепляют мышцы и скелет.
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Дорогие родители!
1. Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы.
2. Тетради и дневники покупайте не в тяжелых
картонных ламинированных, а в облегченных
обложках.
Уважаемые учителя!
1. Используйте только те учебники и
пособия, которые прошли
гигиеническую экспертизу.
2. найдите возможность использовать
два комплекта учебников (один дома,
и один- в школе)
3. при составлении школьного
расписания учитывайте гигиенические
требования к весу ежедневных
учебных комплектов.
4. организуйте хранение сменной
обуви, спортивной одежды,
принадлежностей для уроков труда в
помещении школы.
Заключение.
Несмотря на то, что за время существования школьный
портфель сильно изменился и стал более удобным, он
продолжает доставлять школьникам дискомфорт своим
весом. Ранцы-тяжеловесы становятся причиной различных
патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-
сосудистой систем.
Я вместе с ребятами нашего класса собираюсь
провести ряд мероприятий по привлечению внимания к
данной теме:
-выступить на общешкольном родительском собрании
-выступить перед учащимися начальных классов
-изготовить плакат «Твой безопасный портфель»
Список использованной литературы:
•
Дереклеева Н.И. Азбука классного руководителя - М.: «5 за
знания», 2008. – С.
•
Багаж знаний: не надорвись! / Здоровье школьника № 8, – 2008.
– С. 42-43
•
Т.Дубовицкая, Врачи бьют тревогу в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека об утверждении СанПин
2.4.7/1.1.2651-10 от 28.06.2010 г. № 72
•
Степанова М.И., Школьные ранцы и здоровье детей / Вестник
образования Росси № 17// М., – 2004. – сентябрь. – с.5
•
М.Трофимова, Собираем портфель / Здоровье школьника №8, –
2009. – С. 30-31
•
/ Основы безопасности жизнедеятельности № 1, - 2002. – С.20-
26
•
Постановление Федеральной службы по надзору
Спасибо за внимание.
Желаю успехов в выборе портфелей!
Будьте здоровы!