Автор: Миненкова Лариса Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ " Уразовская СОШ №1"
Населённый пункт: Валуйского района Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание у учащихся младшего школьного возраста потребности в здоровом образе жизни
Раздел: начальное образование
ВОСПИТАНИЕ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
Миненкова Л. А.
учитель начальных классов
МОУ « Уразовская СОШ №1»
Валуйского района
Белгородской области
Аннотация
В статье отражена главная проблема обучающихся в процессе
образования - сохранение здоровья. Работа педагогов, родителей и самих
учащихся
должна
быть
направлена
на
формирование
здорового
образа
жизни, физическую красоту, отказ от вредных привычек.
"Я не боюсь ещё раз повторить:
забота о здоровье ребёнка - это
важнейший труд воспитателя"
В.А.Сухомлинский.
Всё, что приобретено ребёнком в детстве, сохраняется на всю жизнь.
Это касается и здоровья. В этот период у детей закладываются основные
навыки
по
формированию
здоровья,
которые
в
сочетании
с
обучением
школьников методам совершенствовании и сохранения здоровья приведут к
положительным результатам.
На сегодняшний день одной из актуальных целей обучения и
воспитания является сохранение здоровья ребёнка.
В связи с неблагоприятной эколого-гигиенической обстановкой во
многих регионах следует ожидать роста как острых, так и хронических
заболеваний,
особенно
аллергических.
В
связи
с
ростом
стрессогенных
воздействий
можно
ожидать
ухудшения
нервно-психического
здоровья,
иммунитета, роста гастроэнтерологических заболеваний, вегетососудистой
дистонии и дефицита массы тела. Конечно, неправомерно винить только
школу в ухудшении здоровья подростков: за 10-11 лет обучения воздействие
на организм и психику школьника оказывают сотни факторов, не связанных
со
школой
и
процессом
обучения.
Но,
во-первых,
вклад
школы
в
это
комплексное
негативное
воздействие
весьма
высок;
во-вторых,
школа
–
государственный
институт,
выполняющий
поставленные
государством
и
обществом требования, в числе которых, наряду с задачей предоставления
всем детям качественных образовательных услуг, стоит задача обеспечения
сохранения здоровья граждан нашей страны, и в первую очередь – детского
населения .
Образ жизни - это система взаимоотношений человека с самим собой и
факторами внешней среды. Внешним фактором по отношению к учащимся
является и жизнь в школе.
В связи с этим главной проблемой остается сохранение здоровья
обучающихся в процессе образования как залог успешной учебы. Работа
педагогов,
родителей
и
самих
учащихся
должна
быть
направлена
на
формирование моды на здоровье, физическую красоту, отказ от вредных
привычек.
Данные по нашей школе за последние
три года показывают
уменьшение
числа
здоровых
детей,
это
обусловлено
социально-
экономическим положением семей, снижением уровня здоровья родителей и
детей,
наследственностью,
несформированностью
у
родителей
и
детей
ценностного отношения к своему здоровью.
Поэтому требуется комплекс
мероприятий,
направленных
на
обеспечение
условий
для
обучения
и
укрепления здоровья детей.
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей касается не только
семьи, но и учителей.
Действительно, если мы научим детей с самого
раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы сами
будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в
этом
случае
можно
надеяться,
что
будущие
поколения
будут
в
большей
степени здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно,
но и физически. И я, как учитель начальных классов, решила
подробнее
разобраться в этой проблеме.
Проанализировав ситуацию, нами был сделан следующий вывод:
каждый учитель заботится о здоровье своих воспитанников, но вкладывает в
этот процесс своё видение и понимание проблемы. Другими словами, среди
педагогов
нет
единого
подхода
к
сохранению
и
укреплению
здоровья
учащихся. Таким образом, сами учителя имеют разные взгляды на проблему
здоровья детей и пути профилактики заболеваний.
Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений,
и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без
участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного
внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок
влияния педагогического процесса, на психическое состояние обучаемых, не
рассмат рива ло
образовательные
технологии
с
точки
з р е н и я
здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к
спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул.
Планируя и проводя работу, направленную на укрепление и сохранение
здоровья учеников, учитываю следующие факторы:
1. Отказ от авторитарного стиля общения между учащимися и учителем.
2. Применение и чередование различных форм и методов проведения уроков
(урок-дискуссия, театрализованный урок, экскурсия и др).
3. Формы и характер поведения учащихся на переменах (игры, соревнования
с прыгалками, хождение без обуви, минутки психологической разгрузки,
динамические паузы).
4. Обеспечение учащихся питанием (школа обеспечивает горячим питанием:
бесплатные завтраки, обеды на средства родителей).
5.Улучшение экологического пространства класса (регулярное проветривание
(перед 1 ур.. и после 3 ур.), наличие цветов, влажная уборка по окончании 3
ур.).
6.Рациональная
организация
учебных
занятий
(с
учётом
хода
дневной
и
недельной умственной работоспособности учащихся, ежедневное проведение
дежурным утренней гимнастики).
Проводится система профилактических занятий по предупреждению
детского травматизма на дорогах (викторины, конкурсы рисунков и др.).
Однако не только важно знать и понимать, что должен делать учитель
на уроке, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся. Из опыта работы
становится ясно, что здоровьесберегающая направленность работы требует к
себе более глубокого и сложного исследования, и должна прослеживаться во
всей
учебно-воспитательной
работе.
Вся
система
воспитательной
работы
должна пробудить у ребят интерес к самому себе и своему здоровью. Это
система
мероприятий
на
познание
самого
себя:
«Какая
у
меня
память»,
«Развивай свою память», «Это интересно знать (интересные факты о нашем
организме)»; о правилах гигиены: «Красивые девочки, сильные мальчики»,
«Режим
дня
школьника»,
«Это
важно
знать
(сообщения
детей
во
время
эпидемии
болезней).
Принимаем
активное
участие
во
всех
спортивных
мероприятиях школы (соответствующих возрасту учащихся) дни и недели
здоровья. Проводим спортивные соревнования между классами.
На сегодняшний день необходима единая система работы по решению
данной проблемы. Разработка целого курса валеологического воспитания,
безусловно,
помогла
бы
нашим
воспитанникам
ещё
больше
осознать,
насколько важно беречь своё здоровье с самого детства.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии
потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим
детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье,
если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то
только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более
здоровым и развитым не только интеллектуально, духовно, но и физически.
Поэтому очень важной задачей является формирование культуры
здоровья у обучающихся в течение всего учебно-воспитательного процесса.
Воспитание потребности здорового образа жизни ребёнка на основе
здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением
в деятельности каждого коллектива образовательного учреждения.
Литература
1.
Родионов В.А. Психология здоровья школьников: технология работы.
Курс лекций. Газета «Школьный психолог» №№ 17,18,19,20 2007
2.
Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии.
Волгоград: Учитель, 2009.
3.
Лободина Н.В., Чурилова Т.Н.
Здоровьесберегающая деятельность. /
Волгоград: Учитель, 2009