Автор: Волкова Светлана Александровына
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ " Уразовская СОШ №1"
Населённый пункт: Валуйского района Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: Сохранение духовного и нравственного здоровья школьников
Раздел: начальное образование
Сохранение духовного и нравственного здоровья школьников
Волкова С.А.
МОУ «Уразовская СОШ №1»
Валуйского района Белгородской области
Сохранение духовного и нравственного здоровья детей является главной
задачей,
стоящей
перед
каждым
родителем,
учителем,
обществом
и
государством в целом. Детство всегда с надеждой обращено в будущее. Из
страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и
страданием,
минутами
счастья
и
горя.
Способность
радоваться
жизни
и
умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве.
Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им
нужно
очень
многое.
Чтобы
стать
добрыми
к
людям,
надо
научиться
понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки,
быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно
относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества
человека
будущего
общества,
но
главное,
что
эти
качества
должны
закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было
счастливым.
Не секрет, что наши дети любят рисовать. На детских рисунках всегда
нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая
трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым,
важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей
взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в
глазах наших детей.
Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким
и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким
колечком - это стержень всего ствола. Детство - это сердцевинная часть
каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень
важно.
Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и
душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас
учителей. Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их
от всего, что не чисто, от всего, что дурно. Нет единого на все случаи жизни
совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и
наши с ним отношения. Но, тем не менее, необходимо приложить максимум
усилий
для
того,
чтобы
в
формировании
личности
ребёнка
преобладали
духовно-нравственные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие,
чуткость, толерантность.
Духовное здоровье ребёнка представляет собой умение совершать
нравственные поступки, знать правила поведения, развиваться духовно и
нравственно.
Сохранение
духовно
нравственного
здоровья
школьника
-
является основной задачей в работе каждого классного руководителя.
Формирование духовно и нравственно здоровой личности — это очень
сложный и длительный процесс. Моральный облик ребенка формируется в
процессе разнообразной деятельности в учении (на всех без исключения
уроках), в игре, на переменах, во время экскурсий, во время совместных дел,
на
классных
часах,
на
занятиях
внеурочной
деятельности
и
во
взаимоотношении с окружающими людьми.
По словам великого педагога К. Д Ушинского, «чтение – это упражнение
в нравственном чувстве», поэтому нам с вами нужно научить детей любить
книгу. Читая различные произведения, ребёнок познаёт мир не только умом,
но и сердцем. Сопереживая героям, дети учатся откликаться на события и
явления
окружающего
мира,
выражать
своё
отношение
к
добру
и
злу,
черпаются первые представления о справедливости и несправедливости.
Ещё более важный источник накопления нравственных знаний –
осмысливание
детьми
личного
опыта.
Усвоение
нравственных
норм
происходит
в
живой
практике
общения
людей,
когда
совершаются
и
переживаются положительные и отрицательные поступки. В деятельности
классного руководителя основное место занимает разъяснение «Правил для
учащихся» как главных критериев поведения школьников. Например,
регулярно проводятся с ребятами беседы о правилах поведения в школе, в
столовой, в общественных местах, на улице и т.д. При проведении бесед о
дисциплине,
педагоги
меньше
говорят
о
том,
чего
нельзя
делать,
а
рассказывают о том, что нужно делать, как нужно поступать в том или ином
случае.
Большая работа по развитию духовно нравственного воспитания
проводится
на
классных
часах.
Дети
говорят
о
честности,
трудолюбии,
культуре поведения, о чуткости, внимательности, доброжелательности.
В школе стали традицией мероприятия: «Сделай подарок папе и маме,
бабушке и дедушке», «Подари улыбку и хорошее настроение», проведение
операций
«Добродел»,
«Милосердие»,
«Чистый
двор,
«Посади
дерево»,
«Кормушка»,
«Подарок
ветерану»,
«Тимуровец».
Дети
чувствуют,
как
приятно что-то сделать для других. Оберегая молодое деревце, развешивая в
саду кормушки для птиц, разыскивая хозяина для щенков и котят, видят, что
рядом живут люди, нуждающиеся в их заботе, отзывчивости, что добрые дела
и
поступки
приносят
радость
окружающим,
а
чёрствость
и
равнодушие
огорчают.
В
нравственном
воспитании
младших
школьников
определяющее
значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в
мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для
отношений
между
учителем
и
учениками
характерны
душевность,
отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между
собой. Учителю следует избегать общих оценок личности каждого ученика.
Школьника можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует
оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить,
что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой. Сила положительного
примера
наставника
увеличивается,
когда
он
своей
личностью,
своим
авторитетом действует систематически и последовательно. Кроме того, сила
положительного
воздействия
педагога
будет
возрастать
и
тогда,
когда
воспитанники убедятся, что между его словом и делом нет расхождений, ко
всем он относится ровно и доброжелательно.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании
основную, долговременную и важнейшую роль. Нравственные ценности,
ориентиры
и
убеждения
личности
закладываются
в
семье.
Домашняя
обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на духовное и
нравственное развитие школьника. Каковы отношения в семье, таково будет
отношение детей к вам и окружающим. Что ребёнок видит ежедневно в
семье, то он обязательно перенесёт во взрослую жизнь. Хочется верить, что
духовные ценности останутся у наших детей в ряду главных. Надо только
помочь
им
в
этом,
больше
времени
уделять
общим
семейным
делам,
совместным
выходам
на
природу,
в
гости
к
бабушкам
и
дедушкам.
Совместные прогулки, экскурсии, походы, семейные ужины, совместные
чтения книг, наличие семейных традиций, сближают детей и родителей,
приобщают к труду, делают их здоровыми, сильными, формируют характер
и являются источниками человеческого счастья.
Будь к своему ребёнку в меру добр и требователен, если хочешь чего-то
добиться. Сохрани в себе всё хорошее и передай это детям. Вежливость –
это и черта характера, и искусство вести себя в обществе. Ребёнок учится
этому, подражая взрослым. И при любых условиях надо учить вежливо, а не
грубо. Великий педагог А.С. Макаренко говорил: «Правильное воспитание –
это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе,
это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
Литература
1. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика,
1999 г.
2.
А. Я. Данилюк,
А.
М.
Кондаков,
В.
А.
Тишков.
Концепция
духовно-
нравственного
развития
и
воспитания
гражданина
России
―
М . :
Просвещение, 2010 г.