Напоминание

РАЗНООБРАЗНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ


Автор: Евдокимова Ольга Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ " Уразовская СОШ №1"
Населённый пункт: Валуйского района Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: РАЗНООБРАЗНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ
Раздел: начальное образование





Назад




РАЗНООБРАЗНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ РЕЧИ

ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ

О.А. Евдокимова, учитель-логопед

МОУ «Уразовская СОШ№1» Валуйского

района Белгородской области

Речь является одной из важнейших психических функций человека и

сложной

функциональной

системой,

в

основе

которой

лежит

использование

знаковой

системы

языка

в

процессе

общения.

Речевое

общение

создает

необходимые

условия

для

развития

различных

форм

деятельности.

Овладение

ребенком

речью

способствует

осознанию,

планированию

и

регуляцией

его

поведения.

В

связи

с

этим,

проблемы

обучения

и

воспитания

детей

с

нарушениями

речи

являются

наиболее

актуальными проблемами специальной педагогики [1].

Многие

нарушения

речи

чаще

всего

отрицательно

влияют

на

формирование

личности

ребенка,

вызывают

психические

наслоения,

формируют

специфические

особенности

эмоционально-волевой

сферы,

способствуют

развитию

отрицательных

черт

характера.

Многие

из

тяжелых нарушений речи могут влиять на умственное развитие, особенно

на

формирование

высших

уровней

познавательной

деятельности.

Это

обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью

социальных,

речевых

контактов,

в

процессе

которых

осуществляется

познание

ребенком

окружающей

действительности.

В

будущем

такие

нарушения сказываются на овладении грамотой, на успеваемости в целом,

а в будущем на выборе профессии [2].

Наиболее важным в коррекционной работе является помощь ребенку в

формировании функциональных речевых навыков, поскольку именно в

первые годы обучения дефекты речи можно сгладить и преодолеть, что

значительно поможет ребёнку в дальнейшем обучении в школе и в

социальной адаптации.

В своей практике учителя логопеды используют самые разнообразные

методы,

приёмы

и

средства

развития

интеллектуальных

и

речевых

возможностей

ребенка.

Одним

из

эффективных

средств

является

развивающий массаж. Как лечебное средство массаж был известен еще в

глубокой

древности.

При

систематическом

проведении

массажа

улучшается

функция

рецепторов

проводящих

путей,

усиливаются

рефлекторные

связи

коры

головного

мозга

с

мышцами

и

сосудами.

В

рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры

головного

мозга,

оказывают

тонизирующее

воздействие

на

ЦНС,

в

результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и

органов.

Ф.Р.

Ауглин

(Швейцария)

разработал

и

применил

на

практике

специальный

массаж,

направленный

на

развитие

и

улучшение

памяти,

абстрактного

мышления,

способности

мозга

сопоставлять

факты

(что

и

называется интеллектом), а, значит, и на развитие речи [1].

Ф.Р.

Ауглин

считает,

что

положительные

результаты

достигаются

вследствие

влияния

внешних

импульсов

на

кору

головного

мозга.

В

течение 8 месяцев дети от 7 до 15 лет из г. Люцерна делали массаж под

наблюдением

ученых.

Уже

после

трех

недель

специальных

и

весьма

простых

упражнений

взрослые

замечали

у

98

%

детей

повышенную

активность мозга. Они начали лучше заниматься в школе, у них появились

разносторонние интересы. На основе дальнейших наблюдений был сделан

вывод,

что

регулярное

применение

специального

массажного

комплекса

помогает повысить интеллектуальные возможности ребенка на 75 %.

На занятиях могут применяться следующие виды массажа:

1 .Самомассаж кистей и пальцев рук.

2.

Плантарный массаж.

3.

Артикуляционный массаж.

4.

Аурикулярный массаж.

Исследование

практикующих

логопедов

подтверждают,

что

регулярное

применение

специального

массажного

ком п л е кс а

благоприятно воздействует на улучшение речевой активности детей [3].

Хороших

результатов

позволяет

достичь

также

метод

наглядного

моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные

понятия

(звук,

слово,

текст),

научиться

работать

с

ними.

Наиболее

эффективен

этот

метод

для

младших

школьников,

поскольку

в

данном

возрасте

мыслительные

задачи

решаются

с

преобладающей

ролью

внешних

средств,

наглядный

материал

усваивается

лучше

вербального.

Моделирование

может

выступать

как

определенный

метод

познания,

с

одной стороны, и как программа для анализа новых явлений - с другой.

Важное место среди прочих разнообразных методов и приемов работы

по развитию речи занимает работа с картинками. Картинки используются

для наглядного изображения предметов, их признаков, а также ситуаций,

событий, эпизодов. Благодатный материал для развития речи детей дают

картинки к сказкам. Сказочный мир увлекает ребенка, его трогают радости

и печали героев, захватывает динамичность событий. Язык сказок богат

изобразительными и выразительными средствами: сравнениями, точными

определениями,

метафорами,

эпитетами,

яркими

описаниями.

Из

сказок

дети получают первые представления о времени и пространстве, о связи

человека

с

природой,

с

предметным

миром.

Сказки

позволяют

ребенку

понять, что такое храбрость и стойкость, добро и зло [4].

К

сожалению,

в

настоящее

время

уходит

в

прошлое

традиционное

общение

с

книгой:

семейное

чтение

с

дальнейшим

рассматриванием

иллюстраций,

обсуждением

их,

ответами

на

вопросы

по

содержанию

сказки.

Взрослые

теряют

стремление

заинтересовать

детей

фольклором:

связать сказку с подходящими по смыслу пословицами, поговорками, т. е.

найти в ней мораль, нравственный урок.

Из-за

отсутствия

традиционного

чтения

сказок,

последующего

обсуждения,

сравнения

их

и

т.

д.

упускаются

многие

коррекционные

возможности для работы с детьми.

В

то

же

время

возможности

работы

со

сказкой

разнообразны

и

практически

неисчерпаемы.

Наряду

с

традиционными

методиками,

авторами

которых

являются

Каше, Чиркина, целесообразно использовать сказкотерапию в комплексе с

релаксацией, психогимнастикой [2].

В

основу

этих

занятий

положен

комплексно

-

тематический

метод

в

сочетании

с

наглядными

и

игровыми

приемами.

Использование

сказкоперапии

в

комплексе

с

традиционными

формами

дает

наиболее

эффективный результат в коррекционной работе. В этом случае занятия в

большей степени ориентированы на психическую защищенность ребенка,

его

комфорт

и

потребность

в

эмоциональном

общении

с

учителем

логопедом, психологом. Основное отличие этой системы от применяемых

в

практике

состоит

в

том,

что

занятия

по

изучению

одного

звука

или

дифференциации звуков подчинены одной теме или сюжету, все задания и

упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Разнообразное построение занятий вызывает особый интерес у детей

и даёт положительные результаты.

Значимым моментом на

занятиях считается

физкультминутка.

Она

должна

быть

тесно

связана

с

темой

занятия

и

являться переходным мостиком от одной части занятия к другой. К тому

же

способствовать

совершенствованию

общей

моторики

и

сохранению

здоровья детей.

Необходимо

предлагать

детям

разные

формы

п р о веде н и я

физкультминуток:

это

может

быть

подвижная

игра,

имитация

трудовых

действий,

произношение

придуманных

чистоговорок,

которые

тоже

сопровождаются

действием.

Развитие

сюжета

в

физкультминутке

можно

связать ситуативной цепочкой со словом из предыдущего этапа занятия.

Так в занятии «У нас в гостях гномы Гога и Гена» слово «грач» является

начальным

в

стихотворении,

которое

читается

хором

с

синхронной

имитацией движений по смыслу.

Музыка

и

ритмичные

движения

хорошо

снимают

усталость

и

благотворно

влияют

на

настроение

детей.

Так,

например,

в

занятии

«Домашние животные» дети сами исполняют песню «Кошечка», в занятии

«Поездка в цирк» физкультминутка сопровождается песней «Цирк, цирк,

цирк» [4].

Главной

задачей

в

воспитании

детей

7-8

летнего

возраста

продолжает

оставаться

развитие

активной

речи.

В

период

младшего

школьного

возраста

необходимо

приучать

детей

понимать

речь

окружающих

без

наглядного

сопровождения,

расширять

активный

словарь,

увеличивать

речевое общение со взрослыми и сверстниками. Важным направлением в

развитии ребенка является также и формирование пассивной речи. Ученик

учится понимать значение слов, и их использовать. Очень важно чтобы

работа

в

этом

направлении

велась

в

сотрудничестве

учителя,

учителя-

логопеда,

психолога

и

родителей.

Только

такой

подход

да с т

положительный

результат.

Список литературы

1.

Алексеева М.М., Яшина В.И. Хрестоматия по теории и методике

развития речи детей школьного возраста: Учебное пособие для студентов

высших

и

средних

пед.

учеб.

заведений.

-

М.:

Издательский

центр

"Академия", 1999.

2.

Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи

лет. - М.: Просвещение, 1998.

3.

Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: ИЦ "Академия",1996.

4.

Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. -

Ростов-на-Дону, 2000.



В раздел образования