Автор: Евдокимова Ольга Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ " Уразовская СОШ №1"
Населённый пункт: Валуйского района Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: РАЗНООБРАЗНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ
Раздел: начальное образование
РАЗНООБРАЗНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ РЕЧИ
ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ
О.А. Евдокимова, учитель-логопед
МОУ «Уразовская СОШ№1» Валуйского
района Белгородской области
Речь является одной из важнейших психических функций человека и
сложной
функциональной
системой,
в
основе
которой
лежит
использование
знаковой
системы
языка
в
процессе
общения.
Речевое
общение
создает
необходимые
условия
для
развития
различных
форм
деятельности.
Овладение
ребенком
речью
способствует
осознанию,
планированию
и
регуляцией
его
поведения.
В
связи
с
этим,
проблемы
обучения
и
воспитания
детей
с
нарушениями
речи
являются
наиболее
актуальными проблемами специальной педагогики [1].
Многие
нарушения
речи
чаще
всего
отрицательно
влияют
на
формирование
личности
ребенка,
вызывают
психические
наслоения,
формируют
специфические
особенности
эмоционально-волевой
сферы,
способствуют
развитию
отрицательных
черт
характера.
Многие
из
тяжелых нарушений речи могут влиять на умственное развитие, особенно
на
формирование
высших
уровней
познавательной
деятельности.
Это
обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью
социальных,
речевых
контактов,
в
процессе
которых
осуществляется
познание
ребенком
окружающей
действительности.
В
будущем
такие
нарушения сказываются на овладении грамотой, на успеваемости в целом,
а в будущем на выборе профессии [2].
Наиболее важным в коррекционной работе является помощь ребенку в
формировании функциональных речевых навыков, поскольку именно в
первые годы обучения дефекты речи можно сгладить и преодолеть, что
значительно поможет ребёнку в дальнейшем обучении в школе и в
социальной адаптации.
В своей практике учителя логопеды используют самые разнообразные
методы,
приёмы
и
средства
развития
интеллектуальных
и
речевых
возможностей
ребенка.
Одним
из
эффективных
средств
является
развивающий массаж. Как лечебное средство массаж был известен еще в
глубокой
древности.
При
систематическом
проведении
массажа
улучшается
функция
рецепторов
проводящих
путей,
усиливаются
рефлекторные
связи
коры
головного
мозга
с
мышцами
и
сосудами.
В
рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры
головного
мозга,
оказывают
тонизирующее
воздействие
на
ЦНС,
в
результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и
органов.
Ф.Р.
Ауглин
(Швейцария)
разработал
и
применил
на
практике
специальный
массаж,
направленный
на
развитие
и
улучшение
памяти,
абстрактного
мышления,
способности
мозга
сопоставлять
факты
(что
и
называется интеллектом), а, значит, и на развитие речи [1].
Ф.Р.
Ауглин
считает,
что
положительные
результаты
достигаются
вследствие
влияния
внешних
импульсов
на
кору
головного
мозга.
В
течение 8 месяцев дети от 7 до 15 лет из г. Люцерна делали массаж под
наблюдением
ученых.
Уже
после
трех
недель
специальных
и
весьма
простых
упражнений
взрослые
замечали
у
98
%
детей
повышенную
активность мозга. Они начали лучше заниматься в школе, у них появились
разносторонние интересы. На основе дальнейших наблюдений был сделан
вывод,
что
регулярное
применение
специального
массажного
комплекса
помогает повысить интеллектуальные возможности ребенка на 75 %.
На занятиях могут применяться следующие виды массажа:
1 .Самомассаж кистей и пальцев рук.
2.
Плантарный массаж.
3.
Артикуляционный массаж.
4.
Аурикулярный массаж.
Исследование
практикующих
логопедов
подтверждают,
что
регулярное
применение
специального
массажного
ком п л е кс а
благоприятно воздействует на улучшение речевой активности детей [3].
Хороших
результатов
позволяет
достичь
также
метод
наглядного
моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные
понятия
(звук,
слово,
текст),
научиться
работать
с
ними.
Наиболее
эффективен
этот
метод
для
младших
школьников,
поскольку
в
данном
возрасте
мыслительные
задачи
решаются
с
преобладающей
ролью
внешних
средств,
наглядный
материал
усваивается
лучше
вербального.
Моделирование
может
выступать
как
определенный
метод
познания,
с
одной стороны, и как программа для анализа новых явлений - с другой.
Важное место среди прочих разнообразных методов и приемов работы
по развитию речи занимает работа с картинками. Картинки используются
для наглядного изображения предметов, их признаков, а также ситуаций,
событий, эпизодов. Благодатный материал для развития речи детей дают
картинки к сказкам. Сказочный мир увлекает ребенка, его трогают радости
и печали героев, захватывает динамичность событий. Язык сказок богат
изобразительными и выразительными средствами: сравнениями, точными
определениями,
метафорами,
эпитетами,
яркими
описаниями.
Из
сказок
дети получают первые представления о времени и пространстве, о связи
человека
с
природой,
с
предметным
миром.
Сказки
позволяют
ребенку
понять, что такое храбрость и стойкость, добро и зло [4].
К
сожалению,
в
настоящее
время
уходит
в
прошлое
традиционное
общение
с
книгой:
семейное
чтение
с
дальнейшим
рассматриванием
иллюстраций,
обсуждением
их,
ответами
на
вопросы
по
содержанию
сказки.
Взрослые
теряют
стремление
заинтересовать
детей
фольклором:
связать сказку с подходящими по смыслу пословицами, поговорками, т. е.
найти в ней мораль, нравственный урок.
Из-за
отсутствия
традиционного
чтения
сказок,
последующего
обсуждения,
сравнения
их
и
т.
д.
упускаются
многие
коррекционные
возможности для работы с детьми.
В
то
же
время
возможности
работы
со
сказкой
разнообразны
и
практически
неисчерпаемы.
Наряду
с
традиционными
методиками,
авторами
которых
являются
Каше, Чиркина, целесообразно использовать сказкотерапию в комплексе с
релаксацией, психогимнастикой [2].
В
основу
этих
занятий
положен
комплексно
-
тематический
метод
в
сочетании
с
наглядными
и
игровыми
приемами.
Использование
сказкоперапии
в
комплексе
с
традиционными
формами
дает
наиболее
эффективный результат в коррекционной работе. В этом случае занятия в
большей степени ориентированы на психическую защищенность ребенка,
его
комфорт
и
потребность
в
эмоциональном
общении
с
учителем
логопедом, психологом. Основное отличие этой системы от применяемых
в
практике
состоит
в
том,
что
занятия
по
изучению
одного
звука
или
дифференциации звуков подчинены одной теме или сюжету, все задания и
упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Разнообразное построение занятий вызывает особый интерес у детей
и даёт положительные результаты.
Значимым моментом на
занятиях считается
физкультминутка.
Она
должна
быть
тесно
связана
с
темой
занятия
и
являться переходным мостиком от одной части занятия к другой. К тому
же
способствовать
совершенствованию
общей
моторики
и
сохранению
здоровья детей.
Необходимо
предлагать
детям
разные
формы
п р о веде н и я
физкультминуток:
это
может
быть
подвижная
игра,
имитация
трудовых
действий,
произношение
придуманных
чистоговорок,
которые
тоже
сопровождаются
действием.
Развитие
сюжета
в
физкультминутке
можно
связать ситуативной цепочкой со словом из предыдущего этапа занятия.
Так в занятии «У нас в гостях гномы Гога и Гена» слово «грач» является
начальным
в
стихотворении,
которое
читается
хором
с
синхронной
имитацией движений по смыслу.
Музыка
и
ритмичные
движения
хорошо
снимают
усталость
и
благотворно
влияют
на
настроение
детей.
Так,
например,
в
занятии
«Домашние животные» дети сами исполняют песню «Кошечка», в занятии
«Поездка в цирк» физкультминутка сопровождается песней «Цирк, цирк,
цирк» [4].
Главной
задачей
в
воспитании
детей
7-8
летнего
возраста
продолжает
оставаться
развитие
активной
речи.
В
период
младшего
школьного
возраста
необходимо
приучать
детей
понимать
речь
окружающих
без
наглядного
сопровождения,
расширять
активный
словарь,
увеличивать
речевое общение со взрослыми и сверстниками. Важным направлением в
развитии ребенка является также и формирование пассивной речи. Ученик
учится понимать значение слов, и их использовать. Очень важно чтобы
работа
в
этом
направлении
велась
в
сотрудничестве
учителя,
учителя-
логопеда,
психолога
и
родителей.
Только
такой
подход
да с т
положительный
результат.
Список литературы
1.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Хрестоматия по теории и методике
развития речи детей школьного возраста: Учебное пособие для студентов
высших
и
средних
пед.
учеб.
заведений.
-
М.:
Издательский
центр
"Академия", 1999.
2.
Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи
лет. - М.: Просвещение, 1998.
3.
Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: ИЦ "Академия",1996.
4.
Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. -
Ростов-на-Дону, 2000.