Автор: Марсель Пахурдинович Идиков
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 3
Населённый пункт: г. Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Методические рекомендации для педагогов"
Раздел: среднее профессиональное
Интерес к физической культуре как фактор повышения активности учащихся
на уроке
Интересы учащихся к уроку физической культуры бывают разными. Это и
стремление укрепить здоровье, сформировать осанку, это и желание развить
двигательные и волевые качества. Интересы мальчиков и девочек различны: девочки
чаще всего думают о красивой фигуре, гибкости, изяществе движений и походки,
реже о развитии быстроты, выносливости, силы. Мальчики же хотят развить силу,
выносливость, быстроту, ловкость.
Меняется значимость привлекательных сторон физической культуры и с
возрастом. Если младшие школьники проявляют интерес к двигательной активности
вообще (дети любят побегать, попрыгать, поиграть, не очень задумываясь над тем,
что это является средством их физического и психического развития), то подростки
занимаются физическими упражнениями уже с какой-то конкретной целью. У
старшеклассников на первом месте стоят мотивы, связанные с их жизненными
планами, то есть с подготовкой себя для определенной профессиональной
деятельности.
При определении уровней становления интереса применяем метод самооценки
интереса ("шкалу интереса"), метод экспертных оценок интереса, а также "ситуацию
выбора".
Метод самооценки интереса ("шкала интереса"). Занимающимся раздаются
тетрадные листы бумаги в клеточку. В середине листа проведена вертикальная линия
длиной 10 см. Где она заканчивается вверху, написано "верх", а внизу - "низ".
Занимающимся разъясняется, что каждый из них должен сделать отметку уровня
своего интереса на линии с учетом того, что ее верхний конец означает
максимальный интерес - 100%.
Так можно выявить интерес не только к отдельным видам физкультурно-спортивной
деятельности, но и к видам оборудования, инвентаря, к методическим приемам, к
отдельным занятиям (урокам) и к занятиям (урокам) в целом. Педагог
(руководитель) по отметкам на отрезке высчитывает вначале процент интереса у
каждого учащегося, а затем средний процент в группе (классе).
Метод "ситуации выбора". Занимающимся предлагается выбрать тот или иной вид
физкультурно -спортивной деятельности, тот или иной снаряд, оборудование,
тренажер, игру и т.д. по желанию (что интереснее). Подсчитывается количество
выбравших данный вид деятельности, объект, предмет, игру и т.д.
Экспертная оценка интереса производится во время наблюдения за
занимающимися. Интерес проявляется на разных уровнях, и признаки его
проявления могут быть различными в зависимости от возраста занимающихся.
Первый уровень становления интереса. Признаками считается активное
включение в выполнение заданий; жадное восприятие показа и объяснения
упражнений; сильная сосредоточенность на заинтересовавшем упражнении;
отсутствие отвлечений; возникновение вопросов в процессе двигательной
деятельности; желание как можно дольше выполнять упражнения; оживление
школьников, появление радости на лицах; блеск широко раскрытых глаз;
напряженность и устремленность вперед, чтобы лучше видеть и слышать.
Второй уровень. Показателями считаются особенности поведения и деятельности
учащихся вне урока: после урока ученики не уходят, а окружают учителя, задавая
ему вопросы или высказывая собственные суждения по интересующей проблеме;
беседуют и спорят, добровольно берут на себя обещания самостоятельно
тренироваться дома.
Третий уровень становления интереса - это особенности всего образа жизни,
возникающие под влиянием интереса к тем или иным видам физкультурно
-спортивной деятельности: занятия этим видом в свободное от школы время,
посещение соответствующих кружков физкультуры, спортивных секций.
Первый и второй уровни интереса определяются вместе (суммируется количество
учащихся, проявивших интерес на этих уровнях). Показатели интереса, полученные
в "ситуации выбора", сравниваются и делаются выводы о количестве учащихся,
проявивших интерес к тому или иному виду физкультурно -спортивной
деятельности, тому или иному снаряду, оборудованию, тренажеру, игре и т.д.
Данные, полученные при экспертных оценках интереса в разных группах (классах),
не только могут сравниваться, но и определяю т достоверность различия этих
показателей по непараметрическому методу критерия знаков . При математико-
статистической обработке данных самооценки учащихся с помощью "шкалы
интереса" можно производить следующие расчеты: высчитать средний процент
интереса в группе (классе), сигму, ошибки и достоверность различия средних
арифметических величин в разных группах (классах) .
С учетом конкретных причин проявления школьниками интереса к физической
культуре учитель физкультуры и должен строить свою работу по агитации и
пропаганде физической культуры, по формированию интереса к своему предмету в
целом, независимо от проходимого материала. Однако школьники проявляют и
дифференцированный интерес к различному программному материалу. В младших
классах мальчики отдают предпочтение спортивным играм, а девочки – подвижным.
Все остальные упражнения учебной программы в этих классах нравятся учащимся
примерно в равной степени
В старших классах интересы школьников остаются примерно теми же, но
углубляется их дифференциация. Начиная с 9-го класса заметен резкий спад
интереса к трудным и соревновательным упражнениям. Это можно объяснить
несколькими причинами. Во-первых, старшие школьники в связи с ростом само-
сознания начинают заботиться о своем престиже и чутко реагируют на неудачи,
которые могут быть во время соревнований. Во-вторых, как показано в ряде
исследований, от младших к старшим классам положительное отношение к уроку
физической культуры ослабевает. Особенно это заметно в группах школьников со
средним и низким уровнем двигательной активности.
Мотивация занятий физической культурой формируется на основе
естественной потребности школьника в движениях, в новых впечатлениях, в новой
информации. Активно-положительный интерес к физической культуре является
интегральным проявлением мотивационных процессов и в результате своего
развития превращается в новую, вторичную потребность в физическом
совершенствовании, на основе которой формируются новые мотивы и интересы. В
процессе развития интереса воспитывается активность школьника в физическом
совершенствовании, формируются привычки к физическим упражнениям,
гигиеническим нормам и процедурам. Интересы, мотивы, потребности и привычки
определяют в целом активно-положительное отношение учащихся к физической
культуре. Таким образом, интерес к физической культуре является главным,
центральным звеном в системе названных личностных образований школьника.
Правильная постановка задач на уроке
Нередко активность учащихся на уроке снижается из-за того, что учитель допускает
ошибки при постановке задачи. Выделим наиболее типичные из них:
1. Учитель перечисляет упражнения, которые будут выполнять ученики на уроке,
вместо того чтобы поставить задачу, которая должна быть решена.
2. Задача, которая ставится учителем перед учащимися, является значимой для него,
а не для них. Например, учитель говорит школьникам: «Сегодня у нас
совершенствование ведения мяча» или: «Сегодня у нас отработка зачетных
упражнений».
Учитель ставит непривлекательные для учащихся задачи. И конкретная постановка
задачи может не привести к желаемому результату, если она не привлекает
учащегося, не связана какими-то его потребностями. Нужно, чтобы задача была
включена в значимую для школьника деятельность, вела к достижению желаемой им
цели. Например, учитель объявляет, что в конце урока будет проведена игра в
баскетбол между мальчиками и девочками, причем учитываться будут только те
заброшенные в корзину мячи, которые последуют после правильно выполненных
передач. В этом случае у учащихся появляется стимул выполнять упражнение в
передаче мяча партнеру правильно.
Случайное научение неустойчиво, оно сохраняется только для достижения
сиюминутной задачи и стирается из памяти, как только задача решена. Поэтому
учителя физической культуры часто жалуются, что в следующем классе приходится
заново изучать даже простые элементы программы.
Поэтому учителю необходимо готовиться к сложностям педагогической
деятельности, повышать свой психофизический и функциональный потенциал,
формировать физическую культуру, стремиться к приобретению опыта
вероятностных профессиональных решений.
Оптимальная загруженность учащихся на уроке.
Оптимальная загруженность учащихся на уроке обеспечивается рядом
организационно-педагогических мер: устранением ненужных пауз, осуществлением
постоянного контроля за учащимися, максимальным включением в учебную
деятельность всех без исключения учащихся и др.
Устранение ненужных пауз. Часто можно наблюдать, как учащиеся вынуждены
подолгу ждать своей очереди для выполнения упражнения. Например, взятие
низкого старта занимает всего несколько секунд, а ожидание очереди – 2-2,5
минуты; выполнение упражнения на гимнастическом снаряде занимает около
минуты, а ожидание подхода к нему – несколько минут. Такие длительные паузы
снижают не только уровень функционирования вегетатики, необходимый для
выполнения мышечной работы, но и рабочий настрой, мобилизационную готовность
учащихся, расхолаживают их.
Осуществление постоянного контроля за учащимися на уроке. Активизировать
учащихся на уроке физической культуры легче, если они знают, что их действия и
поведение будут оцениваться. В связи с этим перед некоторыми уроками учителю
полезно предупредить учащихся, особенно проявляющих пассивность, что сегодня у
всего класса или отдельных учеников будут оцениваться активность, старательность,
внимательность, дисциплинированность и 4-6 основных видов деятельности.
Максимальное включение в деятельность всех учащихся Освобожденные от
выполнения физических упражнений школьники должны принимать участие в уроке
не только как наблюдатели, но и как активные участники, оказывая помощь в
судействе, контролируя активность отдельных учащихся, выступая в роли
помощников-организаторов.
Заключение
В заключение данной работы можно сделать следующие выводы
Интересы школьников должны подстраиваться, подтягиваться к интересам,
потребностям и возможностям общества, а не наоборот. Следует создать базовую
программу по физическому воспитанию учащихся, которая заключала бы в себе
требования и интересы общества, на ее основе должны разрабатываться
региональные, а затем и авторские программы, которым предстоит выполнить роль
объективно-субъективного (организационного) фактора.
У школьников необходимо формировать интерес и привычку, прежде всего, к тем
видам физических упражнений, заниматься которыми сможет и будет иметь
возможность каждый выпускник после окончания школы, в том числе будучи
взрослым и пожилым человеком.
С учетом конкретных причин проявления школьниками интереса к физической
культуре учитель физкультуры и должен строить свою работу по агитации и
пропаганде физической культуры, по формированию интереса к своему предмету в
целом, независимо от проходимого материала.
Личность учителя, его педагогическое и методическое мастерство являются
главными факторами успешного формирования у школьников интереса к
физической культуре и спорту.
Список источников
1. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. М., «Просвещение», 1987. – с.
287.
2. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и
факультетов физической культуры: 2-е изд., испр. и допол. СПб.: Изд-во РГПУ им.
А.И. Герцена, 2000. – 486 с.