Напоминание

"Методические рекомендации для педагогов"


Автор: Марсель Пахурдинович Идиков
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 3
Населённый пункт: г. Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Методические рекомендации для педагогов"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Интерес к физической культуре как фактор повышения активности учащихся

на уроке

Интересы учащихся к уроку физической культуры бывают разными. Это и

стремление укрепить здоровье, сформировать осанку, это и желание развить

двигательные и волевые качества. Интересы мальчиков и девочек различны: девочки

чаще всего думают о красивой фигуре, гибкости, изяществе движений и походки,

реже о развитии быстроты, выносливости, силы. Мальчики же хотят развить силу,

выносливость, быстроту, ловкость.

Меняется значимость привлекательных сторон физической культуры и с

возрастом. Если младшие школьники проявляют интерес к двигательной активности

вообще (дети любят побегать, попрыгать, поиграть, не очень задумываясь над тем,

что это является средством их физического и психического развития), то подростки

занимаются физическими упражнениями уже с какой-то конкретной целью. У

старшеклассников на первом месте стоят мотивы, связанные с их жизненными

планами, то есть с подготовкой себя для определенной профессиональной

деятельности.

При определении уровней становления интереса применяем метод самооценки

интереса ("шкалу интереса"), метод экспертных оценок интереса, а также "ситуацию

выбора".

Метод самооценки интереса ("шкала интереса"). Занимающимся раздаются

тетрадные листы бумаги в клеточку. В середине листа проведена вертикальная линия

длиной 10 см. Где она заканчивается вверху, написано "верх", а внизу - "низ".

Занимающимся разъясняется, что каждый из них должен сделать отметку уровня

своего интереса на линии с учетом того, что ее верхний конец означает

максимальный интерес - 100%.

Так можно выявить интерес не только к отдельным видам физкультурно-спортивной

деятельности, но и к видам оборудования, инвентаря, к методическим приемам, к

отдельным занятиям (урокам) и к занятиям (урокам) в целом. Педагог

(руководитель) по отметкам на отрезке высчитывает вначале процент интереса у

каждого учащегося, а затем средний процент в группе (классе).

Метод "ситуации выбора". Занимающимся предлагается выбрать тот или иной вид

физкультурно -спортивной деятельности, тот или иной снаряд, оборудование,

тренажер, игру и т.д. по желанию (что интереснее). Подсчитывается количество

выбравших данный вид деятельности, объект, предмет, игру и т.д.

Экспертная оценка интереса производится во время наблюдения за

занимающимися. Интерес проявляется на разных уровнях, и признаки его

проявления могут быть различными в зависимости от возраста занимающихся.

Первый уровень становления интереса. Признаками считается активное

включение в выполнение заданий; жадное восприятие показа и объяснения

упражнений; сильная сосредоточенность на заинтересовавшем упражнении;

отсутствие отвлечений; возникновение вопросов в процессе двигательной

деятельности; желание как можно дольше выполнять упражнения; оживление

школьников, появление радости на лицах; блеск широко раскрытых глаз;

напряженность и устремленность вперед, чтобы лучше видеть и слышать.

Второй уровень. Показателями считаются особенности поведения и деятельности

учащихся вне урока: после урока ученики не уходят, а окружают учителя, задавая

ему вопросы или высказывая собственные суждения по интересующей проблеме;

беседуют и спорят, добровольно берут на себя обещания самостоятельно

тренироваться дома.

Третий уровень становления интереса - это особенности всего образа жизни,

возникающие под влиянием интереса к тем или иным видам физкультурно

-спортивной деятельности: занятия этим видом в свободное от школы время,

посещение соответствующих кружков физкультуры, спортивных секций.

Первый и второй уровни интереса определяются вместе (суммируется количество

учащихся, проявивших интерес на этих уровнях). Показатели интереса, полученные

в "ситуации выбора", сравниваются и делаются выводы о количестве учащихся,

проявивших интерес к тому или иному виду физкультурно -спортивной

деятельности, тому или иному снаряду, оборудованию, тренажеру, игре и т.д.

Данные, полученные при экспертных оценках интереса в разных группах (классах),

не только могут сравниваться, но и определяю т достоверность различия этих

показателей по непараметрическому методу критерия знаков . При математико-

статистической обработке данных самооценки учащихся с помощью "шкалы

интереса" можно производить следующие расчеты: высчитать средний процент

интереса в группе (классе), сигму, ошибки и достоверность различия средних

арифметических величин в разных группах (классах) .

С учетом конкретных причин проявления школьниками интереса к физической

культуре учитель физкультуры и должен строить свою работу по агитации и

пропаганде физической культуры, по формированию интереса к своему предмету в

целом, независимо от проходимого материала. Однако школьники проявляют и

дифференцированный интерес к различному программному материалу. В младших

классах мальчики отдают предпочтение спортивным играм, а девочки – подвижным.

Все остальные упражнения учебной программы в этих классах нравятся учащимся

примерно в равной степени

В старших классах интересы школьников остаются примерно теми же, но

углубляется их дифференциация. Начиная с 9-го класса заметен резкий спад

интереса к трудным и соревновательным упражнениям. Это можно объяснить

несколькими причинами. Во-первых, старшие школьники в связи с ростом само-

сознания начинают заботиться о своем престиже и чутко реагируют на неудачи,

которые могут быть во время соревнований. Во-вторых, как показано в ряде

исследований, от младших к старшим классам положительное отношение к уроку

физической культуры ослабевает. Особенно это заметно в группах школьников со

средним и низким уровнем двигательной активности.

Мотивация занятий физической культурой формируется на основе

естественной потребности школьника в движениях, в новых впечатлениях, в новой

информации. Активно-положительный интерес к физической культуре является

интегральным проявлением мотивационных процессов и в результате своего

развития превращается в новую, вторичную потребность в физическом

совершенствовании, на основе которой формируются новые мотивы и интересы. В

процессе развития интереса воспитывается активность школьника в физическом

совершенствовании, формируются привычки к физическим упражнениям,

гигиеническим нормам и процедурам. Интересы, мотивы, потребности и привычки

определяют в целом активно-положительное отношение учащихся к физической

культуре. Таким образом, интерес к физической культуре является главным,

центральным звеном в системе названных личностных образований школьника.

Правильная постановка задач на уроке

Нередко активность учащихся на уроке снижается из-за того, что учитель допускает

ошибки при постановке задачи. Выделим наиболее типичные из них:

1. Учитель перечисляет упражнения, которые будут выполнять ученики на уроке,

вместо того чтобы поставить задачу, которая должна быть решена.

2. Задача, которая ставится учителем перед учащимися, является значимой для него,

а не для них. Например, учитель говорит школьникам: «Сегодня у нас

совершенствование ведения мяча» или: «Сегодня у нас отработка зачетных

упражнений».

Учитель ставит непривлекательные для учащихся задачи. И конкретная постановка

задачи может не привести к желаемому результату, если она не привлекает

учащегося, не связана какими-то его потребностями. Нужно, чтобы задача была

включена в значимую для школьника деятельность, вела к достижению желаемой им

цели. Например, учитель объявляет, что в конце урока будет проведена игра в

баскетбол между мальчиками и девочками, причем учитываться будут только те

заброшенные в корзину мячи, которые последуют после правильно выполненных

передач. В этом случае у учащихся появляется стимул выполнять упражнение в

передаче мяча партнеру правильно.

Случайное научение неустойчиво, оно сохраняется только для достижения

сиюминутной задачи и стирается из памяти, как только задача решена. Поэтому

учителя физической культуры часто жалуются, что в следующем классе приходится

заново изучать даже простые элементы программы.

Поэтому учителю необходимо готовиться к сложностям педагогической

деятельности, повышать свой психофизический и функциональный потенциал,

формировать физическую культуру, стремиться к приобретению опыта

вероятностных профессиональных решений.

Оптимальная загруженность учащихся на уроке.

Оптимальная загруженность учащихся на уроке обеспечивается рядом

организационно-педагогических мер: устранением ненужных пауз, осуществлением

постоянного контроля за учащимися, максимальным включением в учебную

деятельность всех без исключения учащихся и др.

Устранение ненужных пауз. Часто можно наблюдать, как учащиеся вынуждены

подолгу ждать своей очереди для выполнения упражнения. Например, взятие

низкого старта занимает всего несколько секунд, а ожидание очереди – 2-2,5

минуты; выполнение упражнения на гимнастическом снаряде занимает около

минуты, а ожидание подхода к нему – несколько минут. Такие длительные паузы

снижают не только уровень функционирования вегетатики, необходимый для

выполнения мышечной работы, но и рабочий настрой, мобилизационную готовность

учащихся, расхолаживают их.

Осуществление постоянного контроля за учащимися на уроке. Активизировать

учащихся на уроке физической культуры легче, если они знают, что их действия и

поведение будут оцениваться. В связи с этим перед некоторыми уроками учителю

полезно предупредить учащихся, особенно проявляющих пассивность, что сегодня у

всего класса или отдельных учеников будут оцениваться активность, старательность,

внимательность, дисциплинированность и 4-6 основных видов деятельности.

Максимальное включение в деятельность всех учащихся Освобожденные от

выполнения физических упражнений школьники должны принимать участие в уроке

не только как наблюдатели, но и как активные участники, оказывая помощь в

судействе, контролируя активность отдельных учащихся, выступая в роли

помощников-организаторов.

Заключение

В заключение данной работы можно сделать следующие выводы

Интересы школьников должны подстраиваться, подтягиваться к интересам,

потребностям и возможностям общества, а не наоборот. Следует создать базовую

программу по физическому воспитанию учащихся, которая заключала бы в себе

требования и интересы общества, на ее основе должны разрабатываться

региональные, а затем и авторские программы, которым предстоит выполнить роль

объективно-субъективного (организационного) фактора.

У школьников необходимо формировать интерес и привычку, прежде всего, к тем

видам физических упражнений, заниматься которыми сможет и будет иметь

возможность каждый выпускник после окончания школы, в том числе будучи

взрослым и пожилым человеком.

С учетом конкретных причин проявления школьниками интереса к физической

культуре учитель физкультуры и должен строить свою работу по агитации и

пропаганде физической культуры, по формированию интереса к своему предмету в

целом, независимо от проходимого материала.

Личность учителя, его педагогическое и методическое мастерство являются

главными факторами успешного формирования у школьников интереса к

физической культуре и спорту.

Список источников

1. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. М., «Просвещение», 1987. – с.

287.

2. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и

факультетов физической культуры: 2-е изд., испр. и допол. СПб.: Изд-во РГПУ им.

А.И. Герцена, 2000. – 486 с.



В раздел образования