Напоминание

Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания


Автор: Горохова Альбина Викторовна
Должность: преподователь
Учебное заведение: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Орский технический техникум имени А.И. Стеценко»
Населённый пункт: Оренбургская область, г. Орск
Наименование материала: статья
Тема: Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Горохова А.В.

«Использование современных образовательных технологий на уроках

истории и обществознания»

Педагогическая

технология

это

способ

организации

педагогического

процесса

посредством

разумно

подготовленного

инструментария

(план,

учебник, программа, серия упражнений, действий, операций).

Одно из главных направлений в этой области – формирование у

обучающихся ключевых компетенций на уроках истории и обществознания с

помощью разнообразных технологий и методик обучения.

Л.Н.Толстой сказал: «Если ученик в школе не научился сам ничего

творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать».

Сегодня в качестве главного результата выступает готовность и способность

молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за

собственное

благополучие,

так

и

благополучие

общества.

В

этой

связи

учитель

должен

переходить

на

развитие

ключевых компетенций

у

обучающихся, которые и будут основой развития его личности.

Важно,

что

ключевые

компетенции

формируются

лишь

в

опыте

собственной

деятельности,

поэтому

образовательная

среда

должна

выстраиваться

таким

образом,

чтобы

студент

оказывался

в

ситуациях,

способствующих их становлению.

Поэтому

перед

практикой

встала

проблема

технологий

обучения,

позволяющей

решить

эту

задачу.

Такой

технологией

как

раз

и

является

модульное обучение, ибо оно базируется на позициях деятельного, активного,

гибкого подхода к построению педагогического процесса.

1.Модульное обучение.

Эту

технологию

я

начала

применять

совсем

недавно

и

ее удобно

использовать, когда большой объем материала и недостаточное количество

учебных часов.

Основой модульного обучения является:

1.

Программное

обучение.

Заимствуется идея

активности

ученика

в

процессе четких действий.

2 .

Т е о р и я поэтапного

формирования

умственных

действий,

прослеживается индивидуальный подход к учащимся

3. Кибернетический подход. Обогатил модульное обучение идеей гибкого

управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление.

4. Психология. Используется рефлексивный подход.

5. Дифференциация, оптимизация, проблемность обучения.

Пример

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному.

Системность

диагностики

эффективности

результатов

применения

образовательных технологий происходит через:

1.ежегодный мониторинг качества обучения в профильных классах;

2.тематический мониторинг;

2. Проблемное обучение. Технология, которая используется сейчас чаще

всего

Одним из средств, обеспечивающих высокий уровень мыслительной,

эмоциональной

и

поведенческой

активности

учащихся,

как

мне

представляется, является проблемное обучение.

Начальным моментом мыслительного процесса обычно служит

проблемная

ситуация.

Мыслить

человек

начинает

тогда,

когда

у

него

появляется

потребность

что-то

понять.

Мышление

всегда

начинается

с

проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия.

Каким же образом создается проблемная ситуация? Это может быть

противоречие,

содержащееся

в

учебном

материале,

или

введение

с

урок

фрагмента

документа

противоречивого

характера,

или

изложение

противоречивых взглядов на один и тот же вопрос. То, что учитель излагает

проблемно,

ученики

должны

с

помощью

ранее

приобретенных

знаний

выделить из фактов и сформулировать решение проблемы самостоятельно.

Учителям, взявшим данный метод на вооружение, необходимо освоить

технологию

разработки

проблемных

вопросов

и

задач

и

самостоятельно

разрабатывать их. Методика процесса такова:

1.

Берётся

важное

историческое

положение

(факт,

событие,

идея),

соответствующее программе курса и выносимое на обсуждение учащихся.

2. Осуществляется поиск альтернативного ему положения (факта, события,

идеи),

содержащего

противоречие

(учебное,

кажущееся,

реальное)

в

сопоставлении с первым.

3. На основе обоих положений формулируется проблемная задача или вопрос.

Проблемное

обучение

не

применяю

при

изучении

изобилующего

фактами или нового сложного для учеников материала или при недостатке

времени на уроке. Он не приведет к успеху и при слабом контакте учителя с

учениками.

Например, при изучении темы “Россия в ХVI в. – итоги правления Петра 1”

успешно работают технологии проблемного обучения. Урок дискуссия “Петр

1

чудо

или

чудовище”

А

по

итогам

царствования

Ивана

IV-Грозного

проводилась

игровая

дискуссия,

имитировалось

судебное

заседание.

Подсудимый – царь Иван IV Грозный.

Студенты разбиваются' на группы: 1 – судьи, 2 – защитник, 3 – свидетели

защиты, 4 – обвинители, 5 – свидетели защиты, 6 – группа экспертов. В

результате на уроке, подготовка которого проводилась заранее, разгорелась

дискуссия о значении реформ Ивана Грозного, о последствиях опричнины.

3. Методы критического мышления.

Я сделала для себя вывод, что на уроках где я применяю элементы этой

технологии,

учащиеся

эффективнее

усваивают

полученные

знания

и

это

особенно заметно при проверке домашнего задания.

Технологические этапы этой технологии: 1 пробуждение имеющихся знаний

и

интереса

к

получению

новой

информации,

2.

получение

новой

информации, 3. осмысление, рождение нового знания

Об этом методе уже многое сказано, и я просто покажу какие элементы этой

технологии чаще я использую на своих уроках.

Можно

выделить

несколько

методов

интерактивного

обучения,

которые

активно могут применяться на уроках истории и обществознания: "мозговой

штурм",

метод

синквейна,

кластер,

дебаты,

методика

«толстых

и

тонких

вопросов», фишбоун (рыбка), ромашка Блума, инсерт, методика 5 шляп и др.

Результаты,

к

которым

приводит

использование

технологии

критического

мышления:

1.Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу;

2.Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления,

его переключения с одного типа на другой;

3.Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и

оперировать ими;

4.Развитие

способности

передавать

другим

авторскую

информацию,

подвергать

ее

коррекции,

понимать

и

принимать

точку

зрения

другого

человека;

5.Развитие умения анализировать полученную информацию

4.Проектная деятельность

Проект

это

специально

организованный

учителем,

самостоятельно

выполняемый

учащимися

комплекс

действий,

направленный

на

создание

творческого продукта, где они могут быть самостоятельными при принятии

решения и ответственными за свой выбор и результат труда.

Занимаясь проектной деятельностью, я для себя установила, что Проектный

метод в процессе обучения позволяет:

-

Научить

самостоятельному

достижению

намеченной

цели,

а

также

конструированию полученных знаний;

- Научить предвидеть мини проблемы;

- Сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве:

находить источники, из которых можно почерпнуть информацию;

- Получить навыки обработки информации;

- Сформировать навыки проведения исследований;

- Сформировать навыки работы и делового общения в группе;

- Сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.

К

примеру,

при

изучении

темы

«Глобальные

проблемы

и

пути

их

решения» учащимся были предложены темы: «Военные конфликты и угроза

миру», «Проблемы ресурсов» и другие, раскрыть которые полно возможно

только

при

использовании

Интернет-ресурсов.

Начинается

освоение

информационных технологий, групповая работа. Обозначив проблематику

проекта,

ученики

выдвигают

гипотезы,

ведут

напряженный

поиск

путей

решения

с

помощью

технологии

«мозгового

штурма».

Публичное

представление продукта, выступление на презентации со своей работой -

завершающий этап творческой деятельности. Таким образом, формируются

знания сразу по нескольким предметам, и творческий потенциал получает

возможность для выражения.

5. Кейс-технология.

Эта технология совершенно для меня новая и ей я собираюсь заняться с

этой

четверти,

элементы

которой

на

уроках

я

буду

вводить

постепенно,

подготавливая учащихся.

Метод

case-study или метод конкретных ситуаций( от англ. сase-ситуация,

случай) –метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на

обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (решение кейсов).

Цель

метода

case-study-совместными

усилиями

группы

учащихся

проанализировать ситуацию- case, возникающую при конкретном положении

дел, и выработать практическое решение

Акцент данной методики переносится не на получение готовых знаний,

а

на

их

выработку,

на

сотворчество

учащегося

и

учителя,

отсюда

принципиальное отличие метода case-study от традиционных методик-

Разновидности

Результатом данного метода являются не только знания, но практические

умения и навыки овладения технологией.

Прежде чем взяться за внедрение данной технологии в свою деятельность,

учитель должен ответить на следующие вопросы:

1.Для кого и для чего пишется кейс

2.Чему должны научиться учащиеся

3.Какие уроки они из этого извлекут

Разработка кейсов

Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги

работы с учебной ситуацией могут быть представлены как в письменной, так

и в устной форме. Презентация кейсов также может быть индивидуальной

или

групповой.

Так

называемый

“сильный”

кейс

должен

быть

кратким,

четким,

понятным.

Знакомство

с

кейсами

может

происходить

как

непосредственно на уроке, так и заранее (виде домашнего задания).

Примерный алгоритм действий:

1.

Домашнее задание учащегося

2.

Определение сроков выполнения домашнего задания

3.

Ознакомление

учащегося со

структурой

кейса

и

системой

оценивания кейса

4.

Определение формы урока.

5.

Проведение консультаций

6.

Работа в кейсе на уроке

Начать я хочу работу с этой технологией с ситуационных задач на уроках

истории.

Перед

вами

на

слайде

примеры

ситуационных

задач

по

истории

нового

времени и истории России.

Пример применения кейс-технологии на уроке обществознания:

В

городе

Н.

химический

завод

осуществил

выброс

химикатов

в

воздушную среду. Вечером того же дня жители города Н. почувствовали

признаки удушья, головную боль и другие признаки химического отравления.

Учащиеся изучают ситуацию в подробностях и выводят проблему.

Схема выглядит следующим образом: кейс состоит из четырёх “П” .

Ситуация – описание

Причины проблемы

Проблема

План

решения

проблемы

Преимущества плана

1)Научно-

технический

прогресс.

2)Экономическая

производственная

деятельность

человека.

3)Отсутствие

законов,

регулирующих

данную

проблему.

Экономическая

проблема.

Загрязнение

окружающей

среды.

Киотский

протокол.

Страны,

подписавшие

киотский

протокол

повышают

уровень

безопасности

г р а ж д а н

с в о е й

страны.

Предложив учителям новые технологии, наука пока не предложила

эффективных

моделей

оценки

результативности

их

применения.

Сегодня

теоретиками

разрабатываются

новые

модели

мониторинга,

механизмы

отслеживания результатов, но уже сегодня можно констатировать, что новые

технологии дают нам:

- сокращение временных затрат на подготовку учащихся к урокам, и как

следствие снижение нагрузки на учащихся,

-способствуют формированию ключевых компетенций, обобщают знания о

природе, человеке, обществе

-способствуют

формированию

качественно

нового

образовательного

продукта, как квинтэссенции всех ключевых компетенций востребованных в

современном

обществе

и

необходимых

человеку

информационной

цивилизации.



В раздел образования