Напоминание

Использование инновационных технологий, как средство активизации учебной деятельности младших школьников.


Автор: Хохлова Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №75"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: Использование инновационных технологий, как средство активизации учебной деятельности младших школьников.
Раздел: начальное образование





Назад




Использование инновационных технологий, как средство

активизации учебной деятельности младших школьников.

21 век – эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, инфор-

мационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала воз-

никновению нового вида образования – инновационного, в котором информационные

технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.

Об использовании информационных технологий для решения проблемы информа-

тизации образования говорилось еще в конце 70-х – 80-е годы Ю.А. Первиным, Д.

Сьюзел, Д. Ротерей. Они предлагали использовать обучающие среды для формирова-

ния умственных (познавательных) действий и умений использования информацион-

ных технологий. И лишь в последнее время данная проблема стала предметом актив-

ного обсуждения.

Я считаю, что важным аспектом в развитии личности, является осуществление

индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом про-

цессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей

детей, создание условий для развития личности.

Высказывание академика Семёнова А.П. “Научить человека жить в информацион-

ном мире – важнейшая задача современной школы”, должно стать определяющим в ра-

боте каждого учителя.

В

условиях

модернизации

Российского

образования

изменяются

стратегия

и

тактика, техника и логика реализации концептуальных идей и тенденций организации

учебного процесса в школе, обновления его содержания, форм и методов. Концепция

модернизации задаёт новые требования ко всем ступеням школьного образования:

начальной, основной, старшей школе, а самообразование приобретает новый облик,

порождённый

новым

временем

и

новой

социально-культурной

ситуацией.

Педагогическое

осмысление

данной

задачи

свидетельствует

о

том,

что

высокое

качество

обучения

в

Российской

школе

непосредственно

связано

с

новаторской

деятельностью педагогов, их творческим отношением к своему труду, способностью

определить

время

в

плане

понимания

и

применения

передовых

методов

и

форм

обучения. Преобразования в российском обществе создали реальные предпосылки для

демократизации и гуманизации школы, для обновления, совершенствования системы

образования. Пришёл в действие механизм саморазвития школы, стало очевидно, что

его источники находятся в инновационной деятельности – создании школ нового типа,

разработке и введении новых элементов обновления содержания образования, новых

образовательных технологий, интеграции школы и науки, обращении к мировому

п е д а г о г и ч е с к о м у

о п ы т у .

Новый федеральный государственный стандарт определил требования, которым

должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее

важно, условия обучения.

Инновации в системе образования связаны с внесением изменений:

1.

В

цели,

содержание,

методы

и

технологии,

формы

организации

и

систему

управления;

2.

В

стили

педагогической

деятельности

и

организацию

учебно-

познавательного процесса;

3.

В систему контроля и оценки уровня образования;

4.

В учебно-методическое обеспечение;

5.

В систему воспитательной работы;

6.

В учебный план и учебные программы;

7.

В деятельность учащегося и преподавателя.

Раньше

в

стандарте

детально

описывалось

содержание

образования

темы,

дидактические

единицы,

служившие

основой

для

разработки

учебников

и

образовательных программ по предметам. В стандарте нового поколения содержание

образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к

его результатам, не только предметным, но и метапредметным, и личностным. И

теперь

задача

системы

образования

-

делать

все

возможное

для

достижения

обозначенных

результатов:

разрабатывать

новые

образовательные

программы,

программы

по

предметам,

применять

эффективные

образовательные

технологии,

совершенствовать условия, в которых учатся дети.

Произошедшие

в

последние

годы

изменения

в

практике

отечественного

образования

не

оставили

без

изменений

ни

одну

сторону

школьного

дела.

Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию

учащихся в учении;

развивали

бы

в

первую

очередь

общеучебные

умения

и

навыки:

исследовательские, рефлексивные, самооценочные.

Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ

перед традиционными уроками.

Во-первых,

урок

с

использованием

информационных

технологий

становится

более интересным для учащихся и, соответственно, становится более эффективное

усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.

Во-вторых, существуют компьютерные программы, которые позволяют облегчить

деятельность учителя: заранее подобранные задания, тесты. Следовательно, на уроке

освобождается время для дополнительных заданий.

В-третьих, повышается эффективность урока за счет наглядности. Безусловно,

плакаты,

карты,

таблицы,

записи

на

доске

никто

не

отменял,

но

компьютерные

технологии создают гораздо более высокий уровень наглядности.

В-четвертых, возможность продемонстрировать явления, которые в реальности

увидеть

невозможно.

Современные

персональные

компьютеры

и

программы

позволяют

с

помощью

анимации,

звука,

фотографической

точности

моделировать

различные учебные ситуации, имеют возможность представления в мультимедийной

форме

уникальных

информационных

материалов

(картин,

рукопис е й,

видеофрагментов);

визуализации

изучаемых

явлений,

процессов

и

взаимосвязей

между объектами.

В-пятых, информационные технологии предоставляют широкие возможности для

индивидуализации

и

дифференциации

обучения,

причем

не

только

за

счет

разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.

Всякое включение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в

образовательную среду должно быть аргументировано.

Также следует учесть, что урок с использованием информационных технологий

несколько отличается от традиционного урока. Единую структуру подобного урока

выделить довольно таки сложно, так как каждый урок индивидуален, что определяется

рядом причин: спецификой предметной области, содержанием конкретного урока,

привязкой к аппаратным средствам информационных технологий, дидактическими

возможностями программных средств, типом и качеством электронных ресурсов, ИКТ

— компетенцией педагога.

Разработка урока с использованием информационных технологий возможна

лишь

при

наличии

электронного

ресурса.

Учебные

электронные

ресурсы

можно

разделить на три группы, в зависимости от выполняемой функции.

1.Иллюстрация

учебного

материала

(таблицы,

схемы,

опыты,

видеофрагменты);

2. Поддержка учебного материала (задания, тесты и т.д.)

3. Источник учебного материала (электронный учебник, разработка задания

для самостоятельной работы учащегося).

По способу разработки они могут принадлежать к одному из следующих видов:

1. Интернет ресурсы (могут использоваться не только непосредственно на

уроке, но и для подготовки).

2. Специальные (сюда включаются все электронные ресурсы, выпускаемые

различными издательствами).

3. Универсальные (Word, Excel, Power Point и т.д.- предназначены для

создания педагогами собственных образовательных ресурсов).

Таким

образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с

помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Методическая

сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить,

когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем

на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие.

Самыми

интересными

и

эффективными

уроками

являются

уроки

с

использованием

универсальных

образовательных

ресурсов,

то

есть

уроки,

разработанные

педагогом

с

учётом

особенностей

конкретного

ученического

коллектива и для конкретных учащихся. В процессе создания такого урока возникает

уникальный образовательный ресурс, в который вложены не только знания, умения и

опыт педагога-разработчика, но и частичка его души. Именно такие уроки будут

наиболее интересны детям, а значит, и наиболее эффективны.

Этапы подготовки урока с использованием ИКТ:

I. Концептуальный

Аргументируется необходимость использования средств ИКТ: дефицит

источников учебного материала; возможность представления в мультимедийной форме

уникальных

информационных

материалов

(картин,

рукописей,

видеофрагментов);

визуализация

изучаемых

явлений,

процессов

и

взаимосвязей

между

объектами;

необходимость объективного оценивания в более короткие сроки и т.п.

Формулировка

учебных

целей

с

ориентацией

на

достижение

результатов

(формирование, закрепление, обобщение знаний, контроль усвоения и т.п.);

Выбор типа образовательных электронных ресурсов.

II. Технологический

Выбор методики проведения занятий и проектирование основных видов

деятельности учителя и учащихся;

Выбор способа взаимодействия учителя и ученика.

III. Операциональный

Осуществляется поэтапное планирование урока, подготовка учебных

материалов.

Для каждого этапа определяются: формулировка цели с ориентацией на

конкретный

результат;

длительность

этапа;

форма

организации

деятельности

учащихся

со

средствами

ИКТ;

функции

преподавателя

и

основные

виды

его

деятельности на данном этапе; форма промежуточного контроля.

IV. Педагогическая реализация

Роль учителя на уроке с использованием ИКТ изменяется, учитель теперь не

только

источник

знаний,

но

и

менеджер

процесса

обучения,

главными

задачами

педагога становятся: управление познавательной деятельностью учащегося.

ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного

процесса, обеспечивая: повышение эффективности и качества процесса обучения за

счёт

реализации

средств

ИКТ;

обеспечение

побудительных

мотивов

(стимулов),

обуславливающих

активизацию

познавательной

деятельности;

углубление

межпредметных

связей

за

счёт

использования

современных

средств

обработки

информации,

в

том

числе

и

аудиовизуальной,

при

решении

задач

из

различных

предметных областей.

Применение новых информационных технологий

раскрывает

неограниченные

возможности

для

повышения

качества

знаний

обучающихся,

обеспечивая

интеллектуальное

развитие

каждого

ребенка;

обеспечивается

эффективная

организация

познавательной

деятельности

учащихся.

Урок

с

применением компьютерных технологий не только оживил учебный процесс (что

особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьника,

в частности длительное преобладание наглядно образного мышления над абстрактно-

логическим), но и повысил мотивацию в обучении. Использование компьютерных

технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности

учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет

к решению главной задачи образовательной политики.

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требует от

школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях

жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь

их

приобретать

все

в

большем

объеме,

уметь

применять

их

в

реальной

жизни,

реальной

ситуации.

В

современном

динамично

развивающемся

информационном

обществе нужны даже не столько сами знания, сколько умение добывать их и умение

самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях. Если каждый

урок будет включать в себя средства ИКТ, то инфантильных и расторможенных детей

будет меньше. Использование ИКТ преобразит преподавание традиционных учебных

предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а

главное - поднимет на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе.



В раздел образования