Автор: Хохлова Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №75"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: Использование инновационных технологий, как средство активизации учебной деятельности младших школьников.
Раздел: начальное образование
Использование инновационных технологий, как средство
активизации учебной деятельности младших школьников.
21 век – эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, инфор-
мационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала воз-
никновению нового вида образования – инновационного, в котором информационные
технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.
Об использовании информационных технологий для решения проблемы информа-
тизации образования говорилось еще в конце 70-х – 80-е годы Ю.А. Первиным, Д.
Сьюзел, Д. Ротерей. Они предлагали использовать обучающие среды для формирова-
ния умственных (познавательных) действий и умений использования информацион-
ных технологий. И лишь в последнее время данная проблема стала предметом актив-
ного обсуждения.
Я считаю, что важным аспектом в развитии личности, является осуществление
индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом про-
цессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей
детей, создание условий для развития личности.
Высказывание академика Семёнова А.П. “Научить человека жить в информацион-
ном мире – важнейшая задача современной школы”, должно стать определяющим в ра-
боте каждого учителя.
В
условиях
модернизации
Российского
образования
изменяются
стратегия
и
тактика, техника и логика реализации концептуальных идей и тенденций организации
учебного процесса в школе, обновления его содержания, форм и методов. Концепция
модернизации задаёт новые требования ко всем ступеням школьного образования:
начальной, основной, старшей школе, а самообразование приобретает новый облик,
порождённый
новым
временем
и
новой
социально-культурной
ситуацией.
Педагогическое
осмысление
данной
задачи
свидетельствует
о
том,
что
высокое
качество
обучения
в
Российской
школе
непосредственно
связано
с
новаторской
деятельностью педагогов, их творческим отношением к своему труду, способностью
определить
время
в
плане
понимания
и
применения
передовых
методов
и
форм
обучения. Преобразования в российском обществе создали реальные предпосылки для
демократизации и гуманизации школы, для обновления, совершенствования системы
образования. Пришёл в действие механизм саморазвития школы, стало очевидно, что
его источники находятся в инновационной деятельности – создании школ нового типа,
разработке и введении новых элементов обновления содержания образования, новых
образовательных технологий, интеграции школы и науки, обращении к мировому
п е д а г о г и ч е с к о м у
о п ы т у .
Новый федеральный государственный стандарт определил требования, которым
должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее
важно, условия обучения.
Инновации в системе образования связаны с внесением изменений:
1.
В
цели,
содержание,
методы
и
технологии,
формы
организации
и
систему
управления;
2.
В
стили
педагогической
деятельности
и
организацию
учебно-
познавательного процесса;
3.
В систему контроля и оценки уровня образования;
4.
В учебно-методическое обеспечение;
5.
В систему воспитательной работы;
6.
В учебный план и учебные программы;
7.
В деятельность учащегося и преподавателя.
Раньше
в
стандарте
детально
описывалось
содержание
образования
–
темы,
дидактические
единицы,
служившие
основой
для
разработки
учебников
и
образовательных программ по предметам. В стандарте нового поколения содержание
образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к
его результатам, не только предметным, но и метапредметным, и личностным. И
теперь
задача
системы
образования
-
делать
все
возможное
для
достижения
обозначенных
результатов:
разрабатывать
новые
образовательные
программы,
программы
по
предметам,
применять
эффективные
образовательные
технологии,
совершенствовать условия, в которых учатся дети.
Произошедшие
в
последние
годы
изменения
в
практике
отечественного
образования
не
оставили
без
изменений
ни
одну
сторону
школьного
дела.
Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию
учащихся в учении;
развивали
бы
в
первую
очередь
общеучебные
умения
и
навыки:
исследовательские, рефлексивные, самооценочные.
Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ
перед традиционными уроками.
Во-первых,
урок
с
использованием
информационных
технологий
становится
более интересным для учащихся и, соответственно, становится более эффективное
усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.
Во-вторых, существуют компьютерные программы, которые позволяют облегчить
деятельность учителя: заранее подобранные задания, тесты. Следовательно, на уроке
освобождается время для дополнительных заданий.
В-третьих, повышается эффективность урока за счет наглядности. Безусловно,
плакаты,
карты,
таблицы,
записи
на
доске
никто
не
отменял,
но
компьютерные
технологии создают гораздо более высокий уровень наглядности.
В-четвертых, возможность продемонстрировать явления, которые в реальности
увидеть
невозможно.
Современные
персональные
компьютеры
и
программы
позволяют
с
помощью
анимации,
звука,
фотографической
точности
моделировать
различные учебные ситуации, имеют возможность представления в мультимедийной
форме
уникальных
информационных
материалов
(картин,
рукопис е й,
видеофрагментов);
визуализации
изучаемых
явлений,
процессов
и
взаимосвязей
между объектами.
В-пятых, информационные технологии предоставляют широкие возможности для
индивидуализации
и
дифференциации
обучения,
причем
не
только
за
счет
разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.
Всякое включение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в
образовательную среду должно быть аргументировано.
Также следует учесть, что урок с использованием информационных технологий
несколько отличается от традиционного урока. Единую структуру подобного урока
выделить довольно таки сложно, так как каждый урок индивидуален, что определяется
рядом причин: спецификой предметной области, содержанием конкретного урока,
привязкой к аппаратным средствам информационных технологий, дидактическими
возможностями программных средств, типом и качеством электронных ресурсов, ИКТ
— компетенцией педагога.
Разработка урока с использованием информационных технологий возможна
лишь
при
наличии
электронного
ресурса.
Учебные
электронные
ресурсы
можно
разделить на три группы, в зависимости от выполняемой функции.
1.Иллюстрация
учебного
материала
(таблицы,
схемы,
опыты,
видеофрагменты);
2. Поддержка учебного материала (задания, тесты и т.д.)
3. Источник учебного материала (электронный учебник, разработка задания
для самостоятельной работы учащегося).
По способу разработки они могут принадлежать к одному из следующих видов:
1. Интернет ресурсы (могут использоваться не только непосредственно на
уроке, но и для подготовки).
2. Специальные (сюда включаются все электронные ресурсы, выпускаемые
различными издательствами).
3. Универсальные (Word, Excel, Power Point и т.д.- предназначены для
создания педагогами собственных образовательных ресурсов).
Таким
образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с
помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Методическая
сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить,
когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем
на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие.
Самыми
интересными
и
эффективными
уроками
являются
уроки
с
использованием
универсальных
образовательных
ресурсов,
то
есть
уроки,
разработанные
педагогом
с
учётом
особенностей
конкретного
ученического
коллектива и для конкретных учащихся. В процессе создания такого урока возникает
уникальный образовательный ресурс, в который вложены не только знания, умения и
опыт педагога-разработчика, но и частичка его души. Именно такие уроки будут
наиболее интересны детям, а значит, и наиболее эффективны.
Этапы подготовки урока с использованием ИКТ:
I. Концептуальный
Аргументируется необходимость использования средств ИКТ: дефицит
источников учебного материала; возможность представления в мультимедийной форме
уникальных
информационных
материалов
(картин,
рукописей,
видеофрагментов);
визуализация
изучаемых
явлений,
процессов
и
взаимосвязей
между
объектами;
необходимость объективного оценивания в более короткие сроки и т.п.
Формулировка
учебных
целей
с
ориентацией
на
достижение
результатов
(формирование, закрепление, обобщение знаний, контроль усвоения и т.п.);
Выбор типа образовательных электронных ресурсов.
II. Технологический
Выбор методики проведения занятий и проектирование основных видов
деятельности учителя и учащихся;
Выбор способа взаимодействия учителя и ученика.
III. Операциональный
Осуществляется поэтапное планирование урока, подготовка учебных
материалов.
Для каждого этапа определяются: формулировка цели с ориентацией на
конкретный
результат;
длительность
этапа;
форма
организации
деятельности
учащихся
со
средствами
ИКТ;
функции
преподавателя
и
основные
виды
его
деятельности на данном этапе; форма промежуточного контроля.
IV. Педагогическая реализация
Роль учителя на уроке с использованием ИКТ изменяется, учитель теперь не
только
источник
знаний,
но
и
менеджер
процесса
обучения,
главными
задачами
педагога становятся: управление познавательной деятельностью учащегося.
ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного
процесса, обеспечивая: повышение эффективности и качества процесса обучения за
счёт
реализации
средств
ИКТ;
обеспечение
побудительных
мотивов
(стимулов),
обуславливающих
активизацию
познавательной
деятельности;
углубление
межпредметных
связей
за
счёт
использования
современных
средств
обработки
информации,
в
том
числе
и
аудиовизуальной,
при
решении
задач
из
различных
предметных областей.
Применение новых информационных технологий
раскрывает
неограниченные
возможности
для
повышения
качества
знаний
обучающихся,
обеспечивая
интеллектуальное
развитие
каждого
ребенка;
обеспечивается
эффективная
организация
познавательной
деятельности
учащихся.
Урок
с
применением компьютерных технологий не только оживил учебный процесс (что
особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьника,
в частности длительное преобладание наглядно образного мышления над абстрактно-
логическим), но и повысил мотивацию в обучении. Использование компьютерных
технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности
учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет
к решению главной задачи образовательной политики.
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требует от
школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях
жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь
их
приобретать
все
в
большем
объеме,
уметь
применять
их
в
реальной
жизни,
реальной
ситуации.
В
современном
динамично
развивающемся
информационном
обществе нужны даже не столько сами знания, сколько умение добывать их и умение
самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях. Если каждый
урок будет включать в себя средства ИКТ, то инфантильных и расторможенных детей
будет меньше. Использование ИКТ преобразит преподавание традиционных учебных
предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а
главное - поднимет на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе.