Автор: Иванова Людмила Ивановна
Должность: Методист, преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГБ ПОУ
Населённый пункт: г. Моздок
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Сущность и виды предпринимательской ответственности. Гражданская ответственность предпринимателей"
Раздел: среднее профессиональное
В данной методической разработке представлена методика организации
и
проведения
урока
по
ФГОС
СПО
по
дисциплине
«Основы
предпринимательства» для студентов по специальности 23.02.03 Техническое
обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Форма проведения учебного занятия – урок смешанного типа
Актуальность
формы
занятия
обусловлена
требованиями
ФГОС
третьего поколения по использованию в образовательном процессе активных
форм
проведения
занятий
в
сочетании
с
внеаудиторной
работой
для
формирования
и
развития
общих
и
профессиональных
компетенций
обучающихся.
Предлагаемая
форма
проведения
занятия
может
использоваться
преподавателями
других
учебных
д и с ц и п л и н ,
междисциплинарных
курсов,
так
как
способствует
не
только
усвоению
знаний
и
умений,
но
и
развитию
самостоятельности,
творческих
способностей обучающихся, повышению заинтересованности в обучении.
Составитель:
Иванова Л.И. - преподаватель спецдисциплин ГБ ПОУ «Моздокский
аграрно - промышленный техникум»
ВВЕДЕНИЕ.
Качество
подготовки
специалистов
среднего
звена
в
учреждении
среднего профессионального образования зависит от множества факторов:
материально-технических
условий,
экономических
стимулов,
личностных
качеств педагогов, их профессиональной компетентности, организационной
культуры в педагогическом коллективе и т.д.
Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов
среднего
профессионального
образования
(ФГОС
СПО)
на
основе
компетентностного
подхода
актуализировало
значимость
применения
образовательных технологий активных и интерактивных методов в процессе
обучения.
Требования к условиям реализации основной профессиональной
образовательной
программы
заключаются
в
том,
что
образовательное
учреждение
должно
предусматривать
при
реализации
компетентностного
подхода
использование
в
образовательном
процессе
активных
форм
проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов,
деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа
производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых
дискуссий
в
сочетании
с
внеаудиторной
работой
для
формирования
и
развития
общих
и
профессиональных
компетенций
обучающихся.
Преимущества компетентностного подхода очевидны и имеется возможность
проследить основные признаки интерактивного обучения: межличностное
диалогическое
взаимодействие
«преподаватель
-
обучающийся»,
«обучающийся
-
обучающийся»,
работа
в
малых
группах
на
основе
кооперации и сотрудничества, активно - ролевая (игровая) и тренинговая
организация
обучения.
Центральное
место
занимает
не
отдельный
обучающийся,
а
группа
взаимодействующих
участников,
которые
стимулируют и активизируют друг друга.
Цель
методической
разработки:
показать
методику
организации
и
проведения урока открытия новых знаний, вид «урок смешанного типа» по
дисциплине «Основы предпринимательства».
Данный вид урока выполняет следующие функции: развитие умения
работы
с
информационными
источниками,
выделяя
главное;
умения
планировать свою деятельность; развитие творческого потенциала студентов,
познавательной деятельности через активные формы и методы обучения.
1.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ
Методическое обоснование темы обуславливается тем, что в результате
проводимых
в
Российской
Федерации
реформ
произошли
существенные
изменения во всех сферах общественных отношений. Получили развитие
различные
формы
собственности
и
предпринимательской
деятельности.
Экономические отношения стали приобретать товарно-денежный, рыночный
характер. В процессе реформирования законодательства в соответствие с
реалиями
рыночных
отношений
было
принято
множество
нормативных
актов,
в
том
числе
в
рамках
совершенствования
гражданского
законодательства.
Одной из наиболее сложных и дискуссионных в науке гражданского права
как
и
прежде
остается
проблема
гражданско-правовой
ответственности.
История ее является столь же длительной как история самого гражданского
права.
Отношение
к
проблеме
гражданско-правовой
ответственности
менялось с годами, как менялись нормы гражданского права. Особенное
значение
в
настоящее
время
приобретает
правовое
регулирование
в
Гражданском
кодексе
Российской
Федерации
ответственности
в
сфере
предпринимательской деятельности.
Правовой статус предпринимателя предусматривает не только широкие его
права, но и обязанности в различных сферах хозяйственной деятельности.
Эти
обязанности
можно
разделить
на
четыре
группы:
перед
органами
государственного
управления;
перед
партнерами
по
хозяйственным
договорам; в области трудовых отношений при привлечении работников по
найму;
перед
собственником
имущества
предприятия
за
невыполнение
обязательств,
предусмотренных
уставом
государственных
или
муниципальных предприятий.
Обязанности
перед
органами
государственного
управления
включают
обязанности,
связанные
с
внутрихозяйственной
деятельностью
(для
государственных предприятий).
Обязанности, связанные с государственным регулированием организации и
деятельности предприятий различных форм собственности, предполагают
выполнение необходимых условий для создания предприятия, недопущение
монопольного
положения
отдельных
предприятий
и
недобросовестной
конкуренции
их
на
товарных
рынках;
соблюдение
экологической
безопасности, недопущение загрязнения окружающей среды; своевременное
предоставление декларации о доходах и уплата налогов в порядке и размерах,
определяемых
законодательством
РФ;
соблюдение
т ребований
стандартизации и сертификации продукции, работ и услуг, а также в области
ценообразования.
Нарушение этих обязанностей влечет ответственность предпринимателей,
которая
выражается
в
наступлении
для
него
неблагоприятных
имушественных
последствий.
Имущественная
ответственность
означает
экономическую
ответственность,
что
соответствует
складывающимся
в
нашей стране рыночным отношениям, замене административных методов
руководства народным хозяйством методами экономическими, связанными с
и м у щ е с т в е н н ы м
в о з д е й с т в и е м
н а
н а р у ш и т е л я
п о р я д к а
в
предпринимательской деятельности, установленного законодательством.
Имущественная
ответственность
так
или
иначе
влияет
на
результаты
экономической
деятельности
предпринимателя.
Это
экономическая
ответственность,
но
она
всегда
является
юридической,
т.е.
должна
быть
предусмотрена
законодательством
или
иными
нормативными
актами.
Произвольное
применение
имущественных
санкций
партнером
по
хозяйственным
отношениям
или
каким-либо
органом
управления
противоречит принципам правового государства.
В
зависимости
от
характера
неблагоприятных
последствий
порядка
их
п р и м е н е н и я
от в е т с т в е н н о с т ь
п р ед п р и н и мат е л я
м оже т
б ы т ь
административной, гражданско-правовой, уголовной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Реалии нашей жизни таковы, что востребованным оказываются люди,
способные активно откликаться на возникающие перед обществом проблемы,
умеющие системно мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, а
также
практически
решать
возникающее
перед
ними
жизненные
и
профессиональные
проблемы.
Меняющийся
мир
предъявляет
новые
требования к выпускнику техникума.
Образовательная
технология
должна
способствовать
раскрытию
субъектного опыта обучающегося: формированию личностно значимых для
него способов учебной работы; овладению умениями самообразования.
Разработанные
рекомендации
могут
быть
использованы
любым
преподавателем учебных дисциплин или междисциплинарных курсов для
собственных разработок в сфере организации и проведения уроков по ФГОС
СПО.
Список литературы.
1. Белов А.М., Добрин Г.Н., Карлик А.Е. Экономика организации
(предприятия): Практикум / Под общ. Ред. Проф. А.Е. Карлика. – М.:
ИНФРА-М, 2013. – 272 с.
2. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Учебник. – М.: Дело, 2009. – 640с.
3. Основы бизнеса: Учебное пособие/ Г.В. Есакова, М.М. Есаков; Рязан. Гос.
Радиотех. Акад. Рязань, 2010. – 76 с.
4. Основы предпринимательства. Серия «Учебники, учебные пособия». –
Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 512 с.
5. Оценка и планирование эффективности инвестиционных проектов и
программ: Региональный аспект/ Под ред. В.И. Терехина. Рязань. Рязан.
госуд. радиотехн. акад., 2012. – 261 с.
6.
Предпринимательство:
Учебник
для
вузов/
Под
ред.
проф.
В.Я.
Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандара. – М.: Банки и биржи,
ЮНИТИ, 2010. – 475 с.
7. Терехин В.И. и др. Финансовое управление фирмой. Настольная книга
менеджера. М.: Экономика, 2013, 350 стр.
8. Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности. Учебное
пособие.- Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2014. 92 с.
Технологическая карта урока.
Ф.И.О преподавателя: Иванова Людмила Ивановна
Группа: 94
Дисциплина: Основы предпринимательства
Тема урока: Сущность и виды предпринимательской ответственности.
Гражданская ответственность предпринимателей.
Тип урока: урок изучения новых знаний
Вид урока: урок смешанного типа.
Цели урока:
-
формировать
и
развивать
общие
и
профессиональные
компетенции
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы
и
способы
выполнения
профессиональных
задач,
оценивать
их
эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК
5.
Владеть
информационной
культурой,
анализировать
и
оценивать
информацию
с
использованием
информационно-коммуникационных
технологий.
ПК 3.3. Организовывать работу трудового коллектива.
- содействовать формированию
знаний об ответственности предпринимателей.
- содействовать развитию
умений и навыков самостоятельной, командной работы, навыков публичного
выступления, умений самооценки деятельности.
- содействовать воспитанию
интереса к предмету, учебно-познавательных мотивов.
Планируемые результаты урока:
студенты будут знать:
определение
«ответственность
предпринимателей»,
виды
ответственности
предпринимателей;
способы
обеспечения
предпринимателями
своих
обязательств.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, командная.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация на
т е м у
« Гр а ж д а н с к а я
о т в е т с т в е н н о с т ь
п р е д п р и н м а т е л е й » ,
«Предпринимательская тайна», макет для выполнения задания «Фишбоун»
(«рыбья кость», «рыбий скелет» – упрощенное название метода японского
ученого Каору Исикавы).
Продолжительность урока: 80 минут
Характеристика этапов урока
1.Эпап мотивации (15 минут)
Приветствует. Отмечает отсутствующих. Демонтрирует презентацию по теме
«Предпринимательская тайна».
Задает вопросы по изученной теме.
1.Что такое предпринимательская тайна?
2. Как осуществляется формирование сведений, составляющих
предпринимательскую тайну?
3. Назовите основные сведения, составляющие предпринимательскую
тайну?
4. Как влияет утечка сведений, составляющих предпринимательскую тайну
на финансово-экономическое положение организации?
5. Дайте характеристику механизма защиты предпринимательской тайны.
6. Какие сведения не могут представлять предпринимательскую тайну.
Заполняют первую графу таблицы «ЗХУ» ( Знаю)
2. Основной этап (32 мин.)
Озвучивает тему урока, цели урока
Заполняют вторую графу таблицы «ЗХУ» (Хочу уметь)
Презентация по теме «Гражданская ответственность предпринимателей».
Вопросы по ходу объяснения (фронтальный опрос).
Позотомическая физкультминутка ( 2 минуты).
Комплекс
1.
Исходное положение (и.п.) – стоя, полукруг головой вправо, влево.
Повторить 3-4 раза. Темп медленный.
2.
И.п.
–
стоя,
руки
на
поясе.
1-2
–
свести
локти
вперед,
голову
наклонить вперед. 3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 5-6 раз. Темп
медленный.
3.
И.п. – стоя, руки вперед. 1 – сжать кисти в кулак, 2 – разжать кисти.
Повторить 6-8 раз. Затем руки расслаблено отпустить вниз и потрясти
кистями. Темп средний.
4.
И.п. – основная стойка (о.с.) 1 – полуприсяд, руки вперед. 2 – и.п., 3-
4 тоже. Выполнить 8 раз. Темп средний.
5.
И.п.
–
широкая
стойка,
руки
за
спиной,
кисти
в
замок.
1-3
–
пружинящих наклона вперед, 4 – и.п. Выполнить 6-8 раз.
6.
И.п. – о.с.1-4 – круговые движения плечами вперед, 5-8 – круговые
движения плечами назад. Выполнить 2 раза.
7.
И.п.–
стоя,
руки
в
стороны
–
вдох,
обхватить
себя
–
выдох.
Выполнить 2 раза.
3. Этап выявления места и причины затруднений.
Задание 1.
Создать макет «Фишбоун» по теме: «Гражданская ответственность».
Задание 2.
Заполняют обобщающую таблицу «Виды предпринимательства»
4. Итоговый этап. Рефлексия ( мин.)
Заполняют третью графу таблицы «ЗХУ» (Узнал)
Задание.
Придумать синквейн со словом ответственность, используя материал урока.
5. Домашнее задание (1 мин.)
Записи
в
тетради.
Подготовить
сообщение
«Способы
исполнения
обязательств предпринимателей».
Технологическая карта урока.
Этап урока,
(время, мин)
Задачи этапа
Деятельность
преподавателя
Деятельность
студентов
1.Этап
мотивации
(15 мин.)
Создать
рабочее
настроение в
учебной
группе
Настроить
студентов на
активную
работу на
уроке
Приветствует, отмечает
отсутствующих.
Проверяет готовность к
занятию. Организует
внимание.
Презентация
«Предпринимательская
тайна»
Задает вопросы,
оценивает ответы
I. Что такое
предпринимательская
тайна?
2. Как осуществляется
формирование сведений,
составляющих
предпринимательскую
тайну?
3. Назовите основные
сведения, составляющие
предпринимательскую
тайну?
4. Как влияет утечка
сведений, составляющих
предпринимательскую
тайну на финансово-
экономическое положение
организации?
5. Дайте характеристику
Приветствуют.
Сообщают об
отсутствующих.
Демонстрируют
готовность к уроку
Работа в команде.
Обсуждают в
команде. Лидер
команды дает ответ.
механизма защиты
предпринимательской
тайны.
2. Основной
этап.
(32 мин.)
Изучение
нового
материла
Представляет
презентацию.
1. Сущность и виды
ответственности
2. Гражданско – правовая
ответственнность
предпринимателей
(Слайд 2).
Виды гражданской
ответственности
(Слайд 3).
4. Солидарная
ответственность
предпринимателей
(Слайд 4,5).
Воспринимают
информацию,
осознают
необходимость
данной
информации для
профессиональной
деятельности.
Записывают :
- определение
ответственность
предпринимателей;
- виды
ответственности
предпринимателей.
- определение
гражданско –
правовая
ответственность
предпринимателей;
- виды граждансой
ответственности;
- определение
солидарной
ответсвенности
предпринимателей;
Физкультминука
(2 минуты)
Снятие
напряжения
с уставших
мышц
5. Субсидиарная
ответственность
(Слайд 6,7).
6. Смешанная
ответственность (Слайд
8).
7.Материальная
ответственность
р а б о т н и к а
( С л а й д
9,10,11).
8.Дисциплинарная
ответственность
работника (Слайд 12).
Контролирует
выполнение упражнений
- определение
субсидиарной
ответственности;
- определение
смешанной
ответственности;
- виды материльной
ответствености;
- виды
дисциплинарной
ответственности
Выполняют
упражнения
3. Этап
выявления места
и причины
затруднений
(20 мин)
Проверить
усвоение
знаний
1. Раздает макеты
«Фишбоун» и объясняет
выполнение задания.
2. Объянсняет
выполнение задания по
видам
предпринимательства.
1.Создают макет
«Фишбоуена».
Работают в комаде.
Представляют свой
ответ.
2.Заполняют
обобщающую
таблицу «Виды
предпринимательст
ва»
Представляют
результат.
4. Итоговый.
Рефлексия
Самоанализ
Задание.
Придумать синквейн
Демонстрируют
осознание целей и
задач,
(11 мин.)
со словом
ответственность,
используя материал
урока.
профессиональной
ценности
полученной
информации.
Самооценка.
5.Домашнее
задание
(2 мин.)
Подготовка к
следующему
уроку
Задает и комментирует
домашнее задание.
Записи в тетради.
Записывают
Приложение 1.
Приложение 2.
Таблица на закрепление учебного материала.
Виды предпринимательства.
Вопросы для
Хозяйственное товарищество
Акционерное
Производственный
сравнения
общество
кооператив