Напоминание

"Выбор монтажного оборудования"


Автор: Консенциуш Галина Владимировна
Должность: преподаватель технической механики
Учебное заведение: ГБПОУ КБАДК
Населённый пункт: город Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Выбор монтажного оборудования"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МДК 03-02 Транспортные сооружения Консенциуш Г.В.

Тема 29. Выбор монтажного оборудования.

1. Общие сведения о монтажных процессах.

Технологическим процессом монтажа строительных конструкций называют процессы и

операции, в результате выполнения которых получают часть сооружения или сооружение в

целом.

К монтажным работам приступают после завершения земляных работ, т.е. устройства

подземной части сооружения.

Монтаж строительных конструкций состоит из:

- подготовительных работ;

- основного процесса.

Подготовительные работы – это транспортировка складирование, укрупнительная

сборка монтажных элементов.

Основной процесс – подготовка конструкции к подъему, непосредственно сам подъем,

установка в проектное положение, временное или постоянное закрепление, антикоррозийные

мероприятия.

Основной документ, определяющий технологию монтажных работ – ППМР (проект

производства монтажных работ).

ППМР включает в себя:

- методы и приемы монтажа;

- оптимальный набор машин и приспособлений;

- рациональное размещение монтажных конструкций, оборудования, и звеньев монтажной

бригады на строительной площадке и в процессе производства работ.

2. Методы монтажа строительных конструкций.

Мелкоэлементный монтаж – это сборка и установка в проектное положение отдельных

деталей конструкций (применят ограниченно, т.к. требует больших затрат времени и

трудоемкости)

Поэлементный монтаж – установка в проектное положение отдельных

(самостоятельных) конструктивных элементов (колонны, фермы…), применим в монтаже ж/б

контрукций.

Блочный метод – предусматривает установку в проектное положение плоских или

пространственных жестких блоков (геометрически неизменяемых) представляющих собой

законченные части зданий и сооружений, не требующих дополнительных монтажных работ,

после установки в проектное положение.

Метод свободного монтажа (наиболее часто применим) – предусматривает свободное

перемещение конструкций в пространстве, точность установки обеспечивают визуальным

контролем, путем наращивания, при котором вышележащие конструкции последовательно

устанавливают на смонтированных нижележащих конструкциях в вертикальное или

горизонтальное положение.

Метод принудительного монтажа – это жесткое ограничение перемещения

конструкций, в направлении горизонтали или вертикали в пространстве, как частный случай –

монтаж надвижкой, перемещение частично или полностью собранных блоков конструкций по

направляющим в горизонтальном направлении (возведение мостов, эстакад…)

3. Организация монтажного процесса.

Монтажные работы проводятся по специально разработанному проекту организации

монтажа, в котором отражены основные вопросы и технические решения:

1) календарные планы работ по монтажу в целом, а также по монтажу отдельных объектов и

виду оборудования;

2) план площадки для монтажных работ;

3) методы работ и их механизация, мероприятия по безопасному ведению работ;

4) технологические схемы процессов монтажа отдельных объектов оборудования в планах и

разрезах;

1

МДК 03-02 Транспортные сооружения Консенциуш Г.В.

5) потребность в подъемно-транспортном оборудовании, приспособлениях, опорных

устройствах и инструменте для механизации монтажных работ;

6) потребность в рабочей силе, расстановка специализированных и монтажных бригад;

7) схема совмещения монтажных работ со строительными и специально монтажными;

8) сметы на производство монтажных работ.

Полный комплект технической документации:

- рабочие чертежи (схемы, планы и разрезы, узлы крепления конструкций, сечения, расчетные

усилия в конструкциях и узлах);

- сметы

по рабочим чертежам объекта на монтаж ;

- деталировочные чертежи на ж/б и на металлоконструкции (на изготовление);

- паспорта на монтируемое оборудование,

- инструкции заводов-изготовителей по монтажу и наладке оборудования.

Монтаж с транспортных средств (с колес) – не требует устройства проиобъектного

склада, упрощает производство работ, снижает трудоемкость, сокращает механические

повреждения крнструкций.

Монтаж конструкций с приобъектного склада (площадки) – применяю в тех случаях,

когда с транспортных средств нецелесообразно.

К началу производства монтажных работ необходимо выполнить организационно-

техническую подготовку, включающую:

− организацию складов, открытых площадок для хранения и укрупнительной сборки

технологического оборудования, узлов трубопроводов и металлоконструкций;

− сооружение постоянных или временных подъездных путей, обеспечивающих нормальную

подачу оборудования, конструкций и материалов в монтажную зону;

− прокладку внешних сетей для подвода к строящемуся объекту электроэнергии, воды, пара,

сжатого воздуха, необходимых для производства монтажных работ;

− разработку графиков производства монтажных работ и передачи в монтаж оборудования;

− возведение необходимых для монтажных работ временных сооружений, производственных и

бытовых помещений.

4. Выбор крана для монтажа.

4. 1. Основные параметры автомобильных стреловых самоходных кранов.

Монтаж строительных конструкций осуществляют монтажным комплектом, в который

входят:

- ведущая машина (монтажный кран или другой монтажный механизм);

- вспомогательные машины (транспортные средства и погрузочно-разгрузочные средства);

- технологическое оборудование (грузозахватные устройства, устройства для временного

закрепления, выверки ….).

Основной (ведущей) машиной комплекта оборудования при ведении работ по установке

сборных элементов в проектное положение является монтажный кран. Именно он определяет:

- темпы и сроки производства данного вида работ;

- качество работ

- общую стоимость работ.

Выбор крана производят:

1) По основным техническим характеристикам (принимают несколько технически

пригодных типов и марок крана) (см. Рис. 1):

- уточняют массы монтируемых сборных элементов – фундаментов, колонн, плит, ригелей, труб

и т.д.;

- подбирают монтажные приспособления и грузозахватные устройства:

- уточняют габариты и проектные положения сборных элементов.

2) По результатам технико-экономического сравнения по приведенным затратам

(выбирают наиболее экономичный вариант монтажного крана).

2

МДК 03-02 Транспортные сооружения Консенциуш Г.В.

Рис. 1. Основные параметры автомобильных стреловых самоходных кранов:

Параметрами наз. - величины, характеризующие технические возможности и

технологические свойства машины.

Грузоподъемность Q – это наибольшая масса груза (М

m

), поднимаемого на данном

вылете стрелы, определяют по критериям:

- наиболее тяжелые элементы

- наиболее удаленные элементы

- высоко расположенные элементы.

Наибольшую массу рассчитывают, как сумму масс монтируемого элемента и

прикрепляемых к нему приспособлений монтажной оснастки, включая стропы:

М

m

= М

э

+ М

о

М

э

– масса матируемого элемента (т);

М

о

– масса оснастки, установленная на элементе (т).

При подъеме груза массой Q на грузозахватное устройство крана действует

грузоподъемная сила G = 9,81Q. Отсюда следует, что с помощью графика грузоподъемности

можно определить не только грузоподъемность Q крана, но и грузоподъемную силу G,

действующую на грузозахватное устройство крана.

Высота подъема крюка Н (монтажная высота)- это расстояние от уровня стоянки крана

до центра зева крюка, находящегося в верхнем (высшем) рабочем положении, ее определяют по

формуле:

Н

m

= h

o

+ h

з

+ h

э

+ h

с

h

o

– это превышение опоры монтируемого элемента (м):

-

для кранов установленных на земле: над уровнем стоянки крана;

- для кранов установленных на сооружении: над уровнем , с которого производится подъем элемента.

h

з

– запас по высоте, для заводки конструкции к месту установки или перенос через ранее

смонтированные (м);

h

э

– высота строповки в рабочем положении от верха монтируемого элемента до низа крюка (м)

Вылет стрелы L - расстояние (по горизонтали) от оси вращения поворотной части крана

ОО до центра зева крюка С.

Минимально требуемые параметры стрелового крана:

а) mίn требуемое расстояние от уровня стоянки крана до верха стрелы Н

ст.тр.

определяется по

формуле:

Н

ст.тр

= Н

кр.тр.

+ h

п

3

МДК 03-02 Транспортные сооружения Консенциуш Г.В.

h

п

– высота полиспата в стянутом состоянии (м);

Н

кр.тр.

– требуемая высота подъема крюка (м).

б) Требуемый вылет крюка (ℓ

кр.тр.

), при котором обеспечиваются достаточные зазоры между

стрелой крана и смонтированным элементом, так же поднимаемым элементом:

ст . тр .

−¿

h

ш

Н

¿

¿

(

b

+

d

2

)

¿

l

кр. тр.

=

(

а

+

d

1

) (

Н

ст . тр .

h

ш

)

(

h

п

+

h

с

)

+

с

или l

кр . тр.

=¿

h

ш

– высота шарнира пяты стрелы от уровня стоянки крана (м);

а – расстояние от центра строповки монтируемого элемента до точки С (м);

b – расстояние от центра строповки смонтированного в проектное положение элемента до точки

сооружения, расположенной ближе всего к стреле крана (D).;

d

1

– расстояние от стрелы крана до точки С, включая зазор между элементом стрелой – 0,5 м.;

d

2

– расстояние от оси стрелы до точки D, включая зазор между стрелой и зданием

(сооружением) 0,5 – 1,5 м.

Глубина опускания крюка h - расстояние от уровня стоянки крана до центра зева крюка,

находящегося в нижнем (низшем) рабочем положении.

Вылет от ребра опрокидывания - расстояние (по горизонтали) от ребра опрокидывания до

центра зева крюка: А1 - при работе без выносных опор, А2 - на выносных опорах.

O

1

O

1

и О

2

О

2

- условное расположение ребра опрокидывания крана при его работе

соответственно без выносных опор и на выносных опорах.

Параметры L и А

1

или А

2

) определяют возможность перемещения груза по

горизонтали, параметры Н и h - по вертикали.

При работе на выносных опорах значение А

2

зависит от значения В - расстояния между

вертикальными осями, проходящими через середины опорных элементов двух соседних

выносных опор, когда они находятся в рабочем положении:

A

2

= L - 0,5В.

B

1

В

2

- это расстояния называются, соответственно, поперечной или продольной базой

выносных опор (см. рис.1).

Рис.2. Зона работы стрелового крана.

При вращении поворотной части крана (см. Рис.2) стреловое оборудование перемещается относительно

шасси машины в некотором секторе о, а, b, с, ..., о, образуя рабочую зону. Если через точки опирания

выносных опор провести окружность a', b', с', ..., а', то в рабочей зоне образуется кольцо а, b, с, ..., с', b',

а', а, в котором кран может производить подъем, перемещение и опускание груза. Площадь а, b, с,...,

с', b', а', а называется полезной рабочей зоной.

Грузовой момент -

это произведение вылета на соответствующую ей грузоподъемную

силу, он наиболее полно характеризует технологические возможности крана.

4

МДК 03-02 Транспортные сооружения Консенциуш Г.В.

M=GL,

где L - вылет от ребра опрокидывания (м);

G - соответствующая ему грузоподъемная сила (т).

Автомобильные краны являются свободно стоящими, поэтому устойчивость их против

опрокидывания обеспечивается только собственной массой.

Различают грузовую

устойчивость, т. е. способность крана при работе противостоять действию всех

нагрузок, стремящихся опрокинуть его вперед - в сторону стрелы, и собственную устойчивость, т. е. устойчивость

крана в нерабочем состоянии при отсутствии полезных нагрузок и возможном опрокидывании назад - в сторону,

противоположную стреле.

4.2. Технические ххартеристики стреловых монтажных кранов.

Рабочий цикл Т - время, затрачиваемое с момента начала подъема груза до момента

начала подъема следующего очередного груза.

Продолжительность цикла определяем по формуле:

t = t

1

+ t

2

+ t

3

+ t

4

+ t

5

где, t

1

- время вертикального перемещения крюка, определяем по формуле:

t

1

=

2∙ L

V

1

+

V

2

(

сек

)

где, L- длина пути крюка по вертикали от места строповки до места укладки груза, м;

V

1

V

2

- соответственно скорости подъема груза и опускания крюка к месту строповки,

(м/сек);

t

2

- время на поворот стрелы (только для поворотных стреловых), определяем по формуле:

t

2

=

2 ∙ α

360 ∙ n

(

сек

)

где, α - угол поворота стрелы в одну сторону,

п

- число оборотов стрелы в сек (об/сек);

t

3

- время передвижения крана и грузовой тележки или время перемещения груза подъемом

и опусканием стрелы, определяем по формуле:

t

3

=

L

1

V

3

+

L

2

V

4

(

сек

)

где, L

1

L

2

- расстояния передвижения крана и тележки, м;

V

1

V

2

- скорости рабочих перемещений крана и тележки, (м/сек);

t

4

- время ручных операций на прицепку груза, установку и отцепку его (устанавливается

хронометражем), 40-150 сек для штучных грузов и контейнеров; 90-150 сек для бункеров, бадей

и ящиков;

t

5

- время перерыва между рабочими движениями при управлении краном (10-15

сек).

Производительность крана П - общая масса грузов и конструкций, перемещаемых или

монтируемых краном за час (т/ч) или смену (т/смена); высокая производительность крана

определяет стоимость монтажных работ и сроки их выполнения.

Техническая производительность П

т

:

П

т

=

3600 ∙ Q ∙ K

r

t

(

т

час

)

где Q - грузоподъемность крана на данном вылете стрелы, устанавливается по кривым

грузоподъемности, приводимым в паспорте крана;

t - продолжительность цикла, сек;

Кr- коэффициент использования крана по грузоподъемности, то есть отношение среднего

значения величины поднимаемого груза к грузоподъемности на данном вылете стрелы.

Нормативная сменная эксплуатационная производительность крана П

н.см.

, на монтаже

конструкций строящегося объекта:

П

н . см

=

Р

n

м. см

, т

/

см

5

МДК 03-02 Транспортные сооружения Консенциуш Г.В.

где , Р- общая масса монтажных элементов сооружения, т.;

n

м.см

количество

машино-смен

крана

для

монтажа

сборных

элементов

сооружения,

определяется по формуле:

n

м . см

=

N

э

∙ Т

ц

8,2 ∙ 60∙ К

в

,маш.см

где, N

э

– количество монтажных элементов, устанавливаемых краном на объекте, N

э

= 28 шт;

8,2 –продолжительность смены, часы (с учётом рабочих суббот);

К

в

–коэффициент использования машины по времени в смену, Кв=0,85;

Т

ц

– время выполнения краном одного рабочего цикла,

Рабочая скорость передвижения крана v

пр

- скорость передвижения крана по рабочей

площадке со стреловым оборудованием, находящимся в рабочем положении, и подвешенным

грузом, если передвижение с грузом предусмотрено его технической характеристикой.

Транспортная скорость передвижения крана v

п.т

- скорость передвижения крана, стреловое

оборудование которого находится в транспортном положении.

Общая (эксплуатационная) масса крана G

p

- масса крана со стреловым оборудованием и

противовесом при полной заправке крана топливосмазочными материалами.

Конструктивная масса крана G

K

- масса крана со стреловым оборудованием и

противовесом.

База крана Вк - расстояние между вертикальными осями передних и задних ходовых

тележек или колес (см.Рис.3,в).

Рис.3. Параметры, характеризующие маневренность шасси автомобиля

Колея крана К - расстояние между вертикальными осями, проходящими через середины

опорных поверхностей ходового устройства: K

1

- при односкатных, К

2

- двускатных колесах (см.

Рис.3,а,б).

Минимальный радиус поворота шасси R

min

(рис. 3, г) - расстояние от центра поворота до

средней точки опоры наиболее удаленного управляемого колеса при максимальном угле его

поворота.

Габаритный коридор шасси Д

ш

- ширина полосы, в которую при минимальном радиусе

поворота шасси крана R

min

вписывается шасси (см. Рис.3).

Габаритный коридор въезда Д

2

и выезда Д

3

крана (рис. 5) - ширина полосы, в которую

при минимальном радиусе поворота шасси вписывается кран при въезде в поворот и выезде из

него.

Рис.5 Параметры, характеризующие маневренность крана.

6

МДК 03-02 Транспортные сооружения Консенциуш Г.В.

Минимальный радиус поворота крана R

K

- расстояние от центра поворота до наиболее

удаленной точки крана при минимальном радиусе поворота шасси крана (рис. 5, а).

Минимальная ширина разворота Д

г

- ширина полосы, на которой кран может

развернуться на 180° при минимальном радиусе поворота шасси крана.

Преодолеваемый уклон пути

- наибольший угол подъема, преодолеваемый краном,

двигающимся с постоянной скоростью.

5. Выбор крана применительно к монтажу железобетонных водопропускных труб.

На первом этапе устанавливается тип крана, который по своим техническим

возможностям отвечает условиям возведения заданного типа трубы.

Автомобильные и пневмоколесные краны применяются при монтаже одно-, двух-,

трехочковых труб, как круглых, так и прямоугольных:

а) автомобильные используются

- при диаметре круглых труб примерно до 1,5 м

- при отверстии прямоугольных - 1,0…1,5 м;

б) пневмоколесные краны могут монтировать

- круглые трубы всех диаметров и

- прямоугольные отверстием от 1,0 до 2,5 м.

в) гусеничные краны эффективны при монтаже двух-, трехочковых прямоугольных труб

отверстием более 2,5 м.

На втором этапе производится вычисление требуемых технических параметров крана

(см. Рис.3) и на основании или других источников устанавливается марка крана, который будет

вести монтажные работы.

Возможно наличие нескольких конкурентоспособных вариантов. Окончательный выбор

делается после соответствующих технико-экономических расчетов.

Рис

.3.

Схема к выбору марки монтажного крана для установки железобетонных

водопропускных труб в проектное положение.

5.1. Требуемая грузоподъемность монтажного крана.

Грузоподъемность крана подсчитывается, исходя из максимального груза, который

должен поднять кран при требуемом вылете крюка L

ст

тр

. Он определяется максимальной массой

монтируемой трубы или секции, плети, элемента колодца и др.

G

к

= G + G

тп

+ G

у

+ G

мп

= G + G

0

7

МДК 03-02 Транспортные сооружения Консенциуш Г.В.

где G – максимальная масса монтируемого элемента, т;

G

тп

- масса такелажного приспособления (стропы, траверсы, захваты), т;

G

у

– масса конструкции временного усилия, т принимаем 0.02 – 0.04 G;

G

мп

– масса монтажной конструкции, приспособлений, закрепленных на элементе (лестница,

подмости и др.);

G

0

– масса оснастки, т

Требуемая грузоподъёмность крана определяется на основе монтажной (установочной)

массы элементов Gтр, которая равна:

G

тр

= G

1

+ G

2

+ G

3

где G

1

– масса поднимаемого элемента, т;

G

2

– масса грузозахватных средств , в среднем принимаем 100…..150 кг;

G

3

– масса конструкций усиления и монтажных приспособлений, поднимаемых вместе с

элементом, т , величину G3 можно принимать равной (0,02…0,04)G1.

5.2. Требуемая высота подъема стрелы (крюка).

Требуемая высота подъёма крюка Н

ст

тр

определяется по формуле:

Н

ст

тр

=

h

э

+

h

з

+

h

П

+

h

с

где, h

э

- высота элемента (звена тела трубы) в монтируемом положении, м;

h

з

- запас по высоте, требующийся по условиям монтажа для заводки конструкции к месту

установки (не менее 0,5 м, а для проноса трубных заготовок с учетом прогиба – 0,75м);

h

П

- высота полиспаста в стянутом состоянии (от 2 до 4 м в зависимости от грузоподъемности

крана);

h

С

- высота строповки в рабочем положении от верха монтируемого элемента до крюка крана, м;

Минимальный требуемый вылет стрелы ℓ

ст

тр

определяются в этом случае по формуле:

l

ст

тр

=

а

+

l

з

+

h

к

∙ n

+

l

э

где, а - расстояние от центра оси вращения крана до оси шарнира пяты стрелы (м):

- 1,0…1,5м - для автомобильных,

- 1,5-2,0 м – для пневмоколесных и гусеничных,

ℓз - минимальное расстояние от оси шарнира до края котлована (м):

- 2м – для гусеничных,

- 2,5м – для автомобильных,

- 3м – для пневмоколесных кранов.

n – показатель крутизны откоса стенок котлована;

э

- расстояние от нижней кромки котлована до оси последнего очка трубы, м.

Далее определяется требуемая длина стрелы L

ст

тр

по формуле:

L

ст

тр

=

(

l

ст

тр

a

)

2

+

(

H

ст

тр

h

ш

)

2

h

ш

- высота шарнира пяты стрелы от уровня стоянки крана (принять 1 ,5 м).

Требуемая грузоподъемность крана определяется по грузовому моменту М

гр

, который для

стреловых кранов является величиной переменной, зависящей от вылета стрелы

ст

и массы

поднимаемого груза Q. Поэтому необходимо установить самое «невыгодное» сочетание

указанных параметров, при которых М

гр

тр

=max.

При этом:

Q=Q

э

+Q

с

,

где Q

э

- масса элемента, кг;

Q

с

- масса строповочных устройств, для стропов принимаем 100-150 кг.

8

МДК 03-02 Транспортные сооружения Консенциуш Г.В.

После того, как определены расчетные параметры, по справочным пособиям, с

техническими характеристиками приведенными там, выбираем такой кран, рабочие параметры

которого удовлетворяют расчетным то есть, должны быть соблюдены следующие условия:

М

гр

≥ М

гр . max

тр

L

ст

≥ L

ст .max

тр

5.3. Практический расчет: определить требуемую грузоподъемность монтажного крана

и минимальный требуемый вылет стрелы ℓ

ст

тр

для монтажа элементов железобетонной

водопропускной трубы круглого сечения, исходя из спецификации ж/б элементов на трубу.

Глубина котлована под оголовки 1,5 м. Крутизна откосов котлована 0,5.

Спецификация ж/б элементов на строительство водопропускной трубы длиной …. м, диаметром

1,5 м.

Марка

Обозначение

(марка эл-та)

Наименование элемента

Кол.на трубу

Масса, т

на 1элем.

общ.

СТ12

Серия

3.501.1

-

144

Портальная стенка

2

4,0

8,0

СТ 6 л(п)

Серия

3.501.1

-

144

Откосная стенка

4

4,2

16.8

ЗК8.200

Серия

3.501.1

-

144

Звено ср. части

11

3,6

39,60

ЗК16.132

Серия

3.501.1

-

144

Звено коническое входного оголовка

1

2,6

2,6

№8

Серия 3.501- 59

Лекальный блок (фундаментный)

10

2.9

29

№9

Серия 3.501- 59

Лекальный блок (фундаментный)

1

1.5

1.5

1) Грузоподъемность определяем по формуле:

G

K

= G + G

тп

+ G

у

+ G

мп

= G + G

0

где, G - максимальная масса монтируемого элемента, G = 4,2 т;

G

тп

- масса такелажного приспособления (стропы, траверсы, захваты),

G

тп

= 57 кг = 0,057 т;

G

у

- масса конструкции временного усилия, т;

G

мп

- масса монтажной конструкции, приспособлений, закрепленных на элементе

(подмости и

др.), G

мп

= 0;

G

0

- масса оснастки, т, G

0

= 0.

G

K

= 4,2 + 0,057 = 4,257 (т)

Устанавливаем самое «невыгодное» сочетание указанных параметров, при которых

М

гр

≥ М

гр . max

тр

При этом, наибольшая масса элемента;

Q = Q

э

+ Q

с

,кг

где, Q

э

- масса элемента, Q

э

= 4,2 т;

Q

с

- масса строповочных устройств, принимаем 57 кг.

Q = 4200 + 0.057 = 4201 (кг)

2) Минимальный требуемый вылет стрелы ℓ

ст

тр

определяются по формуле:

l

ст

тр

=

а

+

l

з

+

h

к

∙ n

+

l

э

где, а - расстояние от центра оси вращения крана до оси шарнира пяты стрелы, принимаем

1,5 (м)

ℓз - минимальное расстояние от оси шарнира до края котлована , принимаем 2,5 (м)

h

к

– 1,5 м;

э

= 1,25 м

стр

тр

= 1,5 + 2,5 + 1,5 ·0,5 + 1,25 = 6,0 м

9

МДК 03-02 Транспортные сооружения Консенциуш Г.В.

3) Определяем вес (G) поднимаемого груза в ньютонах:

G = m·a = 4200· 9,81 = 41202 Н = 41,2 кН

М

гр

тр

max

= ℓ

стр

тр

· G = 6,0 ·41,202 = 247,212 кН·м

4) Определяем требуемую длину стрелы:

l

Н

стр

тр

h ш

¿

¿

¿

2

¿

(¿

¿

ст

тр

а

)

2

¿

L

ст

тр

=

¿

где ,

h

ш

- высота шарнира пяты стрелы от уровня стоянки крана, принимаем

h

ш

= 1,5 м;

стр

тр

=

6,0 м;

Остальные обозначения приведены выше.

L

ст

тр

=

(

6,0

1,5

)

2

+

(

8,85

1,5

)

2

=

8,61

(

м

)

5.4. Выбор модели монтажного крана. Кран принимаем с наличием выносных опор.

Стреловой кран КС 4572.

Вычисляем грузовой момент:

М

гр

= ℓ

ст

·G = 6,0· 58,8 = 352,8 (кН·м)

где, ℓ

ст

= 6.0 м

G = 6,0 т (снято с грузовысотной характеристики):

G = m·a = 6000 ·9,81 = 58860 (н) = 58,8 кН

Условие 352,8 ≥ 247,212 выполняется

L

ст

= 14,7 м (снято с грузовысотной характеристики):

Условие 14,7 ≥ 8,61 выполняется

Стреловой кран КС 5573.

Вычисляем грузовой момент:

М

гр

= ℓ

ст

·G = 6,0·117,72 = 703,3 (кН·м)

где, ℓ

ст

= 6.0 м

G = 12,0 т (снято с грузовысотной характеристики):

G = m·a = 12000 ·9,81 = 117720 (н) = 117,72 кН

Условие 703 ≥ 247,212 выполняется

L

ст

= 10,7 м (снято с грузовысотной характеристики):

10

МДК 03-02 Транспортные сооружения Консенциуш Г.В.

Условие 10,7 ≥ 8,61 выполняется

6. Технико-экономическое сравнение.

Технико-экономическое сравнение целесообразно выполнять для кранов с различной

ходовой частью и оборудованием.

Выбранные по техническим параметрам краны должны быть близки между собой по

грузоподъёмности. Если сравниваются краны различной грузоподъёмности, то экономичнее

будет кран меньшей грузоподъёмности.

Сравнение различных монтажных кранов производят по величине удельных

приведённых затрат (С

уд

) на 1 тонну смонтированных конструкций.

С

уд

для каждого из выбранных кранов определяется по формуле:

C

уд

= С

е

+ Е

н

уд

где, С

е

– себестоимость монтажа 1 тонны, тыс.руб;

Е

н

– нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений (в

строительстве Е

н

=0,15);

К

уд

–удельные капитальные вложения, тыс.руб./т.

Себестоимость монтажа 1 тонны конструкции определяется по формуле:

С

е

=

1,8 ∙ С

м . см

+

1,5 ∙ С

з. м .

П

н . см

+

1,8 ∙ С

п

∙ m

Р

,тыс.руб./т

где, 1,08 и 1,5 – коэффициенты накладных расходов соответственно на эксплуатацию машин и

заработную плату монтажников;

С

м.см

– себестоимость машиносмены, тыс.руб. (см. таблицу 1);

С

з.м

– средняя заработная плата рабочих в смену, занятых на монтаже конструкций, сварке

и заделке стыков (С

з.м

≈ 40 тыс. руб);

С

п

– затраты на подготовительные работы, для самоходных стреловых кранов С

п

=0;

m - для самоходных стреловых кранов m = 0;

Р- общая масса монтажных элементов сооружения, т.;

Таблица 1

Технико-экономические показатели самоходных стреловых кранов

Показатель

Марка крана

КС-4361А

МКГ-

25.01

МК-450S

КШТ-50.01

ККС-55

Время работы крана в году, Тг, ч

3075

3075

2526

2526

2526

Инвентарная расчётная стоимость,

Си.р, тыс. руб.

31500

31100

42300

52800

74400

Себестоимость машиносмены,

См.см, тыс. руб.

39,4

37,3

48,3

52,4

58,2

П

н.см

– нормативная сменная эксплуатационная производительность крана на монтаже

конструкций данного объекта, т/см.;

П

н . см

=

Р

общ

n

м. см

, т

/

см

где,

n

м.см

– количество машино-смен крана для монтажа сборных элементов сооружения,

определяется по формуле:

n

м . см

=

N

э

∙ Т

ц

8,2 ∙ 60∙ К

в

,

(

машино

смен

)

где, N

э

– количество монтажных элементов, устанавливаемых краном на объекте, шт;

8,2 –продолжительность смены, часы (с учётом рабочих суббот);

11

МДК 03-02 Транспортные сооружения Консенциуш Г.В.

К

в

–коэффициент использования машины по времени в смену, Кв=0,85;

Т

ц

– время выполнения краном одного рабочего цикла, определяем по формуле:

Т

ц

= Σ t

м

+ t

э

+ t

у

, мин

где, ∑t

м

– суммарное время машинных операций, определяем по формуле:

t

м

=

А ∙

[

h

ср

V

r

+

h

ср

V

оп

+

2∙ α

360 ∙ n

об

]

мин

где h

с р

– средняя высота подъёма и опускания груза, принимается равной половине высоты

строящегося объекта, м;

V

п

и V

оп

– скорости подъёма и опускания груза, м/мин;

α – угол поворота стрелы (α=135

0

);

n

об

– скорость вращения поворотной платформы крана, об/мин.,;

А - коэффициент совмещения операций, при α=135

0

А=0,8;

t

з

- время зацепки грузов t

з

=1,3 мин.;

t

у

- время наводки груза, его установки в заданное место и отцепки t

у

=12мин.

Величину удельных капитальных вложений определяют по формуле:

К

уд

=

С

и . р

∙ 8,2

П

н . см

∙ Т

r

(

тыс . руб

)

где, С

и.р

– инвентарно-расчётная стоимость крана, тыс. руб ;

Т

r

– нормативное число работы крана в году, ч.(см. Таблицу 2)

Таблица 2

Технико-экономические показатели самоходных стреловых кранов

Показатель

Марка крана

КС-4361А

МКГ-25.01

МК-450S

КШТ-50.01

ККС-55

Время работы крана в году, Т

г

, ч

3075

3075

2526

2526

2526

Инвентарная расчётная стоимость,

С

и.р

, тыс. руб.

31500

31100

42300

52800

74400

Себестоимость машино-смены, С

м.см

, тыс.руб.

39,4

37,3

48,3

52,4

58,2

Таблица 3

Технико-экономические показатели самоходных стреловых кранов

Тип и марка крана

Инвентарно-расчетная стоитмость

С

и.р

, тыс. руб.

Автомобильные краны:

2557,3

КС 35715 (16 т)

КС 35719-5-02 (16 т)

КС 45717К-2 (25 т)

КС 45719-5А (20 т)

КС 55713-1К (25 т)

КС 55713-6 (25 т)

КС 5576Б (32 т)

6.1. Практический расчет.

Вычислить величину удельных приведённых затрат (С

уд

) для крана

КС 4572. Объемы работ взять из практического расчёта п.5.3.

1) вычислим суммарное время машинных операций ∑t

м

, определяем по формуле:

t

м

=

А ∙

[

h

ср

V

r

+

h

ср

V

оп

+

2∙ α

360 ∙ n

об

]

мин

- средняя высота подъема и опускания груза h

ср

= 9,0 м;

- скорости подъёма и опускания груза, V

оп

= Vr = 12,0 м/мин,

12

МДК 03-02 Транспортные сооружения Консенциуш Г.В.

- скорость вращения поворотной платформы крана, об/мин., n

об

= 2.2 мин

-1

,

t

м

=

0,8 ∙

[

9

12

+

9

12

+

2 ∙ 135

360 ∙ 2,2

]

=

1,47 мин

2) вычисляем время выполнения краном одного рабочего цикла, Т

ц

:

Т

ц

= Σ t

м

+ t

э

+ t

у

, мин

- суммарное время машинных операций, ∑t

м

=1,47 мин

- время зацепки грузов t

з

=1,3 мин (

справ. величина

)

- время наводки груза, его установки в заданное место и отцепки t

у

=12мин. (

справ. величина

)

Т

ц

= 1,47 + 1,3 + 12 = 14,77 мин

3) количество машино-смен крана для монтажа сборных элементов сооружения, n

м.см

:

n

м .см

=

N

э

∙ Т

ц

8,2 ∙ 60∙ К

в

,

(

машино

смен

)

- количество монтажных элементов, устанавливаемых краном на объекте, N

э

= 29 шт (см.

спецификацию расчета п. 5.3);

- время выполнения краном одного рабочего цикла, Т

ц

= 14,77 мин

- коэффициент использования машины по времени в смену, Кв=0,85;

n

см

=

29,0 ∙ 14,77

8,2 ∙ 60∙ 0,85

=

1,02 маш

смен

4) вычисляем нормативную сменную эксплуатационную производительность крана на монтаже

конструкций данного объекта, П

н.см

:

П

н . см

=

Р

общ

n

м. см

, т

/

см

- общая масса монтажных элементов сооружения составит (см. спецификацию расчета п. 5.3):

Р

порт.ст

= 4 · 2= 8 т;

Р

отк.ст

= 4 · 4.2 = 16.8 т;

Р

зв.сред.части

= 11 · 3.6 = 39.6 т;

Р

лек.бл № 8

= 10 · 2.9 = 29 т;

Р

лек.бл № 9

= 1.5 ·1 = 1.5 т

Р

зв.кон.

= 2,6 ·1 = 2,6 т;

Р

общ.

= 6,26 + 16,8 + 39,6 + 29 + 1.5 + 2,6 = 95,76 т

- n

м.см

= 1,02 маш-смен

П

н. см

=

95.76

1.02

=

93,88 т

/

см

5) вычисляем себестоимость монтажа 1 тонны конструкции С

е

:

С

е

=

1,8 ∙ С

м .см

+

1,5 ∙ С

з. м.

П

н. см

+

1,8 ∙ С

п

∙ m

Р

, тыс.руб./т

- себестоимость машиносмены, тыс.руб. (см. таблицу 1) С

м.см.

= 40400 тыс.руб;

- средняя заработная плата рабочих в смену, занятых на монтаже конструкций, сварке и заделке

стыков, принимаем С

з.м

≈ 40 тыс. руб (

справ. величина

);

- затраты на подготовительные работы, для самоходных стреловых кранов С

п

=0;

- для самоходных стреловых кранов m = 0;

- общая масса монтажных элементов сооружения, Р = 95,76 т;

- П

н.см.

= 93,88 т/см

С

е

=

1.08∙ 40400

+

1.5 ∙ 40000

93.88

=

1413.7

руб

т

=

1.413 тыс . руб

/

т

6) Вычисляем величину удельных капитальных вложений К

уд

:

13

МДК 03-02 Транспортные сооружения Консенциуш Г.В.

К

уд

=

С

и . р

∙ 8,2

П

н . см

∙ Т

r

(

тыс . руб

)

- инвентарно-расчётная стоимость крана, (см. таблицу 3) С

и.п.

= 20200 тыс. руб

- нормативное число работы крана в году, Т

r

= 2526 ч:

К

уд

=

32000 ∙ 8,2

90,33∙ 2526

=

1,15т . руб

7) Величина удельных приведённых затрат на 1 тонну смонтированных конструкций составит:

C

уд

= С

е

+ Е

н

уд

С

е

= 1,413 тыс.руб/т; Е=0,15; К

уд

= 1,15

С

уд

= 1,413 + 0,15 + 0,69 = 2,253 руб/т

Приложение 1.

Всем стреловым самоходным кранам, выпускаемым заводами Минстройдормаша,

присваивается индекс, состоящий из двух букв (КС - кран стреловой самоходный общего назначения,

причем определения «стреловой» и «общего назначения» подразумеваются здесь как само собой

разумеющееся) и четырех цифр (рис. ). Цифровая часть, которую пишут после буквенной через дефис,

обозначает основные данные о кране в следующем порядке:

-первая цифра - размерная группа, соответствующая грузоподъемности машины,

- вторая - тип ходового устройства,

- третья - исполнение подвески стрелового оборудования

- четвертая - порядковый номер модели крана.

Буквы в индексе, которые стоят после цифр, обозначают очередную модернизацию (А, Б, В ...) и

климатическое исполнение крана (северное - ХЛ, тропическое - Т или тропики влажные - ТВ). С

помощью индексации наименование крана может быть значительно сокращено.

Рис. . Индексация стреловых самоходных кранов общего назначения:

КС - кран стреловой самоходный общего назначения,

ХЛ - северное исполнение,

Т - тропики,

14

МДК 03-02 Транспортные сооружения Консенциуш Г.В.

ТВ - тропики влажные,

Г - гусеничное ходовое устройство с минимально допустимой поверхностью гусениц,

ГУ - то же, с увеличенной поверхностью гусениц,

П - пневмоколесное ходовое устройство,

Ш - специальное шасси автомобильного типа,

Ав - шасси грузового автомобиля,

Тр -трактор,

Пр - прицепное ходовое устройство

Индекс кранов, выпускаемых другими министерствами и ведомствами, состоит из двух-трех букв

и цифр, отражающих, как правило, основное назначение крана и его грузоподъемность: СМК-10 -

специальный монтажный кран грузоподъемностью 10 т, МКА-16 - монтажный кран автомобильный

грузоподъемностью 16 т. В эксплуатации находится также большое число ранее выпускавшихся Мин-

стройдормашем и снятых затем с производства кранов, индекс которых состоит из одной буквы (К - кран)

и нескольких цифр. Первые цифры обозначают грузоподъемность крана, а последняя - порядковый номер

модели

(К-61

-

кран

грузоподъемностью

6

т,

первая

модель

с

механическим

приводом;

К-162

-

кран

грузоподъемностью 16 т, вторая модель с электрическим приводом).

Приложение 2.

Схема привязки самоходных кранов вблизи выемок.

к

– расстояние от основания котлована до ближайших опор;

h

к

– глубина выемки.

15



В раздел образования