Напоминание

Система работы учителя начальных классов по подготовке к ВПР.


Автор: Абдуллина Регина Рашитовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ УЛ г.Димитровграда Ульяновской области
Населённый пункт: города Димитровграда
Наименование материала: статья
Тема: Система работы учителя начальных классов по подготовке к ВПР.
Раздел: начальное образование





Назад




Система работы по подготовке

к проведению ВПР

В настоящее время оценочной процедурой Всероссийской системы качества

образования в начальной школе являются: Всероссийские проверочные работы.

Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской

Федерации

и

поддержки

введения

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

за

счет

предоставления

образовательным

организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания

учебных достижений.

Нужно помнить о том, что Всероссийские проверочные работы не являются

итоговой

аттестацией

обучающихся

начальной

школы,

а

представляют

собой аналог годовых контрольных работ, традиционно проводившихся ранее в

школах. Всероссийские проверочные работы лишь часть

Система подготовки учащихся к проведению комплексной работы, ВПР - это

совокупность

форм,

средств,

методов,

содержания,

направленных

на

достижение определенного результата.

Цель

работы: подготовить

учащихся

к

комплексным

работам

на

должном

уровне.

Опыт подсказал, что подготовка не должна быть самоцелью (школа призвана

учить, а не готовить к сдаче экзамена, но в то же время проходить постоянно, но

не натаскиванием на тестирование, а в ходе планомерного использования тестов

в течение нескольких лет школьного обучения. И от того, насколько грамотно

построена работа, зависит результат.

Задачи, которые ставлю в данной работе:

· адаптировать содержания образования к современным требованиям;

· развивать творческие способности и самостоятельную активность учащихся;

· сочетать информацию, данную учителем и самостоятельную работу учащихся,

учить самоанализу достижений;

· систематически контролировать обученность учащихся;

· выполнять типовые задания.

Главная задача учителя - учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и

хотели

самостоятельно

добывать

знания,

поэтому

моя

позиция

учитель-

помощник. Думаю, что этим и определяется мой выбор стратегии и тактики в

системе подготовки к комплексным работам и ВПР.

Подготовка к ВПР ведется мною не только на внеурочных занятиях, но и на

уроках русского языка, математики, окружающего мира и литературного чтения.

С

отстающими

и

слабоуспевающими

детьми

проводятся

индивидуальные

занятия. В своей работе использую как индивидуальную, так и групповую

форму работу с детьми, включают разнообразные методы и приёмы: тестовые

работы,

индивидуальные

и

групповые

карточки,

организую

пробное

тестирование.

Мною выработан алгоритм подготовки к ВПР

1.

Повторить перечень планируемых результатов по предмету (русский язык,

математика, окружающий мир).

2.

Подобрать задания для проверки того, насколько усвоен каждый из этих

предметов.

3.

Провести повторение по разделам учебной предметной программы.

4.

Выполнить

проверочные

работы

на

все

разделы

программы,

вместе

обсуждая план выполнения работы, особенности формулировок заданий и т.д.

5.

Вести учет выявленных пробелов для адресной помощи в их ликвидации.

6.

Проведение родительских собраний

О

важности

подготовки

учащихся

к

комплексным

работам

говорилось

на

классных родительских собраниях. Чтобы родителям было легче представить

предстоящую

работу,

предложила

выполнить

несколько

заданий,

которые

повергли некоторых в «состояние шока».

7.

Разработать памятки с рекомендациями для родителей.

8.

Систематически информировать об итогах промежуточных проверочных

и мониторинговых работ.

Затем

я

разработала

систему

заданий

для

достижения

планируемых

результатов освоения предмета, руководствуясь следующими принципами:

1) задания

должны

быть

разнообразными,

чтобы,

с

одной

стороны,

не

формировать

стереотипов

о

том,

что

тот

или

иной

планируемый

результат

проверяется

всегда

одинаково,

с

другой

стороны,

для

того,

чтобы

научить

применять знания в разных ситуациях;

2) заданий на оценивание достижения каждого планируемого результата должно

быть

достаточно

для

того,

чтобы

сделать

вывод

о

достижении

этого

планируемого

результата,

по

1-2

заданиям

такой

вывод

вряд

ли

будет

объективным;

3) задания должны быть разноуровневыми: часть заданий должна позволять

проверить достижение планируемого результата на базовом уровне, другая часть

- на повышенном уровне.

Для разработки заданий я использовала:

1) проверочные работы для подготовки к ВПР (Л. И. Мальцева, Э. С. Сурвилло);

2)

контрольно-измерительные

материалы.

Русский

язык.

Математика.

Окружающий мир. 2,3,4 класс /О. Н. Крылова /;

3) тесты по русскому языку 2-4 класс (Тихомирова Е. М.);

4) тематический контроль знаний учащихся 2-4 класс (В. Т. Голубь)

Из них я составила банк тренировочных заданий, которые ежедневно включаю в

уроки

на

орфографических

пятиминутках,

устном

счете,

на

обобщающих

уроках. При выполнении обсуждаем с детьми, как составлено задание, в чем его

особенность, какой планируемый результат оценивается.

Большую работу по подготовке к ВПР веду во время внеурочной деятельности.

На этих занятиях особое внимание уделяется выполнению заданий повышенной

сложности.

Для

успешного

выполнения

Всероссийских

проверочных

работ

необходима

системная

работа

по

освоению

обучающимися

предметных

знаний

и

формированию универсальных учебных действий с 1 по 4 класс.

Для этого я использую пособия:

1. Cерия пособий «Готовимся к ВПР»

контроль и тренировка на уроке и дома в тестовой форме;

тематическое соответствие содержанию учебника;

развитие самостоятельности обучающихся;

возможность использования пособия дома.

2. Серия пособий «ВПР за курс начальной школы. Практикум по выполнению

типовых заданий» / Е.В.Волкова, А.В.Данилова, Г.И.Цитович.

промежуточный и итоговый контроль; тематическое соответствие содержанию

учебника;

наличие

нескольких

вариантов

работ;

дифференциация

заданий

по

уровню

сложности;

развитие самостоятельности обучающихся; возможность использования пособия

дома.

Все эти пособия хороши доступностью изложения материала, разнообразием

заданий, возможностью выполнять эти задания дома.

Очень важно подключить к подготовке к всероссийским проверочным работам и

родителей обучающихся. Большинство из них заинтересованы в результатах

обучения своего ребенка. Необходимо познакомить родителей с результатами

ВПР, рассказать им о причинах невыполнения тех или иных заданий. Дать

возможность родителям вместе с детьми прорешать те задания, в которых были

допущены ошибки, поработать с демоверсиями проверочных работ. При этом

должна

быть

создана

доброжелательная

атмосфера

в

общении

между

администрацией, педагогом, обучающимся и его родителями.

Педагогам необходимо правильно и грамотно объяснять родителям, что такое

Всероссийские проверочные работы, с какой целью они проводятся. А чтобы это

сделать,

необходимо

самим

обстоятельно

изучить

все

материалы

по

ВПР.

Доступ

к

этим

материалам

открыт.

Можно

дать

родителям

адреса,

где

в

свободном

доступе

они

могут

самостоятельно

ознакомиться

со

всеми

материалами по подготовке к ВПР.

Важно понимать, что подготовка к ВПР – это не «натаскивание» обучающихся к

выполнению

тех

или

иных

заданий,

а

целенаправленный

труд

педагога

и

родителей

по

освоению

обучающимися

предметных

и

метапредметных

результатов образования в период всего обучения в начальной школе.

5



В раздел образования