Напоминание

решение задач на законы геометрической оптики


Автор: Амбалова Рита Аврамовна
Должность: учитель физики и информатики
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Црау
Населённый пункт: с.Црау
Наименование материала: конспект урока
Тема: решение задач на законы геометрической оптики
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа с.Црау Алагирского района

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ФИЗИКЕ

в 11 классе

Подготовила и провела учитель

физики Амбалова Р.А.

12.12.2019 г

Тема: Решение задач на законы геометрической оптики

Тип урока: урок совершенствования знаний.

Цели и задачи урока:

Обучающая цель: корректировка и углубление знаний путем решения

задач.

Развивающая цель: создать условия для контроля и самоконтроля знаний

учащихся, способствовать развитию познавательной активности учащихся,

интеллектуальных умений и навыков, логического мышления, памяти,

умения формулировать свои мысли.

Воспитывающая цель: формирование интереса учащихся к изучению

физики, создание условий для раскрытия творческих способностей,

воспитания аккуратности записи в тетрадь, внимательности, формирование

научного мировоззрения.

Оборудование: Мультимедийный проектор, ноутбук, карточки.

Ход урока

1.

Оргмомент

2.

Актуализация знаний.

Фронтальный опрос.( с записью основных моментов на доске)

1.

Сформулировать закон отражения света, показать угол падения, угол

отражения.

2.

Сформулировать и записать закон преломления света.

3.

Физический

смысл

относительного

показателя

преломления,

абсолютного показателя преломления.

4.

Написать

формулу,

выражающую

связь

относительного

показателя

преломления

двух

граничащих

сред

с

их

абсолютным

показателем

преломления.

5.

Почему, находясь в лодке, трудно попасть копьем в рыбу.

6.

Почему изображение предмета в воде всегда менее яркое, чем сам

предмет.

7.

Что происходит при переходе луча их оптически менее плотной среды в

оптически более плотную среду и наоборот, показать ход лучей на

рисунке.

8.

Как изменилось бы видимое положение звезд на небе, если бы исчезла

атмосфера Земли.

9.

Постройте ход лучей в собирающей линзе.

10.Постройте ход лучей в рассеивающей линзе.

11.Чем отличается действительное изображение от мнимого

12.Почему фокус рассеивающей линзы называется мнимым

13.На экране с помощью линзы получили изображение предмета. Что

произойдет с изображением предмета, если половину линзы закрыть

непрозрачной ширмой?

14.Формула тонкой линзы.

15.Оптическая сила линзы.

3.

Решение задач

1. Как изменится угол между падающим на плоское зеркало и отражённым

лучами при уменьшении угла падения на 5

0

?

2. Предмет находится от плоского зеркала на расстоянии 20 см. На каком

расстоянии от предмета окажется его изображение, если предмет отодвинуть

на 10 см от зеркала?

3. Уличный фонарь висит на высоте 4 м. Какой длины тень отбросит палка

высотой 1 м, если ее установить вертикально на расстоянии 3 м от основания

фонарного столба?

4.На каком расстоянии от собирающей линзы с фокусным расстоянием 20см

получится изображение предмета, если сам предмет находится от линзы на

расстоянии 15см?

4.

Готовимся к ЕГЭ.

1.Луч света падает на плоское зеркало. Угол между падающим и отражённым

лучами равен 40

0.

Чему равен угол между отражённым лучом и зеркалом)

2.

В плоском зеркале 3 наблюдается изображение стрелки С, глаз находится в

точке Г. Какая часть (доля) изображения стрелки в зеркале видна глазу?

3 .

Угол

падения

света

на

горизонтальное

плоское

зеркало равен 30

0

.

Чему будет равен угол отражения света, если повернуть

зеркало на 20

0

так, как показано на рисунке? (Ответ дать в градусах.)

4. Предмет находится на расстоянии 60 см от плоского зеркала. Каково будет

расстояние между ним и его изображением, если предмет приблизить к

зеркалу на 25 см? (Ответ дать в сантиметрах.)

5. На рисунках представлены предмет S и его изображение S', полученное

с

помощью

четырёх

различных

собирающих

тонких

линз.

Чему

равно

наименьшее фокусное расстояние среди этих линз? Ответ выразите в см.

Одна клетка рисунка соответствует 10 см.

5.

Работа в парах (с последующим обсуждением)

1.

Угол падения света на горизонтальное плоское зеркало

равен 30°. Каким будет угол

образованный падающим и отражённым

лучами, если, не меняя положение источника света, повернуть зеркало на 10°

так, как показано на рисунке? (Ответ дать в градусах.)

2.Предмет находится на расстоянии 50 см от плоского зеркала. Каково будет

расстояние между ним и его изображением, если предмет приблизить к

зеркалу на 15 см? (Ответ дать в сантиметрах.)

3.В плоском зеркале 3 наблюдается изображение стрелки С, глаз находится в

точке Г. На сколько клеток нужно сместить глаз по горизонтали, чтобы

полностью увидеть изображение стрелки. (Смещение считайте

положительным при движении вправо и отрицательным при движении

влево.)

4. Какая из точек (1, 2, 3 или 4), показанных на рисунке, является

изображением точки S, полученным в тонкой собирающей линзе с фокусным

расстоянием F?

6. Физический диктант.

1. Свет в прозрачной однородной среде распространяется ...

2. Угол отражения равен ...

3. Изменение направления распространения света при его прохождении через

границу раздела двух сред называется ...

4. Угол преломления, в зависимости от того, из какой среды в какую

переходит луч, может быть ...

5. Угол между падающим и отраженным лучами составляет 50

о

. Под каким

углом к зеркалу падает свет?

6. Девочка приближается к плоскому зеркалу со скоростью 0,25 м/с. С какой

скоростью она движется к своему изображению?

7. На рисунке показано, как изменилось направление светового луча на

границе раздела двух сред. Какая среда - 1 или 2 - считается оптически более

плотной?

Ответы: 1. Прямолинейно 2. углу падения 3. преломлением

4. меньше или больше угла падения

5. 65

о

6. 0,5 м/с 7. 1

7. Подведение итогов урока.

8 Домашнее задание: Решить задачи на карточках. Повторить пар.61-65

Домашние задачи.

1.

На какой высоте находится уличный фонарь, если длина тени, отбрасываемой

палкой длиной 1,5 м, которая установлена на расстоянии 3 м от основания столба,

оказалось равной 3 м? (решает вторая колонка)

2.

Уличный фонарь висит на высоте 3 м. Палка длиной 12 м, установленная

вертикально в некотором месте, отбрасывает тень, длина которой равна длине

палки. На каком расстоянии от столба расположена палка? (решает 3 колонка)

3.

Световой пучок переходит из воздуха в стекло (см. рисунок).

Что происходит при этом с частотой электромагнитных колебаний в световой волне,

скоростью их распространения, длиной волны?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1) увеличивается;

2) уменьшается;

3) не изменяется.

4.Предмет находится на расстоянии 50 см от плоского зеркала. Каково будет

расстояние между ним и его изображением, если предмет приблизить к зеркалу на 15 см?

(Ответ дать в сантиметрах.)

5. Луч света падает на плоское зеркало. Угол между падающим лучом и зеркалом равен

50°. Каков угол γ между падающим и отражённым лучами ?

6. Угол падения луча на поверхность равен 40º. Найдите угол

между падающим и

отраженным лучом.



В раздел образования