Автор: Козлова Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Высоковская СОШ №4
Населённый пункт: город Высоковск, Московская обл.
Наименование материала: разработка классного часа
Тема: «Пусть дорога будет классной. И, конечно, безопасной».
Раздел: начальное образование
Тема классного часа «Пусть дорога будет классной.
И, конечно, безопасной».
Цель: Формировать представление младших школьников о
безопасности дорожного движения при передвижении по
улицам и дорогам.
Задачи:
1.Создать условия для расширения знаний детей о правилах
дорожного движения пешехода в условиях улицы.
2. Повторить и закрепить знания о светофорах и их
сигналах, познакомить с видами светофоров. Довести до
сознания детей важность сигналов светофора.
3.Воспитывать внимание, навыки ориентировки в
пространстве, умение самостоятельно пользоваться
полученными знаниями в повседневной жизни.
Оборудование: телевизор, шапочки поросят, волка,
светофор, разрезные карточки дорожных знаков.
Ход занятия
1.Организационный момент
(Учитель читает стихотворение)
Азбука города
Город, в котором
С тобой мы живем
Можно по праву сравнить с букварем.
Азбукой улиц,
Проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Вот она, азбука -
Над головой:
Знаки развешаны над мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
Я. Пишумов
2. Сообщение темы
- О чем говорится в стихотворении? Кто догадался, какова
тема классного часа?
-Прочитаем с доски «Пусть дорога будет классной.
И, конечно, безопасной».
-Скажите, что такое безопасность?
( «Это значит оберегать себя от какой-либо опасности,
быть осторожным, внимательным, строго выполнять
установленные правила)
Учитель: Девиз наш прост и звучен без сомненья.
«Мы за дружбу всех участников движенья»
Кто относится к участникам дорожного движения?
(пешеход, водитель и пассажир)
Как называется служба, которая следит за тем, чтобы не
нарушались законы улиц и дорог? (ГИБДД -
Государственная инспекция безопасности дорожного
движения. ДПС – дорожно-патрульная служба. Она входит в
состав ГИБДД. Инспектор ДПС – жезлом и свистком
управляет движением транспорта и пешеходов)
Знать и выполнять правила поведения на улицах и
дорогах должны знать все.
3. Знакомство со знаками
Звучит музыка, на сцене сидят три поросёнка, читают
книгу, спорят.
Ниф-Ниф (другим поросятам): Успокойтесь, Нуф-Нуф и
Наф-Наф. Не спорьте. Правильно — это когда на красный
свет — дороги нет, на жёлтый — подожди, когда горит
зелёный свет — пожалуйста, иди! Но сначала убедись, что
все машины остановились и тебя пропускают. Запомнили?
Нуф-Нуф и Наф-Наф: Запомнили! Красный — стой!
Жёлтый — жди! А зелёный — проходи! Но сначала убедись,
что машины остановились. Ура! Запомнили!
Звучит музыка, выезжает на велосипеде Волк.
Волк: У! Привет, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф! Чем это
вы здесь занимаетесь?
Ниф-Ниф: Волк, дай нам спокойно пожить!
Волк: Цыц! Вы мне не ответили! (Отнимает книгу.)
Ой, насмешили! Правила дорожного движения они учат!
Кому нужны эти правила?!
Нуф-Нуф: Правила движения должны знать все!
Волк: Глупости! Вот водители ездят на машинах, пусть они
и знают!
Наф-Наф: Не исключено, что я и мои братья купим себе
машину!
Волк: Вот уж не могу себе представить! Ниф-Ниф на
«Запорожце», Нуф-Нуф на «Мерседесе», а Наф-Наф на
«Волге»! (Выкидывает книгу.) Машины!
Я купил себе велосипед.
Ни до кого мне дела нет!
Куда хочу — туда качу!
А задавлю — иди к врачу!
(Садится на велосипед.)
А ну, посторонись!!! Берегись!!! Разойдись!!!
Звучит музыка, Волк катается
как попало, едет на детей,
сбивает с ног Ниф-Нифа.
Появляется Полицейский,
свистит в свисток.
Волк останавливается.
Полицейский: Нарушаете!
Волк: Что нарушаю?
Полицейский: Правила дорожного движения!
Волк: А я их и не знаю!
Полицейский: Очень плохо! Кто не знает Правил
дорожного движения, тот достоин сожаления. Правила
дорожного движения нужно знать так же, как таблицу
умножения.
Учитель:Уважаемые сказочные герои и вы, ребята, я сейчас
проверю, какие вы внимательные пешеходы. Если вы
поступаете согласно Правилам дорожного движения, то
дружно отвечаете: «Это я, это я, это все мои друзья!», а
если вы, услышав загадку, так не поступаете, то просто
промолчите.
ИГРА «ЭТО Я, ЭТО Я, ЭТО ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ»
1. Кто из вас идёт вперёд только там, где переход? (Дети:
Это я, это я, это все мои друзья.)
2. Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке
место? (Дети: Это я, это я, это все мои друзья.)
3. Чтоб проветриться в троллейбусе немножко, кто и
голову, и туловище высунул в окошко? (Дети молчат.)
4. Знает кто, что красный свет — это значит: хода
нет? (Дети: Это я, это я, это все мои друзья.)
5. Кто бежит вперёд так скоро, что не видит
светофора? (Дети молчат.)
6. Кто вблизи проезжей части весело гоняет
мячик? (Дети молчат.)
7. Кто в свои 7–9 лет сел на велосипед и помчался сразу
прямо на автотрассу? (Дети молчат.)
8. Кто ГИБДД помогает, за порядком наблюдает? (Дети:
Это я, это я, это все мои друзья.)
Волк: Ой, ребята, спасибо большое. Оказывается, как много
нужно знать. Послушай, Ниф-Ниф, я тут письмо нашёл. Вот,
держи, читай!
Ниф-Ниф (читает): «Мы, жители страны Правил
дорожного движения, находимся в беде. Мы попали в плен к
Дюдюке Барбидокской, и теперь у нас происходят всякие
аварии. Она перепутала все правила и все дорожные знаки.
Помогите нам!»
Да, это настоящая беда и мы должны им помочь.
Волк: Что же нам делать?
Ниф-Ниф: Мы отправимся в страну дорожных знаков и
поможем им.
Волк: Это хорошая идея. Все вместе отправляемся в путь!
Звучит музыка, под музыку вбегает Дюдюка Барбидокская,
поёт песню, танцует.
Дюдюка: Помочь захотели? Никогда вам не удастся помочь!
Не получите вы светофор и дорожные знаки, я их хорошо
СПРЯ-ТА-ЛА. Путь туда длинный и трудный и никакими
знаками не указан.
Волк: А ты кто такая?
Дюдюка: Я — Дюдюка Барбидокская. Это я все знаки
заколдовала. И теперь на улице одни беспорядки
происходят.
Наф-Наф: А мы с ребятами это исправим. Мы выполним
все задания, которые нам попадутся на пути. И мы
обязательно найдём знаки и их РАС-КОЛ-ДУ-ЕМ. Правда,
ребята? (Дети отвечают: да.) Тогда в путь.
ИГРА «УГАДАЙ ДОРОЖНЫЙ ЗНАК»
Наф-Наф: И первое задание на пути «Угадай дорожный
знак». Ребята, перед вами дорожные знаки. Сейчас я буду
зачитывать, что обозначает знак, а вы должны выбрать
нужный знак. Задание понятно?
1. Итак, в треугольнике ребята со всех ног бегут куда-то.
Здесь водителю положено ехать очень осторожно. (Дети.)
2. Шли из школы мы домой. Видим, знак ещё такой: круг,
внутри — велосипед, ничего другого нет. (Велосипедная
дорожка.)
3. Знак дорожный — красный круг, человек, идущий в
чёрном, красной чёрточкой зачёркнут. И дорога вроде, но
здесь ходить запрещено. (Движение пешеходов запрещено.)
4. Этот знак совсем несложный,
Но зато такой надежный.
Помогает он в пути
Всем дорогу перейти. (Пешеходный переход)
Молодцы, ребята!
ИГРА «РАЗРЕШАЕТСЯ — ЗАПРЕЩАЕТСЯ»
Нуф-Нуф: Следующее задание на пути к дорожным знакам
называется «Разрешается — запрещается». Я вам прочитаю
стихотворение, а вы мне скажите все вместе, где нужно,
разрешается или запрещается. Ребята, всё понятно? (Дети
отвечают: да.)
Итак, начнём…
1. И проспекты, и бульвары —
Всюду улицы шумны,
Проходи по тротуару
Только с правой стороны!
Тут шалить, мешать народу — … (запрещается).
2. Быть примерным пешеходом — … (разрешается).
3. Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперёд.
Ехать «зайцем», как известно — … (запрещается).
Уступить старушке место — … (разрешается).
4. Если ты гуляешь просто —
Всё равно вперёд гляди,
Через шумный перекрёсток
Осторожно проходи.
Переход при красном свете — … (запрещается).
При зелёном даже детям — … (разрешается).
Молодцы, ребята! Вот мы и дошли до Страны дорожных
знаков.
КОНКУРС «СЛОЖИ ЗНАКИ»
Ниф-Ниф: Для того чтобы спасти дорожные знаки, нам с
вами нужно ихсобрать. Задание называется «Сложи
дорожные знаки». Для этого задания мне нужно 6 команд.
Дети делятся на 6 команд.
Мы сейчас вам раздадим конверты с разрезанными
дорожными знаками, ваша задача — сложить эти знаки и
вспомнить их названия. Задание понятно? Раз, два, три —
начали!( Место остановки автобуса или троллейбуса,
движение на велосипедах запрещено, пешеходная дорожка,
подземный, наземный пешеходный переход, пост дорожно-
патрульной службы)
Молодцы, ребята. Все справились!
Наф-Наф: Скажи-ка, Дюдюка, а ты знаешь, что такое
светофор?
Дюдюка: Конечно, знаю! Это уличная СВЕ-ТО-МУ-ЗЫ-КА.
Она то красным, то жёлтым, то зелёным светом моргает. А я
стою рядом, пою и танцую!
Волк: Здорово, я теперь тоже знаю, для чего придумали
светофор!
Ниф-Ниф: А вот и неправильно. Я сейчас вам расскажу, для
чего нужен светофор, а поможет мне ___________
(Читает стих Осипова София)
С виду — грозный и серьёзный,
Очень важный светофор.
С перекрёстка, с перекрёстка
На людей глядит в упор.
Он и вежливый и строгий,
Он известен на весь мир!
Он на улице широкой
Самый главный командир!
Всё, что хочет вам сказать,
Должны вы по глазам читать.
Различать вам нужно ясно
Цвет зелёный, жёлтый, красный!
ИГРА «СВЕТОФОР»
Волк: Ребята, а я знаю игру с сигналами светофора!
Называется «Светофор». Давайте поиграем. У меня в руках
три сигнала светофора. Когда я взмахну зелёным кружком
— маршируете, красным — приседаете, жёлтым —
хлопаете в ладоши подпрыгиваете.
Молодцы, ребята!
Дюдюка: Не, ну я так не играю. Вы слишком много знаете о
правилах движения. Ладно, а вот кто мне скажет, зачем
«зебра» на земле лежит? Я к ней подходила, спрашивала:
«Эй, «зебра», ты чего разлеглась на дороге?», — а она лежит
себе и молчит.
Ниф-Ниф: Правильно лежит! Ребята, кто знает, для чего
нужна «зебра» на дороге?
(Дети отвечают: это место, где можно переходить
проезжую часть.)
Дюдюка: Это что же это значит? Если я лягу на землю, то
по мне все кто не попадя будут ходить?
Волк: Да нет же, если ты ляжешь на проезжую часть, то
тебя полиция заберёт — ты же нарушаешь дорожные
правила!
Ниф-Ниф: А «зеброй» называется пешеходный переход.
Дюдюка: Ой, а я вот люблю играть на проезжей части!
Волк: Ребята, НИ-КОГ-ДА не играйте на дороге! Это
опасно!
Дюдюка: Это не опасно! Не слушайте его. Здорово, как
здорово играть на дороге! Мы с вами столько аварий
понаделаем! (Подходит к ребёнку.) Девочка (или мальчик),
тебя как зовут? (Берёт за руку.) Ну их! Пойдём со мной, с
ними неинтересно!
Ниф-Ниф: Знаешь что, Дюдюка, иди-ка ты лучше домой и
не мешай нам!
Дюдюка: Ну и пойду! С вами скучно! Но я ещё вернусь!
Как только кто-нибудь из вас ЗА-БУ-ДЕТ Правила
дорожного движения, я сразу появлюсь! И уж тогда
держитесь!!! (Дюдюка убегает.)
Волк: Ну что, ребята, мы с вами расколдовали дорожные
знаки. Давайте все вместе их назовём.
Герои показывают знаки, волк читает, что они значат.
Дети хором их называют.
Полицейский:
1. Всем знакомые полоски
Знает малый, знает взрослый.
На ту сторону ведёт
Пешеходный …
(Ответ: переход.)
2. Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно,
Знают люди все на свете:
Могут выбежать здесь …
(Ответ: дети.)
3. Не помыв в дороге рук,
Ты ел фрукты, овощи.
Хорошо, что рядом пункт медицинской …
(Ответ: помощи.)
4. Если ты собрался с другом
В зоопарк или кино,
Подружиться с этим знаком
Вам придётся всё равно.
Доберётесь быстро, ловко!
Знак …
(Ответ: «Автобусная остановка».)
5. Что нам делать и как быть, если нужно позвонить?
Должен знать и ты, и он: в этом месте …
(Ответ: телефон.)
6. Круглый знак с обводом красным,
Означает — здесь опасно.
Тут, поймите, запрещенье пешеходного …
(Ответ: движенья.)
НИФ-НИФ: Ну вот, ребята, пришло время прощаться!
ВОЛК: Подождите! (Поднимает книгу.) Я теперь эту книгу
от первой до последней странички прочитаю! И вам
советую.
4. Просмотр видеоролика (ДТП с участием детей)
5. Факторы, отвлекающие внимание при переходе через
дорогу.
Учитель: Ребята, пятиклассники сейчас расскажут вам о
том, что отвлекает внимание при переходе дороги.
1) Капюшон – ограничивает обзор. Откинь капюшон
назад, чтобы видеть то, что происходит слева и справа
от тебя.
2) Зонт – ограничивает обзор. Держи зонт так, чтобы он
не мешал обзору.
3) Музыка в наушниках. Отвлекает внимание, мешает
слышать, что происходит вокруг тебя.
4) Разговор по телефону. Отвлекает внимание. Все
разговоры – прекратить. Всё внимание – на дорогу.
5) Просмотр видео, игры на телефоне. Отвлекает
внимание. Ты не видишь ничего вокруг! Смотри видео,
играй в мобильные игры в других местах! Тротуар и
пешеходный переход – не место для использования
гаджетов!
6) Перед тем, как переходить дорогу, остановись у её
края. Внимательно посмотри налево, направо и ещё раз
налево. Убедись, что все автомобили остановились и
пропускают тебя. Только после этого начинай переход.
Во время перехода продолжай наблюдать за дорожной
обстановкой.
Хором: Помни: внимательность и хороший обзор
дороги - это твоя безопасность.
Полицейский: В темное время суток носите одежду со
светоотражающими элементами или прикрепляйте к ранцу,
куртке фликеры. Фликер будет отражать свет фар и
светиться в темноте. Следовательно, водитель сможет
издалека тебя увидеть и затормозить. Переходя дорогу
вечером или в плохую погоду, будьте крайне внимательны и
осторожны..
6. Проверь себя - тест (выполняет каждый участник).
Я предлагаю вам проверить себя, как усвоили правила
движения.
Тест
1.
Прибор,
регулирующий
движение
на
дорогах
называется
а) жезл
б) коробочка;
в) светофор;
2. Пешеходная дорожка называется:
а) кобра;
б) зебра;
в) полосатик;
3. Дорогу можно переходить на свет светофора:
а) красный;
б) желтый;
в) зеленый;
4. Играть можно на:
а) на льду;
б) во дворе;
в) на проезжей части.
5. Дорогу можно:
а) перебегать;
б) переходить на жёлтый свет светофора;
в) переходить, посмотрев налево, а потом направо.
6. На санках и коньках можно кататься:
а) на замерзшем пруду;
б) на детской площадке;
в) на проезжей части.
7. При высадке автобус надо обходить:
а) сзади;
б) спереди;
в) подождать, пока проедет.
7.Итог занятия
-Какие правила нужно выполнять, чтобы сохранить свое
здоровье? (ПДД)
Учитель: Ребята, будем учить правила безопасности
движения на дорогах и улицах. Научившись разбираться в
правилах безопасности, мы должны строго их выполнять.
- Эти знания необходимы и детям и взрослым. Не
только знание, но и соблюдение их. Соблюдение любых
правил необходимо, а уж на дороге - просто обязательно.
Классный час хочется закончить словами.
Правил дорожных на свете не мало.
Все бы их выучить нам не мешало.
Но основное из правил движения -
Знать как таблицу должны умноженья:
"На мостовой - не играть, не кататься, если ты хочешь
здоровым остаться!"
Учитель: Теперь я предлагаю вам стать инспекторами дорожного движения.
Каждому ребёнку даётся карточка с изображением дорожной ситуации
ребенок должен прокомментировать изображение.
Возможные ситуации:
1. Мальчик выбегает на проезжую часть, погнавшись за мячом.
2. Мальчик перебегает проезжую часть в неположенном месте, потому что
его внимание привлекли друзья на другой стороне дороги.
3. Девочки на заднем сиденье автомобиля путешествуют, не пристегнувшись
ремнями безопасности. Кроме того, они мешают водителю.
4. Автомобиль еще не припарковался и не остановился, а мальчик уже
торопиться выйти, причем на проезжую часть.
5. Мальчик перебегает дорогу по пешеходному переходу, но перед близко
идущим транспортом.
6. Девочка переходит дорогу, обходя автобус спереди.
7. Дети выбегают на проезжую часть из-за кустарника.
8. Мальчик с девочкой катаются на роликах по проезжей части.
9. Мальчик совершает наземный переход на велосипеде.
10. Девочка идет по тротуару мимо арки, из которой выезжает машина.
Водитель не видит девочку и может совершить наезд на юного пешехода.
- А на каком виде транспорта вашем возрасте разрешается ездить? (велосипед)
- А с какого возраста разрешается ездить на велосипеде по дороге?(с 14 лет)
- А какое основное назначение всех видов транспорта? (перевозка пассажиров и грузов)
- Когда мы идем по улице, мы - кто? ... (Пешеходы.)
- Где следует ожидать автобус, троллейбус или трамвай?
- Когда мы едем в общественном транспорте, мы - кто? (Пассажиры.)
- Но мы не можем путешествовать, не вспомнив правил поведения.
- Молодцы! (Возможные дополнения)
Запомните! Во время движения автобуса руками двери открывать нельзя. На остановке
водитель откроет их сам.
Во время движения нельзя водителя отвлекать разговорами. Он должен следить за дорогой,
чтобы не столкнуться с другой машиной.
Во время движения нельзя ходить по салону, а то можно упасть
Если вошёл пожилой человек или мама с ребёнком, нужно уступить ему место.
1. Кто идёт по тротуару? (пешеход)
2. Где люди ждут транспорт? (на остановке)
3. Кто называется «водителем?» (Человек, управляющий транспортным
средством.)
4. Как на дороге обозначается пешеходный переход? (Специальной разметкой
– «зебра».)
5. Как называется место пересечения двух дорог? (перекресток)
6. Почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом?
(Т.к. транспортные средства не смогут сразу остановиться.)
7. Чем отличаются светофор транспортный от пешеходного? (Транспортный
светофор имеет три сигнала – красный, желтый, зеленый, а пешеходный два –
красный и зеленый.)
8. Кто должен первый выйти из автобуса – взрослый или ты? (Из любого
транспортного средства первым всегда выходит взрослый, затем ребенок.)
9. Как надо правильно обходить автобус, спереди или сзади? (Надо подождать
пока он отъедет.)
10. Можно играть детям около дороги?