Автор: Козлова Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Высоковская СОШ №4
Населённый пункт: город Высоковск, Московская обл.
Наименование материала: методическая разработка урока по окружающему миру для обучающихся 2 класса
Тема: «Что такое экономика?»
Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
ВЫСОКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
141650, Московская область, Клинский район, г.Высоковск,
ул. Первомайская, д.2а, тел. 8 (49624) 6-22-05
Открытый урок по окружающему миру во 2 классе
«Что такое экономика?»
Подготовила и провела
Козлова Ольга Александровна,
учитель начальных классов
03.12.15 г
2019-2020 учебный год
Тип урока: Введение нового знания.
Тема урока: Что такое экономика?
Образовательная система (УМК): Школа России
Цель урока:
ознакомление с целями и задачами раздела; формирование представле-
ний о понятии «экономика», об отдельных отраслях экономики.
Задачи урока:
Образовательные
формировать первичное представление о понятии «экономика»;
формировать первичное представление о составных частях экономики
и их взаимосвязи на конкретных примерах из жизни ребенка;
способствовать формированию представлений о роли экономики в на-
шей жизни.
Развивающие
развивать умение четко, кратко излагать свои мысли;
развивать психологические процессы: анализ, сравнение, обобщение,
память, внимание;
развивать умение слушать, выделять главное и второстепенное.
Воспитательные
воспитывать уважительное отношение к труду людей;
воспитывать интерес к предмету, к учению.
Планируемые результаты урока:
Личностные
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения
к школе, осознания и принятия образца прилежного ученика;
развитие мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности.
Метапредметные
Регулятивные:
ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым
материалом урока;
умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
оценивание учебных действия в соответствии с поставленной задачей;
осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные:
извлекать существенную информацию из текстов, иллюстраций;
выстраивать ответ в соответствии с заданным вопросом;
на основе анализа объектов делать выводы. ш
Коммуникативные:
включаться в диалог с учителем и сверстниками, проявлять инициативу
и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными
задачами;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обры-
вать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
развивать умение слушать и понимать других.
Предметные:
сформировать знание о понятии «экономика»;
различать отдельные отрасли экономики;
выявить взаимосвязь отраслей экономики.
Средства обучения: комплект учебно-методических материалов; техниче-
ские средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспече-
нием, мультимедиапроектор, презентация.
Литература:
1.
Окружающий мир. Учебник . А. А. Плешаков УМК «Школа России».
2.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. А. А. Плешаков УМК «Школа Рос-
сии».
3.
Волкова Н.В. Психология младших школьников. – М.: Просвещение,
2010.
4.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования - ,– 3-е издание, переработанное – М.: Просвеще-
ние, 2016 – 45с.
Этапы урока
(с указанием времени)
Дидактические за-
дачи этапа
Содержание материала урока
Методы и приемы по каж-
дому этапу и виду деятель-
ности учащихся/деятель-
ность учащихся
Примеча-
ния
1.
Организационный
этап
(1 мин)
Подготовка
обуча-
ющихся к работе на
уроке.
- На уроке нам понадобится учебник, рабочая тет-
радь и пенал.
- Ребята, а что необходимо ученику на уроке, чтобы
добиться успеха?
(хорошее настроение, быть активным, слушать вни-
мательно учителя, прилагать старания)
- А какие правила мы соблюдаем на уроке?
(не выкрикиваем, внимательно случаем учителя)
Здороваются
с
учителем,
проверяют готовность к уро-
ку, садятся за парты.
Словесный метод.
2.
Мотивирование
(самоопределение) к
учебной деятельности
(5 мин)
1.Актуализация
требования
к
уча-
щемуся со стороны
учебной деятельно-
сти;
2.
Создание
усло-
вий
для
возникно-
вения
внутренней
потребности
вклю-
чения
в
учебную
деятельность;
- Ребята, давайте откроем учебники на странице 103
посмотрим, как называется новый раздел.
(Жизнь города и села)
- (слайд)Давайте вспомним, что такое город и село.
Город – это крупный населённый пункт.
Село – это небольшой населённый пункт.
(слайд фотографии города и села)
- Каждый раздел включает в себя несколько тем.
Сегодня мы изучим первую из них.
-А как она называется, мы узнаем из следующего за-
дания.
Словесный метод
Беседа
Обучающиеся активно участ-
вуют в беседе
Работа с учебником
3.
Установка
тема-
тических рамок.
3. Актуализация и
фиксирование индиви-
дуального затруднения
в пробном учебном дей-
ствии
(3 мин)
Организация подго-
товки и мотивация
учащихся к само-
стоятельному
вы-
полнению пробного
учебного
действия,
его
осуществление
и
фиксация
инди-
видуального
з а-
труднения.
- Ребята, посмотрите на доску. Соедините слоги так,
чтобы получилось слово. Кто догадается, поднимите
руку.
но э ми ка ко (э ко но ми ка)
- Верно!
Практический метод
Работа с презентацией
Словесный метод
Беседа
4. Выявление места
и причины затрудне-
ния
(2 мин)
Организация
выяв-
ления
учащимися
места
и
причины
затруднения.
- А как вы думаете, что такое ЭКОНОМИКА?
(предположения детей) (Обучающиеся затрудняют-
ся ответить на этот вопрос)
-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
(Что такое экономика?)
(слайд)
- Ребята, а что нового мы должны узнать на уроке?
(узнаем, что такое экономика)
-Давайте прочитаем на странице 103 задачи урока.
Словесный метод
Беседа
5.
Построение проек-
та выхода из затрудне-
ния (цель, тема, способ,
план, средство)
(5 мин)
Организация
поис-
ка проекта будущих
учебных действий
- Ребята, откройте рабочую тетрадь на странице 67 и
решите кроссворд.
- Какое слово получится в первой строчке?
- Какое слово получится во второй строчке?
и т.д.
1.хлеб
2.овощи
3.зеркало
4.мяч
Словесный метод
Беседа
Практический метод
Работа с презентацией
Работа с учебником
5.чайник
6.носок
7.фрукты
8.автомобиль
9.компьютер
- Какое получилось главное слово?
(хозяйство)
- Давайте вместе проговорим это слово.
6.
Реализация по-
строенного проек-
та
(15 мин)
Осуществление
ре-
ализации построен-
ного проекта
- Ребята, значит, что такое экономика?
(Экономика – это хозяйство)
- Давайте прочитаем опредение на странице 104.
(чтение до составных частей)
- Верно. Экономика – это хозяйственная деятель-
ность людей. В основе слова «экономика» лежат
слова «экос», которое на древнегреческом языке
означает «дом» и слово «номос», которое означает
хозяйство. А буквальный перевод слова «экономика»
- искусство ведения домашнего хозяйства. Всё, что
нас окружает и называется экономика.
- А без кого невозможно хозяйство?
(без людей)
- А для кого нужна экономика?
(для себя и других людей)
- То есть экономика — это отношения между людь-
ми, когда одни создают товар, другие продают его, а
третьи покупают его)
- Значит главной частью экономики кто является?
(люди)
(слайд) Экономика (стрелочка) люди
- Что должен делать человек, чтобы получить какой-
либо продукт или вещь?
(труд, трудиться)
Словесный метод
Беседа
Обучающиеся
отвечают
на
вопросы учителя.
Практический метод
Работа с презентацией
Работа с учебником
- Верно. Экономика – это отношение между людьми,
в процессе производства.
(слайд) Экономика (стрелочка) люди (стрелочка)
труд
Пояснение учителя: экономика – это отношение
между людьми, когда они создают и продают товар,
но для создания, они должны трудиться
- А что получает человек, когда он трудится?
(на конкретных примерах: ваза, стол и т.д.)
- Верно. Всё это можно назвать экономический про-
дукт.
- То есть экономический продукт — это различные
товары, которые люди создают и покупают.
(слайд) Экономика (стрелочка) люди (стрелочка)
труд(стрелочка) экономический продукт
Пояснение учителя: экономика – это отношение
между людьми, когда они создают и продают товар,
но для создания, они должны трудиться, чтобы полу-
чить конкретный продукт, то есть экономический то-
вар
- Приведите пример того, что получает человек в
своей трудовой деятельности.
- Например: строитель строит дом, то есть экономи-
ческий продукт – это новый дом;
Повариха сварила суп, суп – это экономический про-
дукт;
- Какой экономический продукт получит парикма-
хер?
(красивую причёску)
- Это могут быть разные вещи, услуги. Например,
постричь в парикмахерской, отправить письмо на
почте и др. А так же произведения искусства: песня,
стихотворение, картина. Идеи тоже продаются, будь
то проект нового автомобиля или научная разра-
ботка. И рабочая сила человека идёт на продажу, за
неё выплачивается заработная плата.
- А что должен иметь продукт, чтобы его купили?
Объяснение учителя: вы приходите в магазин, что-то
покупать, что вы должны для этого знать?
(его цену)
- Правильно! Каждая вещь и услуга имеет свою
цену.
- Для чего нам нужна цена?
(чтобы сравнивать вещи)
- Цена позволяет нам понять, можем ли мы купить
какую-либо вещь или она слишком дорогая.
- А что любому человеку необходимо, чтобы сделать
покупки?
(деньги)
- Верно. Деньги - это кровь экономики, они текут от
покупателя к продавцу.
(слайд) Экономика (стрелочка) люди (стрелочка)
труд (стрелочка) экономический продукт (стрелоч-
ка) деньги
- А для чего нам нужна экономика?
(чтобы человеку было комфортно жить)
7.
Физкультминутка
(1 мин)
1.Снятие усталости
и
н а п р я ж е н и я ;
2.Внесение эмоцио-
нального заряда;
- Ребята, встаньте из-за парт.
Вот
высокая
сосна,
к
солнцу
тянется
она!
( П о т я г и в а н и я ,
р у к и
в в е р х . )
Над поляной дуб старинный ветви в стороны раски-
нул.
( П о т я г и в а н и я ,
р у к и
в
с т о р о н ы . )
Х о р о ш о
г у л я т ь
п о
л е с у !
Но учиться интересней! (Дети садятся за парты.)
Обучающиеся
выполняют
движения
физкультминутки
за учителем.
8.
Реализация по-
строенного проек-
Осуществление
р е а л и з а ц и и
п о-
-Какие отрасли хозяйства включает экономика? Про-
читаем об этом на с. 104 (слайд отраслей экономики)
Словесный метод
Беседа
та
(5 мин)
строенного проекта
Сколько отраслей экономики?(5)
-Как вы поняли, что такое отрасль? (составные части
экономики) Верно. Посмотрите на первую картинку
внизу. К какой отрасли экономики она относится?
(промышленность)
- Почему?
(на ней изображён процесс изготовления продуктов,
в данном случае молока)
- Где производят продукты и различные товары?
(на заводах и фабриках)
- Посмотрите на вторую картинку. Что на ней изоб-
ражено?
(грузовая машина, а за ней строится дом)
- К какой отрасли экономики относится эта картин-
ка?
(строительство)
- Правильно.
- Переходим на страницу 105 и смотрим на первую
картинку. Как вы думаете, к какой отрасли она отно-
сится?
(сельское хозяйство)
- А почему к сельскому хозяйству?
(Потому что выращиваются растения: рожь, пшени-
цу, т.е. зерновые культуры)
- Благодаря сельскому хозяйству выращиваем уро-
жай, из которого можно что-либо приготовить.
- Верно. Посмотрите на слайд, определите по кар-
тинке название профессии.
(на слайде картинка комбайнёр)
- Кто такой комбайнёр?
( Это человек, который управляет комбайном)
- Верно. А посмотрите на картинку, которая располо-
жена ниже. К какой отрасли она относится?
Работа с книгой
Работа с презентацией
(тоже к сельскому хозяйству)
- Но чем эта картинка отличается от первой?
(на первой выращивали растения, а на второй разво-
дят животных)
- Верно. Посмотрите на слайд, определите по кар-
тинке название профессии.
(слайд: пастух)
- Чем занимается пастух?
(Это человек, который пасёт скот)
- Верно. Посмотрите на слайд, определите по кар-
тинке название профессии.
(слайд: доярка)
- Как вы думаете, чем занимает доярка?
(доит коров и коз)
- Верно. Посмотрите на слайд, определите по кар-
тинке название профессии.
(слайд: конюх)
- Как вы думаете, что делает конюх?
(он ухаживает за лошадями)
- Верно. Посмотрите на слайд, определите по кар-
тинке название профессии.
(слайд: птичница)
- Как вы думаете, чем занимается птичница?
(ухаживает за птицами)
- Верно! Ребята, к какой отрасли относится нижняя
правая картинка?
(промышленность)
- Почему?
(потому что производят машины на заводах)
- Верно. Посмотрите на слайд, определите по кар-
тинке название профессии.
(слайд: сварщик)
(это человек, который соединяет металлы)
- Посмотрите на последнюю картинку, к какой от-
расли экономики она относится?
(торговля)
- Почему?
(потому что на картинке изображён магазин, где про-
даются продукты)
- Верно. Посмотрите на слайд, определите по кар-
тинке название профессии.
(слайд: продавец)
(Это человек, который продаёт продукты, различные
товары)
- Ребята, все отрасли экономики взаимосвязаны. Да-
вайте убедимся, выполнив задание номер 1 на стра-
нице 105. Прочитайте задание.
— Это задание вы будете обсуждать с соседом по
парте и на его выполнение вам даётся 1 минута.
- Давайте вспомним все отрасли экономики.
(ответ ученика)
- Отрасли: сельское хозяйство, производство, транс-
порт, торговля.
( Корова даёт молоко — это отрасль сельское хозяй-
ство.После машиной молоко доставляют с фермы на
молочный завод, где его обрабатывают и наливают в
бутылки — это взаимодействие отрасли транспорта
и промышленности.
После этого молочные продукты привозят в магазин,
где его продают - это взаимодействие отрасли транс-
порта и торговли.
Работа в парах
9.
Включение в си-
стему знаний и по-
вторение
(2 мин)
Выявление границ
применения нового
знания
Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру и за одно
проверим, как внимательно вы меня слушали на уро-
ке. Я буду диктовать высказывания, а ваша задача
поднять зелёный кружочек, если оно верное, если же
вы думаете, что оно неверное, то поднимите крас-
ный кружочек.
1.Экономика — это хозяйство.
2.Главная часть экономики — это машины.
3.В результате труда человек получает экономиче-
ский продукт.
4.Каждый продукт имеет цену.
5. Без экономики можно было бы обойтись
6.Деньги — это кровь экономики
7.Экономика делится на 2 части: промышленность и
транспорт
8.Все части экономики тесно взаимосвязаны между
собой.
9.Гречка, мясо, будильник – это продукция сельского
хозяйства
(слайд)
Словесный метод.
Беседа.
Обучающиеся активно участ-
вуют в беседе.
Игра «Да. Нет»
10. Рефлексия учеб-
ной деятельности
на уроке (итог)
(1 мин)
Реализация
ре-
флексии
- Если вы хорошо работали на уроке покажите сол-
нышко, если вы собой немного не довольны, пока-
жите тучку.
- Запишите домашнее задание: учебник, с. 104—107;
в рабочей тетради на стр. 67 дописать определение,
на стр. 68 № 2, стр. 69 №5
- Спасибо за урок!
Обучающиеся
отвечают
на
вопросы рефлексии.
Словесный метод.