Напоминание

"Знаки препинания в сложносочинённых предложениях".


Автор: Павлова Вера Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с.Уютное Сакского района Республики Крым
Наименование материала: Урок русского языка в 9 классе.
Тема: "Знаки препинания в сложносочинённых предложениях".
Раздел: среднее образование





Назад




Урок литературы в 9 классе «Знаки препинания в сложносочиненном предложении»

подготовила Павлова Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Уютненская средняя школа-гимназия» Сакского района Республики Крым.

Тема. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях.

Цель:

- продолжить изучение темы;

- развивать навыки пунктуационной грамотности;

- воспитывать аккуратность, внимательность.

Оборудование: учебник под редакцией Рыбченковой Л.М., дидактический материал.

Ход урока.

I. Организационный момент. Настрой на успешную работу.

- Добрый день, ребята! Рада вас видеть, приглашаю к работе по теме «Сложное

предложение».

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

1.

Графический диктант.

(Учитель читает предложения, учащиеся строят их схемы).

1)

Мечта мне что-то напевала, и сон меня околдовал.

2)

Весною молодеют ели и льётся запах от берёз.

3)

То нежный ветерок целует, то туча оросит дождём.

4)

Разделись синие заливы, и лодки ходят по реке, и вновь заколосились нивы, и

слышно стало вдалеке. (И.Бунин).

5)

Зачем гляжу метели вслед и кто тоску мою разгонит? Е.Баратынский).

6)

Прохладой дышит степь, а ветер мчится вскачь.

2.

Беседа по вопросам.

- Какие предложения называются сложносочинёнными?

- С помощью каких союзов связываются части сложносочинённых предложений?

- Какие смысловые отношения могут быть между простыми предложениями в

составе сложносочинённого?

- В каких случаях два простых предложения, входящих в состав

сложносочинённого, не выделяются запятой?

- Как вы понимаете выражение «многочленные сложные предложения»?

III. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Слово учителя.

В художественной литературе часто встречаются многочленные сложносочинённые

предложения с союзной и бессоюзной связью. Простые предложения в составе

сложносочинённых могут быть осложнены пунктограммами.

IV. Объявление темы урока. Целеполагание.

V. Восприятие учащимися учебного материала.

1. Работа с учебником. Упражнение 39. Переписать предложения, вставляя вместо

точек подходящие по смыслу сочинительные союзы и расставляя недостающие знаки

препинания. Указать разряд союза (соединительный, противительный, разделительный).

2. Выполнение учащимися разноуровневых заданий.

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Подчеркните грамматические основы предложений, постройте их схемы.

За лесом поднималось солнце и первые его лучи уже играли на золотой цепочке

от веера. Иногда в горах срывались лавины и под ними столбами поднималась

белая пыль. Я устал бродя по болоту но мой товарищ был полон сил и энергии. В

заповеднике я много слышал о медвежонке однако мне его почему-то не

показывали.

Задания второго уровня.

1)

Списать пословицы, подобрав к первой части вторую; вставить

пропущенные буквы, расставив знаки препинания, раскрыв скобки.

Подчеркнуть грамматические основы предложений. Назвать группу союзов.

1. Нет н.. дров н.. лучины 7) а хорошие пл..тутся прихрамывая.

2. Всю ноч.. собака пролаяла на месяц 5) а он уже смысл..т.

3. Деловая пора ум даёт 6) а слабому дай срок.

4. Грозен Семён 8) но лу..ше всего на зелёной ветке.

5. Умному свис..ни 9) а на деньги время (не)купиш...

6. Сильному работа (в)прок 10) а он на носу с..дит.

7. Дурные вести бегут 4) а боит..ся его одна ворона.

8. Хорошо птичке в золотой клетке 3) а на бездель.. дурь в голову лезет.

9. Время деньги даёт 2) а месяц того и (не)знал.

10. За семь вёрст к..м..ра искали 1) а живёт без кручины.

2)

Списать предложения, вставив пропущенные буквы, расставить знаки

препинания и раскрыть скобки; троеточия заменить подходящими по смыслу

союзами. Определить смысловые отношения между частями предложений;

подчеркнуть грамматические основы предложений и построить их схемы.

Первые морозы л..гли на землю … снега ещё (не)было. Прошло светлое лето

прошла горькая и сырая осень … Балашов (не)воз..ращался. Всю жизнь он мечтал

о больш..й любви … теперь уже было поз..но думать (об)этом. В комнату вбежала

смеясь белоголовая девочка … все посмотрели на неё. Лежу я в кустах … где(то)

рядом волны плещ..тся по корням пошлёпывают. Я посмотрел (в)верх … на

обрыве ра..двинулись ветки … что(то) серое мелькнуло в них.

Откуда(то) с гор пр..носит ар..маты трав … только что испечё..ого хлеба.

Ключ: (а, но но, и, а, а, и, и)

Задания третьего – четвёртого уровней.

Используя данное начало, образовать сложносочинённые предложения; списать

их, вставив пропущенные буквы и расставить знаки препинания; усложнить

первую часть, введя причастный или деепричастный оборот, однородные члены.

В полученных предложениях подчеркнуть грамматические основы.

Мы с..дели у к..мина … . В глазах рябит от солнечных бликов … . Ивушка

соб..ралась раньше всех зацветать и прог..няла северный ветер … . Ветки ивушки

униза..ы жаркими золотыми шарами … . Сквозь сетку клетки тр..ва просунулась

… .

Например: Мы сидели у камина, зачарованно глядя на пламя, а у наших ног

растянулся ленивый пушистый кот Барс.

3)

Работа с учебником.

Учитель предлагает учащимся:

- выполнить упражнение 52. продолжить предложения так, чтобы получились

сложносочинённые предложения с соединительными союзами. Записать

предложения и объяснить постановку знаков препинания.

Упражнение 53. Прочитать предложения и объяснить постановку тире в них.

VI.

Подведение итогов урока.

Заключительная беседа.

- С помощью каких союзов связываются части сложносочинённого

предложения?

- При каких условиях в сложносочинённых предложениях запятая не ставится?

- В чём особенности пунктуации сложносочинённых предложений?

VII. Домашнее задание. Повторить теоретический материал (п. 6 - 8). Выполнить

упр. 57. Переписать сначала простые предложения с однородными членами, затем

сложносочинённые. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и расставить

недостающие знаки препинания.



В раздел образования