Автор: Виселова Ольга Викторовна
Должность: директор школы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Владивосток, Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Дидактическая игра для старшеклассников в стиле проектогенерации
Раздел: полное образование
Виселова О.В.
директор МБОУ «СОШ №13» г. Владивостока
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СТИЛЕ
ПРОЕКТОГЕНЕРАЦИИ.
Одним
из
важнейших
условий
усвоения
и
присвоения
ребёнком
регионально-ориентированного содержания образования, формирования не просто
гражданской,
но
территориальной
(региональной)
идентичности
является
деятельностный
характер
образования.
Под
гражданской
идентичностью
понимают
индивидуальное
чувство
человека,
связанное
с
ощущением
причастности
к
сообществу
граждан
единого
государства,
единой
территории,
единого региона. Гражданская идентичность появляется в результате овладения
человеком гражданской грамотностью, которая, в свою очередь, формируется в
системе
гражданского
образования.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
чётко
ставит
задачу
формирования
гражданской
идентичности ребёнка, которая отражается в личностных результатах освоения
содержания
образования.
В
то
же
время,
этому
аспекту
образовательной
деятельности уделяется недостаточно внимания.
С этой целью нами разработана и апробирована дидактическая игра для
учащихся старшей школы «Владивосток – твоя точка возможностей».
Задачами игры стали следующие:
1.
Погрузить школьников в содержание жизни города в четырех сферах:
экономической, социальной, культурной и политической.
2.
Познакомить с приёмами разработки проектной идеи.
3.
Создать условия для развития навыков работы в команде.
В
апробации
игры
приняли
участие
50
школьников,
учащихся
десятых
классов разных школ Владивостока. Для проведения нужно достаточно большое
пространство,
например,
актового
зала.
Каждая
команда
располагается
за
«игровым столом». На столе должно быть всё необходимое для работы: бумага,
листы формата А3, маркеры или фломастеры.
Игра состоит из пяти основных этапов. Мы их назвали тактами. Инструкции
к каждому такту размещаются на слайдах, хотя можно и распечатать на каждый
«игровой
стол».
Обязательно
указывается
время
на
каждом
такте
игры.
Это
помогает выстраивать тайминг события и эффективно управлять процессом. Общая
продолжительность данного образовательного события: 60 минут.
Первый такт. Формируем команду арбитров из представителей команд, по
одному
от
каждой
команды.
Для
того,
чтобы
судейство
носило
объективный
характер,
мы
«погрузили»
ребят
в
определённые
роли:
«известный
в
городке
художник»,
«недовольный
горожанин»,
«чиновник
из
мэрии»,
«иностранный
турист», «скандальный блогер». Заранее готовятся беджи для арбитров с указанием
их роли. Для осуществления судейских функций у каждого имеются оценочные
бланки с критериями в форме таблицы. Названия команд арбитры записывают
позже, после того, как команды презентуют себя.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Команда ______________________________________________________________
Арбитр НЕДОВОЛЬНЫЙ ГОРОЖАНИН
Балл (обведите кружком)*
ИТОГО
ПРОБЛЕМЫ СЕГОДНЯ
1
2
3
4
5
ЖЕЛАЕМОЕ БУДУЩЕЕ
1
2
3
4
5
ТРИ ШАГА ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ
1
2
3
4
5
ЗАЩИТА ПРОЕКТНОЙ ИДЕИ
1
2
3
4
5
*Баллы означают:
1 – ничего не понимаю, о чём они
2 – немного в тему
3 – что-то в этом есть
4 – в целом, мне нравится
5 – классно излагают
Второй такт. Создаём «визитную карточку» команды.
Инструкция для данного этапа:
Время работы - до 5 минут.
Придумываем название, девиз и эмблему.
Оформляем на лист.
Выбираем капитана команды.
Презентуем команду.
Условие: отразить атмосферу (дух) Владивостока.
Арбитры имею право на уточняющий вопрос.
После
завершения
этапа
знакомства
необходимо
напомнить
участникам, из каких основных элементов состоит любой проект: проблемы в
настоящем, желаемое будущее, действия по переходу из проблем настоящего
в желаемое будущее.
Далее
начинается
третий
такт,
направленный
на
генерацию
актуальных
проблем
города.
Заранее
подготовлены
пять
конвертов,
в
которых
на
отдельной
карточке
написана
та
конкретизированная
сфера
изменений, по отношению к которой и будут команды искать проектную
идею. Таких сфер мы определили пять: городской транспорт, система общего
образования
Владивостока,
система
здоровьесбережения,
молодёжная
культура, городская администрация. Прежде чем провести жеребьёвку, т.е.
капитаны команд выбираю конверт с темой, нужно ещё раз актуализировать
для школьников знания из курса обществознания об основных сферах жизни
общества:
экономической,
социальной,
культурной
и
политической.
Далее
команды делают свой выбор и получают задание для следующего такта.
Итак, инструкция для третьего такта:
Время работы - до 10 минут.
Тянем жребий: выбираем сферу для преобразований.
Обсуждаем и фиксируем ключевую проблему этой сферы во Владивостоке,
обязательно объясняем.
Презентуем проблему в течение 1-й минуты.
Арбитры имеют право на уточняющий вопрос.
Перед
началом
следующего,
четвёртого
такта
важно
пояснить
старшеклассникам, что любой проект реализуется в конкретных временных
рамках.
Поэтому
предлагается,
прежде
всего,
определиться
со
сроками
будущего проекта, от полугода до года. И только после этого шага описывать
те изменения, которые, по мнению участников команд, должны произойти.
Кроме того, на данном этапе нужно организовать участие команды
арбитров в работе. Они получают право передвигаться по залу, слушать
обсуждения команд, задавать уточняющие вопросы командам во время их
работы. Данный этап не подразумевает презентацию результатов. Арбитры
выставляют оценки на основе общения
с каждой командой в процессе
генерации.
Инструкция для четвёртого такта:
Время работы - до 10 минут.
Фиксируем конкретную дату (месяц, год) будущего.
Готовим описание будущего в виде кратких ответов на вопросы:
-
Что бы вы хотели изменить к лучшему в выбранной сфере деятельности
во Владивостоке, чтобы не было проблем?
-
Какие конкретные выгоды вы хотите получать от этих изменений, как
горожане?
Арбитры имеют право подходить во время работы команды, задавать
вопросы, наблюдать за работой.
На
следующем
этапе
участникам
предстоит
определить
ключевую
проектную идею. Для того, чтобы они могли справиться с этой задачей,
нужно сразу же обратить внимание школьников, что теперь им предстоит
презентовать
все
этапы
работы
целостно,
т.е.
начинать
с
указания
на
ключевую проблему, представить кратко описание будущего и назвать те
шаги,
сделав
которые
можно
решить
проблему.
На
подготовку
и
презентацию
результатов
генерации
даётся
больше
времени,
чем
на
предыдущих этапах.
Инструкция для пятого такта игры:
Время работы - до 10 минут.
Определяем три шага изменений.
Готовим описание деятельности, не более 1-2 предложений по каждому
шагу.
Сосредотачиваемся и готовимся к презентации вашей проектной идеи.
Арбитры имеют право подходить, задавать вопросы, наблюдать за
работой команды.
Схема презентации (до 3 минут команде) :
Напоминаем, какую проблему решаем.
Даём краткое описание желаемого будущего.
Рассказываем, как будем действовать.
Арбитры и представители других команд имеют право на вопросы (не более
трёх вопросов команде).
После завершения пятого такта игры подводятся её итоги. Команде
арбитров даётся две минуты для подсчета баллов. С этой целью используется
Сводная таблица:
ПОДВОДИМ ИТОГИ*
Команда:
Недово
льный
горожан
ин
Чиновн
ик
из
мэрии
Известн
ый
в
городе
художни
к
Сканда
льный
блогер
Иностра
нный
турист
ИТОГО
-
*Считаем
общую
сумму
баллов
каждой
команды
и
методом
рейтингования
определяем
ПОБЕДИТЕЛЯ.
На заключительном этапе игры важно, чтобы педагог, являющийся её
ведущим, представил ребятам содержательный анализ предлагаемых ими
идей. Дал оценку их работе в целом. После этого представитель команды
арбитров оглашает результаты.
Победители были награждены подарочным изданием о Владивостоке.
Другие четыре команды также получили подарки с региональной тематикой.
Каждый участник получил именной сертификат о том, что его проектные
идеи могут в дальнейшем использоваться на благо города.
Представленная
дидактическая
игра
может
использоваться
для
формирования
гражданской
идентичности
старшеклассников
безотносительно
к
месту
проживания
и
носит
универсальный
характер.
Важно
соблюсти
ключевые
этапы
и
принципы.
Разработанный
и
использованный
нами
инструмент
показал
свою
эффективность
с
точки
зрения
реализации
деятельностного
характера
реализации
регионально-
ориентированного содержания образования во внеурочной практике.