Автор: Светкина Ольга Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№207
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию
Тема: Мишутка.(нетрадиционное рисование полусухой кистью в старшей группе)
Раздел: дошкольное образование
Номинация:
«Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование».
Конспект организованной образовательной деятельности по
художественно-эстетическому развитию в старшей
группе c использованием нетрадиционной техники
рисования «Мишутка».
Автор: Светкина Ольга Ивановна
Место проведения: г. Ульяновск,
МБДОУ №207 пр. Ленинского
Комсомола, дом 40.
Тема. «Мишутка»
(рисование сухой кистью в старшей группе).
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-
эстетическое « и «Социально-коммуникативное развитие».
Задачи:
- .
помочь детям освоить новый способ изображения - рисование сухой
кистью, позволяющий наиболее ярко передавать изображаемый объект,
характерную фактурность его внешнего вида (объем, пушистость).
- побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой с детства игрушки;
закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину,
расположение, цвет;
- продолжать учить рисовать крупно, располагать изображение в
соответствии с размером листа;
- создать условия для экспериментирования с разными материалами,
инструментами;
- развивать воображение, чувство ритма и композиции;
- совершенствовать координацию движений, точность в выполнении
действий, способствовать развитию сотворчества;
– развивать речь.
Оборудование: музыкальный фон; картинки с дикими животными
(собачка, медведь, лиса, заяц, кабан ,волк ) альбомный лист; набор гуашевых
красок, стаканчик с водой, салфетка, простой карандаш, сухие кисти.
Предварительная работа:
1) Рассматривание игрушек, репродукций медведей и составление
описательных рассказов о них на занятиях по развитию речи.
2)
Д/И «Собери портрет».
Цель: закрепить знания о составных элементах портрета.
Задание: составить из отдельных частей портрет.
3) Д/И «Портрет, как жанр живописи».
Цель: закрепить знания о жанре портрета, его признаках.
Задание: найти портрет среди произведений других жанров и обосновать
свой выбор, составить описательный рассказ, характеризующий выбранный
портрет.
4)Лепка из пластилина медвежонка.
5) Д/И «Составь медведя из геометрических фигур».
Цель: развивать целостность зрительного восприятия, умение создавать
предметное изображение из геометрических фигур. Развивать мелкую
моторику рук.
Материал: набор разноцветных геометрических фигур; образец медвежонка.
Ход деятельности.
1. Повторение названий диких животных.
Воспитатель просит детей вспомнить названия диких животных, объяснить,
почему они называются дикими.
Воспитатель показывает картинки с изображением диких животных; дети их
называют.
2. Игра «Один-много».
Воспитатель показывает картинки с изображением диких животных и
называет их: заяц, лиса, волк, медведь , медвежонок, кабан,собачка.
Дети называют животных во множественном числе: зайцы, лисы, волки,
медведи , медвежата, кабаны, собаки.
Педагог. – Кто здесь лишний? (собака )
3. Рисование медвежонка.
В: Ребята, к нам сегодня пришел гость. Вы его узнаете, если отгадаете
загадку:
Где живет он? В самой чаще,
Самой – самой настоящей.
Там гуляет, там и спит,
Там детей своих растит .
Любит груши, любит мёд,
Сладкоежкою слывет.
Но всего сильнее он
Любит долгий крепкий сон:
Ляжет осенью, а встанет,
Лишь, когда весна настанет,
Кто это? (медведь)
Д: Медведь.
Зверь забавный сшит из плюша:
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного
И устрой ему берлогу (плюшевый медведь)
В: Молодцы, конечно же, это плюшевый медведь. ( воспитатель показывает
картинку)
Ребята, а давайте нарисуем нашего плюшевого медвежонка!
Ребята садятся за стол и вместе с педагогом рассматривают медвежонка.
Рассмотреть игрушку, определить части объекта, их форму, относительную
величину, расположение, фактурность поверхности (круглая голова, с
полукруглыми ушками, большое овальное туловище с двумя овальными
верхними и нижними лапками, пушистая поверхность коричневого цвета).
Показ. Теперь простым карандашом, начиная с головы, рисуем медвежонка.
Голову рисуем в виде круга.
Дорисовываем уши полукругом.
Туловище в виде овала.
Лапы верхние и нижние овалы.
Вот и получился настоящий медвежонок.
-Ребята, если посмотреть на медвежонка, можно заметить, что контур
игрушки нарисован ровными, гладкими линиями, а наш медвежонок на
самом деле пушистый, даже лохматый. Для того чтобы его портрет был
похож на настоящего медвежонка, мы используем новый способ
изображения: будем рисовать сухой кистью. Если кисть обмакнуть в краску
нужного цвета, затем окрашенной стороной слегка прижать к нарисованной
карандашом линии и тут же оторвать ее от поверхности, то получится
отпечаток, который придаст линии объем и пушистость. Следующий
отпечаток следует накладывать рядом, не оставляя свободного пространства
между предыдущим и последующим. Когда контур будет готов, заполнить
отпечатками пространство внутри.
А чего не хватает нашим медвежатам? Правильно, надо дорисовать глазки,
носик и ротик, можно украсить медвежонка бантиком. Но прежде чем, вы
приступите, я предлагаю вам размяться.
Физминутка.
«Мишка с куклой пляшут полечку».
Мишка с куклой бойко топают, Дети стоят в кругу, руки на поясе.
Бойко топают, посмотри! Притопы правой ногой.
И в ладоши звонко хлопают, Хлопки в ладоши.
Звонко хлопают: раз, два, три!
Мишке весело, Мишке весело, Руки на поясе.
Вертит Мишенька головой. Повороты головы влево – вправо.
Кукле весело, тоже весело, Хлопки в ладоши.
Ой, как весело, ой, ой, ой!
Мишка с куклой бойко топают, Поочередные притопы правой и
Бойко топают, посмотри! левой ногой.
И в ладоши звонко хлопают, звонко Хлопки в ладоши.
хлопают: раз, два, три!
Мы попробуем, мы попробуем, Легкие прыжки с движением по
Эту полечку станцевать, кругу взявшись за руки.
Разве можем мы, разве можем мы,
разве можем мы отставать!
Самостоятельная работа. Ребята садятся за стол и начинают самостоятельно
рисовать медвежонка.
Рефлексия. У вас получились чудесные портреты веселых пушистых
медвежат!.
- Ребята, что нужно сделать , чтобы от вас не сбежали игрушки?
Дети. Играть и обращаться с игрушками аккуратно, не бросать их, не
обижать, убирать их на место после игры.
Педагог. Правильно, тогда они с нетерпением будут ждать вас в детском саду,
с удовольствием играть с вами и даже танцевать.
– Что для вас было самым интересным на занятии?
- А что показалось трудным?
- Вам понравилось рисовать полусухой кистью?
- Почему?
Литература:
1.Т.А.Котлякова. Художественные проекты гармоничного развития
дошкольников посредством пластической деятельности : методическое
пособие. Лаборатория развития творческих способностей ребенка. Выпуск 2
– Тольятти 2011г
2.А.К Бондаренко. Словесные игры в детском саду.
3.Образование. Дети, Творчество. Федеральный научно-методический
сборник. Выпуск №1 – Москва 2017г.