Автор: Лихотина Галина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №39
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Формирование навыков быстрого чтения
Раздел: начальное образование
ФОРМИРОВАНИЕ
НАВЫКОВ
БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ
«Без чтения нет настоящего образования,
Нет, и не может быть ни вкуса, ни слога,
Ни многосторонней шири понимания.»
А. Герцен
«Нельзя быть счастливым, не умея читать.
Тот, кому недоступно искусство чтения —
невоспитанный человек,
нравственный невежда.»
В.А. Сухомлинский
ГБОУ СОШ № 39
Санкт-Петербург, 2017
Научить детей правильному, беглому,
осознанному, выразительному чтению — одна
из задач начального образования. И эта задача
чрезвычайно актуальна, так как чтение играет
огромную роль в образовании, воспитании и
развитии человека. Чтение — это окошко, через
которое дети видят и познают мир и самого
себя. Чтение — это и то, чему обучают младших
школьников, посредствам чего их воспитывают
и развивают. Умения и навыки чтения
формируются не только как важнейший вид
речевой и умственной деятельности, но и как
сложный комплекс умений и навыков,
имеющий обучающий характер, используемый
учениками при изучении всех учебных
предметов, во всех случаях внеклассной и
внешкольной жизни. Скорость чтения является
самым важным фактором из числа, влияющих
на успеваемость. Следовательно, необходима,
систематическая, целенаправленная работа над
развитием и совершенствованием навыка
чтения от класса к классу.
Актуальность
В методике принято
характеризовать навык чтения,
называя четыре его качества:
— правильность
— беглость
— сознательность
— выразительность
Правильность чтения — это чтение
без искажений, т.е. без ошибок, влияющих
на смысл читаемого
Способы и приёмы, способствующие
формированию правильного чтения
Чтобы формирование правильности чтения
было эффективным, учитель должен
определить специальный режим чтения:
1) Каждодневность упражнений (специальные
тексты, скороговорки, заучивание наизусть
стихов и прозы)
2) Предупреждение ошибок чтения:
— подготовка к чтению
— вводная беседа
— разбор трудного слова по составу
— хоровое чтение вслух трудных слов
(по слогам, частям, целиком)
Также на правильность чтения влияет: поза
при чтении, нормальное расстояние между
глазами и текстом, предварительное чтение
«про себя», образцовое чтение учителя
Правильность чтения
Работа
над сознательностью чтения
— беседа по прочитанному
— работа над планом прочитанного
произведения
— различные виды словарной работы
— творческий пересказ
— работа с деформированными текстами и
неоконченными рассказами
Выразительность чтения
Средствами речевой выразительности
являются следующие компоненты звучащей
речи:
— сила голоса (громко – тихо)
— темп чтения
— тембр чтения
— паузы
— логическое ударение (повышение или
понижение интонации)
Эти умения отрабатываются
с помощью следующих приёмов:
— Дыхательная гимнастика
— Разноголосое чтение («Прочитай
стихотворение так, как бы его прочитала змея,
ворона, сорока»)
— Упражнения на развитие голосового
аппарата (произносим громко, тихо, шепотом)
— Отработка темпа чтения (произносим быстро,
умеренно, медленно)
— Упражнения на дикцию (скороговорки,
чистоговорки)
— Приём подражания учителю (повышение или
понижение интонации)
Беглость чтения — такая скорость
чтения, которая предполагает
и обеспечивает сознательное
восприятие читаемого
Развитие оперативной памяти
ИГРЫ на развитие памяти:
«Фотограф». В течение нескольких секунд
зафиксировать (сфотографировать) человека,
комнату, картину и т. д., а затем словесно
описать, как можно с большими
подробностями.
«Кто самый внимательный». Учитель на 1
секунду показывает карточку со словом. Дети
должны за это время успеть прочесть слово.
Развитие периферического зрения
(угла зрения)
ИГРЫ на развитие периферического
зрения:
«Непослушные слова». Задание: даны слова с
буквами разного размера. Прочитай сначала
слова, записанные маленькими буквами, затем
— большими.
«Собери слова». Задание: соедините слоги
первого и второго столбиков так, чтобы
получились слова.
Развитие умения
антиципации памяти
Упражнения на развитие умения
антиципации памяти
1. Закончи пословицы:
Делу время — ...(потехе час)
Кончил дело —…(гуляй смело)
2. Соедини части пословиц между собой так,
чтобы они подходили друг к другу по смыслу
Формирование устойчивого внимания
1. Чтение слов типа:
Чистота-частота
Девушка-дедушка
Шесть-шерсть
Гарь-пахарь-жарь
2. Чтение слов с одинаковыми корнями, но
разными частями речи:
зелёный – зелень
бодрый – ободрился
Пополнение словарного запаса ученика
— Расположи вопросы по порядку содержания
текста
— Найди ответ в тексте на вопрос (вопросы на
доске)
— Докажи, что заголовок выбран верно или
выбери правильно заголовок (из
предложенных)
— Подбери к заголовку соответствующую часть
текста
— Выборочное чтение
— Пересказ по вопросам и без них
СЛО З
ГЛА М
СТО Б
ГРИ Л
СТУ Н