Напоминание

Формирование навыков быстрого чтения


Автор: Лихотина Галина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №39
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Формирование навыков быстрого чтения
Раздел: начальное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ

НАВЫКОВ

БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ

«Без чтения нет настоящего образования,

Нет, и не может быть ни вкуса, ни слога,

Ни многосторонней шири понимания.»

А. Герцен

«Нельзя быть счастливым, не умея читать.

Тот, кому недоступно искусство чтения —

невоспитанный человек,

нравственный невежда.»

В.А. Сухомлинский

ГБОУ СОШ № 39

Санкт-Петербург, 2017

Научить детей правильному, беглому,

осознанному, выразительному чтению — одна

из задач начального образования. И эта задача

чрезвычайно актуальна, так как чтение играет

огромную роль в образовании, воспитании и

развитии человека. Чтение — это окошко, через

которое дети видят и познают мир и самого

себя. Чтение — это и то, чему обучают младших

школьников, посредствам чего их воспитывают

и развивают. Умения и навыки чтения

формируются не только как важнейший вид

речевой и умственной деятельности, но и как

сложный комплекс умений и навыков,

имеющий обучающий характер, используемый

учениками при изучении всех учебных

предметов, во всех случаях внеклассной и

внешкольной жизни. Скорость чтения является

самым важным фактором из числа, влияющих

на успеваемость. Следовательно, необходима,

систематическая, целенаправленная работа над

развитием и совершенствованием навыка

чтения от класса к классу.

Актуальность

В методике принято

характеризовать навык чтения,

называя четыре его качества:

— правильность

— беглость

— сознательность

— выразительность

Правильность чтения — это чтение

без искажений, т.е. без ошибок, влияющих

на смысл читаемого

Способы и приёмы, способствующие

формированию правильного чтения

Чтобы формирование правильности чтения

было эффективным, учитель должен

определить специальный режим чтения:

1) Каждодневность упражнений (специальные

тексты, скороговорки, заучивание наизусть

стихов и прозы)

2) Предупреждение ошибок чтения:

— подготовка к чтению

— вводная беседа

— разбор трудного слова по составу

— хоровое чтение вслух трудных слов

(по слогам, частям, целиком)

Также на правильность чтения влияет: поза

при чтении, нормальное расстояние между

глазами и текстом, предварительное чтение

«про себя», образцовое чтение учителя

Правильность чтения

Работа

над сознательностью чтения

— беседа по прочитанному

— работа над планом прочитанного

произведения

— различные виды словарной работы

— творческий пересказ

— работа с деформированными текстами и

неоконченными рассказами

Выразительность чтения

Средствами речевой выразительности

являются следующие компоненты звучащей

речи:

— сила голоса (громко – тихо)

— темп чтения

— тембр чтения

— паузы

— логическое ударение (повышение или

понижение интонации)

Эти умения отрабатываются

с помощью следующих приёмов:

— Дыхательная гимнастика

— Разноголосое чтение («Прочитай

стихотворение так, как бы его прочитала змея,

ворона, сорока»)

— Упражнения на развитие голосового

аппарата (произносим громко, тихо, шепотом)

— Отработка темпа чтения (произносим быстро,

умеренно, медленно)

— Упражнения на дикцию (скороговорки,

чистоговорки)

— Приём подражания учителю (повышение или

понижение интонации)

Беглость чтения — такая скорость

чтения, которая предполагает

и обеспечивает сознательное

восприятие читаемого

Развитие оперативной памяти

ИГРЫ на развитие памяти:

«Фотограф». В течение нескольких секунд

зафиксировать (сфотографировать) человека,

комнату, картину и т. д., а затем словесно

описать, как можно с большими

подробностями.

«Кто самый внимательный». Учитель на 1

секунду показывает карточку со словом. Дети

должны за это время успеть прочесть слово.

Развитие периферического зрения

(угла зрения)

ИГРЫ на развитие периферического

зрения:

«Непослушные слова». Задание: даны слова с

буквами разного размера. Прочитай сначала

слова, записанные маленькими буквами, затем

— большими.

«Собери слова». Задание: соедините слоги

первого и второго столбиков так, чтобы

получились слова.

Развитие умения

антиципации памяти

Упражнения на развитие умения

антиципации памяти

1. Закончи пословицы:

Делу время — ...(потехе час)

Кончил дело —…(гуляй смело)

2. Соедини части пословиц между собой так,

чтобы они подходили друг к другу по смыслу

Формирование устойчивого внимания

1. Чтение слов типа:

Чистота-частота

Девушка-дедушка

Шесть-шерсть

Гарь-пахарь-жарь

2. Чтение слов с одинаковыми корнями, но

разными частями речи:

зелёный – зелень

бодрый – ободрился

Пополнение словарного запаса ученика

— Расположи вопросы по порядку содержания

текста

— Найди ответ в тексте на вопрос (вопросы на

доске)

— Докажи, что заголовок выбран верно или

выбери правильно заголовок (из

предложенных)

— Подбери к заголовку соответствующую часть

текста

— Выборочное чтение

— Пересказ по вопросам и без них

СЛО З

ГЛА М

СТО Б

ГРИ Л

СТУ Н



В раздел образования