Автор: Шпакова Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №6"
Населённый пункт: г.Сафоново Смоленской области
Наименование материала: Статья
Тема: «Проблема чтения как основная проблема учебного процесса»
Раздел: начальное образование
Статья
«Проблема чтения как основная проблема учебного процесса»
Перешагни, перескочи,
Перелети, пере-что хочешь-
Но вырвись: камнем из пращи,
Звездой, сорвавшейся в ночи…
В.Ходасевич.
1. Актуальность проблемы чтения у младших школьников.
Я
думаю,
каждый
учитель-практик
на
своих
уроках
решает
проблему
пробуждения
творческих
способностей
учеников.
Особенно
актуальна
эта
проблема
на
уроках
чтения.
Ведь
слово
–
великолепный
«строительный
материал»,
из
которого
создаются
бессмертные
творения
искусства.
По
словам
В.Г.Маранцмана
«самое
высокое
духовное
наслаждении человек получает в процессе творчества».
В
то
же
время,
воспитывая
творческого
читателя,
мы
решаем
проблемы чтения вообще .
Столкнуться с проблемой чтения мне пришлось и в моем классе.
1 класс. У нас на парте «Буквари». Осталось не прочитанной одна
страничка. Все мои ученики научились читать, выполняют норму техники
чтения,
многие
учащиеся
овладели
качественно
хорошим
чтением.
Последний урок по «Букварю». На доске - пословица «Азбука – ступенька к
мудрости». Спрашиваю у детей: «Ступенька – это много или мало?» Мне
интересно слушать ответы детей. Так полезно чаще общаться между собой,
размышлять, обмениваться мнениями. Но пока пройден только первый этап.
Я
понимаю,
как
нелегко
буде
мне
привить
моим
детям
любовь
к
литературному
чтению.
Ведь
при
проверке
домашних
заданий
часто
оказывалось,
что
половина
класса
текста
не
знает.
Чтобы
разобраться
в
данной ситуации, нужно было найти причину: почем дети не читают. Начала
я с изучения социального паспорта класса и непосредственным общением с
родителями
в
личном
контакте.
Проводя
такую
работу,
я
достигала
нескольких целей: установление контакта с родителями в доверительной
обстановке,
более
близкого
контакта
с
учеником,
его
увлечениями,
интересами. Работа дала свои результаты.
Во-первых, в социальном плане класс оказался весьма трудным.
Многодетные
семьи,
ассоциальные
семьи,
малообеспеченные,
у
которых
условия проживания и занятий для детей оставляют желать лучшего. Дети-
иностранцы,
владеющие
русским
языком
на
бытовом
уровне.
Ребенок-
инвалид,
имеющий
группу
по
зрению.
Неполные
семьи,
где
детей
воспитывает одна мать. Один из учеников, состоящий на учете в ПДН, двое
на внутришкольном контроле. По результатам обследования 1 ученик был
определен на домашнее обучение; в логопедической группе – 7 человек.
В школу дети пришли не читающие (за исключением 3 человек), не
знающие алфавита. Родители не считают нужным этим заниматься: «В школу
пойдет – научиться». Объединяло большинство семей то, что родителей
больше интересовала материальная сторона обеспеченности ребенка, нежели
его духовное развитие. Картина складывалась удручающая. Просматривая
условия
и
обе спеченно сть
детей
необходимыми
ш кол ь н ы м и
принадлежностями, я непосредственно интересовалась наличием домашней
библиотеки.
На
поверку
оказалось,
что
наличие
таковой
отсутствует
у
большинства семей, то есть практически половина семей ограничивается
прочтением программы телевизионных передач. Из учащихся только 3 были
записаны в библиотеку, родители же ее вообще не посещают. Книги не
покупаются, не дарятся и не являются важным предметом в семье. Таким
образом, сам собой напрашивался вывод и выявлялась еще одна причина: уже
в
нескольких
поколениях
российских
семей
книга
не
значится
в
приоритетных духовных ценностях. А посему родители не считали важным и
нужным приучать ребенка к чтению и контролировать их домашнюю работу
по этому предмету. Поразил тот факт, что дети на вопрос: «Кто такой Ленин?»
отвечали, что это писатель, про Пушкина многие и не слышали, столицей
нашей
Родины
называли
Смоленск,
не
могли
сказать
название
района,
русские
народные
сказки
путали
с
авторскими,
не
могли
объяснить
лексическое значение элементарных слов, не знали каким цветом раскрасить
Колобка, потому что не понимали, кто он такой и т.д. Родители парировали
словами: «Ну и что, что плохо читает, лишь бы человек был хороший».
Взрослым людям был непонятен факт, что глупость порождает глупость, а
безграмотный
ученик
не
сможет
стать
хорошим
человеком,
нужным
обществу. Хотя все родители, вспоминая свое детство, признают, что они-то
ходили в библиотеки, читали программные произведения, писали доклады,
имея
в
наличии
только
книги,
а
не
компьютеры,
что
их
заставляли
в
принудительном порядке это делать. Так почему же сейчас все изменилось?
Ответы были практически одинаковы: «Не хочет, не заставлю, весь день у
телевизора
или
у
компьютера».
«Нет
времени
читать,
а
как
же
секции,
кружки».
«Мне
некогда
его
проверять,
поздно
с
работы
прихожу,
а
он
говорит, что все сделал» и т.д.
Элементарный тест на значение роли семьи в жизни ученика «Моя
семья» показал, что дети в семьях чувствуют себя одинокими, духовной
близости
с
родителями
нет,
общения
ищут
в
кругу
сверстников.
Также
анкетирование
родителей
подтвердило
мои
наблюдения.
Конечно,
это
грустное
явление
кроется
не
только
в
семьях
моих
учеников.
Это
свидетельство отставания общей культуры поколений от требований времени.
Вот
данные
социологов.
Число
постоянно
читающих
за
последнее
десятилетие уменьшилось с 49% до 26%, а тех, кто вообще не читает
книги, возросло с 23% до 34%. 40% читают книги от случая к случаю. 44 %
россиян вообще не читают книги. За эти годы произошло обвальное падение
числа
людей,
которые
приобретают
книги.
Если
в
1994
году
книги
покупали 58%, то в 20014 – только 20%. Данные о детском чтении -
любят читать: младшие школьники -
43%, старшие – 17%; не любят
читать: младшие школьники - 8%, старшие – 17%. Не читают ничего,
кроме
заданий
учителя,
10%
школьников.
Читают
на
досуге
только
развлекательную
литературу
40%
учащихся.
Читают
познавательную
литературу
20%
учащихся.
Читают
для
самообразования
10%
школьников .
Проблема
оказалась
более
глубокой,
а
ситуация
–
более
критической, чем я ожидала. И с этим срочно нужно было что-то делать.
2. Пути преодоления проблемы: взаимосвязь семьи и школы.
Конечно,
в
первую
очередь,
это
была
работа
с
родителями.
Индивидуальные
беседы,
тематические
консультации,
анкетирование,
вовлечение
родителей
в
общественную
жизнь
класса
(подготовка
к
костюмированным
праздникам,
тематическим
мероприятиям,
где
требовалось
проконтролировать,
как
ребенок
выучил
свою
роль,
слова),
родительские
собрания,
где
я
использовала
статьи
журналов,
данные
социологических исследований. Большое впечатление оказали статьи: автор
В.Н.Зайцев «Резерв обучения чтению», автор Н.И.Тихомирова «Материалы к
проведению
общешкольного
родительского
собрания,
посвященного
детскому чтению .
Проделанная мною работа привела к следующим выводам:
вопрос не в том, есть ли у каждого из нас время читать, а в том, подарим
ли мы себе и нашим детям счастье быть читателями. Речь идет не о
дополнительном
времени
на
чтение,
а
на
более
разумном
его
использовании.
Умные
родители
должны
ненавязчиво
привлекать
к
этому детей. «Почитай мне, пожалуйста, пока я убираю (готовлю, шью и
т.д)». Говорить о книге, провожая ребенка в школу, встречая его, перед
сном;
запретить
смотреть
телевизор
в
наше
время
невозможно.
Нельзя
оградить
ребенка
от
микробов,
он
должен
получить
их,
чтобы
выработать
иммунитет.
Он
должен
уметь
защищаться.
И
в
этом
отношении роль родителей огромна. На них ложиться задача вводить
ребенка в систему духовных ценностей, учить отличать хорошее от
плохого, формировать собственную позицию в отношении тех или иных
телепередач;
общеизвестно, что телевидение отвлекает ребенка от книг. Однако оно и
способно привлечь его к книге. Речь идет о том, чтобы от просмотра
интересного фильма, сказки (снятого по книге), ему захотелось прочесть
эту книгу более подробно. Или, если увлекла передача о динозаврах –
прочесть о них в энциклопедии;
много нареканий в адрес компьютера. Но есть здесь и положительные
стороны,
ведь
само
использование
компьютера
заставляет
читать,
рисовать, писать, самим найти информацию;
если
ребенок
плохо
читает,
советую
обзавестись
специальными
пособиями по обучению детей технике чтения, привлекать в помощь
учителей. Не заострять его внимание на ошибках в чтении. Делать это
незаметно.
Брать
для
чтения
только
подходящие
книги
–
яркие,
с
крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно
следить;
одним из главных факторов, стимулирующих чтение детей, является
читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда;
подспорьем
родительскому
влиянию
является
совместное
с
детьми
посещение литературных музеев, связанных с именем определенного
писателя, экскурсии, выставки и т.д.
Вывод:
Выполняя данные советы, родители смогут включить в
жизнь ребенка чтение и сделать его внутренней необходимостью.