Напоминание

«Проблема чтения как основная проблема учебного процесса»


Автор: Шпакова Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №6"
Населённый пункт: г.Сафоново Смоленской области
Наименование материала: Статья
Тема: «Проблема чтения как основная проблема учебного процесса»
Раздел: начальное образование





Назад




Статья

«Проблема чтения как основная проблема учебного процесса»

Перешагни, перескочи,

Перелети, пере-что хочешь-

Но вырвись: камнем из пращи,

Звездой, сорвавшейся в ночи…

В.Ходасевич.

1. Актуальность проблемы чтения у младших школьников.

Я

думаю,

каждый

учитель-практик

на

своих

уроках

решает

проблему

пробуждения

творческих

способностей

учеников.

Особенно

актуальна

эта

проблема

на

уроках

чтения.

Ведь

слово

великолепный

«строительный

материал»,

из

которого

создаются

бессмертные

творения

искусства.

По

словам

В.Г.Маранцмана

«самое

высокое

духовное

наслаждении человек получает в процессе творчества».

В

то

же

время,

воспитывая

творческого

читателя,

мы

решаем

проблемы чтения вообще .

Столкнуться с проблемой чтения мне пришлось и в моем классе.

1 класс. У нас на парте «Буквари». Осталось не прочитанной одна

страничка. Все мои ученики научились читать, выполняют норму техники

чтения,

многие

учащиеся

овладели

качественно

хорошим

чтением.

Последний урок по «Букварю». На доске - пословица «Азбука – ступенька к

мудрости». Спрашиваю у детей: «Ступенька – это много или мало?» Мне

интересно слушать ответы детей. Так полезно чаще общаться между собой,

размышлять, обмениваться мнениями. Но пока пройден только первый этап.

Я

понимаю,

как

нелегко

буде

мне

привить

моим

детям

любовь

к

литературному

чтению.

Ведь

при

проверке

домашних

заданий

часто

оказывалось,

что

половина

класса

текста

не

знает.

Чтобы

разобраться

в

данной ситуации, нужно было найти причину: почем дети не читают. Начала

я с изучения социального паспорта класса и непосредственным общением с

родителями

в

личном

контакте.

Проводя

такую

работу,

я

достигала

нескольких целей: установление контакта с родителями в доверительной

обстановке,

более

близкого

контакта

с

учеником,

его

увлечениями,

интересами. Работа дала свои результаты.

Во-первых, в социальном плане класс оказался весьма трудным.

Многодетные

семьи,

ассоциальные

семьи,

малообеспеченные,

у

которых

условия проживания и занятий для детей оставляют желать лучшего. Дети-

иностранцы,

владеющие

русским

языком

на

бытовом

уровне.

Ребенок-

инвалид,

имеющий

группу

по

зрению.

Неполные

семьи,

где

детей

воспитывает одна мать. Один из учеников, состоящий на учете в ПДН, двое

на внутришкольном контроле. По результатам обследования 1 ученик был

определен на домашнее обучение; в логопедической группе – 7 человек.

В школу дети пришли не читающие (за исключением 3 человек), не

знающие алфавита. Родители не считают нужным этим заниматься: «В школу

пойдет – научиться». Объединяло большинство семей то, что родителей

больше интересовала материальная сторона обеспеченности ребенка, нежели

его духовное развитие. Картина складывалась удручающая. Просматривая

условия

и

обе спеченно сть

детей

необходимыми

ш кол ь н ы м и

принадлежностями, я непосредственно интересовалась наличием домашней

библиотеки.

На

поверку

оказалось,

что

наличие

таковой

отсутствует

у

большинства семей, то есть практически половина семей ограничивается

прочтением программы телевизионных передач. Из учащихся только 3 были

записаны в библиотеку, родители же ее вообще не посещают. Книги не

покупаются, не дарятся и не являются важным предметом в семье. Таким

образом, сам собой напрашивался вывод и выявлялась еще одна причина: уже

в

нескольких

поколениях

российских

семей

книга

не

значится

в

приоритетных духовных ценностях. А посему родители не считали важным и

нужным приучать ребенка к чтению и контролировать их домашнюю работу

по этому предмету. Поразил тот факт, что дети на вопрос: «Кто такой Ленин?»

отвечали, что это писатель, про Пушкина многие и не слышали, столицей

нашей

Родины

называли

Смоленск,

не

могли

сказать

название

района,

русские

народные

сказки

путали

с

авторскими,

не

могли

объяснить

лексическое значение элементарных слов, не знали каким цветом раскрасить

Колобка, потому что не понимали, кто он такой и т.д. Родители парировали

словами: «Ну и что, что плохо читает, лишь бы человек был хороший».

Взрослым людям был непонятен факт, что глупость порождает глупость, а

безграмотный

ученик

не

сможет

стать

хорошим

человеком,

нужным

обществу. Хотя все родители, вспоминая свое детство, признают, что они-то

ходили в библиотеки, читали программные произведения, писали доклады,

имея

в

наличии

только

книги,

а

не

компьютеры,

что

их

заставляли

в

принудительном порядке это делать. Так почему же сейчас все изменилось?

Ответы были практически одинаковы: «Не хочет, не заставлю, весь день у

телевизора

или

у

компьютера».

«Нет

времени

читать,

а

как

же

секции,

кружки».

«Мне

некогда

его

проверять,

поздно

с

работы

прихожу,

а

он

говорит, что все сделал» и т.д.

Элементарный тест на значение роли семьи в жизни ученика «Моя

семья» показал, что дети в семьях чувствуют себя одинокими, духовной

близости

с

родителями

нет,

общения

ищут

в

кругу

сверстников.

Также

анкетирование

родителей

подтвердило

мои

наблюдения.

Конечно,

это

грустное

явление

кроется

не

только

в

семьях

моих

учеников.

Это

свидетельство отставания общей культуры поколений от требований времени.

Вот

данные

социологов.

Число

постоянно

читающих

за

последнее

десятилетие уменьшилось с 49% до 26%, а тех, кто вообще не читает

книги, возросло с 23% до 34%. 40% читают книги от случая к случаю. 44 %

россиян вообще не читают книги. За эти годы произошло обвальное падение

числа

людей,

которые

приобретают

книги.

Если

в

1994

году

книги

покупали 58%, то в 20014 – только 20%. Данные о детском чтении -

любят читать: младшие школьники -

43%, старшие – 17%; не любят

читать: младшие школьники - 8%, старшие – 17%. Не читают ничего,

кроме

заданий

учителя,

10%

школьников.

Читают

на

досуге

только

развлекательную

литературу

40%

учащихся.

Читают

познавательную

литературу

20%

учащихся.

Читают

для

самообразования

10%

школьников .

Проблема

оказалась

более

глубокой,

а

ситуация

более

критической, чем я ожидала. И с этим срочно нужно было что-то делать.

2. Пути преодоления проблемы: взаимосвязь семьи и школы.

Конечно,

в

первую

очередь,

это

была

работа

с

родителями.

Индивидуальные

беседы,

тематические

консультации,

анкетирование,

вовлечение

родителей

в

общественную

жизнь

класса

(подготовка

к

костюмированным

праздникам,

тематическим

мероприятиям,

где

требовалось

проконтролировать,

как

ребенок

выучил

свою

роль,

слова),

родительские

собрания,

где

я

использовала

статьи

журналов,

данные

социологических исследований. Большое впечатление оказали статьи: автор

В.Н.Зайцев «Резерв обучения чтению», автор Н.И.Тихомирова «Материалы к

проведению

общешкольного

родительского

собрания,

посвященного

детскому чтению .

Проделанная мною работа привела к следующим выводам:

вопрос не в том, есть ли у каждого из нас время читать, а в том, подарим

ли мы себе и нашим детям счастье быть читателями. Речь идет не о

дополнительном

времени

на

чтение,

а

на

более

разумном

его

использовании.

Умные

родители

должны

ненавязчиво

привлекать

к

этому детей. «Почитай мне, пожалуйста, пока я убираю (готовлю, шью и

т.д)». Говорить о книге, провожая ребенка в школу, встречая его, перед

сном;

запретить

смотреть

телевизор

в

наше

время

невозможно.

Нельзя

оградить

ребенка

от

микробов,

он

должен

получить

их,

чтобы

выработать

иммунитет.

Он

должен

уметь

защищаться.

И

в

этом

отношении роль родителей огромна. На них ложиться задача вводить

ребенка в систему духовных ценностей, учить отличать хорошее от

плохого, формировать собственную позицию в отношении тех или иных

телепередач;

общеизвестно, что телевидение отвлекает ребенка от книг. Однако оно и

способно привлечь его к книге. Речь идет о том, чтобы от просмотра

интересного фильма, сказки (снятого по книге), ему захотелось прочесть

эту книгу более подробно. Или, если увлекла передача о динозаврах –

прочесть о них в энциклопедии;

много нареканий в адрес компьютера. Но есть здесь и положительные

стороны,

ведь

само

использование

компьютера

заставляет

читать,

рисовать, писать, самим найти информацию;

если

ребенок

плохо

читает,

советую

обзавестись

специальными

пособиями по обучению детей технике чтения, привлекать в помощь

учителей. Не заострять его внимание на ошибках в чтении. Делать это

незаметно.

Брать

для

чтения

только

подходящие

книги

яркие,

с

крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно

следить;

одним из главных факторов, стимулирующих чтение детей, является

читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда;

подспорьем

родительскому

влиянию

является

совместное

с

детьми

посещение литературных музеев, связанных с именем определенного

писателя, экскурсии, выставки и т.д.

Вывод:

Выполняя данные советы, родители смогут включить в

жизнь ребенка чтение и сделать его внутренней необходимостью.



В раздел образования