Автор: Угольникова Наталья Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс
Тема: Стихотворение С.А. Есенина "Зима".
Раздел: начальное образование
Тип урока: Изучение нового материала
Класс: 3
Технологическая карта урока по литературному чтению
Тема урока
Стихотворение С. А. Есенин «Зима».
Цель
Познакомить учащихся с творчеством С. А. Есенин, его стихотворением «Зима».
Задачи
Образовательные:
учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом;
учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения,
отстаивать её с помощью текста.
Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творче-
ские способности.
Воспитательные: воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем.
Планируемые
результаты
Предметные: литературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с ху-
дожественным текстом; основные качества полноценного чтения (правильность, осознанность, бег-
лость и, как результат, выразительность).
Основные поня-
тия
особенности стихотворной и прозаической речи, их отличие; что понимаем под образом – пережива-
нием; кто такой лирический герой и т. д
Межпредметные
связи
Связь с русским языком, живописью и музыкой.
Оборудование
Учебник Климанова Л.Ф. «Литературное чтение» 3 кл. (Программа «Перспектива»)
Тетрадь на печатной основе
Словари
Электронные физкультминутки
Индивидуальные доски, маркер
Портрет С.А. Есенина
Иллюстрации на тему «Зима»
Презентация к уроку и т. д.
Задачи эта-
па урока
(вида работ)
Деятельность
учителя
Задания для учащихся
Деятельность
учеников
Планируемые результаты
Предметные
УУД
I. Организация класса на работу
Задачи:
Мотивиро-
вать,
з а и н-
тересовать
учащихся
предстоящей
работой
на
уроке.
Создать ком-
- Здравствуйте ребята!
- Давайте отгадаем ребус:
- Молодцы, это сугроб.
Слушают учи-
теля
в ы д в ига ют
предположе-
н и е
о
т е м е
урока,
разга-
дывая
кросс-
ворд,
отвеча-
ют на вопросы
учителя.
Развивают
логиче-
ское мышление.
Уметь выделять су-
щественную инфор-
мацию из рассказа
учителя; осуще-
ствлять актуализа-
цию жизненного
опыта; (Познава-
тельные УУД).
Уметь оформлять
свои мысли в устной
фортную,
эмоциональ-
ную
о б с т а-
новку на уро-
ке.
С
п омо щь ю
учителя
фор-
мулируют
тему
урока
и
ставят цель.
форме; (Коммуника-
тивные УУД).
II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока.
Задачи:
Создать
творческую и
в то же время
деловую
ат-
м о с ф е р у
с
элементами
поиска,
раз-
мышления на
этапе опреде-
ления
темы,
цели урока и
задач.
- Как вы думаете, о чем тема нашего урока? (о
зиме)
- Верно (на экране показана картинка зимы)
Выдвигают
предположе-
н и е
о
т е м е
урока;
слуша-
ют
у чи т е ля,
отвечают
на
вопросы.
С
п омо щь ю
учителя
фор-
мулируют
тему
урока
и
ставят цель.
Учатся наблюдать,
слушать,
делать
выводы,
прогнози-
ровать,
высказы-
вать
своё
мнение,
вести диалог, осо-
знавать свою учеб-
ную задачу.
Уметь
выделять
необходимую
ин-
формацию
из
раз-
личных
творческих,
интеллектуальных
игр, выдвигать гипо-
тезу и обосновывать
её
(Познавательные
УУД);
Уметь слушать в со-
ответствии
с
целе-
вой установкой, при-
нимать
и
сохранять
у ч е б н у ю
з а д а ч у
(Регулятивные
УУД).
- Как вы думаете, какая сегодня у нас цель? (по-
знакомиться со стихотворение «Зима»)
-Молодцы, ребята, тема нашего урока, Стихо-
творение С.А. Есенина «Зима».
-Ребята, а как вы думаете, о чем будет идти речь
в этом стихотворении?
-Может быть, за таким простым названием пря-
чется очень интересный смысл.
-Теперь вы внимательно его послушайте и по-
пробуйте представить себе картинку зимы.
«Зима»
Вот уж осень улетела
И примчалася зима.
Как на крыльях, прилетела
Невидимо вдруг она.
Вот морозы затрещали
И сковали все пруды.
И мальчишки закричали
Ей «спасибо» за труды.
Вот появилися узоры
На стеклах дивной красоты.
Все устремили свои взоры,
Глядя на это. С высоты
Снег падает, мелькает, вьется,
Ложится белой пеленой.
Вот солнце в облаках мигает,
Уметь
оформлять
свои мысли в устной
ф о р м е (Коммуника-
тивные УУД).
И иней на снегу сверкает.
III. Изучение нового материала
1.Подготовка к восприятию нового материала.
Задачи:
Создать
условия
для
яркого,
эмо-
ционального
восприятия
произведе-
ния;
расши-
р и т ь
п р е д-
ставление
учащихся
о
явлениях, со-
бытиях,
изображён-
ных в произ-
ведении,
со-
общить
но-
в ы е
с в е д е-
ния,
чтобы
содейство-
вать
созна-
- Я хочу вас познакомить с очень известным
поэтом Сергеям Александровичем Есениным.
Родился Сергей Александрович 3 октября 1895
года в селе Константиново Кузьминская во-
лость, Рязанская
губерния, Российская империя, в крестьянской
семье.
В 1904 году пошёл в Константиновское земское
училище, по окончании которого в 1909 году на-
чал учёбу в церковно приходской второкласс-
ной учительской школе. В начале 1920-х годов
Есенин активно занимался книжно – издатель-
ской деятельностью, а также продажей книг в
Отвечают
на
вопросы
учи-
теля;
прогно-
зируют содер-
жание
произ-
ведения;
Знакомятся
с
ли-
тературоведчески-
м и
п о н я т и я м и ,
формируя
в
себе
грамотного читате-
ля;
учатся
по
ре-
зультатам наблюде-
ний
делать
выво-
д ы ;
о б о г а щ а ю т
свой
словарный
запас;
расширяют
свой кругозор.
Уметь планировать
своё действие в со-
ответствии с постав-
ленной задачей (Ре-
гулятивные УУД).
Уметь
преобразовы-
вать информацию из
одной формы в дру-
гую:
составлять
от-
веты
на
вопросы
(Познавательные
УУД)
тельному
восприятию
текста.
арендованной им книжной лавке на Большой
Никитской, что занимало почти всё время поэта.
Последние годы жизни Есенин много путеше-
ствовал по стране.
Он трижды посетил Кавказ, несколько раз съез-
дил в Ленин-град, семь раз в Константиново.
- Давайте обратимся к стихотворению, прочи-
тайте его название (Зима), как вы считаете, о
чем пойдет речь в этом стихотворение? (о зиме)
-позже мы вернемся к этому стихотворению и
посмотрим, на сколько точно мы предположили.
2.Первичное чтение, проверка качества восприятия, первич-
ный синтез.
Задача:
Обеспечить
целостное
восприятие
текста; выра-
зительность
чтения
ка к
гарантию
правильного
восприятия
содержания;
- Давайте прослушаем с вами аудиозапись со
стихотворением «Зима», а вы попробуйте пред-
ставить ярко образно то, что хотел передать
поэт.
Слушают аудиозапись.
- Какие мысли у вас вызвало это стихотворение?
- Какие эмоции вы почувствовали?
- Какую картину вы представили?
Слушают
произведение;
отвечают
на
вопросы
учи-
теля; анализи-
руют правиль-
ность
прогно-
за.
Идёт
самооценка
собственных
воз-
можностей в выра-
зительности
чте-
ния; возникает ин-
терес к чтению, к
происходящим
со-
бытиям; идёт фор-
мирование
эстети-
чески
грамотного
читателя; происхо-
Уметь анализиро-
вать степень вырази-
тельности чтения
(познавательные
УУД)
Понимать на слух
содержание произве-
дения (коммуника-
тивные УУД);
Осуществлять взаи-
создать усло-
вия
для
ак-
тивной рабо-
ты
учащихся
на уроке.
дит
о смысление
окружающей
нас
действительности.
моконтроль; прини-
мать и сохранять
учебную задачу (ре-
гулятивные УУД).
3.Вторичное чтение. Аналитико – синтетическая работа с
текстом.
Задача:
Формировать
навыки
пра-
вильного, со-
знательного,
б е гл о го
и ,
к а к
р е-
зультат,
вы-
разительного
чтения;
пер-
вичные
и с-
следователь-
ские
умения
при работе с
-Чтобы прочитать это стихотворение так же
красиво и выразительно как это сделал чтец на
аудиозаписи нам необходимо подготовиться.
Для этого каждый из вас прочитает стихотворе-
ние в полголоса не мешая друг другу. Обратите
внимание на то как меняются чувства у лириче-
ского героя, обратите внимание на знаки препи-
нания. На слайде представлены критерии оце-
нивания.
Учитель зачитывает их ученикам.
Критерии оценивания:
1)культура произношения;
Учащиеся
чи-
тают, размыш-
ляют,
отвеча-
ют на вопросы
и
учителя,
и
учащихся;
на-
блюдают
з а
«словом»,
за
развитием сю-
жета (чувств и
переживаний
лирического
героя);
анали-
зируют,
срав-
Учат ся
в ы р а з и-
тельно,
осмыслен-
но читать, размыш-
лять
над
происхо-
дящими
события-
ми,
сопоставлять
различные
виды
искусства;
Учатся
наблюдать,
анализировать,
сравнивать,
обоб-
щать, делать выво-
ды,
формировать
собственную точку
Осознано и произ-
вольно строить рече-
вые высказывания в
устной форме; обос-
новывать своё мне-
ние; осуществлять
анализ объектов
произведения с вы-
делением суще-
ственных и несуще-
ственных смысло-
вых признаков (по-
знавательные УУД);
текстом;
комплексно
осуще-
ствлять
об-
разователь-
ные и воспи-
тательные за-
дачи
в
про-
цессе работы
над
произве-
дением; фор-
м и р у я
у
школьников
универсаль-
ные учебные
действия
как
основу
уме-
ния учиться.
2) интонационное богатство;
3 )дикция (четкое произношение, проговарива-
ние окончаний, предлогов).
-Начинайте читать, не мешая другим.
Чтение вслух.
-Сейчас мы с вами вместе будем читать, необхо-
димо следить за развитием чувств и пережива-
ний, размышлять над тайной слова, его богат-
ством. Будем читать по строфам.
Дети начинают читать.
Эвристическая беседа к стихотворению.
- Какой образ у вас возникает?
- А вам нравиться зима?
- Чем она хороша?
- Какие зимние праздники вам нравятся?
- Какие у вас возникают чувства при виде снега
или наступление зимы?
- Посмотрите на первые две строчки.
- Как вы понимаете слова:
«Вот уж осень улетела»?
- А что такое Осень?
- Что вы знаете о ней?
нивают,
обо-
щают,
делают
выводы,
фор-
мируют
соб-
ственную точ-
ку зрения, от-
стаивают её с
помощью тек-
ста;
зрения,
отстаивать
её с помощью тек-
ста.
Допускать возмож-
ность существова-
ния у людей различ-
ных точек зрения, в
том числе не совпа-
дающих с их соб-
ственной и ориенти-
роваться на позицию
партнёра в общении
и взаимодействии
(коммуникативные
УУД);
- Как вы понимаете слова:
«примчалася зима»?
- Ребята, а как вы понимаете слово иней?
- Как вы думаете, какого он цвета?
- Какие чувства вы испытали, когда читали это
стихотворение?
- А из - за чего у вас возникли такие чувства?
- Какой вывод вы сделали?
4. Работа учащихся в микрогруппах
Задача:
Формировать
у
школьни-
ков
первич-
ные исследо-
вательские
умения
при
работе
с
ху-
дожествен-
ным произве-
дением; лич-
ностные,
коммуника-
тивные,
по-
знавательные
- А сейчас давайте поработаем в микро-группах.
- Давайте поделимся на 4 микрогруппы.
Карточка 1
Маленький рассказ о зиме, как вы себе её пред-
ставляете.
Карточка 2
Вставьте в текст пропущенные слова, так чтобы
получилось новое стихотворение (перечислен-
ные слова).
Карточка 3
Отгадайте загадки на тему зима.
1.После осени пришла.
И сугробы намела (Зима)
2.Пушистый, а не заяц,
Белый, а не сахар,
Учащиеся
об-
суждают зада-
ние, распреде-
л я ю т
р о л и ,
принимают
совместное
решение отно-
сительно
со-
держания
проекта,
его
представле-
ния, защиты и
т. д.
Учатся
работать
в
различных позици-
ях Читателя – (кри-
тик; теоретик; пуб-
лицист;
художник;
автор), формируя у
себя
и с с л ед о ва-
тельские умения в
работе
с
художе-
ственным
текстом,
развивая
творче-
ские
способности;
учатся
применять
ранее
полученные
знания
на
практи-
Школьники учатся
творчески мыслить,
выступать перед
публикой, защищая
свой проект(позна-
вательные УУД);
Учатся согласовы-
вать усилия по ре-
шению учебной за-
дачи, договариваться
и приходить к обще-
му мнению в сов-
местной деятельно-
сти; учитывать мне-
ния других; работать
и
регулятив-
ные учебные
действия;
развивать
творческие
способности.
Летит, а не птица,
Падает, а не лист. (Снег)
3.Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
Карточка 4
- А давайте отгадаем кроссворд.
Если вы правильно впишете ответы на задания
кроссворда по горизонтали, в выделенных стол-
биках по вертикали сумеете прочесть словосоче-
тание по теме «Зима». (на доске изображён
кроссворд).
1. В новой стене,
В круглом окне
Днём стекло разбито,
За ночь вставлено (Прорубь.)
2. Большая белая скала
Всю зиму крепла и росла,
Но от весеннего тепла
Скала осела, потекла (Сугробы)
3. Белый Тихон
С неба спихан,
Где пробегает —
Ковер устилает (Снег)
4. Дедушка мост мостит
ке.
в команде, высту-
пать перед аудитори-
ей и представлять
интересы микро-
группы (коммуника-
тивныеУУД);
Учатся принимать и
сохранять учебную
задачу, вносить кор-
рективы(регулятив-
ные УУД).
Без топора и клиньев (Мороз)
5. Не драгоценный камень,
А светится (Лёд)
6. Я хотела сесть повыше,
Я хотела влезть на крышу.
А ступила на карниз —
И боюсь свалиться вниз (Сосулька)
7. Вырос лес
Белый весь,
Пешком в него
Не войти,
На коне не въехать (Узоры на окнах)
8. Странная звездочка
С неба упала.
Мне на ладошку легла — и пропала. (Снежинка)
9. Гуляет на воле,
В лесу, в чистом поле.
Крутит, воет, бурчит,
На весь мир ворчит.
По селам, городам летает,
Знать никого не желает (Метель)
10. Он идет, но тихо очень,
Не слышны шаги его.
Может днем идти и ночью,
Не разбудит никого.
Он все время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути (Снегопад)
11. Не снег, не лед,
А серебром дерево уберет (Иней)
По вертикали. Погода зимой
- Молодцы. Вы хорошо справились с заданием.
-Закончили? Молодцы, а теперь давайте послу-
шаем, какие рассказы получились у каждой ми-
крогруппы.
IV. Подведение итога урока.
Задача:
Обобщить
полученные
школьниками
знания и за-
крепить.
- Какое стихотворение мы сегодня изучали?
- Что больше всего вам запомнилось?
- Ребята, наше занятие подошло к концу.
- Всем спасибо за работу, до встречи!
Учащиеся
высказывают
свои мысли,
формулируют
выводы
относительно
главной
Учащиеся
учатся
интерпретировать
содержание произ-
ведения.
Учатся
оформлять
свои мысли в устной
форме
(Коммуника-
тивные УУД);
Учатся
обобщать,
устанавливать
ана-
мысли
произведения
и тех
продуктов
учебной
деятельности,
которые они
получили на
этапе
коллективной
работы.
логии, строить логи-
ческие
рассуждения
(Познавательные
УУД)