Автор: Акузина Любовь Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Старопетрово
Населённый пункт: Бирского района
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организация работы с детьми «группы риска» при подготовке к успешной сдаче государственной итоговой аттестации.
Раздел: полное образование
Организация работы с детьми «группы риска» при подготовке к
успешной сдаче государственной итоговой аттестации.
учитель математики МБОУ СОШ с.Старопетрово,
Бирского района, РБ
Акузина Л.В.
Чтобы работать с учащимися «группы риска», необходимо ответить на вопросы
ПОЧЕМУ? (выявить причины, по которым они отнесены к этой группе) и КАК?
(какие шаги следует предпринять, чтобы обеспечить им положительные результаты
итоговой аттестации).
Ответ на первый вопрос дает проведение диагностических работ, а на второй –
предлагаемая в проекте идея: разработать индивидуальные задания для каждого
учащегося «группы риска».
Я начинаю свою работу с выявления пробелов в знаниях таких учащихся. Для этого
подбираю задания по различным темам, чтобы в дальнейшем сделать акцент на
подборку «западающих» примеров и задач для каждого учащегося из «группы риска».
Анализ неверных ответов при решении задач ЕГЭ показывает на низкую
вычислительную культуру учащихся, на экзамене нельзя пользоваться калькулятором.
У старшеклассников, занимающихся алгеброй и началами анализа, постепенно
теряются при отсутствии тренировок вычислительные навыки и умение решать
простые задачи.
Решение заданий 1, 4, 5, 9, 11 позволяет оценить, насколько ученик владеет простыми
вычислительными навыками и насколько ученик умеет внимательно читать условие
задачи. При решении этих задач ликвидируются пробелы курса математики 5 –го и 6
классов. Для этого можно использовать приемы быстрых устных и полуписьменных
вычислений. Эти приёмы, умело поставленные учителем, будут содействовать
развитию интереса и пытливости учащихся, а также повышению уровня
вычислительных навыков.
Нужно искреннее желание учителя работать с творческой инициативой и с пользой
для дела. А польза от такой работы как видно из конкретных примеров, несомненна:
повышается теоретический уровень преподавания математики, прививаются навыки
самостоятельной работы учащихся, развивается и закрепляется среди учащихся
интерес к математике и ее использование на практике, а вместе с тем повышается и
общая математическая культура учащихся.
На консультационных занятиях я провожу индивидуальную работу с каждым
отдельным учеником по устранению пробелов в знаниях и умениях. При
индивидуальной работе с учащимися я использую не только тесты сборников, но и
тесты в режиме и on-line, а также готовые электронные продукты, составленные
самостоятельно тестовые задания, созданные мультимедийные презентации, ресурсы
сети Интернет. Очень удобный сайт «Решу ЕГЭ» позволяет самостоятельно составить
тест с западающими заданиями, проконтролировать и оценить собственные знания.
Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно
определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Так, решая тесты по всем
темам, учащиеся ведут личный диагностический контроль, где отмечают всякий раз
западающие ими темы с тем, чтобы повторять теорию, получить консультацию
учителя, пройти тестирование по этой же теме снова. И так до тех пор, пока тема не
будет совершенно освоена.
В ЕГЭ по математике встречаются специфические, каверзные вопросы и задачи. Их
часто не может быстро решить даже опытный специалист. Эти задачи на первый
взгляд незаметны и их немного, но обязательно включаются разработчиками в ЕГЭ.
Однако даже в таких нетиповых заданиях можно выделить шаблоны, что позволяет
подготовленному правильным образом ученику уметь распознавать ход мыслей
составителя и часто обыгрываемые типы каверзных задач.
Каверзные и специфические задачи составляют только часть так называемой
специфики ЕГЭ по математике. Подготовленность в плане специфики подразумевает
знание нюансов и особенностей экзамена. К таким особенностям можно отнести
правильность оформления заданий, тактика и стратегия решения в условиях
дефицита выделенного времени на экзамене, а также банальная невнимательность.
Эти и масса других особенностей и составляют суть специфики. Учитель по
математике, хорошо знающий, с чем придется столкнуться школьнику на экзамене,
кроме фундамента уделяет большую часть времени на занятии отработке вопросов
специфики ЕГЭ.
Одним из принципов построения методической подготовки к ЕГЭ считается принцип
жесткого ограничения времени при выполнении тестов. Считаю, что здесь тоже
нужен индивидуальный подход в зависимости от того, какой «актуальный потолок»
выбрал для себя каждый ученик, с учётом опережающей цели. Ограничив для себя
объём заданий, которые он наверняка должен решить, школьник будет иметь
возможность посвятить подготовке к ним больше времени, что повышает шансы на
успех. Если ученик мотивирован только на базовый уровень, то не стоит нагнетать
напряжение, работать в скоростном режиме, а лучше спокойно и внимательно решать
задания и осуществлять самоконтроль и самопроверку. Отведённого времени также
вполне хватает и на решение заданий повышенного уровня. К жесткому
самоконтролю времени следует приучать только тех учащихся, которые подготовлены
к выполнению заданий второго уровня.
В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ЕГЭ.
Первый принцип – тематический. Эффективнее выстраивать такую подготовку,
соблюдая принцип от простых типовых заданий к сложным.
Второй принцип – логический. На этапе освоения знаний необходимо подбирать
материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое.
На следующих занятиях полученные знания способствуют пониманию нового
материала.
Третий принцип – тренировочный. На консультациях учащимся предлагаются
тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень
подготовленности к экзаменам.
Четвёртый принцип – индивидуальный. На консультациях ученик может не только
выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.
Пятый принцип – временной. Все тренировочные тесты следует проводить с
ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время
сколько заданий они успевают решить.
Шестой принцип – контролирующий. Максимализация нагрузки по содержанию и по
времени для всех учащихся одинакова. Следуя этим принципам, формирую у
учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной
работы, самоорганизации и самоконтроля.
Моя цель состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро решать
задачи, оформлять их чётко и компактно. Развиваю способность мыслить свободно,
без страха, творчески. Стараюсь давать возможность каждому школьнику расти
настолько, насколько он способен.
По сравнению с другими учебными предметами математика, несомненно, выделяется
своей трудоемкостью, необходимостью большой самостоятельной, повседневной
работы. Надо вдумчиво, ежедневно, серьезно работать, чтобы овладеть математикой
даже в минимальных размерах, не говоря, уже о более значительных успехах.
Поэтому усилия учителя должны быть направлены на формирование у школьников
потребности в учебной деятельности, неуемного желания учиться. Необходимо
выработать положительное отношение учеников и родителей к математике, создавать
ситуации успеха, ликвидировать боязнь решения математических задач, формировать
у детей уверенность в своих способностях.