Напоминание

Организация работы с детьми «группы риска» при подготовке к успешной сдаче государственной итоговой аттестации.


Автор: Акузина Любовь Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Старопетрово
Населённый пункт: Бирского района
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организация работы с детьми «группы риска» при подготовке к успешной сдаче государственной итоговой аттестации.
Раздел: полное образование





Назад




Организация работы с детьми «группы риска» при подготовке к

успешной сдаче государственной итоговой аттестации.

учитель математики МБОУ СОШ с.Старопетрово,

Бирского района, РБ

Акузина Л.В.

Чтобы работать с учащимися «группы риска», необходимо ответить на вопросы

ПОЧЕМУ? (выявить причины, по которым они отнесены к этой группе) и КАК?

(какие шаги следует предпринять, чтобы обеспечить им положительные результаты

итоговой аттестации).

Ответ на первый вопрос дает проведение диагностических работ, а на второй –

предлагаемая в проекте идея: разработать индивидуальные задания для каждого

учащегося «группы риска».

Я начинаю свою работу с выявления пробелов в знаниях таких учащихся. Для этого

подбираю задания по различным темам, чтобы в дальнейшем сделать акцент на

подборку «западающих» примеров и задач для каждого учащегося из «группы риска».

Анализ неверных ответов при решении задач ЕГЭ показывает на низкую

вычислительную культуру учащихся, на экзамене нельзя пользоваться калькулятором.

У старшеклассников, занимающихся алгеброй и началами анализа, постепенно

теряются при отсутствии тренировок вычислительные навыки и умение решать

простые задачи.

Решение заданий 1, 4, 5, 9, 11 позволяет оценить, насколько ученик владеет простыми

вычислительными навыками и насколько ученик умеет внимательно читать условие

задачи. При решении этих задач ликвидируются пробелы курса математики 5 –го и 6

классов. Для этого можно использовать приемы быстрых устных и полуписьменных

вычислений. Эти приёмы, умело поставленные учителем, будут содействовать

развитию интереса и пытливости учащихся, а также повышению уровня

вычислительных навыков.

Нужно искреннее желание учителя работать с творческой инициативой и с пользой

для дела. А польза от такой работы как видно из конкретных примеров, несомненна:

повышается теоретический уровень преподавания математики, прививаются навыки

самостоятельной работы учащихся, развивается и закрепляется среди учащихся

интерес к математике и ее использование на практике, а вместе с тем повышается и

общая математическая культура учащихся.

На консультационных занятиях я провожу индивидуальную работу с каждым

отдельным учеником по устранению пробелов в знаниях и умениях. При

индивидуальной работе с учащимися я использую не только тесты сборников, но и

тесты в режиме и on-line, а также готовые электронные продукты, составленные

самостоятельно тестовые задания, созданные мультимедийные презентации, ресурсы

сети Интернет. Очень удобный сайт «Решу ЕГЭ» позволяет самостоятельно составить

тест с западающими заданиями, проконтролировать и оценить собственные знания.

Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно

определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Так, решая тесты по всем

темам, учащиеся ведут личный диагностический контроль, где отмечают всякий раз

западающие ими темы с тем, чтобы повторять теорию, получить консультацию

учителя, пройти тестирование по этой же теме снова. И так до тех пор, пока тема не

будет совершенно освоена.

В ЕГЭ по математике встречаются специфические, каверзные вопросы и задачи. Их

часто не может быстро решить даже опытный специалист. Эти задачи на первый

взгляд незаметны и их немного, но обязательно включаются разработчиками в ЕГЭ.

Однако даже в таких нетиповых заданиях можно выделить шаблоны, что позволяет

подготовленному правильным образом ученику уметь распознавать ход мыслей

составителя и часто обыгрываемые типы каверзных задач.

Каверзные и специфические задачи составляют только часть так называемой

специфики ЕГЭ по математике. Подготовленность в плане специфики подразумевает

знание нюансов и особенностей экзамена. К таким особенностям можно отнести

правильность оформления заданий, тактика и стратегия решения в условиях

дефицита выделенного времени на экзамене, а также банальная невнимательность.

Эти и масса других особенностей и составляют суть специфики. Учитель по

математике, хорошо знающий, с чем придется столкнуться школьнику на экзамене,

кроме фундамента уделяет большую часть времени на занятии отработке вопросов

специфики ЕГЭ.

Одним из принципов построения методической подготовки к ЕГЭ считается принцип

жесткого ограничения времени при выполнении тестов. Считаю, что здесь тоже

нужен индивидуальный подход в зависимости от того, какой «актуальный потолок»

выбрал для себя каждый ученик, с учётом опережающей цели. Ограничив для себя

объём заданий, которые он наверняка должен решить, школьник будет иметь

возможность посвятить подготовке к ним больше времени, что повышает шансы на

успех. Если ученик мотивирован только на базовый уровень, то не стоит нагнетать

напряжение, работать в скоростном режиме, а лучше спокойно и внимательно решать

задания и осуществлять самоконтроль и самопроверку. Отведённого времени также

вполне хватает и на решение заданий повышенного уровня. К жесткому

самоконтролю времени следует приучать только тех учащихся, которые подготовлены

к выполнению заданий второго уровня.

В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ЕГЭ.

Первый принцип – тематический. Эффективнее выстраивать такую подготовку,

соблюдая принцип от простых типовых заданий к сложным.

Второй принцип – логический. На этапе освоения знаний необходимо подбирать

материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое.

На следующих занятиях полученные знания способствуют пониманию нового

материала.

Третий принцип – тренировочный. На консультациях учащимся предлагаются

тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень

подготовленности к экзаменам.

Четвёртый принцип – индивидуальный. На консультациях ученик может не только

выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.

Пятый принцип – временной. Все тренировочные тесты следует проводить с

ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время

сколько заданий они успевают решить.

Шестой принцип – контролирующий. Максимализация нагрузки по содержанию и по

времени для всех учащихся одинакова. Следуя этим принципам, формирую у

учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной

работы, самоорганизации и самоконтроля.

Моя цель состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро решать

задачи, оформлять их чётко и компактно. Развиваю способность мыслить свободно,

без страха, творчески. Стараюсь давать возможность каждому школьнику расти

настолько, насколько он способен.

По сравнению с другими учебными предметами математика, несомненно, выделяется

своей трудоемкостью, необходимостью большой самостоятельной, повседневной

работы. Надо вдумчиво, ежедневно, серьезно работать, чтобы овладеть математикой

даже в минимальных размерах, не говоря, уже о более значительных успехах.

Поэтому усилия учителя должны быть направлены на формирование у школьников

потребности в учебной деятельности, неуемного желания учиться. Необходимо

выработать положительное отношение учеников и родителей к математике, создавать

ситуации успеха, ликвидировать боязнь решения математических задач, формировать

у детей уверенность в своих способностях.



В раздел образования