Автор: Карпов Николай Григорьевич
Должность: учитель географии , руководитель школьного музея
Учебное заведение: МОУ "Климовская школа"
Населённый пункт: д.Климовское Череповецкий район Вологодская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Подготовка экскурсоводов в школьном музее
Раздел: дополнительное образование
Актуальность программы
В
2002
году
в
Климовской
школе
открыт
краеведческий
музей.
Неотъемлемой частью любого музея является экскурсионная работа. Экскурсия
– один из основных видов занятий и особая форма организации работы по
всестороннему
развитию
школьников,
нравственно-патриотическому,
эстетическому
воспитанию.
Экскурсионная
работа
с
детьми
позволяет
формировать
у
них
понимание
взаимосвязи
исторических
эпох
и
своей
причастности
к
новому
времени,
другой
культуре
посредством
общения
с
памятниками
истории
и
культуры.
Экскурсионная
работа
–
это
и
развитие
творческих способностей детей, создание условий для творческого общения и
сотрудничества.
Для подготовки экскурсоводов – школьников была разработана музейная
программа «Экскурс – Ура!». Программа предназначена для учащихся 8 классов.
Ее
содержание
позволяет
расширить
знания
школьников
по
краеведению,
познакомить
их
с
основами
профессиональных
знаний
по
музееведению,
экскурсоведению.
Содержание
программы
способствует
интеллектуальному,
творческому,
эмоциональному
развитию
учащихся,
воспитывает
любовь
к
родному краю, богатству культуры своего народа, формирует художественно-
эстетическое восприятие окружающего мира. Данная программа представляется
актуальной, поскольку знакомит детей со способами работы с географической,
исторической,
краеведческой
литературой,
развивает
практические
умения,
которые
необходимы
ученикам
для
овладения
содержанием
большинства
школьных предметов, способствует воспитанию личности компетентной в сфере
интеллектуальной
и
информационно-коммуникативной
деятельности.
Программа имеет четкую практическую направленность, поскольку на занятиях
ученики
должны
подготовить
экскурсии
по
экспозициям
и
экспонатам
школьного музея, самостоятельно поработать с различными информационными
источниками:
краеведческой
литературой,
справочными
энциклопедиями.
Подготовка экскурсии не является самоцелью. Ребята проводят экскурсии для
одноклассников, учеников своей школы. Практически каждый человек способен
выучить
экскурсионный
текст,
но
далеко
не
каждый
способен
стать
экскурсоводом.
После
проведения
первых
экскурсий
выявляется
группа
учащихся,
которые
способны
проводить
экскурсии
и
для
гостей
школы.
Программа
не
создает
учебной
перегрузки
школьников,
так
как
подготовка
экскурсий
ведется
на
занятиях
в
музее
под
руководством
учителя
и
не
предусматривает домашних заданий.
Планируемые результаты внеурочного курса «Экскурс-Ура!»
Личностные результаты:
в рамках когнитивного компонента необходимо сформировать:
- освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного народа;
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей;
-
основы
социально-критического
мышления,
ориентация
в
особенностях
социальных отношений и взаимодействий;
- сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях;
- знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.
в
рамках
ценностного
и
эмоционального
компонентов
необходимо
сформировать:
-
гражданскую
идентичность,
любовь
к
Родине,
чувство
гордости
за
свою
страну;
- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
-
уважение
к
личности
и
её
достоинству,
доброжелательное
отношение
к
окружающим,
нетерпимость
к
любым
видам
насилия
и
готовность
противостоять им;
- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья,
своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости
при
следовании
моральным
нормам,
переживание
стыда
и
вины
при
их
нарушении.
Метапредметные результаты.
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
-
формулировать
собственное
мнение
и
позицию,
аргументировать
и
координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке
общего решения в совместной деятельности;
-
устанавливать
и
сравнивать
разные
точки
зрения,
прежде
чем
принимать
решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не
враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
-
адекватно
использовать
речь
для
планирования
и
регуляции
своей
деятельности;
-
работать
в
группе
—
устанавливать
рабочие
отношения,
эффективно
сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в
группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и
взрослыми.
Познавательные:
- реализовывать проектно-исследовательскую деятельность;
- проводить наблюдение и практикум под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
-
объяснять
явления,
процессы,
связи
и
отношения,
выявляемые
в
ходе
исследования.
Содержание курса
Курс рассчитан на 18 учебных часа внеклассной работы. Внеклассное
занятие проводится во второй половине дня. Форма занятия – кружок. Время
занятия - 30 минут. Периодичность занятий - 1раз в неделю. Ориентирован на
учащихся,
проявляющих
интерес
к
изучению
истории,
вспомогательных
исторических дисциплин, краеведения, географии, музееведения.
Формы организации занятий: эвристические беседы, самостоятельно-
поисковая деятельность, экскурсии, индивидуальная и групповая работа, мини-
исследования,
проектная
деятельность,
встречи
с
интересными
людьми,
практические занятия.
Содержание курса и вид деятельности учащихся
Введение
(1
час).
Учащиеся
знакомятся
с
общей
структурой
и
примерным
содержанием программы, формами проведения занятий, объемом творческой
работы, выполняемой ими в период подготовки экскурсий. Учитель обращает
внимание учащихся на то, что занятия позволят им проявить свои творческие
способности в нестандартной ситуации, выработать умение черпать нужную
информацию из краеведческой литературы, справочников, энциклопедий.
Тема1 «Школьный музей» (1 час). Знакомство учащихся с историей создания
комплексного краеведческого музея Климовской школы. Введение учащихся в
краеведение,
знакомство
с
краеведческими
источниками,
методами
краеведческой работы. Встреча с местными краеведами.
Тема 2 «Музейный предмет и экспозиция» (2 часа). Учащиеся знакомятся с
основами
музееведения,
усваивают
понятия
музейный
предмет,
музейная
экспозиция, узнают об особенностях хранения экспонатов, их размещения при
создании
музейной
экспозиции.
Под
руководством
учителя
школьники
овладевают
методикой
описания
музейного
экспоната,
создания
музейной
экспозиции. Получают сведения о музейной экскурсии, методике ее построения.
Тема 3 «Моя экскурсия» (1 час). Выбор тематики экскурсии для ее проведения в
школьном
музее.
Учащиеся
детально
рассматривают
музейные
экспозиции,
отдельные
экспонаты
музея.
В
ходе
индивидуальной
беседы
с
учителем
школьники обосновывают свой выбор темы экскурсии. В случае затруднения
учащихся
с
выбором
темы
экскурсии
решение
принимается
совместно
с
учителем.
Тема 4 «Работа с краеведческой литературой» (3 часа). Учитель подбирает
разнообразную краеведческую литературу, краеведческие статьи из районной и
областных
газет,
статьи
из
справочников
и
энциклопедий.
Ребята
самостоятельно
отбирают
материал
для
экскурсии
из
предоставленных
источников, конспектируют его. Далее с помощью педагога проводят логичное
построение отобранного материала для проведения экскурсии. При желании
ученики
проводят
самостоятельный
поиск
дополнительного
краеведческого
материала по выбранной теме в том числе и через Интернет.
Тема
5
«Профессия-экскурсовод»
(3
часа).
Экскурсия
в
один
из
музеев
районного
центра.
Учащиеся
наблюдают
за
работой
профессионального
экскурсовода: умение располагаться к слушателям и экспозициям, обращать
внимание
на
наиболее
интересные
экспонаты,
переход
с
группой
от
одной
экспозиции к другой, умение отвечать на вопросы слушателей и т.д.
Тема 6 «К экскурсии готовы!» (2 часа). Оформление материалов экскурсий
школьниками.
На
этих
занятиях
ученики
прописывают
текст
экскурсии,
прочитывают текст вслух, определяя продолжительность экскурсии по времени.
Проверяют
соответствие
текста
с
имеющимися
в
музее
экспонатами,
корректируют текст в случае необходимости.
Тема 7 «Мы-экскурсоводы» (3 часа). Проведение экскурсий в группе. На этом
занятии
ученики
поочередно
выступают
в
роли
экскурсоводов
и
в
роли
экскурсантов. Ученик объявляет тему и проводит экскурсию по выбранной
экспозиции или группе экспонатов школьного музея. Затем проводится вторая,
третья экскурсия и т.д. Продолжительность экскурсии не превышает 8-10 минут.
Ребята выставляют рейтинговую оценку одноклассникам по двум позициям:
выбор материала и умение подать его, заинтересовать слушателей. Выступление
учеников
можно
снять
на
видеокамеру.
После
просмотра
записи
экскурсии
каждый школьник может дать самооценку своей деятельности.
Тема
8
«Подведение
итогов»
(2
часа).
Объявление
рейтинговых
оценок.
Проведение
анкетирования
учащихся
с
целью
оценки
курса
и
внесения
предложений по совершенствованию музейной программы.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Количество
часов
Тема раздела/урока
1
1
Введение.
Тема 1. Школьный музей
2
1
История создания школьного музея.
Тема 2. Музейный предмет и экспозиция.
3
1
Музейный предмет и способы его изучения.
4
1
Музейная экспозиция, ее виды и функции.
Тема 3. Моя экскурсия
5
1
Выбор учениками темы экскурсии.
Тема 4. Работа с краеведческой литературой
6
1
Подбор краеведческого материала с помощью учителя.
7
1
Самостоятельная работа учеников с краеведческой
литературой музея.
8
1
Поиск учениками дополнительной информации.
Тема 5. Профессия-экскурсовод
9
1
Посещение одного из музеев Череповца.
10
1
Посещение одного из музеев Череповца.
11
1
Посещение одного из музеев Череповца.
Тема 6. К экскурсии готовы!
12
1
Прописывание учениками текста экскурсии.
13
1
Определение продолжительности экскурсии по времени,
расположение к экспозиции.
Тема 7. Мы-экскурсоводы
14
1
Проведение экскурсии в группе ( 3-4 ученика).
15
1
Проведение экскурсии в группе ( 3-4 ученика).
16
1
Проведение экскурсии в группе ( 3-4 ученика).
Тема 8. Подведение итогов
17
1
Объявление рейтинговых оценок.
18
1
Анкетирование учеников по итогам занятий.
Литература для учителя
1.Русский Север. Этническая история народная культура 12-20 вв/ Под
редакцией И.В.Власовой. –М. Наука. 2004.
2.Маленькое окно в большой мир. Школьный музей (методические
рекомендации). – Вологда. 2004.
3.Соловьев В. Русская культура с древнейших времен и до наших дней. – М.
Белый город. 2004.
4.Создаем музей вместе (методические рекомендации). – Вологда. 2007.
5.Школьный музей как культурно-образовательная ниша. Под редакцией
Ю.С.Мануйлова. Нижний Новгород. 2013.
Литература для учащихся
1.Белов В. Лад. – Архангельск. Северо – Запад.кн.изд. 1985.
2.Белов В. Повседневная жизнь русского Севера. – М. Молодая гвардия. 2000.
3.Семенова М. Мы – славяне! – СПб. Азбука.1997.
4.Лопатенко Н. Традиционная керамика Ерги. – Вологда. 1993.
5.Виноградов Г. История Череповецкого края – Белозерск. 1985.
6.Череповец. Краеведческий альманах 1.- Вологда. Русь.1996.
7.Череповец. Краеведческий альманах 2. – Вологда. Легия. 1999.
8.Череповец. Краеведческий альманах 3. – Вологда. Легия. 2002.
9.Клиентов А. Народные промыслы. – М. Белый город. 2004.
10.Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия. – СПб. Искусство.2004.
11.Энциклопедия русского быта. – М. «Альта-принт».2005.