Автор: Лариса Владимировна Казанцева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ"Лицей № 101"
Населённый пункт: Барнаул
Наименование материала: Статья
Тема: Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.
Раздел: начальное образование
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших
школьников в условиях реализации ФГОС НОО.
Л.В.Казанцева,
МБОУ "Лицей № 101", г. Барнаул.
Игра – одно из важных средств умственного и нравственного воспитания детей.
С.Л. Рубинштейн писал: «Игра человека - порождение деятельности, посредством которой
человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры -
в способности, отображая, преображать действительности. В игре впервые формируется
и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное, центральное
и самое общее значение игры».
В школьный период игра приобретает наиболее развитую форму и помогает развитию
учебно-познавательной деятельности младших школьников. В тоже время, чаще всего
наиболее активно игра используется в 1 классе.
Согласно ФГОС в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать,
писать и считать, основная задача, которая стоит теперь перед учителем заключается в
формировании у младших школьников учебной мотивации, а также развитие у них
универсальных учебных действий. Формирование у младших школьников системы
универсальных учебных действий и мотивации к учению предполагает организацию
учебно-познавательной деятельности.
Поскольку учебно-познавательная деятельность является одним из видов человеческой
деятельности, то ее структура также состоит из трех основных компонентов:
- мотивационно-ориентировочный;
- операционный;
- контрольно-оценочный.
Анализ педагогической литературы показывает, что в ходе учебно-познавательной
деятельности на начальной ступени обучения предполагается овладение учениками:
- системами знаний и оперирование ими;
- системами обобщенных и частных приемов учебной работы;
- целеполаганием и мотивами в процессе овладения знаниями и приемами;
- системой обобщенных приемов управления своей учебной деятельностью.
Младший школьник, осуществляя учебно-познавательную деятельность учится:
- принимать цель;
- производить отбор средств по ее достижению;
- обдумывать и выполнять действия по ее достижению;
- выполнять контроль своих действий;
- оценивать результат своей деятельности
Учебно-познавательная деятельность изначально не является ведущей у младших
школьников. Младший школьный возраст является периодом, когда в процессе развития
осуществляется переход от игровой деятельности к деятельности учебной. Данный
переход обеспечивается преемственностью содержаний этих двух видов деятельности.
Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, и она также позволяет
удовлетворять основные потребности ребёнка в познании и обеспечивает процесс его
развития. В учебной деятельности также осуществляется процесс познания, но он имеет
иную форму. В жизнедеятельности младших школьников игра продолжает влиять на их
развитие, поскольку через игру они реализуют свои потребности в движении, общении,
присваивает новые знания и виды деятельности.
Исходя из данной особенности становится необходимым включать в образовательную
среду младших школьников средства, побуждающие их к игровой деятельности, через
которые они также будут решать обучающие задачи. Для включения младшего школьника
в учебный процесс целесообразно использовать игровую деятельность во взаимосвязи с
учебно-познавательной деятельностью.
Как вид деятельности, игра имеет свою структуру, в которой выделяют:
- целеполагание;
- планирование;
- действия по реализации цели;
- анализ результатов.
Деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации
приобретает более положительную эмоциональную окрашенность благодаря
занимательности игровой деятельности. Положительные эмоции от игровой деятельности
в ходе учебно-познавательной деятельности способствуют развитию знаний умений,
навыков учеников, более успешному усвоению учебного материала.
По характеру педагогического процесса игры бывают:
обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
По характеру игровой методики делятся на предметные, сюжетные, ролевые, деловые,
имитационные, игры – драматизации.
Урок, включающий в учебный процесс игры и игровые моменты помогает ученику
серьёзный труд сделать занимательным. Дети работают с интересом, легко переключаются
с одного вида деятельности на другой. Это оказывает положительное влияние на результат
обучения. Важно, что активизируется их познавательная деятельность, развиваются
коммуникативные навыки, регулятивные учебные действия, навыки самоконтроля и
самооценки.
Таким образом, в начальной школе происходит смена ведущей деятельности от игровой к
учебной. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках,
справедливо усматривает в них возможности эффективности организации
взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с
присущими элементами соревнования, непосредственности, неподдельного
интереса.
Литература
1.
Букатов, В.М. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения.
2.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования / М.:
Просвещение, 2011. - 31с.
3. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М, 1989. – 389 с.