Напоминание

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.


Автор: Лариса Владимировна Казанцева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ"Лицей № 101"
Населённый пункт: Барнаул
Наименование материала: Статья
Тема: Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.
Раздел: начальное образование





Назад




Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших

школьников в условиях реализации ФГОС НОО.

Л.В.Казанцева,

МБОУ "Лицей № 101", г. Барнаул.

Игра – одно из важных средств умственного и нравственного воспитания детей.

С.Л. Рубинштейн писал: «Игра человека - порождение деятельности, посредством которой

человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры -

в способности, отображая, преображать действительности. В игре впервые формируется

и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное, центральное

и самое общее значение игры».

В школьный период игра приобретает наиболее развитую форму и помогает развитию

учебно-познавательной деятельности младших школьников. В тоже время, чаще всего

наиболее активно игра используется в 1 классе.

Согласно ФГОС в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать,

писать и считать, основная задача, которая стоит теперь перед учителем заключается в

формировании у младших школьников учебной мотивации, а также развитие у них

универсальных учебных действий. Формирование у младших школьников системы

универсальных учебных действий и мотивации к учению предполагает организацию

учебно-познавательной деятельности.

Поскольку учебно-познавательная деятельность является одним из видов человеческой

деятельности, то ее структура также состоит из трех основных компонентов:

- мотивационно-ориентировочный;

- операционный;

- контрольно-оценочный.

Анализ педагогической литературы показывает, что в ходе учебно-познавательной

деятельности на начальной ступени обучения предполагается овладение учениками:

- системами знаний и оперирование ими;

- системами обобщенных и частных приемов учебной работы;

- целеполаганием и мотивами в процессе овладения знаниями и приемами;

- системой обобщенных приемов управления своей учебной деятельностью.

Младший школьник, осуществляя учебно-познавательную деятельность учится:

- принимать цель;

- производить отбор средств по ее достижению;

- обдумывать и выполнять действия по ее достижению;

- выполнять контроль своих действий;

- оценивать результат своей деятельности

Учебно-познавательная деятельность изначально не является ведущей у младших

школьников. Младший школьный возраст является периодом, когда в процессе развития

осуществляется переход от игровой деятельности к деятельности учебной. Данный

переход обеспечивается преемственностью содержаний этих двух видов деятельности.

Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, и она также позволяет

удовлетворять основные потребности ребёнка в познании и обеспечивает процесс его

развития. В учебной деятельности также осуществляется процесс познания, но он имеет

иную форму. В жизнедеятельности младших школьников игра продолжает влиять на их

развитие, поскольку через игру они реализуют свои потребности в движении, общении,

присваивает новые знания и виды деятельности.

Исходя из данной особенности становится необходимым включать в образовательную

среду младших школьников средства, побуждающие их к игровой деятельности, через

которые они также будут решать обучающие задачи. Для включения младшего школьника

в учебный процесс целесообразно использовать игровую деятельность во взаимосвязи с

учебно-познавательной деятельностью.

Как вид деятельности, игра имеет свою структуру, в которой выделяют:

- целеполагание;

- планирование;

- действия по реализации цели;

- анализ результатов.

Деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации

приобретает более положительную эмоциональную окрашенность благодаря

занимательности игровой деятельности. Положительные эмоции от игровой деятельности

в ходе учебно-познавательной деятельности способствуют развитию знаний умений,

навыков учеников, более успешному усвоению учебного материала.

По характеру педагогического процесса игры бывают:

обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

познавательные, воспитательные, развивающие;

репродуктивные, продуктивные, творческие;

коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

По характеру игровой методики делятся на предметные, сюжетные, ролевые, деловые,

имитационные, игры – драматизации.

Урок, включающий в учебный процесс игры и игровые моменты помогает ученику

серьёзный труд сделать занимательным. Дети работают с интересом, легко переключаются

с одного вида деятельности на другой. Это оказывает положительное влияние на результат

обучения. Важно, что активизируется их познавательная деятельность, развиваются

коммуникативные навыки, регулятивные учебные действия, навыки самоконтроля и

самооценки.

Таким образом, в начальной школе происходит смена ведущей деятельности от игровой к

учебной. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках,

справедливо усматривает в них возможности эффективности организации

взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с

присущими элементами соревнования, непосредственности, неподдельного

интереса.

Литература

1.

Букатов, В.М. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения.

2.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования / М.:

Просвещение, 2011. - 31с.

3. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М, 1989. – 389 с.



В раздел образования