Автор: Оглоблина Екатерина Евгеньевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ СОШ №110
Населённый пункт: Кемеровская обл., г. Новокузнецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Упражнения для развития связной речи младших школьников "
Раздел: начальное образование
Ребенку предлагаются полезные и
интересные виды работ:
1.
"Сравним два предмета", чем
похожи, чем отличаются? (огурец -
помидор; самолет - ласточка).
2.
"Давай опишем игрушку, предмет"
(Какая машина? Из каких частей она
состоит?).
3. "Что ты увидел за три секунды?",
ребенок должен запомнить и рассказать об
увиденном.
Полезны игры, развивающие
описательную речь:
1.
"
Что
может
рассказать
о
себе
малина
,
книга
,
автобус
" (
я
-
малина
вкусная
ягода
,
я
расту
на
кустах
,
я
сочная
,
сладкая
,
из
меня
делают
сок
и
варят
варенье
).
2.
"
Угадай
-
ка
"
узнай
предмет
по
описанию
.
3.
"
Небылицы
".
4.
"
Мое
любимое
животное
".
5.
"
Наши
хорошие
и
плохие
дела
".
6.
"
Как
передвигаются
животные
?".
От ребенка постоянно добиваться полного и
развернутого ответа на вопросы, при
пересказе или описании.
При систематическом использовании
различных лексических игр дети учатся
самостоятельно думать, четко говорить,
принимать решения, быстро и правильно
подбирать нужные слова, наблюдать за
словом, наблюдать за речью и действиями
своих друзей, активно использовать
полученные знания в жизни, что поможет им
успешно учиться в школе, устанавливать
хорошие взаимоотношения со сверстниками.
Полезны пересказы интересных
эпизодов, рассказов, всей сказки,
мультфильмов. Необходимо включать
материалы на этические темы с оценкой
событий, поведения детей. Необходимо
наблюдать за изменениями в природе,
находить хорошее и плохое в окружающем
мире.
Полезно помнить, что для
формирования связной речи надо много
беседовать с детьми, разнообразить их
жизнь, насыщать новыми впечатлениями,
сведениями о разных сторонах окружающей
действительности и уделять время для
специальных занятий.
Упражнения для правильного
проговаривания слов, словосочетаний и
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №110»
Упражнения
для
развития
связной
речи
младших
школьников
Подготовила
:
Оглоблина
Екатерина
Евгеньевна
Учитель
-
логопед
Новокузнецк 2019
Словесные игры развивают, формируют
мышление и речь детей в доступной,
Связная речь является главным
основным показателем умственного
развития и общего кругозора дошкольников,
средством общения со сверстниками, а
также необходимым условием успешного
обучения в дальнейшем. Нам очень важно
научить ребенка выражать свои мысли
точно, грамотно и последовательно,
выделять главное в своем высказывании.
Связная речь - это развернутое, связное,
самостоятельное высказывание ребенка на
определенную тему. Этому необходимо
учить дома, на занятиях в детском саду, в
свободное время. Чтобы дошкольник имел
широкий кругозор, полезно много
рассказывать ему, читать познавательные
книги, энциклопедии, стихи.
Богатый словарный запас является
основной базой для формирования связной
речи у наших детей. Мы обогащаем словарь
ребенка новой лексикой, объясняем каждое
новое слово и вводим в активный словарь.
предложений:
1.
Учим
детей
четко
,
правильно
называть
предметы
,
предметные
картинки
"
что
это
?",
при
правильном
ответе
ребенок
забирает
картинку
себе
.
2.
"
Объяснялки
" -
объясни
,
что
это
такое
? (
Водопад
-
вода
падает
с
горы
).
3.
"
Скажи
наоборот
" (
вверху
-
внизу
,
мягкий
-
твердый
).
4.
"
Подберем
красивые
слова
о
нашей
кошечке
:
какая
она
?" (
пушистая
,
веселая
,
быстрая
,
умная
)
5.
"
Что
летает
,
ползает
,
идет
,
едет
?"
Обращаем
внимание
на
разнообразие
слов
,
подбираем
синонимы
:
бежать
-
мчаться
,
пахучая
-
ароматная
.
6.
Игра
-
соревнование
: "
Кто
больше
запомнит
и
придумает
родственных
слов
?"
(
хлеб
-
хлебушек
-
хлебный
-
хлебопек
).
7.
"
Кто
где
живет
?", "
Чьи
детки
?"
8.
"
Узнай
предмет
по
описанию
"
(
рыжая
,
быстрая
,
маленькая
,
ловкая
).
9. "
Назови
4-5
картинок
на
определенную
тему
" (
мебель
,
посуда
).
10.
Игра
"
Исправь
меня
",
взрослый
неправильно
рассказывает
,
ребенок
исправляет
.
11.
Взрослый
и
ребенок
составляют
диалоги
на
определенную
тему
.
12.
Придумывание
совместных
рассказов
на
фантазийные
темы
("
Если
бы
ты
был
цветком
,
самолетом
?", "
Что
было
бы
,
если
бы
все
время
шел
дождь
?").
13.
Придумывание
своей
сказки
на
заданную
тему
,
или
свободную
по
желанию
ребенка
.
занимательной форме
.
Учим детей отвечать на наши вопросы
полными предложениями.
1.
"Скажи правильно", "Повтори за мной"
(Автобус едет по дороге).
2.
"Какое слово убежало?" (Алеша ел...).
3.
"Закончи мое предложение" (Сейчас
мы с тобой пойдем ...)
4.
"Исправь Незнайку" (Машина едет по
реке).
5.
"Из чего сделаны предметы?"
(расскажи о деревянных).
6.
"Почемучка" (Почему нужно чистить
зубы каждый день? Почему самосвал назвали
самосвалом? потому что сам сваливает грузы).
7. Игра "Один - много" (дерево - деревья;
стол - столы).
Дети должны отвечать на разные вопросы:
куда? зачем? когда? с кем? какой? почему?
Необходимо обращать внимание на
использование детьми предлогов в речи (в,
на, под, возле, около, из-за). Дети любят
играть в игру "Где спрятался предмет?".