Напоминание

"Упражнения для развития связной речи младших школьников "


Автор: Оглоблина Екатерина Евгеньевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ СОШ №110
Населённый пункт: Кемеровская обл., г. Новокузнецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Упражнения для развития связной речи младших школьников "
Раздел: начальное образование





Назад




Ребенку предлагаются полезные и

интересные виды работ:

1.

"Сравним два предмета", чем

похожи, чем отличаются? (огурец -

помидор; самолет - ласточка).

2.

"Давай опишем игрушку, предмет"

(Какая машина? Из каких частей она

состоит?).

3. "Что ты увидел за три секунды?",

ребенок должен запомнить и рассказать об

увиденном.

Полезны игры, развивающие

описательную речь:

1.

"

Что

может

рассказать

о

себе

малина

,

книга

,

автобус

" (

я

-

малина

вкусная

ягода

,

я

расту

на

кустах

,

я

сочная

,

сладкая

,

из

меня

делают

сок

и

варят

варенье

).

2.

"

Угадай

-

ка

"

узнай

предмет

по

описанию

.

3.

"

Небылицы

".

4.

"

Мое

любимое

животное

".

5.

"

Наши

хорошие

и

плохие

дела

".

6.

"

Как

передвигаются

животные

?".

От ребенка постоянно добиваться полного и

развернутого ответа на вопросы, при

пересказе или описании.

При систематическом использовании

различных лексических игр дети учатся

самостоятельно думать, четко говорить,

принимать решения, быстро и правильно

подбирать нужные слова, наблюдать за

словом, наблюдать за речью и действиями

своих друзей, активно использовать

полученные знания в жизни, что поможет им

успешно учиться в школе, устанавливать

хорошие взаимоотношения со сверстниками.

Полезны пересказы интересных

эпизодов, рассказов, всей сказки,

мультфильмов. Необходимо включать

материалы на этические темы с оценкой

событий, поведения детей. Необходимо

наблюдать за изменениями в природе,

находить хорошее и плохое в окружающем

мире.

Полезно помнить, что для

формирования связной речи надо много

беседовать с детьми, разнообразить их

жизнь, насыщать новыми впечатлениями,

сведениями о разных сторонах окружающей

действительности и уделять время для

специальных занятий.

Упражнения для правильного

проговаривания слов, словосочетаний и

Муниципальное автономное

общеобразовательное учреждение «Средняя

общеобразовательная школа №110»

Упражнения

для

развития

связной

речи

младших

школьников

Подготовила

:

Оглоблина

Екатерина

Евгеньевна

Учитель

-

логопед

Новокузнецк 2019

Словесные игры развивают, формируют

мышление и речь детей в доступной,

Связная речь является главным

основным показателем умственного

развития и общего кругозора дошкольников,

средством общения со сверстниками, а

также необходимым условием успешного

обучения в дальнейшем. Нам очень важно

научить ребенка выражать свои мысли

точно, грамотно и последовательно,

выделять главное в своем высказывании.

Связная речь - это развернутое, связное,

самостоятельное высказывание ребенка на

определенную тему. Этому необходимо

учить дома, на занятиях в детском саду, в

свободное время. Чтобы дошкольник имел

широкий кругозор, полезно много

рассказывать ему, читать познавательные

книги, энциклопедии, стихи.

Богатый словарный запас является

основной базой для формирования связной

речи у наших детей. Мы обогащаем словарь

ребенка новой лексикой, объясняем каждое

новое слово и вводим в активный словарь.

предложений:

1.

Учим

детей

четко

,

правильно

называть

предметы

,

предметные

картинки

"

что

это

?",

при

правильном

ответе

ребенок

забирает

картинку

себе

.

2.

"

Объяснялки

" -

объясни

,

что

это

такое

? (

Водопад

-

вода

падает

с

горы

).

3.

"

Скажи

наоборот

" (

вверху

-

внизу

,

мягкий

-

твердый

).

4.

"

Подберем

красивые

слова

о

нашей

кошечке

:

какая

она

?" (

пушистая

,

веселая

,

быстрая

,

умная

)

5.

"

Что

летает

,

ползает

,

идет

,

едет

?"

Обращаем

внимание

на

разнообразие

слов

,

подбираем

синонимы

:

бежать

-

мчаться

,

пахучая

-

ароматная

.

6.

Игра

-

соревнование

: "

Кто

больше

запомнит

и

придумает

родственных

слов

?"

(

хлеб

-

хлебушек

-

хлебный

-

хлебопек

).

7.

"

Кто

где

живет

?", "

Чьи

детки

?"

8.

"

Узнай

предмет

по

описанию

"

(

рыжая

,

быстрая

,

маленькая

,

ловкая

).

9. "

Назови

4-5

картинок

на

определенную

тему

" (

мебель

,

посуда

).

10.

Игра

"

Исправь

меня

",

взрослый

неправильно

рассказывает

,

ребенок

исправляет

.

11.

Взрослый

и

ребенок

составляют

диалоги

на

определенную

тему

.

12.

Придумывание

совместных

рассказов

на

фантазийные

темы

("

Если

бы

ты

был

цветком

,

самолетом

?", "

Что

было

бы

,

если

бы

все

время

шел

дождь

?").

13.

Придумывание

своей

сказки

на

заданную

тему

,

или

свободную

по

желанию

ребенка

.

занимательной форме

.

Учим детей отвечать на наши вопросы

полными предложениями.

1.

"Скажи правильно", "Повтори за мной"

(Автобус едет по дороге).

2.

"Какое слово убежало?" (Алеша ел...).

3.

"Закончи мое предложение" (Сейчас

мы с тобой пойдем ...)

4.

"Исправь Незнайку" (Машина едет по

реке).

5.

"Из чего сделаны предметы?"

(расскажи о деревянных).

6.

"Почемучка" (Почему нужно чистить

зубы каждый день? Почему самосвал назвали

самосвалом? потому что сам сваливает грузы).

7. Игра "Один - много" (дерево - деревья;

стол - столы).

Дети должны отвечать на разные вопросы:

куда? зачем? когда? с кем? какой? почему?

Необходимо обращать внимание на

использование детьми предлогов в речи (в,

на, под, возле, около, из-за). Дети любят

играть в игру "Где спрятался предмет?".



В раздел образования