Автор: Гумерова Радмила Андреевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Кемеровский областной медицинский колледж" филиал
Населённый пункт: г.Прокопьевск
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание патриотизма на основе исторических знаний на практических занятиях МДК "Технология оказания медицинских услуг".
Раздел: среднее профессиональное
Воспитание патриотизма на основе исторических знаний на
практических занятиях МДК «Технология оказания медицинских услуг».
Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая
сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед любым
образовательным учреждением стоит задача становления личности, которая
способна ориентироваться в сложнейших и противоречивых вопросах
современной общественной, политической и экономической
действительности, готова к выполнению основных социальных функций, т.е.
личности со сформированной гражданской позицией.
Наиболее интенсивно становление гражданской позиции осуществляется в
подростковом возрасте, и особенно в старшем подростковом возрасте,
поскольку в этот период происходит переход от внешнего управления
поведением человека к внутреннему самоуправлению. И задача воспитания -
передать определенную систему знаний, формирующих чувство любви к
Родине, интерес к истории своего народа, к законам государства;
сформировать ценности (уважение к правам других, толерантность), развить
чувство ответственности за свои поступки, за судьбу страны; А так же уметь
критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с
другими людьми и принимать участие в общественно-политической жизни.
Воспитание патриотизма и гражданственности как никогда актуально
именно сейчас, в современном обществе.
Патриотизм и гражданственность. Эти два понятия неразрывно связаны
между собой. Чувство патриотизма всегда сопряжено с позицией
гражданственности. Воспитывать эти чувства необходимо в первую очередь
на уроках истории и обществознания, но и на других занятиях забывать об
этом не стоит, ведь в каждой дисциплине можно найти интересные факты из
прошлого, которые на подсознательном уровне вызывали бы гордость за
свою страну и своих соотечественников.
Патриотическое мировосприятие обычно основывается на исторической
памяти, на воспоминаниях о наиболее ярких эпизодах из прошлого нашего
народа.
История – это проявление души народа, его золотой запас.
Писатель В.П. Белов как-то справедливо заметил: “Вне памяти, вне
традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость
человека”. Поэтому на занятиях нужно стараться ненавязчиво сделать так,
чтобы впечатления прошлого входили в духовный мир учеников.
Я являюсь педагогом дисциплины «Технология оказания медицинских
услуг» и свое призвание вижу не только в обучении студентов правилам и
порядку выполнения медицинских манипуляции и уходу за пациентами, но и
в их воспитании на примерах славных подвигах нашего народа и
медицинского персонала на разных этапах истории.
Но опыт пережитого показывает – прошлое нельзя воспринимать в
идеальном свете. В жизни наших предков и предшественников было немало
негативного, а многострадальную историю не раз перекраивали в угоду
политикам, вычеркивая и вписывая новые главы, пытались забыть и вновь
что-то вспомнить. Я не берусь спорить с политиками, а предлагаю вам
предоставить возможность учащимся выдвинуть свою точку зрения и найти
ответ на вопрос в источниках, документальных фактах, обычно привожу
примеры разных точек зрения. Выводы студенты делают сами. Большая
опасность кроется в субъективной позиции преподавателя. Но эта проблема
будет актуальной до тех пор, пока занятия ведут живые люди, а не машины.
Зато и бездушными такие занятия, к счастью, не назовешь.
Я бы хотела, показать вам каким образом и на каких этапах занятия я
обычно прививаю студентам любовь к Родине и гордость за нее.
Привязка к символике Российского флага (белый цвет).
На вводном практическом занятии объясняю студентам, что все мы
занимаемся в белых халатах, а белый по аналогии с цветами флага РФ-
это цвет, обозначающий мир, чистоту, совершенство;
На занятиях в разделе истории развития сестринского дела всегда
проговариваем о том, что ПЕТР I за время своего правления издал
очень много указов, регулирующих деятельность аптек, зародил
первоотношение к социализации инвалидов и организации их труда и
проживания. В 1701 году он издал указ об открытии 8 частных аптек в
Москве и о запрещении продажи лекарств в других местах, в том числе
в зелейных лавках.
На практическом занятии по правилам разведения и постановки
антибиотиков.
Бактерицидные свойства плесени активно обсуждались и
исследовались и в 19 веке. А в 60-ых годах позапрошлого века между
двумя российскими медиками - Алексеем Полотебновым и Вячеславом
Манассеиным - даже разгорелась самая настоящая научная дискуссия.
А.Полотебнов утверждал, что плесень - родоначальник всех микробов,
в то время как В.Манассеин отстаивал совершенно противоположную
точку зрения. Для подтверждения своих утверждений, он занялся
исследованиями культур зелёной плесени. Он посеял споры плесени в
питательную среду и по результатам наблюдений отметил: там, где рос
плесневой грибок, бактерии не развивались. Из этого был сделан
закономерный вывод о том, что плесневой грибок препятствует росту
других микроорганизмов. Тот же процесс затем пронаблюдал и
А.Полотебнов, признавший в итоге, что отстаивал неверную точку
зрения. Полотебнов настолько заинтересовался результатами опытов,
что занялся собственными исследованиями бактерицидных свойств
плесени. Он даже применял полученные культуры плесени для лечения
трудно заживающих кожных язв. Попытка увенчалась успехом: язвы,
покрытые эмульсией, в которой содержался плесневой грибок, быстро
заживали. В одной из своих публикаций 1872 года А.Полотебнов
рекомендовал использовать плесень для лечения кожных повреждений,
однако его идея не завоевала популярность и была, можно сказать,
забыта. Александр Флеминг -именно он "открыл" чудодейственный
пенициллин повторно, спустя полвека после работ В.Манассеина и
А.Полотебнова, а именно только в 1928 году.
На занятиях по основам эргономики и биомеханики тела. Это наука о
правилах перемещениях пациента. При данной теме в курсе изучения
сестринского дела я демонстрирую студентам как правильно
переносить большие грузы, в том числе и пациентов чтобы не нанести
вред больному и самому себе. Здесь мне помогают военные хроники с
полей сражения ВОВ.
Медицинские сестры по статистике за один день боевого наступления
переносили на себе до 50 раненых солдат.
Сестринское дело в хирургии . Студенты делают доклады и рефераты
о великих хирургах и их операционных медицинских сестрах не только
России, но и наших земляках, хирургах Кемеровской области и
Прокопчанах, таких как Виталий Михайлович Дорошенко.
Таким образом, даже на медицинских специальностях можно показывать
примеры великих подвигов и открытий, достойных граждан, которые своим
примером наставляют нас на правильные действия и тоже, возможно великие
открытия.
И это далеко не весь перечень тем, в которых можно вести воспитательную
работу по подъему гражданской ответственности и чувства патриотизма.
Не любить нашу Родину, не чувствовать её единства можно только при
условии её незнания. Создать эту любовь к общему Отечеству путём
изучения его, научить объединить в чувстве общей любви все народы России
посредством изучения их – одна из важнейших задач любого педагога.
Педагог должен заинтересовать обучающихся изучением истории народа,
среди которого они живут, знать его трудовые, национальные, и культурные
традиции.
Роль личности педагога в становлении будущего гражданина Отечества
исключительна. Неподкупная любовь к своим студентам, уважительное
отношение к их собственному «Я», житейская мудрость, профессиональная
компетентность, личный пример служения родной стране – вот те качества
педагогических работников, которые позволяют воспитывать в наших
студентах лучшие человеческие черты и любовь к родному Отечеству.
И закончить свою статью я бы хотела замечательными словами, хоть и не
нашего соотечественника, но когда я их прочла, то согласилась с каждым
словом. «Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну, но ещё важнее,
чтобы ты был готов достойно прожить жизнь ради неё»,- Теодор Рузвельт.
Автор: Гумерова Радмила Андреевна
преподаватель ГБПОУ «Кемеровский областной
медицинский колледж» Прокопьевский филиал