Автор: Коннов Андрей Геннадиевич
Должность: Педагог Дополнительного Образования
Учебное заведение: МУДО "Дом Детского Творчества"
Населённый пункт: Саратов
Наименование материала: Доклад
Тема: "Натюрморт в образовательном процессе"
Раздел: дополнительное образование
Доклад педагога дополнительного образования
Коннова Андрея Геннадиевич
объединения «Акварелька»
на тему: Натюрморт в образовательном процессе
Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего
воспитания и развития ребенка. Она позволяет детям передать то, что они видят в
окружающей жизни; то, что их взволновало, вызвало положительное, а иногда и
отрицательное отношение (например, страх; рисуя какие - либо явления, ребенок
как бы изживает вызванный ими страх). Многие великие философы и педагоги
прошлого высоко ценили значение рисования в воспитании детей. Так,
древнегреческий философ Аристотель придавал большое значение в развитии
ребенка предметам эстетического цикла (музыке, рисованию). Он подчеркивал,
что рисование изучают потому, что оно развивает глаз при определении
физической красоты.
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость
формирования творчески активной личности, в связи с этим перед дошкольными
учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала
подрастающего поколения. Творческое воображение детей представляет огромный
потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и
воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения имеет
изобразительная деятельность дошкольников. Изобразительная деятельность –
своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира,
постижения художественного искусства и коррекции развития детей.
Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни и
природы. В начале это непосредственное знакомство со свойствами материалов
(бумаги, карандашей, красок, глины и т. д.), познание связи действий с
полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания
об окружающих предметах, о материалах и оборудовании.
Написание натюрморта имеет основополагающее значение в учебном процессе.
Это необходимый этап постановки руки, глаза, развитие чувства, цвета, цельности
ведения. Через натюрморт познается реальный мир во всем его многообразий.
Ученики последовательно изучают художественные приемы в создании
произведения, начиная с простых геометрических тел и заканчивая сложными
тематическими натюрмортами.
Актуальность этой темы заключается в том, что в наше время в сфере
художественного образования нет наиболее значимой темы для исследования, чем
проблемы обучения натюрморту, так как этот жанр может наиболее ярко раскрыть
внутренний мир художника, передать эмоциональное настроение и выявить
профессионализм автора. Для выполнения такой работы нужны знания по
основам композиции, умение поставить натюрморт, целостно воспринимать
натуру, а так же проявить колористическую культуру квалифицированного
художника - педагога.
Натюрморт - это не случайный набор предметов, активное отношение к натуре,
чувство красоты должны проявляться на каждом этапе работы. Передача
материальности, живописно - пластических и смысловых связей предметов
помогает в всезнании художественного образа.
Умение видеть в действительности и передавать в рисунках особенности цвета,
его разнообразие и гармонию, выражать посредством цвета индивидуальные
переживания учащиеся обучаются на протяжении всего курса.
Во всех случаях большое значение имеет задача выражения конкретной
жизненной ситуации - темы. Поэтому самая простая постановка натюрморта и
простейшие фрагменты пейзажа. Подросток начинает видеть действительность
глазами художника, так как наблюдения и выражения выступают в единстве.
Овладение элементарным изобразительным средством должно осуществляться в
виде содержательного изображения. Например натюрморт из 4-5 предметов, в
котором одновременно решается несколько задач, создает для школьников условия
творческого поиска, в котором средства выражения всегда подчинены содержанию
изображаемого, вытекают из содержания. Рисование с натуры, простейшие
упражнения должны быть обогащены эмоциональными переживаниями.
Методика занятий по рисованию натюрморта — важный компонент системы
обучения изобразительному искусству в школе и в других заведениях - тема
обширная. Хотелось бы еще раз подчеркнуть многогранность и динамичность
занятий рисования натюрморта, зависимость заданий от непрерывности
развивающейся жизни, того окружения, в котором находиться школа. Роль учителя
в организации учебного процесса, в выборе задания и его конкретном
преломлений очень велика, так как отражение мира - это познание и оценка его,
формирование мировоззрения средствами искусства. Большую роль в выполнении
задач, в эффективности работы с детьми играет творческая подготовка учителя к
проведению уроков. Очень важное значение в работе имеет темп выполнения
заданий. В младших классах дети еще не умеют целенаправленно наблюдать -
характер процесса работы у них импульсивен, поэтому быстрота выполнения
заданий почти всегда является нормой. Но чем больше школьник учится
наблюдать действительность, размышлять в процессе выполнения заданий, чем
сложнее и многограннее становится его работа над изображением, тем быстрее
сохраняется его интерес к заданию.
Какой же вывод напрашивается из проделанной работы? Взаимопроникновение
заданий, образующих систему учебной работы - развития учебных задач, должно
осуществляться с учетом двух сторон изображения гарантирующих активный
характер учебной работы.
Первое - решение так называемых формальных задач. Их характеризует четкость
учебной задачи, рассчитанной на постепенное овладение детьми элементарными
изобразительными средствами, построения формы предметов, выражение на
плоскости их конструкций и пропорций, пространства, цвета, света и фактуры.
Анализ натюрморта, который учащиеся проводят под руководством учителя,
помогает им воспринять натюрморт целостно и оценить подбор предметов по
смыслу, контрастности их форм, цвета, увидеть взаимосвязь предметов,
особенности освещения - расположение собственных и пакующих теней.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решение задач
эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной
деятельностью. Современные дети активно осваивают виртуальный мир. В то же
время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознании
стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным. Несомненно,
основы развивающей личности закладываются в детстве и существует опасность,
что общество в будущем может получить бездуховное поколение, равнодушное к
живописи, не понимающее музыку, поэзию. Поэтому сегодня эстетическое
развитие выходит на первый план, есть необходимость в пересмотре его идей,
поиске новых подходов, позволяющих выстраивать процесс эстетического
развития в соответствии с интересами ребенка, его потребностями,
способностями, мотивами деятельности
.