Напоминание

"Натюрморт в образовательном процессе"


Автор: Коннов Андрей Геннадиевич
Должность: Педагог Дополнительного Образования
Учебное заведение: МУДО "Дом Детского Творчества"
Населённый пункт: Саратов
Наименование материала: Доклад
Тема: "Натюрморт в образовательном процессе"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Доклад педагога дополнительного образования

Коннова Андрея Геннадиевич

объединения «Акварелька»

на тему: Натюрморт в образовательном процессе

Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего

воспитания и развития ребенка. Она позволяет детям передать то, что они видят в

окружающей жизни; то, что их взволновало, вызвало положительное, а иногда и

отрицательное отношение (например, страх; рисуя какие - либо явления, ребенок

как бы изживает вызванный ими страх). Многие великие философы и педагоги

прошлого высоко ценили значение рисования в воспитании детей. Так,

древнегреческий философ Аристотель придавал большое значение в развитии

ребенка предметам эстетического цикла (музыке, рисованию). Он подчеркивал,

что рисование изучают потому, что оно развивает глаз при определении

физической красоты.

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость

формирования творчески активной личности, в связи с этим перед дошкольными

учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала

подрастающего поколения. Творческое воображение детей представляет огромный

потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и

воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения имеет

изобразительная деятельность дошкольников. Изобразительная деятельность –

своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира,

постижения художественного искусства и коррекции развития детей.

Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни и

природы. В начале это непосредственное знакомство со свойствами материалов

(бумаги, карандашей, красок, глины и т. д.), познание связи действий с

полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания

об окружающих предметах, о материалах и оборудовании.

Написание натюрморта имеет основополагающее значение в учебном процессе.

Это необходимый этап постановки руки, глаза, развитие чувства, цвета, цельности

ведения. Через натюрморт познается реальный мир во всем его многообразий.

Ученики последовательно изучают художественные приемы в создании

произведения, начиная с простых геометрических тел и заканчивая сложными

тематическими натюрмортами.

Актуальность этой темы заключается в том, что в наше время в сфере

художественного образования нет наиболее значимой темы для исследования, чем

проблемы обучения натюрморту, так как этот жанр может наиболее ярко раскрыть

внутренний мир художника, передать эмоциональное настроение и выявить

профессионализм автора. Для выполнения такой работы нужны знания по

основам композиции, умение поставить натюрморт, целостно воспринимать

натуру, а так же проявить колористическую культуру квалифицированного

художника - педагога.

Натюрморт - это не случайный набор предметов, активное отношение к натуре,

чувство красоты должны проявляться на каждом этапе работы. Передача

материальности, живописно - пластических и смысловых связей предметов

помогает в всезнании художественного образа.

Умение видеть в действительности и передавать в рисунках особенности цвета,

его разнообразие и гармонию, выражать посредством цвета индивидуальные

переживания учащиеся обучаются на протяжении всего курса.

Во всех случаях большое значение имеет задача выражения конкретной

жизненной ситуации - темы. Поэтому самая простая постановка натюрморта и

простейшие фрагменты пейзажа. Подросток начинает видеть действительность

глазами художника, так как наблюдения и выражения выступают в единстве.

Овладение элементарным изобразительным средством должно осуществляться в

виде содержательного изображения. Например натюрморт из 4-5 предметов, в

котором одновременно решается несколько задач, создает для школьников условия

творческого поиска, в котором средства выражения всегда подчинены содержанию

изображаемого, вытекают из содержания. Рисование с натуры, простейшие

упражнения должны быть обогащены эмоциональными переживаниями.

Методика занятий по рисованию натюрморта — важный компонент системы

обучения изобразительному искусству в школе и в других заведениях - тема

обширная. Хотелось бы еще раз подчеркнуть многогранность и динамичность

занятий рисования натюрморта, зависимость заданий от непрерывности

развивающейся жизни, того окружения, в котором находиться школа. Роль учителя

в организации учебного процесса, в выборе задания и его конкретном

преломлений очень велика, так как отражение мира - это познание и оценка его,

формирование мировоззрения средствами искусства. Большую роль в выполнении

задач, в эффективности работы с детьми играет творческая подготовка учителя к

проведению уроков. Очень важное значение в работе имеет темп выполнения

заданий. В младших классах дети еще не умеют целенаправленно наблюдать -

характер процесса работы у них импульсивен, поэтому быстрота выполнения

заданий почти всегда является нормой. Но чем больше школьник учится

наблюдать действительность, размышлять в процессе выполнения заданий, чем

сложнее и многограннее становится его работа над изображением, тем быстрее

сохраняется его интерес к заданию.

Какой же вывод напрашивается из проделанной работы? Взаимопроникновение

заданий, образующих систему учебной работы - развития учебных задач, должно

осуществляться с учетом двух сторон изображения гарантирующих активный

характер учебной работы.

Первое - решение так называемых формальных задач. Их характеризует четкость

учебной задачи, рассчитанной на постепенное овладение детьми элементарными

изобразительными средствами, построения формы предметов, выражение на

плоскости их конструкций и пропорций, пространства, цвета, света и фактуры.

Анализ натюрморта, который учащиеся проводят под руководством учителя,

помогает им воспринять натюрморт целостно и оценить подбор предметов по

смыслу, контрастности их форм, цвета, увидеть взаимосвязь предметов,

особенности освещения - расположение собственных и пакующих теней.

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решение задач

эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной

деятельностью. Современные дети активно осваивают виртуальный мир. В то же

время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознании

стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным. Несомненно,

основы развивающей личности закладываются в детстве и существует опасность,

что общество в будущем может получить бездуховное поколение, равнодушное к

живописи, не понимающее музыку, поэзию. Поэтому сегодня эстетическое

развитие выходит на первый план, есть необходимость в пересмотре его идей,

поиске новых подходов, позволяющих выстраивать процесс эстетического

развития в соответствии с интересами ребенка, его потребностями,

способностями, мотивами деятельности

.



В раздел образования