Напоминание

Применение активных форм обучения на уроке изобразительного искусства


Автор: Мирошкина Татьяна Викторовна
Должность: Педагог Дополнительного Образования
Учебное заведение: МУДО "Дом Детского Творчества"
Населённый пункт: Саратов
Наименование материала: Доклад
Тема: Применение активных форм обучения на уроке изобразительного искусства
Раздел: дополнительное образование





Назад




Применение активных форм обучения на уроке изобразительного искусства

Арт-терапия

«Образование схоже с лодкой, в которой нужно доплыть до острова счастья, и

по обе стороны этой лодки сидят гребцы – «учителя», успешно гребущие к

этой заветной цели. Лодка накренилась оттого, что учителей, сидящих на

одной стороне и представляющих традиционный блок обучения, так

называемые, «основные предметы» гораздо больше, чем учителей

образовательной области «Искусство». Естественно, лодка идёт по кругу,

пугая своих пассажиров тем, что вот-вот затонет, а они усиленно

вычерпывают воду, реформируя и совершенствуя всевозможные предметы и

механизмы для выгребания воды, вместо того, чтобы задуматься: отчего

крен…»

Уникальность и значимость уроков изобразительного искусства в том, что в

современной школе они играют совершенно особую роль – развивают

эмоционально-нравственную и сенсорную культуру ребёнка, пробуждают

способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и искусстве.

Изобразительное искусство, да и искусство в широком смысле,

непосредственно направлены на развитие воображения и творческих

способностей в качестве цели, а не побочного результата.

Дойти до этой цели помогают различные технологии и методы, которые

применяет учитель на своём уроке.

Работа с ребёнком – это процесс, который требует осторожности и

деликатности. Поэтому, в отличии от обычного урока, где ведущей формой

мышления является рационально-логическая, и дети осваивают какое-либо

понятие или реальность, тогда как на уроке искусства ребёнок мыслит

образами и познаёт отношение к реальности.

Исходя из этого, на уроке изобразительного искусства ученику предлагается

не просто нарисовать, например натюрморт, а представить его образ,– какой

он, весёлый или грустный, радостный или задумчивый. Не просто изобразить

клоуна в цирке, а понять характер, душу этого клоуна. И изобразить уже не

само явление, а своё собственное отношение к этому явлению.

А для усиления эмоционального воздействия на ребёнка применяются

активные формы обучения. Например, мозговой штурм, деловая игра

театральная педагогика или арт-терапия. Ребёнок, вживаясь в образ, вникая в

суть, внутренне освобождается, снимаются комплексы, он учится доверять.

Доверять товарищам, учителю, себе. Коллективно-индивидуальная работа

учащихся позволяет в полной мере погрузиться в творчество, насладится его

результатом.

Цель Арт-терапии не научить ребенка рисовать, а помочь посредством

рисования справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные

эмоции (которые зачастую он не может реализовать), дать выход творческой

энергии. Учитель вооружает ребенка одним из доступных и приятных для

него способов снятия эмоционального напряжения.

Методами арт-терапии можно справиться с различными негативными

состояниями, такими как – тревожность, страхи, депрессия, агрессивность и

многими другими психологическими проблемами, которые мешают человеку

жить и тормозят его развитие.

Можно с помощью арт-терапии контролировать свое психологическое

состояние, ведь, как известно, оно может очень меняться, особенно, если в

жизни присутствуют стрессовые ситуации.

Пластилиновая живопись. Педагог, нарисовав предварительно контурное

изображение предмета, предлагает ребенку размазать немного пластилина на

поверхности картона, не выходя за контур. Можно использовать несколько

цветов, накладывая их друг на друга, чтобы придать объемность. Излишки

пластилина убираются.

Восковой рисунок. Лист бумаги натирается свечой. Затем раскрашивается

красками или мелками.

Штампы. Использовать предметы с рельефной поверхностью, найденные в

лесу (камешки, шишки), на природе (листья, цветы, травинки), найденные

дома на кухне (дольки лимона, огурца, нижняя сторона шляпок грибов).

Создать из отпечатков целостную композицию или образ.

«Выдувание соломинкой». Используется соломинка для коктейля. На сухую

бумагу наносится жидкая лужица. Соломинку следует держать в нескольких

сантиметрах от поверхности и дуть через нее на лист бумаги. Таким образом,

можно получить неожиданные образы.

Рисование по точкам. Педагог заранее готовит схему рисунка, расставляя

контурные точки. Ребенку предлагают соединить точки линией.

Получившийся контур дорисовать, раскрасить, придумать сюжет и дать

название.

Изобразительное искусство – это особый предмет. Освоение художественных

техник не даёт гарантии создания гениального произведения. Искусство

должно не только изучаться, но и проживаться. Ребёнок приходит на урок

искусства не только для того, чтобы посмотреть слайды, узнать о

произведении и выполнить работу на заданную тему. А для того, чтобы

почувствовать себя неотъемлемой частью человечества, т.е. приобрести

эмоционально-нравственный опыт, который необходим ему для жизни, для

овладения способами познания мира.



В раздел образования