Напоминание

Особенности развития личности педагога дополнительного образования


Автор: Федорова Людмила Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ФГКОУ УГСВУ МО РФ
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развития личности педагога дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности развития личности педагога дополнительного образования

Структурно дополнительное образование детей вписывается в систему общего

и

профессионального

образования,

а

также

в

сферу

социально-культурной

деятельности.

По состоянию на 1 января 2019 г. в дополнительном образовании детей в

Российской

Федерации

занято

более

470

тысяч

педагогических

работников.

В

современных

условиях

дополнительное

образование

детей

выполняет

сложную

задачу

обеспечения

благоприятных

условий

для

социальной

адаптации

подрастающего

поколения

к

жизни

в

обществе.

Это

повышает

значимость

профессиональной

деятельности

основного

субъекта

названной

образовательной

сферы – педагога дополнительного образования детей.

Общество

предъявляет

к

педагогам

дополнительного

образования

детей

высокие требования, которым их профессиональная деятельность не всегда отвечает.

В

последнее

время

отмечается

тенденция

нарастания

противоречия

между

современными требованиями общества к результатам дополнительного образования

детей

и

уровнем

творческого

развития

педагогов

дополнительного

образования

детей.

Педагоги дополнительного образования детей до последнего времени не имели

возможности

получать

базовое

высшее

образование.

Нынешний

выпускник

педагогического

вуза

не

владеет

специальными

теоретическими

знаниями

и

практическими умениями для работы в системе дополнительного образования на

профессиональном уровне. Мы повсеместно встречаемся на практике с ситуацией

расхождения базовой подготовки педагога дополнительного образования детей и

теми социальными задачами, которые призвано решать современное учреждение

дополнительного образования детей.

В связи с острым дефицитом педагогических кадров большинство учреждений

дополнительного образования детей вынуждено принимать на работу работников с

различным качеством теоретической и практической подготовки: зачастую педагоги

дополнительного

образования

не

имеют

базового

педагогического

образования.

Бывшие военные, инженерно-технические и клубные работники, начиная заниматься

педагогической деятельностью, испытывают определённые затруднения в работе с

детьми.

1

Современная

педагогика

характеризует

термином

"дополнительное

образование"

всю

ту

сферу

образования,

которая

находится

за

пределами

общеобразовательного

государственного

стандарта.

По

своему

содержанию

дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас

действительности,

будь

то

живая

или

неживая

природа,

система

общественных

отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом

дополнительного

образования.

Именно

поэтому

оно

в

состоянии

удовлетворять

самые разнообразные интересы личности.

Дополнительное

образование

детей

представляет

собой

гармоническое

единство познания, творчества, общения детей и взрослых, в основе которого лежит

любознательность

и

увлеченность

свободным

поиском

пути

к

мастерству

и

постижению смысла жизни.

При

этом

ребенок

самостоятельно

и

добровольно

избирает

содержание

и

эмоционально-ценностные

ориентиры

деятельности,

взрослого

специалиста

(педагога,

консультанта,

руководителя),

то

или

иное

объединение

увлеченных

единомышленников.

Детская

увлеченность

ярко

высвечивает

одаренность

ребенка

на

пути

постижения главного дела его жизни.

Методологической

базой

дополнительного

образования

детей

является

парадигма

развивающего

вариативного

образования,

способствующая

переходу

общества от культуры полезности к культуре достоинства.

Дополнительное

образование

детей

можно

рассматривать

как

основное

условие, своеобразную «стартовую площадку», пролог в становлении творческого,

интеллектуального потенциала страны.

В самодеятельных объединениях детей как бы проектируется, моделируется,

культурная

среда

обитания,

отношения

увлеченных

людей,

учитываются

психологические

особенности

детей

и

подростков,

она

ориентирована

на

гуманистические

ценности

образования.

На

этих

же

ценностных

позициях

выстраиваются

научно-методическая

работа,

процессы

программирования

и

аттестации педагогических кадров, рекреативно-досуговая деятельность.

Дополнительная образовательная система сориентирована на запрос ребёнка и

его

семьи,

на

запрос

социума,

в

ней

нет

жёсткого

государственного

стандарта

образования. В дополнительном образовании четко выражена субъектная позиция

2

ребёнка, которому дано право выбора педагога, вида творческой или социальной

деятельности,

коллектива,

режима

занятий.

Личностное,

творческое

развитие

воспитанника

учреждения

дополнительного

образования

не

приходит

в

противоречие

с

необходимостью

выставления

ему

нормативной

оценки

за

творческий результат, личностное достижение. Мотивационный компонент учебной

деятельности

не

разрушается

сравнением

ребенка

с

другими,

соотнесением

его

уровня

развития

с

возрастными

нормативами

и

государственным

стандартом

образования.

Таким

образом,

очевидно,

что

в

образовательных

учреждениях

дополнительного

образования

детей

образовательный

(воспитательный)

процесс

ориентирован на ребенка, на его возрастные и личностные особенности, на его

социальный заказ и субкультуру.

Успех образовательного процесса в дополнительном образовании зависит от

его

соответствия

потребности

ребенка

в

творческом

развитии

его

человеческой

уникальности. Обеспечить этот успех может только творческая уникальная личность

педагога.

1. Основные функции и особенности работы педагога дополнительного

образования

Для

того

чтобы

понять

мотивацию

педагогической

деятельности

в

учреждениях

дополнительного

образования,

необходимо

выяснить

функции

и

особенности

системы

дополнительного

образования

детей,

а

затем

особенности

деятельности данной категории педагогов.

Профессиональные

функции

это

те,

которые

имеют

непосредственное

отношение к учебно-воспитательной деятельности педагога. Их так же много, как и

видов деятельности.

Остановимся

на

краткой

характеристике

в

разных

видах

педагогической

деятельности профессиональных функций педагога дополнительного образования

детей:

1) образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным

программам, получение им новых знаний;

2)

воспитательная

-

обогащение

и

расширение

культурного

слоя

общеобразовательного

учреждения,

формирование

в

школе

культурной

среды,

3

определение

на

этой

основе

четких

нравственных

ориентиров,

ненавязчивое

воспитание детей через их приобщение к культуре;

3) креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных

творческих интересов личности;

4) компенсационная - освоение ребенком новых направлений деятельности,

углубляющих

и

дополняющих

основное

(базовое)

образование

и

создающих

эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования,

предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им

сферах творческой деятельности;

5)

рекреационная

-

организация

содержательного

досуга

как

сферы

восстановления психофизических сил ребенка;

6) профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально

значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка,

включая предпрофессиональную ориентацию;

7) интеграционная - создание единого образовательного пространства школы;

8)

функция

социализации

-

освоение

ребенком

социального

опыта,

приобретение

им

навыков

воспроизводства

социальных

связей

и

личностных

качеств, необходимых для жизни;

9)

функция

самореализации

-

самоопределение

ребенка

в

социально

и

культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха,

личностное саморазвитие.

Приведенный перечень функций показывает, что дополнительное образование

детей должно быть неотъемлемой частью любой образовательной системы.

Дополнительное

образование

детей

-

это

поисковое

образование,

апробирующее

иные,

не

традиционные

пути

выхода

из

различных

жизненных

обстоятельств

том

числе

из

ситуаций

неопределенности),

предоставляющее

личности

веер

возможностей

выбора

своей

судьбы,

стимулирующее

процессы

личностного саморазвития. Говоря словами А.С. Макаренко, в идеале весь образ

жизни

ребенка,

каждый

квадратный

метр

его

жизни

должен

быть

заполнен

образованием. Для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере

реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа

всей

педагогической

системы.

Поэтому

педагогам

так

важно

знать

и

понимать

проблемы

друг

друга

-

тех,

кто

профессионально

занимается

дополнительным

образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе. Только их

4

взаимопомощь

и

совместные

продуманные

действия

могут

стать

основой

для

создания целостного образовательного пространства как на уровне отдельной школы,

так и целого города, региона, страны.

2. Профессионально значимые качества личности педагога

Рассмотрим личностные и индивидуальные качества педагога. Они должны

отвечать одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии.

Требования

первого

уровня

предъявляются

к

педагогу

вообще

как

к

носителю

профессии.

Они

безотносительны

к

социальным

условиям,

общественным

формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен

отвечать любой настоящий педагог вне зависимости от того, работает ли он при

капитализме, социализме, в условиях села, города, преподает ли математику, труд,

язык и т. д.

Федор Никанорович Гоноболин дает следующие свойства личности, структура

которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности:

-способность делать учебный материал доступным;

-творчество в работе;

-педагогически-волевое влияние на учащихся;

-способность организовать коллектив учащихся;

-интерес и любовь к детям;

-содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;

-педагогический такт;

-способность связать учебный предмет с жизнью;

-наблюдательность;

-педагогическая требовательность.

Требования второго уровня предъявляются к передовому педагогу вообще, вне

зависимости от учебного предмета, который он преподает - это его личностная

готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает широкую и

профессиональную

системную

компетентность,

стойкую

убежденность

человека,

социально-значимую направленность личности, а также наличие коммуникативной и

дидактической потребности, потребности общения, передачи опыта.

Главным

и

постоянным

требованием,

предъявляемым

к

педагогу,

является

любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той

области, которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция,

высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности,

профессиональное

владение

разнообразными

методами

обучения

и

воспитания

5

детей. Без любого из перечисленных факторов успешная педагогическая работа

невозможна.

Учреждение дополнительного образования детей – это особое учреждение,

которое является не просто местом обучения детей, а пространством разнообразных

форм

общения.

Понимание

важности

стиля

педагогического

общения

позволяет

выделить его в качестве второго критерия развития творческой личности педагога

дополнительного образования детей. Основными показателями данного критерия для

нас стали умения педагога: формирование организующего характера общения и

демократического

стиля

общения;

понимание

эмоционального

состояния

обучающегося.

Понимание

важности

инноватики

позволило

нам

сформулировать

третий

критерий

развития

творческой

личности

педагога

дополнительного

образования

детей

инновационный

характер

педагогической

деятельности.

Основными

показателями

данного

критерия

для

нас

стали

умения

педагога:

применение

инновационных форм занятий в образовательном процессе; активно-деятельностно

воспроизведение содержание своего учебного предмета; создание у обучающихся

внутренней мотивации самообразования.

Практика показывает, что требования к образованности человека не могут быть

удовлетворены только базовым образованием: формализованное базовое образование

все больше нуждается в дополнительном неформальном, которое было и остается

одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов

человека, его социального и профессионального самоопределения.

Действительно,

школа

дает

общее

образование,

важное

и

значимое;

но

многогранному

развитию

личности,

раскрытию

ее

способностей,

ранней

профориентации

способствует

именно

дополнительное

образование.

И

если

школьное образование все дети получают в более-менее одинаковом объеме, что

определяется

государственным

стандартом,

то

не

стандартизированное

дополнительное образование реализуется индивидуально в силу его многообразия,

разнонаправленности, вариативности. Дети выбирают то, что близко их природе, что

отвечает

их

потребностям,

удовлетворяет

интересы.

И

в

этом

-

смысл

дополнительного

образования:

оно

помогает

раннему

самоопределению,

дает

возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально

6

значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как

правило,

больше

возможностей

сделать

безошибочный

выбор

в

более

зрелом

возрасте. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно

усиливает

вариативную

составляющую

общего

образования,

способствует

практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует

познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного

образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к

современному

обществу

и

получают

возможность

полноценной

организации

свободного времени.

7



В раздел образования