Автор: Тарбеева Людмила Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Колобок"
Населённый пункт: п.Большевик, г.о. Серпухов, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Творческая инициатива дошкольников, создание условий для ее развития и поддержки"
Раздел: среднее профессиональное
Тема: «Творческая инициатива дошкольников, создание условий для ее
развития и поддержки»
Поддержка и развитие детской инициативы – это важная часть
педагогической работы, от которой зависит успешное развитие ребенка.
Инициативный ребенок умеет найти себе занятие, предложить интересное
дело другим детям, стремится к общению, организации игр, созданию
творческих продуктов. В педагогике «инициативность» рассматривается как
проявление активной позиции в общении, деятельности, поведении,
источником которой является сам ребёнок. По сравнению с другими
показателями при оценке развития у детей сферы инициативности ребёнка
имеют ряд значительных преимуществ. С одной стороны, сферы инициативы
ребенка обеспечивают развитие его наиболее важных психических процессов
(психических новообразований возраста), а с другой стороны, обеспечивают
эмоциональное благополучие ребенка, его самореализацию, полноту
«проживания» им дошкольного периода детства, включенность в те виды
культурной практики (виды деятельности), которые традиционно отведены
обществом для образования дошкольника.
К основным сферам инициативы ребенка относятся:
– творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную
творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное
мышление);
– инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные
виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование,
требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где
развиваются произвольность, планирующая функция речи);
– коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие
со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция
речи);
2
– познавательная инициатива – любознательность (включенность в
экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую
деятельность, где развиваются способности устанавливать
пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые
отношения).
– двигательная активность (инициатива) – это естественная потребность
детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием
гармоничного развития ребёнка, состояния его здоровья.
Каждый вид деятельности способствует развитию и проявлению
определенной сферы инициативы. Однако верно и то, что во всех видах
детской деятельности в той или иной мере задействованы разные сферы
инициативы.
Остановимся более подробно на «творческой инициативе».
Короткова Н. А. и Нежнов П. Г. под «творческой инициативой» понимают
включенность ребенка в сюжетную игру, как основную деятельность
дошкольника.
Выделяют три уровня творческой инициативы:
1 – ый уровень. Ребенок многократно воспроизводит понравившиеся
условные игровые действия, содержание которых зависит от имеющейся
игровой обстановки.
2 – ой уровень. Ребенок имеет первоначальный замысел, называет роль;
видоизменяет игровую обстановку; развертывает сюжет в рамках привычных
событий, используя условные действия и ролевую речь; в процессе игры
может менять сюжет и роли, не заботясь об их связанности.
3 – ий уровень. Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает
предметную обстановку «под замысел»; комбинирует разные сюжетные
эпизоды в новый оригинальный сюжет; может осознанно использовать смену
3
ролей; замысел может воплощаться преимущественно в речи (придумывание
историй) или в режиссерской игре с игрушками – персонажами.
В игре интенсивно развиваются все психические качества и
особенности личности ребенка. И чем лучше они развиты, тем выше уровень
творческой инициативы, тем разнообразнее деятельность ребенка, его игра,
следовательно, и динамичнее развитие личности.
Для развития творческих способностей дошкольников можно
предложить следующие меры:
Применение на всех занятиях с детьми заданий творческого
характера.
Привлечение родителей к проблеме развития творчества детей.
Создание обстановки, определяющей развитие ребенка (т. е.
предложить ребенку материалы для творчества и выделить время и
возможность с ними играть; обеспечение возможностей для
практики; использование личного примера творческого подхода к
решению проблем).
Использование специальных игр, развивающих творческие
способностей детей.
Применение на специальных занятиях по рисованию, лепке, музыке
заданий творческого характера.
Поощрение высказываний оригинальных идей.
Управление взрослыми детской предметной, сюжетно-ролевой
игрой с целью развития в ней воображения детей.
Обогащение развивающей среды разнообразными предметами с
целью развития любознательности детей.
4
Сам педагог - творческая личность.
Для поддержки детской инициативы и творчества необходимо создать
условия, учитывающие следующие факторы:
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть
разнообразна по своему содержанию;
Образовательная и игровая среда должны стимулировать развитие
поисково-познавательной деятельности детей;
Содержание развивающей среды должно учитывать
индивидуальные особенности и интересы детей;
Родители должны быть в курсе всего, что происходит в жизни
ребенка.
Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:
Формирование установок «Я могу», «Я сумею»;
Создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто,
я тебе помогу»;
Предвосхищающая положительная оценка «Ты очень творческий
ребенок, у тебя все получится»
Для поддержки детской инициативы необходимо:
Предоставить детям самостоятельность во всем, что не представляет
опасности для жизни и здоровья, помогая им реализовывать
собственные замыслы;
Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как
личность;
Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя
интересные занятия;
Содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;
5
Подавление детской инициативы препятствует развитию инициативности
и способствует развитию чувства вины. Опираясь на работу Эрика Эриксона,
который называл возраст 3-5 лет, возрастом «творческой инициативы или
вины», делаем вывод, что если не предоставлять ребенку свободу в выборе (в
выборе действий, в выборе средств, способов и т.п.), а указывать на свою
правоту, критиковать, наказывать его за ошибки, то у дошкольника будет
развиваться не инициативность, а постоянное чувство вины за свои действия,
страх попробовать воплотить свои идеи.
Воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности,
инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного
выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной
деятельности. Тем самым создавая условия для формирования возрастных
новообразований.
Необходимым условием развитием инициативного поведения является
воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения.
Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания,
терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного
развития позитивной свободы и инициативности ребенка.
6