Напоминание

"Творческая инициатива дошкольников, создание условий для ее развития и поддержки"


Автор: Тарбеева Людмила Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Колобок"
Населённый пункт: п.Большевик, г.о. Серпухов, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Творческая инициатива дошкольников, создание условий для ее развития и поддержки"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тема: «Творческая инициатива дошкольников, создание условий для ее

развития и поддержки»

Поддержка и развитие детской инициативы – это важная часть

педагогической работы, от которой зависит успешное развитие ребенка.

Инициативный ребенок умеет найти себе занятие, предложить интересное

дело другим детям, стремится к общению, организации игр, созданию

творческих продуктов. В педагогике «инициативность» рассматривается как

проявление активной позиции в общении, деятельности, поведении,

источником которой является сам ребёнок. По сравнению с другими

показателями при оценке развития у детей сферы инициативности ребёнка

имеют ряд значительных преимуществ. С одной стороны, сферы инициативы

ребенка обеспечивают развитие его наиболее важных психических процессов

(психических новообразований возраста), а с другой стороны, обеспечивают

эмоциональное благополучие ребенка, его самореализацию, полноту

«проживания» им дошкольного периода детства, включенность в те виды

культурной практики (виды деятельности), которые традиционно отведены

обществом для образования дошкольника.

К основным сферам инициативы ребенка относятся:

– творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную

творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное

мышление);

– инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные

виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование,

требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где

развиваются произвольность, планирующая функция речи);

– коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие

со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция

речи);

2

– познавательная инициатива – любознательность (включенность в

экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую

деятельность, где развиваются способности устанавливать

пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые

отношения).

– двигательная активность (инициатива) – это естественная потребность

детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием

гармоничного развития ребёнка, состояния его здоровья.

Каждый вид деятельности способствует развитию и проявлению

определенной сферы инициативы. Однако верно и то, что во всех видах

детской деятельности в той или иной мере задействованы разные сферы

инициативы.

Остановимся более подробно на «творческой инициативе».

Короткова Н. А. и Нежнов П. Г. под «творческой инициативой» понимают

включенность ребенка в сюжетную игру, как основную деятельность

дошкольника.

Выделяют три уровня творческой инициативы:

1 – ый уровень. Ребенок многократно воспроизводит понравившиеся

условные игровые действия, содержание которых зависит от имеющейся

игровой обстановки.

2 – ой уровень. Ребенок имеет первоначальный замысел, называет роль;

видоизменяет игровую обстановку; развертывает сюжет в рамках привычных

событий, используя условные действия и ролевую речь; в процессе игры

может менять сюжет и роли, не заботясь об их связанности.

3 – ий уровень. Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает

предметную обстановку «под замысел»; комбинирует разные сюжетные

эпизоды в новый оригинальный сюжет; может осознанно использовать смену

3

ролей; замысел может воплощаться преимущественно в речи (придумывание

историй) или в режиссерской игре с игрушками – персонажами.

В игре интенсивно развиваются все психические качества и

особенности личности ребенка. И чем лучше они развиты, тем выше уровень

творческой инициативы, тем разнообразнее деятельность ребенка, его игра,

следовательно, и динамичнее развитие личности.

Для развития творческих способностей дошкольников можно

предложить следующие меры:

Применение на всех занятиях с детьми заданий творческого

характера.

Привлечение родителей к проблеме развития творчества детей.

Создание обстановки, определяющей развитие ребенка (т. е.

предложить ребенку материалы для творчества и выделить время и

возможность с ними играть; обеспечение возможностей для

практики; использование личного примера творческого подхода к

решению проблем).

Использование специальных игр, развивающих творческие

способностей детей.

Применение на специальных занятиях по рисованию, лепке, музыке

заданий творческого характера.

Поощрение высказываний оригинальных идей.

Управление взрослыми детской предметной, сюжетно-ролевой

игрой с целью развития в ней воображения детей.

Обогащение развивающей среды разнообразными предметами с

целью развития любознательности детей.

4

Сам педагог - творческая личность.

Для поддержки детской инициативы и творчества необходимо создать

условия, учитывающие следующие факторы:

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть

разнообразна по своему содержанию;

Образовательная и игровая среда должны стимулировать развитие

поисково-познавательной деятельности детей;

Содержание развивающей среды должно учитывать

индивидуальные особенности и интересы детей;

Родители должны быть в курсе всего, что происходит в жизни

ребенка.

Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:

Формирование установок «Я могу», «Я сумею»;

Создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто,

я тебе помогу»;

Предвосхищающая положительная оценка «Ты очень творческий

ребенок, у тебя все получится»

Для поддержки детской инициативы необходимо:

Предоставить детям самостоятельность во всем, что не представляет

опасности для жизни и здоровья, помогая им реализовывать

собственные замыслы;

Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;

Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как

личность;

Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя

интересные занятия;

Содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;

5

Подавление детской инициативы препятствует развитию инициативности

и способствует развитию чувства вины. Опираясь на работу Эрика Эриксона,

который называл возраст 3-5 лет, возрастом «творческой инициативы или

вины», делаем вывод, что если не предоставлять ребенку свободу в выборе (в

выборе действий, в выборе средств, способов и т.п.), а указывать на свою

правоту, критиковать, наказывать его за ошибки, то у дошкольника будет

развиваться не инициативность, а постоянное чувство вины за свои действия,

страх попробовать воплотить свои идеи.

Воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности,

инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного

выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной

деятельности. Тем самым создавая условия для формирования возрастных

новообразований.

Необходимым условием развитием инициативного поведения является

воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения.

Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания,

терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного

развития позитивной свободы и инициативности ребенка.

6



В раздел образования