Напоминание

Дедуктивное исследование.Решение проблем.


Автор: Тютрюмова Александра Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: города Перми
Наименование материала: открытое занятие по междисциплинарному обучению.
Тема: Дедуктивное исследование.Решение проблем.
Раздел: начальное образование





Назад




Открытое занятие по междисциплинарному обучении.

Дедуктивное исследование. Решение проблем.

Цели: 1. Развитие способности к решению проблем: поиск решения

проблемы с помощью метода «мозгового штурма».

2. Развитие критического мышления: выбор оптимального пути решения

проблемы.

Обобщение: эволюционные изменения приводят к революционным.

Содержание: литература.

Материал: сказка П. П. Бажова «Каменный цветок» (в сокращении).

Этапы проведения занятия

1.Мотивация. Вспомнить итоги прошлого занятия: Какой вывод мы сделали

на прошлом занятии?

Эволюционные изменения ведут к Революционным.

- Факты из каких областей знаний помогли нам сделать такой вывод?( химия,

биология, естествознание, история, литература, музыка, живопись,

архитектура, техника( на листах на доску)

- Как вы думаете, справедлива ли эта идея по отношению к нашим

чувствам, мыслям, поступкам? Приводят ли эволюционные, постепенные,

незначительные изменения в мыслях,чувствах или поступках человека к

революционным — быстрым и радикальным?»

Выслушать гипотезы детей с примерами подтверждения своих гипотез.

( на слайде выписать гипотезы)

- Мы выдвинули гипотезы.

- Предлагаю провести исследование на материале литературного

произведения, так как писатели в своих произведениях очень точно,

правдиво и интересно описывают нам мысли, чувства, поступки и

переживания героев.

- Какую задачу мы для себя поставим?Как будем доказывать гипотезы?

Найти факты(примеры), подтверждающих или опровергающих гипотезу.

(Доказать одну из гипотез)

2. Исследование.

На предыдущем занятии мы познакомились со сказом П. П. Бажова

«Каменный цветок» (в сокращении) и отвечали на вопросы.

- Кто главный герой этого произведения?

- Каким мы увидели главного героя?

- Мы проанализировали жизнь Данилки. Какие изменения мы увидели?

-Как поначалу протекала жизнь Данилки?( размеренно, постепенно, )

- Какие это изменения?(эволюционные)

- До какого момента?(Пока Данилка не решил сделать свой цветок и снова не

услышал про каменный цветок)

- Как он стал себя вести?

- Его поведение изменилось?(мысли менялись, то жениться собрался, то

сбежал)

- Т.е. его поведение резко изменилось. Стал мрачным, задумчивым, из

спокойного парня он превратился в угрюмого ,задумчивого)

- Какие это изменения? ( революционные)

- Мы выдвигали гипотезы.

3.Обмен информацией. Обсудите в парах и сделайте вывод с

доказательством. Какую гипотезу подтверждают ваши факты?

Вывод: В области чувств, мыслей и поступков человека

постепенные, медленные изменения могут приводить к быстрым,

скачкообразным, коренным, т. е. революционным.

Снять знак вопроса и прикрепить символ «психология» к имеющимся

областям с записью обобщения, которое было сделано на прошлом занятии.

- Изучением мыслей, чувств, поступков человека занимается специальная

наука —психология.(назв. На доску)

4. Поиск решения проблемы. Давайте вернемся к сказу:

- Какую проблему он решал своим уходом из дома?(Как сделать каменный

цветок, чтобы он передавал красоту живого цветка.)

- Можно ли было Данилушке не уходить?

- Можно ли было эту проблему решить как-то по-другому?

Для ответа на этот вопрос организовать поиск решения проблемы

поработаем в парах.

- Обсудите этот вопрос в парах и озвучьте свои предложения.

Записать все варианты решения проблемы .( карточка)

- Вы смогли предложить ещё решения , вы молодцы.

- Предлагаю оценить решение Данилки , для этого нам нужны критерии.

- Скажите, а по каким критериям следует оценивать то или иное решение

для того, чтобы выбрать наилучшее.

Для принятия решения, важно сделать правильный выбор?

- Значит выбор должен быть правильным, надёжным.

- Что было важно для Данилушки?( узнать секрет изготовления каменного

цветка)

- Можно надёжность взять как критерий?

- Важно было узнать его как можно быстрее, так как (он уже так истомился,

что не мог ждать.)

- Можно взять как критерий – быстроту?

- Кроме того, он был очень привязан к Прокопьичу, поэтому его судьба была

ему небезразлична.

- Прокопьич стал ему родным человеком, жизнь близких людей может быть

критерием, тем на что мы ориентируемся при выборе?

Вывод:Таким образом, можно выделить три критерия — надежность(?или

важность), быстрота, жизнь Прокопьича.

Дети ( на карточках) оценивают по выделенным критериям варианты

решения проблемы, выводят общую оценку по каждому

из решений, делают заключения о наилучшем варианте (с разных точек

зрения). (Таблица №1)

Вывод:Какой выход для Данилки был бы лучшим на ваш взгляд?

- Что нового для себя вы узнали сегодня на занятии?( Прежде чем принимать

решение, нужно всё взвесить)

- Какой вывод вы сделаете для себя?

- Какой вывод можно сделать о эволюционных и революционных

изменениях?( Изменения происходят в чувствах, эмоциях и поведении

людей.)

Таблица № 1

ариант задания для детей

Каким представлял себе каменный цветок Данилушко? Сделать рисунок

цветка глазами Данилушки.

Каменный цветок

1937

Краткое содержание сказки.

Жил в одном из уральских заводов мастер Прокопьич, первый по малахиту

в тех местах. Мастер уже пожилым был, вот барин и велел приставить к нему

ученика. Только не шла наука у Прокопьича, «всё у него с рывка, да с тычка».

Наставит мальчонке шишек по всей голове, уши оборвёт, да и отсылает

обратно — не способен, мол, к науке.

Местные мальчишки начали Прокопьича бояться, да и родителям

не хотелось своё дитя на муки отправлять. Так и дошло дело до Данилки

Недокормыша. Был этот двенадцатилетний мальчонка круглым сиротой —

мать свою не помнил, а отца и вовсе не знал. Лицом Данилка был чистенький

и пригожий, поэтому взяли его «казачком» в господский дом. Тут надо бы

вьюном виться, а мальчик уставится на украшение какое и замрёт в уголке.

Посчитали Данилку «блаженным тихоходом» и отправили в подпаски.

Но и здесь работа у него не пошла. Старый пастух заснёт, Данилка

замечтается, а коровы разбегутся. Однажды потеряли нескольких коров,

одна из них приказчикова была.

Высекли сначала старого пастуха, а потом за хилого Данилку принялись.

Палач сперва несильно ударил. Данилка зубы сжал и молчит. Тогда палач

разозлился и начал бить изо всех сил. Мальчик так и сомлел, не проронив

ни звука.

Выходила Данилку местная бабка-знахарка. От неё мальчик и узнал

о каменном цветке. Растёт этот цветок у Хозяйки в малахитовой горе,

«на змеиный праздник полную силу имеет». Если человек тот цветок увидит,

всю жизнь несчастным будет, а почему — бабка не знала.ЧСкоро Данилка

на ноги стал. Приказчик это углядел и приставил его учеником к Прокопьичу:

мальчонка — сирота, учи, как хочешь, никто не заступится. Глаз у Данилки

оказался верный. В первый же день он мастеру на ошибку указал.

Прокопьич один жил, жена его умерла, детей не нажил, вот и привязался

мастер к сироте. Работать с малахитом вредно, каменная пыль быстро лёгкие

забивает, поэтому решил мастер сначала худого и хилого Данилку откормить,

а потом уж за науку приниматься. Приставил он мальчика к хозяйству,

и начал задания давать — что ни работа, то забава.

Прокопьич крепостной был, но работать на себя, «по оброку», ему

разрешалось, поэтому был у мастера свой доход. Данилку он за сына принял,

справил ему хорошую одежду, сапожки. К ремеслу своему мастер его пока

не подпускал, но Данилка сам выспрашивал Прокопьича и всё запоминал.

Скоро приказчик заинтересовался: чей это мальчонка целыми днями

бездельничает? Решил проверить, чему мастер его выучить успел. Оказалось,

что между делом Данилка успел много премудрости усвоить. С этого дня

кончилось Данилушкино вольготное житьё, начал приказчик ему работу

давать.

За этой работой Данила и вырос. Работал он быстро, но Прокопьич учил его

не спешить и приказчику внушил, что Данилка — тихоход. В свободное время

мальчик даже читать-писать научился. Со временем стал Данила видным

парнем — высоким, румяным, кудрявым и весёлым, «одним словом, сухота

девичья».

Когда выточил Данила «зарукавье-змейку из цельного камня», приказчик его

мастером признал и написал о нём барину. Тот решил испытать нового

мастера, велел выточить чашу из малахита, чертёж прислал и наказал

присматривать, чтобы Прокопьич Даниле не помогал.

Поместил приказчик Данилу у себя. Сначала парень старался работать

медленно, а потом ему скучно стало, она и выточил чашу одним махом.

Приказчик ему ещё две такие же чаши выточить велел. Получилось, что

Данила сделал три чаши за срок, который барин на одну дал.

Понял приказчик, что Прокопьич его за нос водил, разозлился и описал всё

барину. Тот же «всё как есть наоборот повернул» — назначил Даниле

маленький оброк и не велел от Прокопьича забирать, надеясь, что вдвоём

они что-то новенькое придумают. К письму барин приложил чертёж

затейливой чаши, велел сделать такую же и срок отвёл неограниченный.

Данила принялся за работу, но чаша ему не нравилась — не было в ней

красоты, одни завитушки. С разрешения приказчика решил Данила ещё одну

чашу выточить, по своей задумке.

Стал Данила-мастер задумчивый, невесёлый, с лица спал, всё ходил по лугам,

искал цветок, чтобы по его подобию свою чашу сделать и всю красоту камня

показать. Выбрал он для чаши дурман-цветок, но сперва решил барский

заказ доделать.

Прокопьич его отговаривал, потом женить решил, надеясь, что после

свадьбы вся дурь из головы выйдет. Данила признался, что соседка Катя

давно его ждёт. Наконец, выточил Данила барскую чашу и устроил по этому

случаю праздник, пригласил невесту и старых мастеров. Один старик, учитель

Прокопьиа, и рассказал парню, что те, кому каменный цветок увидеть

удаётся, постигают всю красоту камня и навсегда попадают к Хозяйке

в горные мастера.

Потерял Данила покой, о свадьбе забыл — так хотелось ему красоту камня

понять. Однажды пошёл он малахит для своей дурман-чаши искать, а голос

ему и подсказывает: сходи на Змеиную гору. Потом мелькнула перед

Данилой женщина и пропала. Отправился парень на Змеиную гору, нашёл то,

что искал, принялся за работу, но не выходит у него чаша, жизни в ней нет.

Понял Данила, что сам не в силах поймать красоту камня, жениться решил.

Свадьба пришлась «как раз около Змеиного праздника». Пришёл Данила

в последний раз к Змеиной горке, сел отдохнуть, тут ему Хозяйка и явилась.

Парень её по красоте и малахитовому платью узнал. Попросил он Хозяйку

показать ему каменный цветок. Та его отговорить попыталась: увидевшие

цветок радость жизни теряют и сами к ней возвращаются. Но Данила

не отступал. Отвела его Хозяйка в свой сад с деревьями и травой из разного

камня и подвела к чёрным, будто бархатным кустам.

Нагляделся Данила-мастер на каменный цветок, и Хозяйка его домой

отпустила.

В тот день у Кати-невесты вечеринка была. Сперва Данила веселился вместе

со всеми, а потом загрустил. Вернувшись после вечеринки домой, разбил

Данила свою дурман-чашу, в барскую чашу плюнул и выбежал из избы.

Долго Данилу искали. Одни считали, что он с ума сошёл и в лесу загинул,

а другие говорили, что Хозяйка взяла Данилу в горные мастера.

Главная мысль произведения – истинное мастерство

невозможно без полного самоотречения. Однако в погоне за

идеалом не стоит забывать о любимых людях и приносить в

жертву собственную жизнь.



В раздел образования