Напоминание

"Современный урок в контексте ФГОС нового поколения"


Автор: Баркова Марина Максимовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ-гимназия №6
Населённый пункт: город Кимовск Тульская область
Наименование материала: статья
Тема: "Современный урок в контексте ФГОС нового поколения"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

МКОУ – гимназия №6 города Кимовск Тульской области

Доклад на тему:

«Современный урок в контексте

Федерального государственного

образовательного стандарта нового

поколения».

Подготовила

учитель начальных классов

Баркова М.М

Кимовск 2020г.

Современный урок в контексте Федерального государственного образовательного

стандарта нового поколения

« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры

учителя, мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции»

В.А.Сухомлинский

«Уже сегодня необходимо знать, какие требования к образованию предъявляют стандарты нового

поколения и использовать новые подходы в работе». (Примерные программы по учебным

предметам)

Одной, и самой важной особенностью нового стандарта, являются новые требования к освоению

обучающимися образовательной программы.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных

учебных

действий,

обеспечивающих

компетенцию

«научить

учиться»,

а

не

только

освоение

учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Современный

урок

урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам,

личности ребенка, его родителей, общества, государства.

Что отличает современный урок от традиционного?

Место в образовательном процессе

Урок утратил роль главной и единственной организационной формы образования. Его

конкуренты:

1.

Информационное образование

2.

Домашнее образование

3.

Дополнительное образование

Требования к проведению урока

урок должен быть эмоциональным;

вызывать интерес к учению;

воспитывать потребность в знаниях;

темп и ритм урока должны быть оптимальными;

действия учителя и учащихся завершёнными;

необходим

полный

контроль

во

взаимодействии

учителя

и

учащихся

на

уроке;

- педагогический такт.

Структура

Содержание

Организационные формы

Фронтальная форма обучения.

Групповая,

дифференцированно

групповая,

парная

форма

обучения;

группы

сменного состава.

Индивидуальная форма обучения.

Коллективная форма организации обучения.

Методика

Средства

Цели урока:

Образовательная - соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической задачей;

Воспитательная – формирование личностных УУД, через содержание учебного материала;

Развивающая

развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных (воли)

УУД

Типы уроков:

Урок первичного предъявления новых знаний

Урок формирования первоначальных предметных умений

Урок применения предметных умений

Урок обобщения и систематизации

Урок повторения

Контрольный урок

Коррекционный урок

Комбинированный урок

Учебная экскурсия

Урок решения практических, проектных задач

Нетрадиционные типы уроков:

Урок-соревнование

Урок-путешествие

Урок-сказка

Урок-игра

Урок-конференция

Урок взаимного обучения

Интегрированный урок

Приёмы повышения мотивации

Урок современного типа

В

ш и р о к о м

з н а ч е н и и «универсальные

учебные

действия»

с аморазвитие

и

самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это

совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную

компетентность,

толерантность,

способность

к

самостоятельному

усвоению

новых

знаний

и

умений, включая организацию этого процесса.

Требования к

уроку

Традиционный урок

Урок современного типа (ФГОС)

Объявление темы

урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и

задач

Учитель

формулирует

и

сообщает

учащимся, чему должны научиться

Формулируют

сами

учащиеся,

определив

границы

знания

и

незнания

Планирование

Учитель

сообщает

учащимся,

какую

работу они должны выполнить, чтобы

достичь цели

П л а н и р о в а н и е

у ч а щ и м и с я

способов достижения намеченной

цели

Практическая

деятельность

учащихся

Под

руководством

учителя

учащиеся

выполняют

ряд

практических

задач

(чаще применяется фронтальный метод

организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные

действия

по

намеченному

плану

( п р и м е н я е т с я

г р у п п о в о й ,

индивидуальный методы)

Осуществление

контроля

Учитель

осуществляет

контроль

за

выполнением учащимися практической

работы

Учащиеся осуществляют контроль

( п р и м е н я ю т с я

ф о р м ы

самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление

коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам

выполненной

работы

учащимися

осуществляет коррекцию

У ч а щ и е с я

ф о р м у л и р у ю т

затруднения

и

о суще ствляют

коррекцию самостоятельно

Оценивание

учащихся

Учитель

осуществляет

оценивание

учащихся за работу на уроке

У ч а щ и е с я

д а ю т

о ц е н к у

деятельности

по

её

результатам

(самооценивание,

оценивание

р е з у л ь т а т о в

д е я т е л ь н о с т и

товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они

запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель

объявляет

и

комментирует

(чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание

из

предложенных

учителем

с

у ч ё т о м

и н д и в и д у а л ь н ы х

возможностей

1.Организационный момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

«Хочу, потому что

могу».

• 1-2 минуты;

• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

• включение детей в деятельность;

• выделение содержательной области.

Приёмы работы:

• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу

удачи

учитель

предлагает

детям

подумать,

что

пригодится

для

успешной

работы

на

уроке;

дети

высказывают свое мнение;

• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);

• самопроверка домашнего задания по образцу.

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление

затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

1.

4-5 минут.

2. Возникновение проблемной ситуации.

• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

• создание проблемной ситуации;

• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока.

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»);

проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

• 4-5 мин;

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий

к теме диалог.

IV. «Открытие нового знания»

(построение проекта выхода из затруднения).

Этап изучения новых знаний и способов действий

Цель: решение устных задач и обсуждение проекта их решения.

• 7-8 мин;

• Способы: диалог, групповая или парная работа:

• Методы: диалог, побуждающий к гипотезам, подводящий к открытию знания и к решению

проблемы.

• организация самостоятельной исследовательской деятельности;

• выведение алгоритма.

V. Первичное закрепление.

Этап закрепления знаний и способов действий

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

• 4-5 минут;

• Способы: фронтальная работа, работа в парах;

Средства:

комментирование,

обозначение

знаковыми

символами,

выполнение

продуктивных

заданий.

• выполнение заданий с проговариванием в громкой речи

VI Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

• 4-5 минут;

• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);

• Выполняется письменно;

• Методы: самоконтроль, самооценка.

VII Включение нового знания и повторение.

• 7-8 минут;

• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый

алгоритм или новое понятие;

• Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

VIII Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

• 2-3 минуты;

• Вопросы:

• Какую задачу ставили?

• Удалось решить поставленную задачу?

УРОК СЕГОДНЯ (выводы)

1.Это организованная учителем активная познавательная деятельность учащихся.

2. Это учебное сотрудничество.

3. Это активные и интерактивные формы работы.

4. Самостоятельность и самодеятельность ученика (постановка цели урока, определение проблемы

урока и путей её решения, отбор способов и средств достижения цели, самоанализ и самоконтроль,

самооценка и оценка достигнутых результатов).

5. Это хорошо спланированная организаторская роль учителя (консультант).

6. Это реализация ТЦУ урока (развитие, обучение, воспитание).

Учитель начальных классов: Баркова М.М.



В раздел образования