Автор: Баркова Марина Максимовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ-гимназия №6
Населённый пункт: город Кимовск Тульская область
Наименование материала: статья
Тема: "Современный урок в контексте ФГОС нового поколения"
Раздел: начальное образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
МКОУ – гимназия №6 города Кимовск Тульской области
Доклад на тему:
«Современный урок в контексте
Федерального государственного
образовательного стандарта нового
поколения».
Подготовила
учитель начальных классов
Баркова М.М
Кимовск 2020г.
Современный урок в контексте Федерального государственного образовательного
стандарта нового поколения
« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры
учителя, мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции»
В.А.Сухомлинский
«Уже сегодня необходимо знать, какие требования к образованию предъявляют стандарты нового
поколения и использовать новые подходы в работе». (Примерные программы по учебным
предметам)
Одной, и самой важной особенностью нового стандарта, являются новые требования к освоению
обучающимися образовательной программы.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных
учебных
действий,
обеспечивающих
компетенцию
«научить
учиться»,
а
не
только
освоение
учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Современный
урок
– урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам,
личности ребенка, его родителей, общества, государства.
Что отличает современный урок от традиционного?
Место в образовательном процессе
Урок утратил роль главной и единственной организационной формы образования. Его
конкуренты:
1.
Информационное образование
2.
Домашнее образование
3.
Дополнительное образование
Требования к проведению урока
урок должен быть эмоциональным;
вызывать интерес к учению;
воспитывать потребность в знаниях;
темп и ритм урока должны быть оптимальными;
действия учителя и учащихся завершёнными;
необходим
полный
контроль
во
взаимодействии
учителя
и
учащихся
на
уроке;
- педагогический такт.
Структура
Содержание
Организационные формы
Фронтальная форма обучения.
Групповая,
дифференцированно
–
групповая,
парная
форма
обучения;
группы
сменного состава.
Индивидуальная форма обучения.
Коллективная форма организации обучения.
Методика
Средства
Цели урока:
Образовательная - соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической задачей;
Воспитательная – формирование личностных УУД, через содержание учебного материала;
Развивающая
– развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных (воли)
УУД
Типы уроков:
Урок первичного предъявления новых знаний
Урок формирования первоначальных предметных умений
Урок применения предметных умений
Урок обобщения и систематизации
Урок повторения
Контрольный урок
Коррекционный урок
Комбинированный урок
Учебная экскурсия
Урок решения практических, проектных задач
Нетрадиционные типы уроков:
Урок-соревнование
Урок-путешествие
Урок-сказка
Урок-игра
Урок-конференция
Урок взаимного обучения
Интегрированный урок
Приёмы повышения мотивации
Урок современного типа
В
ш и р о к о м
з н а ч е н и и «универсальные
учебные
действия» –
с аморазвитие
и
самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это
совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную
компетентность,
толерантность,
способность
к
самостоятельному
усвоению
новых
знаний
и
умений, включая организацию этого процесса.
Требования к
уроку
Традиционный урок
Урок современного типа (ФГОС)
Объявление темы
урока
Учитель сообщает учащимся
Формулируют сами учащиеся
Сообщение целей и
задач
Учитель
формулирует
и
сообщает
учащимся, чему должны научиться
Формулируют
сами
учащиеся,
определив
границы
знания
и
незнания
Планирование
Учитель
сообщает
учащимся,
какую
работу они должны выполнить, чтобы
достичь цели
П л а н и р о в а н и е
у ч а щ и м и с я
способов достижения намеченной
цели
Практическая
деятельность
учащихся
Под
руководством
учителя
учащиеся
выполняют
ряд
практических
задач
(чаще применяется фронтальный метод
организации деятельности)
Учащиеся осуществляют учебные
действия
по
намеченному
плану
( п р и м е н я е т с я
г р у п п о в о й ,
индивидуальный методы)
Осуществление
контроля
Учитель
осуществляет
контроль
за
выполнением учащимися практической
работы
Учащиеся осуществляют контроль
( п р и м е н я ю т с я
ф о р м ы
самоконтроля, взаимоконтроля)
Осуществление
коррекции
Учитель в ходе выполнения и по итогам
выполненной
работы
учащимися
осуществляет коррекцию
У ч а щ и е с я
ф о р м у л и р у ю т
затруднения
и
о суще ствляют
коррекцию самостоятельно
Оценивание
учащихся
Учитель
осуществляет
оценивание
учащихся за работу на уроке
У ч а щ и е с я
д а ю т
о ц е н к у
деятельности
по
её
результатам
(самооценивание,
оценивание
р е з у л ь т а т о в
д е я т е л ь н о с т и
товарищей)
Итог урока
Учитель выясняет у учащихся, что они
запомнили
Проводится рефлексия
Домашнее задание
Учитель
объявляет
и
комментирует
(чаще – задание одно для всех)
Учащиеся могут выбирать задание
из
предложенных
учителем
с
у ч ё т о м
и н д и в и д у а л ь н ы х
возможностей
1.Организационный момент.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.
«Хочу, потому что
могу».
• 1-2 минуты;
• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
• включение детей в деятельность;
• выделение содержательной области.
Приёмы работы:
• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу
удачи
•
учитель
предлагает
детям
подумать,
что
пригодится
для
успешной
работы
на
уроке;
дети
высказывают свое мнение;
• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
• самопроверка домашнего задания по образцу.
II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление
затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
1.
4-5 минут.
2. Возникновение проблемной ситуации.
• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
• создание проблемной ситуации;
• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока.
III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»);
проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
• 4-5 мин;
Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий
к теме диалог.
IV. «Открытие нового знания»
(построение проекта выхода из затруднения).
Этап изучения новых знаний и способов действий
Цель: решение устных задач и обсуждение проекта их решения.
• 7-8 мин;
• Способы: диалог, групповая или парная работа:
• Методы: диалог, побуждающий к гипотезам, подводящий к открытию знания и к решению
проблемы.
• организация самостоятельной исследовательской деятельности;
• выведение алгоритма.
V. Первичное закрепление.
Этап закрепления знаний и способов действий
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
• 4-5 минут;
• Способы: фронтальная работа, работа в парах;
•
Средства:
комментирование,
обозначение
знаковыми
символами,
выполнение
продуктивных
заданий.
• выполнение заданий с проговариванием в громкой речи
VI Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
• 4-5 минут;
• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
• Выполняется письменно;
• Методы: самоконтроль, самооценка.
VII Включение нового знания и повторение.
• 7-8 минут;
• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый
алгоритм или новое понятие;
• Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
VIII Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
• 2-3 минуты;
• Вопросы:
• Какую задачу ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
УРОК СЕГОДНЯ (выводы)
1.Это организованная учителем активная познавательная деятельность учащихся.
2. Это учебное сотрудничество.
3. Это активные и интерактивные формы работы.
4. Самостоятельность и самодеятельность ученика (постановка цели урока, определение проблемы
урока и путей её решения, отбор способов и средств достижения цели, самоанализ и самоконтроль,
самооценка и оценка достигнутых результатов).
5. Это хорошо спланированная организаторская роль учителя (консультант).
6. Это реализация ТЦУ урока (развитие, обучение, воспитание).
Учитель начальных классов: Баркова М.М.