Напоминание

"Упражнения по чистописанию на уроках математики".


Автор: Миронюкова Елена Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ "Средняя школа 36"
Населённый пункт: город Петропавловск - Камчатский, Камчатский край
Наименование материала: статья
Тема: "Упражнения по чистописанию на уроках математики".
Раздел: начальное образование





Назад




Упражнения по чистописанию на уроках математики.

учитель начальных классов

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

МИРОНЮКОВА

г. Петропавловск - Камчатский

МАОУ «Средняя школа № 36»

Описание:

Данная статья «Упражнения по чистописанию на уроках математики»

призвана показать насколько минутки чистописания могут быть интересными

и

разнообразными,

насколько

они

важны

и

необходимы,

познавательны,

способствуют расширению

кругозора

в

области

математики,

помогают

учителю приобщать учеников к математике как к важному и интересному

предмету.

Ц е л ь : овладение

как

графическим

навыком,

так

и

навыком

каллиграфического письма, активизация деятельности учащихся на уроках

математики.

Задачи:

научить решать нестандартные задачи;

расширять кругозор учащихся;

развивать интеллектуальные и познавательные способности;

развивать интерес к математике.

Упражнения

по

чистописанию

в

начальной

школе

являются

неотъемлемой частью успешности ребёнка.

Эти упражнения включают в

себя

детальный

анализ

написания

цифр

по

высоте,

ширине,

т.

е.

при

выполнении этих упражнений дети овладевают как графическим навыком,

так и навыком каллиграфического письма.

Упражнения по чистописанию

необходимо проводить систематически, умение правильно писать, правильно

располагать цифру в клеточке поможет в будущем избежать многих ошибок

при записи многозначных чисел, при решении примеров с многозначными

числами.

Чтобы

эти

упражнения

не

были

однообразными

и

скучными

учителю

необходимо

продумывать

и

разнообразить

задания. Однообразие

вызывает

скуку.

Можно

ли

этого

избежать?

Как

сделать

начало

урока

эффективным?

Поиск новых форм, методов и приёмов повышения

эффективности современного урока – явление не только необходимое, но и

закономерное.

На

уроках

математики

я

систематически

использую

такие

нестандартные виды заданий как: найди, отгадай, подумай, сравни, исследуй

и т. д., т. е. даже упражнения по чистописанию не даются в виде готового

продукта. Необходимо забыть такие фразы: «Сегодня на уроке мы будем

писать цифру…» или «Сегодня на уроке мы вспомним правила написания

цифры...».

С

самого

начала

урока

детей

нужно

включить

в

работу,

заинтересовать, заинтриговать, поэтому минутки чистописания несут в себе

не только овладение графическими и каллиграфическими навыками, но и

более глубокую задачу – включение в мыслительный процесс.

Нестандартные

минутки

чистописания

активизируют

деятельность

учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, мышление

творческим,

самостоятельным,

гибким.

А

значит,

использование

таких

нестандартных минуток способствует

углублению знаний детей,

расширению

кругозора,

снятию

эмоционального

напряжения

учащихся,

активному

развитию

познавательных

интересов

детей,

выработке

стойкого

умения

выделять

главные,

существенные

признаки

и

свойства,

математические

отношения скрытые несущественными данными.

Нестандартные, увлекательные, интересные, динамичные минутки на

любом

уроке

всегда

эмоциональная

разрядка

для

ребёнка,

снятие

напряжения,

тревожности,

неуверенности. Однако

нельзя

забывать,

что

главным в проведении любого этапа урока является обучение.

Подбирая

материал,

я

использую,

на

каждом

уроке

математики,

загадки,

задачи

шутки,

логические

задачи,

различные

ребусы

(математические, музыкальные, ребусы со словарными словами и т.п.) или

анаграммы, пословицы, поговорки, стихотворения, названия сказок и т. д.

Детям

очень

нравятся

эти

минутки,

они

проходят

активно,

интересно,

позитивно, эмоционально.

Конечно,

чтобы

разнообразить

минутки

чистописания параллельно ведётся подготовка к ним и на других уроках:

уроках русского языка, окружающего мира, литературного чтения, музыки,

непосредственно и на уроках математики, так же я включаю задания на

общие знания: подумай, как ты думаешь, а знаешь…, сделай вывод…

Выполняя

эти

задания

у

детей

развивается

внимание,

мышление,

расширяется кругозор, пополняется словарный запас, проявляется интерес к

математике, формируется логическое и образное мышление, идёт развитие

интеллектуальных способностей, воспитывается сознательное отношение к

математике, развивается находчивость, смекалка, умение обнаруживать связи

между

данными,

анализировать,

находить

закономерности,

развивать

творческие способности, повышать познавательную деятельность. Именно на

таких

нестандартных

минутках

удается

создать

оптимальные

условия

обучающимся в соответствии с их возможностями, сделать их активными

участниками урока. Такие задания делают урок более интересным для ребят.

Дети и сами не замечают, как в процессе выполнения заданий, играя, они

осваивают

необходимые

навыки

счёта,

приобретают

умение

к

доказательности

рассуждений,

умение

сосредоточить

своё

внимание

на

возникшей проблеме и путей её решения.

В современном мире – мире компьютерных технологий, нет никаких

трудностей в подборе материалов, нужно не только умение пользоваться

интернет ресурсами, но и желание сделать уроки наиболее интересными и

познавательными. Кроме, интернет ресурсов, конечно у каждого учителя есть

и собственные наработки, с некоторыми из которых я бы хотела поделиться.

Приведу лишь некоторые примеры заданий для учеников 1-2 классов.

На уроках ИЗО, окружающего мира, литературного чтения, музыки мы

встречаемся с описанием такого явления природы, как радуга. На минутках

чистописания я использую работу с «радугой».

Например:

- Сколько цветов в радуге? (7)

- Расскажите всё, что вы знаете о числе 7.

ответы

включаются

и

математические

знания,

и

пословицы,

и

поговорки, название планет, название месяца…)

- Каким по счёту будет зелёный цвет? (аналогичная работа)

- Если смешать красный цвет и жёлтый, какой цвет получится?

- Каким по счёту будет оранжевый цвет? (и т. д.)

Подобную

работу

можно

проводить

и

с

«нотным

станом»,

и

с

названием дней недели, и с названием месяцев, с названием планет …

- Я загадала число, взяла половину и получила, например, 4. Какое

число я загадала?

- Я загадала число, взяла половину и увеличила (уменьшила) его на 2. У

меня получилось … Какое число я загадала?

Так же я использую различные задачи с вопросами в косвенной форме,

подбирая интересные факты о животных, растениях, об окружающем нас

мире, задачи с региональным компонентом…

В своей статье мне хотелось показать насколько важен каждый этап

урока, и что минутки чистописания это один из не менее важных, не менее

интересных,

развивающих

и

познавательных

этапов,

которые

помогают

развитию яркой, эмоциональной, правильной речи учащихся, обогащению их

словарного запаса, расширению кругозора в области математики, помогают

учителю приобщать учеников к математике как к важному и интересному

предмету. Нестандартные

задания

учат

образному

нестандартному

мышлению, что способствуют развитию логики и смекалки.



В раздел образования