Автор: Миронюкова Елена Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ "Средняя школа 36"
Населённый пункт: город Петропавловск - Камчатский, Камчатский край
Наименование материала: статья
Тема: "Упражнения по чистописанию на уроках математики".
Раздел: начальное образование
Упражнения по чистописанию на уроках математики.
учитель начальных классов
ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
МИРОНЮКОВА
г. Петропавловск - Камчатский
МАОУ «Средняя школа № 36»
Описание:
Данная статья «Упражнения по чистописанию на уроках математики»
призвана показать насколько минутки чистописания могут быть интересными
и
разнообразными,
насколько
они
важны
и
необходимы,
познавательны,
способствуют расширению
кругозора
в
области
математики,
помогают
учителю приобщать учеников к математике как к важному и интересному
предмету.
Ц е л ь : овладение
как
графическим
навыком,
так
и
навыком
каллиграфического письма, активизация деятельности учащихся на уроках
математики.
Задачи:
научить решать нестандартные задачи;
расширять кругозор учащихся;
развивать интеллектуальные и познавательные способности;
развивать интерес к математике.
Упражнения
по
чистописанию
в
начальной
школе
являются
неотъемлемой частью успешности ребёнка.
Эти упражнения включают в
себя
детальный
анализ
написания
цифр
по
высоте,
ширине,
т.
е.
при
выполнении этих упражнений дети овладевают как графическим навыком,
так и навыком каллиграфического письма.
Упражнения по чистописанию
необходимо проводить систематически, умение правильно писать, правильно
располагать цифру в клеточке поможет в будущем избежать многих ошибок
при записи многозначных чисел, при решении примеров с многозначными
числами.
Чтобы
эти
упражнения
не
были
однообразными
и
скучными
учителю
необходимо
продумывать
и
разнообразить
задания. Однообразие
вызывает
скуку.
Можно
ли
этого
избежать?
Как
сделать
начало
урока
эффективным?
Поиск новых форм, методов и приёмов повышения
эффективности современного урока – явление не только необходимое, но и
закономерное.
На
уроках
математики
я
систематически
использую
такие
нестандартные виды заданий как: найди, отгадай, подумай, сравни, исследуй
и т. д., т. е. даже упражнения по чистописанию не даются в виде готового
продукта. Необходимо забыть такие фразы: «Сегодня на уроке мы будем
писать цифру…» или «Сегодня на уроке мы вспомним правила написания
цифры...».
С
самого
начала
урока
детей
нужно
включить
в
работу,
заинтересовать, заинтриговать, поэтому минутки чистописания несут в себе
не только овладение графическими и каллиграфическими навыками, но и
более глубокую задачу – включение в мыслительный процесс.
Нестандартные
минутки
чистописания
активизируют
деятельность
учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, мышление
творческим,
самостоятельным,
гибким.
А
значит,
использование
таких
нестандартных минуток способствует
углублению знаний детей,
расширению
кругозора,
снятию
эмоционального
напряжения
учащихся,
активному
развитию
познавательных
интересов
детей,
выработке
стойкого
умения
выделять
главные,
существенные
признаки
и
свойства,
математические
отношения скрытые несущественными данными.
Нестандартные, увлекательные, интересные, динамичные минутки на
любом
уроке
–
всегда
эмоциональная
разрядка
для
ребёнка,
снятие
напряжения,
тревожности,
неуверенности. Однако
нельзя
забывать,
что
главным в проведении любого этапа урока является обучение.
Подбирая
материал,
я
использую,
на
каждом
уроке
математики,
загадки,
задачи
–
шутки,
логические
задачи,
различные
ребусы
(математические, музыкальные, ребусы со словарными словами и т.п.) или
анаграммы, пословицы, поговорки, стихотворения, названия сказок и т. д.
Детям
очень
нравятся
эти
минутки,
они
проходят
активно,
интересно,
позитивно, эмоционально.
Конечно,
чтобы
разнообразить
минутки
чистописания параллельно ведётся подготовка к ним и на других уроках:
уроках русского языка, окружающего мира, литературного чтения, музыки,
непосредственно и на уроках математики, так же я включаю задания на
общие знания: подумай, как ты думаешь, а знаешь…, сделай вывод…
Выполняя
эти
задания
у
детей
развивается
внимание,
мышление,
расширяется кругозор, пополняется словарный запас, проявляется интерес к
математике, формируется логическое и образное мышление, идёт развитие
интеллектуальных способностей, воспитывается сознательное отношение к
математике, развивается находчивость, смекалка, умение обнаруживать связи
между
данными,
анализировать,
находить
закономерности,
развивать
творческие способности, повышать познавательную деятельность. Именно на
таких
нестандартных
минутках
удается
создать
оптимальные
условия
обучающимся в соответствии с их возможностями, сделать их активными
участниками урока. Такие задания делают урок более интересным для ребят.
Дети и сами не замечают, как в процессе выполнения заданий, играя, они
осваивают
необходимые
навыки
счёта,
приобретают
умение
к
доказательности
рассуждений,
умение
сосредоточить
своё
внимание
на
возникшей проблеме и путей её решения.
В современном мире – мире компьютерных технологий, нет никаких
трудностей в подборе материалов, нужно не только умение пользоваться
интернет ресурсами, но и желание сделать уроки наиболее интересными и
познавательными. Кроме, интернет ресурсов, конечно у каждого учителя есть
и собственные наработки, с некоторыми из которых я бы хотела поделиться.
Приведу лишь некоторые примеры заданий для учеников 1-2 классов.
На уроках ИЗО, окружающего мира, литературного чтения, музыки мы
встречаемся с описанием такого явления природы, как радуга. На минутках
чистописания я использую работу с «радугой».
Например:
- Сколько цветов в радуге? (7)
- Расскажите всё, что вы знаете о числе 7.
(в
ответы
включаются
и
математические
знания,
и
пословицы,
и
поговорки, название планет, название месяца…)
- Каким по счёту будет зелёный цвет? (аналогичная работа)
- Если смешать красный цвет и жёлтый, какой цвет получится?
- Каким по счёту будет оранжевый цвет? (и т. д.)
Подобную
работу
можно
проводить
и
с
«нотным
станом»,
и
с
названием дней недели, и с названием месяцев, с названием планет …
- Я загадала число, взяла половину и получила, например, 4. Какое
число я загадала?
- Я загадала число, взяла половину и увеличила (уменьшила) его на 2. У
меня получилось … Какое число я загадала?
Так же я использую различные задачи с вопросами в косвенной форме,
подбирая интересные факты о животных, растениях, об окружающем нас
мире, задачи с региональным компонентом…
В своей статье мне хотелось показать насколько важен каждый этап
урока, и что минутки чистописания это один из не менее важных, не менее
интересных,
развивающих
и
познавательных
этапов,
которые
помогают
развитию яркой, эмоциональной, правильной речи учащихся, обогащению их
словарного запаса, расширению кругозора в области математики, помогают
учителю приобщать учеников к математике как к важному и интересному
предмету. Нестандартные
задания
учат
образному
нестандартному
мышлению, что способствуют развитию логики и смекалки.