Автор: Першина Элла Юрьевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ Московская СОШ им.Ивана Ярыгина
Населённый пункт: с.Сизая Шушенский район Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Технологии проблемного обучения
Раздел: начальное образование
Итоговая аттестационная работа по предметной области «Музыка»
Першиной Эллы Юрьевны
Технологии проблемного обучения.
1.
Основные педагогические задачи в области «Музыка» я ставлю следующие:
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного
вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, отечественному и
мировому музыкальному искусству, уважение к истории, духовным ценностям России,
музыкальной культуре разных народов;
- развитие восприятия музыки. Интереса к музыке и музыкальной деятельности,
ассоциативно-образного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха,
певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной
деятельности;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и
навыками (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных
инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизации).
Для решения этих задач подойдут такие пед.технологии, как технологии проблемного
обучения, игровые, проектные, исследовательские.
2.
Компетентностный подход – это умение применять в жизни знания, умения и
навыки. Он предполагает освоение учащимися умений, позволяющих действовать
эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.
Для осуществеления компетентностного подхода, на своих уроках я использую
различные подходы ТРКМ, такие как кластер (для актуализации знаний), синквейн
( как рефлексия), «верите ли вы», они способствуют развитию учебно-познавательной
компетенции.
Внеурочная деятельность помогает развитию компетенции в области информационных
и коммуникационных технологий. ( предметная неделя, олимпиады, концерты, КТД). В
моем случае сложностью по внедрению проектно – исследовательской технологии
является отсутствие во многих семьях, а также в школе скоростного интернета. У
некоторых детей его просто нет. ( т.к пока в этой сельской местности не провели
оптиволокно).
Помимо привычных контрольных работ, теперь необходимо проводить метапредметные
диагностические работы, требующие от ученика не только познавательных, но и
регулятивных и коммуникативных действий.
Совершенствоваваться должна вводимая ФГОС диагностика результатов
личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая
работа, результаты наблюдения и др.). В любом случае такая диагностика предполагает
проявления учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей
жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей.
3.
Технологии, которые применяются при системно – деятельностном подходе обучения
в моей предметной области – это :
- технология проблемного обучения
- технология проектного обучения
- игровые технологии
Они обладают следующими основными качествами ( из раздела ):
Системность, целостность, структурированность, алгоритмичность, управляемость,
эффективность.
Описание технологии в соответствии структуры
( по разделу 4)
Технология проблемного обучения. Она основывается на теоретических положениях
американского философа, психолога Дж.Дьюи. Поиск истины, самостоятельный поиск
верных решений и правильных ответов на уроке происходит во время постановки
проблемных задач, как педагогом, так и самими учащимися:
1.
Сравнить прослушанные произведения, найти общие и отличительные черты
произведений.
2.
Узнать по стилю, мелодизму, характеру исполнения, кто автор музыкального
произведения.
3.
Какому народу принадлежит данная музыка, композиторская или народная.
4.
Какие звучат инструменты, какой жанр музыкального произведения и т.д.
Цель: формирования у учащихся умения чётко сформулировать проблему,
самостоятельно и логично выстраивать систему действий, проводить диагностику
результатов. Формирование целостной картины восприятия мира, неделимость
музыки и окружающего мира. Применение эвристического (частично поискового)
метода. Ожидаемые результаты: - воспитание культуры слушателя, читателя,
зрителя, исполнителя; - формирование внутренней мотивации к учению
посредством организации самостоятельной познавательной деятельности
учащегося; - развитие творческого и интеллектуального потенциала ученика, путём
ухода от стандартов мышления. - повышение эффективности усвоения УУД
посредством создания проблемной ситуации и нахождения пути решения данной
проблемы с помощью логического мышления. - развитие навыка применения
знаний и личного опыта на практике в нестандартной для ребят форме. -
формирование умения осваивать новый опыт, ориентир их деятельности –
порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов.
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий,
которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и
активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате
чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие
мыслительных способностей.
Классификационные параметры технологии.
По уровню применения: общепедагогическая
По философской основе: прагматическая + приспосабливающаяся
По основному фактору развития: биогенная + социогенная +психогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно – рефлекторная + бихевиористская.
По ориентации на личностные структуры: 1) 3УН + 2) СУД (содерж. умств.
деят.)
По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная,
гуманистическая + технократическая, приникающая.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: групповая, академическая + клубная.
По подходу к ребенку: свободное воспитание.
По преобладающему методу: проблемная
По направлению модернизации: активизация и интенсификация деятельности
учащихся.
По категории обучающихся: массовая, все категории.
Целевые ориентации.
1.
Приобретение ЗУН
2.
Усвоение способов самостоятельной деятельности.
3.
Развитие познавательных и творческих способностей.
Концептуальные положения
1.
Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании.
2.
Условие знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс.
3.
Ребенок усваивает материал не просто слушая или воспринимая органами
чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях,
являясь активным субъектом своего обучения.
4.
Условиями успешности обучения являются:
- проблематизация учебного материала
- активность ребенка
- связь обучения с жизнью ребенка
Особенности содержания
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации
проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического
содержания материала, который должен быть представлен как цель проблемных
ситуаций.
Сама логика научных знаний представляет логику проблемных ситуаций,
поэтому часть учебного материала содержит исторические правдоподобные
коллизии из истории науки. Однако такой путь познания был бы слишком
неэкономичен: оптимальной структурой материала является сочетание
традиционного изложения с включением проблемных ситуаций.
Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного,
по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по др.
методическим особенностям.
исследование и лабораторные работы
проблемный фронтальный эксперимент
мыслительный проблемный эксперимент
проблемное решение задач
проблемное задание
игровые проблемные ситуации
проблемные демонстрации
Проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов
учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества
объекта познания. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса
обучения: при объяснении, закреплении, контроля.
Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует
поиск решения, при этом от учителя требуется дифференцированный и индивидуальный
подход к учащимся.
Методы и формы работы учителя.
Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его
разрешения, сталкивает противоречия практической деятельности, излагает различные точки
зрения на один и тот же вопрос, побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения,
выводы из ситуации, сопоставлять факты. Учитель также определяет проблемные
теоретические и практические задания, ставит проблемные задачи.
Для реализации проблемной технологии необходимы:
1.
Отбор самых актуальных сущностных задач.
2.
Определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной
работы.
3.
Личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную
познавательную деятельность ребенка.
Я считаю, что важным условием успеха при работе по данной технологии является
стремление и готовность учителя к сотрудничеству с учащимися.
Для организации учащихся при решении проблемных вопросов чаще всего используется
групповая технология.
Где ученикам предлагается обсудить проблемный вопрос, наметить пути его разрешения,
представить найденный совместно результат. В группе учащихся анализируют, сравнивают.
самостоятельно формируют гипотезу.
Проблемный характер заданий способствует приобщению учащихся к коллективной
творческой деятельности, они учатся сами задавать вопросы. принимать роль учителя,
анализировать ответ своего товарища, требует от него доказательств.
4.Для достижения поставленной цели и решения задач программы по музыке используются
современные методы обучения и образовательные технологии деятельностного типа,
взаимно дополняющие друг друга. Отбор осуществляется с учетом особенностей
художественно-эстетического и практико-ориентированного содержания учебного предмета
«Музыка». Методы обучения делятся на две группы: общепедагогические и специальные
методы музыкального обучения и воспитания.
К технологиям, применяемым на уроке музыки, относятся следующие:
проблемно-поисковые;
проектно - исследовательские;
игровые и др.
5.
При реализации пед.технологий в предметной области « Музыка»
соблюдаются следующие принципы ФГОС: формирования у обучающихся
общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и
ключевых компетенций.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и
планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей
личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию
растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван
формировать у ребенка современную картину мира. Реализуемые мною
пед.технологии направлены на удовлетворение следующих требований ФГОС:.
Основные виды учебной деятельности учащихся: слушание музыки, пение,
инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение,
драматизация музыкальных произведений.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию
принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и
воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения
подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу
исполнительской деятельности учащихся входят:
•
хоровое, ансамблевое и сольное пение;
•
пластическое интонирование и музыкальноритмические движения;
•
игра на музыкальных инструментах;
•
инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных
пьес программного характера;
•
освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации
музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке,
импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на
темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к
операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных
коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных
коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов,
озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке,
музыкальных инструментах, музыкантах и др.
В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение
образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами
сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений
музыкального искусства, что формирует у младших школьников
универсальные учебные действия.