Автор: Токарева Галина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №6 с.Петропавловка
Населённый пункт: с. Петропавловка Саратовской области
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рисуем нитями
Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа
№6 с.Петропавловка Новоузенского района Саратовской области»
Рассмот рено
на
ШМО
классных руководителей
Протокол №___ от
«___» _______ 20 __ г.
«Согласовано»
Заместитель
директора
по
ОВР
_______ Петрова Н.В.
«Утверждено»
Директор МОУ СОШ №6
с. Петропавловка
_______ Токарева С.П.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Рисуем нитями»
(
художественно-эстетическая направленность
)
Возраст обучающихся: 9-10 лет.
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель:
Токарева Галина Владимировна
учитель начальных
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Декоративно-прикладное творчество – самое древнее искусство на земле. Его роль
велика
не
только
в
эстетическом
воспитании
ребёнка,
но
и
в
духовно-нравственном
с т а н о в л е н и и ,
п р и о б щ е н и я
к
и с т о к а м
и
т р а д и ц и я м
е г о
Р о д и н ы .
Работа
в технике изонити
развивает у детей наглядно-образное и логическое
мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук; развивается
творческий потенциал ребенка.
Изонить расширяет представление детей об окружающем мире, учит их внимательно
вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность
восприятия при создании геометрического узора. Любая поделка, работа требует
выполнения трудовых операций в определенной последовательности, а значит, учит
детей работать по плану, соблюдая последовательность выполнения стежков. Техника
изонити требует ловких действий, следовательно, способствует развитию мелкой
моторики, что в свою очередь благотворно влияет на речевые зоны коры головного мозга.
В процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность.
Работы в технике изонити способствуют формированию таких качеств, как настойчивость,
умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, т.е.
способствует развитию личности ребенка.
Работы в технике изонити привлекают детей своими результатами. Школьники
испытывают радость от сделанной своими руками картинки, закладки, панно. Не
меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для друзей, взрослых. Таким
образом, вышивка по картону (изонить) является эффективным средством трудового и
эстетического воспитания.
Актуальность программы – это связь искусства с жизнью человека, его роль в
повседневном быту. Каждый ребёнок любит и по-своему умеет рисовать. Дети рисуют
карандашами и красками, палочкой на снегу, мелом, углём и другими материалами и
инструментами. А можно выполнить рисунок нитью, учась при этом прекрасно владеть
иглой. Достоинство в том, что изображение выполняется довольно быстро и
аккуратно, да и фантазии есть где разгуляться. Этот увлекательный вид рукоделия
доступен и интересен детям любого возраста.
Новизну программы придает знакомство с конструированием и изготовлением картин
необычного жанра с помощью цветных ниток.
Программа обучения построена таким образом, что с первых же занятий дети видят
конкретные результаты своего труда. Обучающимся, которые нуждаются, предлагается
индивидуальная помощь. Учитываются возрастные и личностные особенности детей.
Важно,
чтобы
эскизы,
которые
выбирает
обучающийся,
нравились
ребёнку,
а
изготовление поделки было ему по силам. И тогда сделанная ребёнком вещь доставит
ему большую радость и удовлетворение от проделанной работы. В процессе обучения
возможно
проведение
корректировки
сложности
заданий
и
внесение
изменений
в
программу,
исходя
из
опыта
детей
и
степени
усвоения
ими
учебного
материала.
Программа включает в себя не только обучение технике, но и создание индивидуальных
и коллективных сюжетно-тематических композиций.
2
Педагогическая целесообразность:
Самым главным в этом виде творчества является разнообразие решения одной и
той
же
задачи,
которое
достигается
путем
применения
различных
технологий,
интересных решений в цвете и дизайне.
Занятия изонитью способствуют развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь
влияет
на
интеллектуальное
и
речевое
развитие
ребёнка,
а
также
оказывают
положительное,
успокаивающее
действие
на
нервную
систему,
являясь
источником
положительных эмоций.
Отличительные
особенности
программы: программа
обучения
построена
таким
образом, что с первых же занятий дети видят конкретные результаты своего труда.
Обучающимся,
которые
нуждаются,
предлагается
индивидуальная
помощь.
Учитываются
возрастные
и
личностные
особенности
детей.
Важно,
чтобы
эскизы,
которые выбирает обучающийся, нравились ребёнку, а изготовление поделки было ему
по
силам.
И
тогда
сделанная
ребёнком
вещь
доставит
ему
большую
радость
и
удовлетворение от проделанной работы. В процессе обучения возможно проведение
корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта
детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не
только обучение технике, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-
тематических композиций.
Цель: Развитие творческого потенциала и эстетического вкуса детей в процессе освоения
техники и технологии «изонити»; расширить и углубить знания и умения полученные на
уроках
математики
и
изобразительного
искусства;
развить
абстрактное
мышление;
приобщить
к
традициям
оригинального
вида
декоративно
–
прикладного
искусства
техники «изонить».
Задачи:
Обучающие:
обучение учащихся технике и технологии «изонити»;
освоение детьми основ изобразительной деятельности и аппликации;
познакомить
учащихся
с
геометрическими
понятиями:
окружности,
хорды
( разной длины и ее направлений), угла (острый, тупой, их величина и длина
сторон); о центре, левой и правой стороне листа бумаги; ;
способствовать введению в активный словарь детей математических терминов;
формировать умение создавать композиции, используя различные комбинации:
окружности и завитка, углы и овалы и т. д ;
3
обучение
моделированию,
умению
составлять
из
геометрических
фигур
изображения предметов и композиций.
Развивающие:
развитие эстетического вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного
воображения;
развитие художественно-творческих способностей;
развитие мелкой моторики;
развитие цветового восприятия.
Воспитательные:
воспитание способности к сотрудничеству в творческой деятельности;
воспитание ценностного отношения к результатам творчества;
воспитание трудолюбия, усидчивости, аккуратности, целеустремленности.
Обучение учащихся идёт по трём основным направлениям:
1.
освоение детьми техник и технологий изонити,
2.
художественно-эстетическая деятельность,
3.
творчество.
Вопросы
гармонического
развития
и
творческой
самореализации
находят
свое
разрешение в условиях поиска и занятии нитяной графикой. Открытие в себе творческой
индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в других сферах жизни – в учебе, в
общении с другими. Она рассчитана на работу с детьми 9-10 лет и состоит из следующих
этапов:
Первый
—
«ориентирующий»
—
изучение
интересов
и
возможностей
детей,
создание первичной базы эстетических впечатлений на основе восприятия художественно
полноценных образцов изонити, с подчёркиванием средств выразительности, несущих
наибольшую
духовную
нагрузку
(рисунок,
цветовая
гамма,
композиция,
стиль).
На
данном этапе происходит «настройка» детей на положительный резонанс в процессе
занятий (мажорность, позитивность, гармоничность отношений).
В т о р о й –
«накопительный»
- обогащение,
количественное
расширение
индивидуального
художественного
опыта.
Формирование
механизмов восприятия,
4
закрепление
эстетических
ориентиров,
изучение
«языка
и
талонов»
учебно-
изобразительной деятельности: техник, технологий. Средств выразительности)
Третий
- «репродуктивный» - практическое освоение детьми технологий, средств
выразительности и различных образцов художественной деятельности. *
Четвертый
- «аналитический»
-
обучение
навыкам
эстетического
анализа
творческих работ и самооценки собственных вариантов. На этом этапе наиболее полно
развиваются ценностные критерии, аналитические умения ребенка.
Пятый -
«интеграционный»
-
расширение
диапазона
применения
изделий
в
технике «изонити» в различных видах декоративно-прикладного творчества и создание
психологических
и
технологических
основ
для
самостоятельной
творческой
деятельности детей.
Шестой -
«творческий» -
создание творческих работ, эстетическая
оценка своих изделий, накопление «библиотеки» индивидуальных творческих
проектов.
Для
эффективной
реализации
целевых
установок,
этапов
и
содержания
программы используются следующие педагогические методы и технологии.
Информационно-познавательные
(инструктаж
по
технике
безопасности,
эвристическая
и
информационная
беседа,
демонстрационный
метод
-
демонстрация образцов и техник).
Практические
(репродуктивный
метод
-
выполнение
изделий
по
шаблону,
копирование шаблонов).
Проблемно-поисковые
(вариативный
метод
-
варьирование
средств
выразительности,
техник
и
технологий,
соединения
различных
техник,
экспериментирование с материалами).
Творческие
(метод
активного
воображения
-
придумывание
образов, названий
своих изделий, сюжетная разработка образов, создание собственных вариантов
изделий).
Диагностические (тестирование по выявлению творческих способностей детей,
анализ творческих работ).
наглядный
(показ
видео
и
мультимедийных
материалов,
иллюстраций,
наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
Объяснительно - иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию.
Репродуктивный
–
учащиеся
воспроизводят
полученные
знания
и
освоенные
способы деятельности.
Групповой – организация работы в группах.
Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.
Фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися.
5
Индивидуально-фронтальный
–
чередование
индивидуальных
и
фронтальных
форм работы.
Срок реализации программы - 1 год, 70 учебных часов. Периодичность занятий
- 1 раз в неделю по 2 учебных часа. Программа рассчитана на детей 9-10 лет.
Ожидаемый результат:
Учащиеся должны знать:
- правила поведения, правила техники безопасности;
- инструменты и материалы;
- условные обозначения;
- основные элементы изонить;
- технику вышивания основных элементов;
- основы цветоведения;
- последовательность изготовления изделий;
- самостоятельно составлять композиции;
- технологию выполнения изделия, его эстетическое оформление.
Учащиеся должны уметь:
-соблюдать правила поведения на занятиях, правила ТБ при работе с иглой, ножницами,
циркулем,
- правильно читать условные обозначения;
- подбирать материалы для вышивания;
- выполнять основные элементы и узоры;
- правильно соединять элементы между собой, наращивать нити;
- гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
- вышивать различные элементы и изделия;
- выполнять заключительную отделку готовых изделий.
На всех этапах обучения по данной программе учащиеся будут развивать
- внимание, память, мышление, пространственное воображение;
- мелкую моторику рук и глазомер;
- художественный вкус, творческие способности и фантазию,
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в
коллективе.
Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять
в повседневной жизни.
Формы подведения итогов:
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе.
• Участие в районных и областных выставках и конкурсах.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН
6
№
Содержание
Кол-во
теорети-ческих
часов
Кол-во практи-
ческих
часов
Всего
1.
Вводное занятие
1
1
2
2.
Узоры с углами
1
2
3
3.
Цветоведение
1
1
2
4.
Узоры с окружностями.
2
7
9
5.
Техника «Сектор».
1
3
4
6.
Основы орнамента и композиции.
1
4
5
7.
Техника «Завиток».
2
5
7
8.
Звезда .
1
2
3
9.
Узоры с сердечками.
1
2
3
10.
Зеркальное отображение.
1
2
3
11.
Композиция из углов и дуг.
2
5
7
12.
Декоративные узоры.
2
4
6
13.
Композиция из окружностей
1
4
5
14.
Творческая работа.
2
7
9
15.
Выставка. Подведение итогов.
1
1
2
Итого
20
50
70
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Вводное занятие
Теория.
Изонить как вид прикладного творчества. Материалы, инструменты. Организация
рабочего места. Использование изонити в декоре и интерьере. Техника безопасности.
7
Практика. Демонстрация работ. Понятия трафарета и шаблона. Нанесение на картон
параллельных и перпендикулярных линий с помощью линейки и карандаша.
2.Узоры с углами
Теория . Понятие: угол, вершина угла, левая и правая сторона угла. Отличие лицевой и
изнаночной стороны. Понятия: эскиз, композиция. Демонстрация техники «угол»
Практика. Выполнение работ по шаблону: открытки «Кораблик» и закладки в технике
«уголок». Творческая работа.
3.Цветоведение
Теория
.
Понятие
цвета,
цветовой
круг.
Влияние
цвета
на
человека.
Основные
и
производные цвета. Демонстрация составления производных цветов. Цвет и времена года.
Практика . Выполнение открытки «Мудрая сова». Подбор картона и нитей по цвету.
Перенесение рисунка на основу с помощью трафарета.
4.Узоры с окружностями
Теория . Понятия «хорда», «диаметр», «радиус». Демонстрация техники «круг», «дуга»,
«овал». Понятие «схема», «чтение схемы». Демонстрация техники «прошивание дуги
треугольниками».
Плоскостное
моделирование.
Анализ
композиции.
Демонстрация
техники «игла вперёд». Одноцветное сочетание (от желтого до коричневого).
Практика . Выполнение по шаблону открытки «Мудрая сова», закладки «Одуванчик» и
панно «Черепаха».
5.Техника «Сектор»
Теория . Повторение техники «круг» и
«угол». Закрепление знаний о вычерчивании
окружности
с
помощью
циркуля.
Демонстрация
круглых
закладок
«Паутинка»
и
«Сказочный цветок». Подбор картона и нитей. Сочетание техники «угол» и «круг».
Практика . Выполнение по шаблону круглой закладки «Паутинка» и «Сказочный цветок».
Оформление работы кисточкой.
6.Основы орнамента и композиции
Теория . Понятия об орнаменте и композиции. Композиционно – замкнутый орнамент.
Творческая
работа:
создание
эскиза
орнамента
на
открытках
«Рождественские
колокольчики» и «Сапожок». Демонстрация техники «луч».
Практика: Выполнение по шаблону снежинки №1 и по творческой задумке снежинки №2.
Выполнение открытки «Сапожок» и «Рождественские колокольчики».
7. Техника «Завиток»
Теория. Симметрия в эскизе. Демонстрация техники «завиток». Переход одного цвета в
другой на одном завитке.
8
Практика
. Творческая работа: «Новогодняя игрушка». Оформление работы в ёлочную
игрушку или открытку.
8. Звезда
Теория . Деление окружности на 5 равных частей. Подбор картона и нитей по цвету.
Практика . Разметка звезды. Вышивания звезды и оформление работы в ёлочную игрушку
или открытку.
9.Узоры с сердечками
Теория . Три – Д композиция. Наматывание одного цвета на другой. Работа с буквами и
надписями.
Практика . Наматывание ниток на сердечко. Прошивание одного элемента по другому.
Выполнение
работ
по
шаблону:
«
два
сердца»,
«неразлучные
коты».
Оформление
открыток «валентинок».
10.Зеркальное отображение
Теория . Понятие «зеркальное отображение». Увеличение и уменьшение длины стежка для
плавного перехода в овалах.
Практика. Выполнение по шаблону открытки «Лебеди» в зеркальном отображении.
11.Композиция из углов и дуг
Теория. Закрепление математических понятий: «треугольник», «угол», «прямоугольник»,
«окружность».
Практика. Творческая работа над открыткой к Дню защитника Отечества. Вышивание и
оформление работы «Корабль».
12.Декоративные узоры
Теория. Изображение цветов. Цветовая гамма. Строение цветов и форма. Холодные и
тёплые тона. Соединение двух и более нитей для получения оттенков.
Практика . Выполнение по шаблону открытки «Цветок в горшке» и украшение работы
бисером; открытки «8 марта». Оформление открыток.
13.Творческая работа «Девушка – весна»
Теория . Техника безопасности при работе с утюгом. Сухой клей (паутинка). Технология
соединения
эскиза
с
тканью
и
картоном.
Закреплять
умение
создавать
сюжетные
композиции. Фурнитура
для украшения картины. Подбор цвета основы и нитей для
вышивки.
Практика. Выполнение картины «Девушка – Весна». Оформление работы.
9
14.Композиция из окружностей
Теория. День Космонавтики. 9 мая. Панно «Космос в круге» (коллективная
работа).
Работа на черном картоне. Подбор контрастных нитей. Закрепление в речи понятий:
«окружность»,
«хорда»,
«центр
окружности»,
«круг»,
«радиус»,
«диаметр».
Последовательность выполнения работы путем наложения окружностей друг на друга.
Практика. Выполнение панно "Космос", "9 мая". Оформление работ.
15.Творческая работа
Теория. Создание эскиза на свободную тему. Дорисовка изображений после выполнения
вышивки. Подбор нитей и основы.
Практика. Выполнение творческой работы.
16.Выставка
Теория: обсуждение и подведение итогов.
Практика. Оформление выставки.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ
ПРОГРАММЫ
Знания:
о технике безопасности и санитарно – гигиенических правилах;
о средствах выразительности;
о техниках и технологиях изонити;
о шаблонах;
геометрических терминов: угол (острый, прямой, тупой), вершина угла, правая
(левая) сторона угла, круг, овал, хорда;
о расположение форм в пространстве;
о количественном и порядковом счете;
определять лицевую и изнаночную сторону изделия.
Умения:
соблюдать правила техники безопасности и санитарно – гигиенических правил;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
10
выполнять углы, окружности, дуги и завитки в технике изонити;
находить нужное направление в сложных работах (при наложении одних фигур на
другие);
ориентироваться на плоскости (вверху, внизу, слева, справа, посередине, внутри,
по краю);
подбирать цвет нити к фону, сочетание или контрастные нити к своим работам,
выбирать нити по толщине;
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее
осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
составлять из фигур композиции, предметы;
работать с иглой, шилом и трафаретами;
овладения технологическими приёмами ручной обработки материалов.
Календарно – тематическое планирование
№
Тема занятий
Кол-во ч.
Дата
план
факт
1.
Вводное занятие
2
2.
Узоры с углами
3
3.
Цветоведение
2
4.
Узоры с окружностями.
9
5.
Техника «Сектор».
4
6.
Основы орнамента и композиции.
5
7.
Техника «Завиток».
7
8.
Звезда .
3
9.
Узоры с сердечками.
3
11
10.
Зеркальное отображение.
3
11.
Композиция из углов и дуг.
7
12.
Декоративные узоры.
6
13.
Композиция из окружностей
5
14.
Творческая работа.
9
15.
Выставка. Подведение итогов.
2
12
13
14