Напоминание

К вопросу о домашнем задании в современной школе : из опыта работы


Автор: Соколова Татьяна Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Пгт.Васильево, Зеленодольского района Республики Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: К вопросу о домашнем задании в современной школе : из опыта работы
Раздел: полное образование





Назад




К вопросу о домашнем задании в современной школе: из опыта работы.

В последнее время ведётся множество споров на предмет, нужно ли задавать

домашнее задание современным детям.

Одной из причин перегрузки учащихся в школе является большой объем

домашнего задания. Современным школьникам достается колоссальная

нагрузка в школе. Многие дети устают настолько, что с трудом могут

выполнить домашнее задание дома самостоятельно. В некоторых случаях это

приводит к тому, что дети игнорируют задания учителя или выполняют их

частично. Как показывает практика, это происходит с «троечниками», не

желающими обременять себя непосильной работой, в отличие от

«отличников», которые выполняют всё путём неимоверных усилий.

Вследствие этого у ребёнка появляются плохие отметки, он начинает

отставать от программы.

Многие дети могли бы выполнять домашние задания за 1 час (максимум 2

часа). На практике этот вопрос для детей и многих родителей является

мучительным, потому что дети вместе с родителями могут просидеть весь

вечер, выполняя домашнюю работу. Родители задают себе вопрос: как

уложиться в положенные 1-2 часа? Многие связывают это с тем, что учителя

задают слишком много. Другие говорят, что педагоги задают очень сложные

задания.

На наш взгляд, развивающая парадигма предполагает максимальную

отработку тренировочных заданий на уроке. Если задавать задание на дом, то

только для одной из трёх целей:

1)выравнивание(в случае отставания ученика от остальных в классе в ряде

каких-то причин); 2)дифференциация( к примеру это могут быть задания

повышенной сложности для особо одаренных учащихся); 3)самостоятельная

организация учебной деятельности ребёнка. Особенно нужны задания,

раскрывающие творческий потенциал, это могут быть проекты и др.Всем

понятно, что не должно быть уравниловки, о которой говорила ещё

Н.К.Крупская: «...при заданиях на дом нельзя вводить уравниловку».

Фактически постепенно должна стираться грань между классными и

домашними заданиями с переходом к непрерывной индивидуальной

траектории учащихся. Ученик в идеале должен сам определять объём,

содержание, количество времени на работу при коррекции учителем. В таком

случае отпадёт проблема перегрузки домашними заданиями. Во многом

перегрузка зависит не от количества, а от качества учебной деятельности.

Говоря об объёме нагрузки, следует учитывать, что она не носит чисто

физиологический характер и не может измеряться только в часах, а тем более

в количестве страниц учебника или в объёме материала. Оптимальная

нагрузка учащихся зависима и от психологического фактора, отношения

ученика к процессу обучения: то, что интересно, то, усвоение чего сильно

мотивировано, может не вызвать эффекта перегрузки. И наоборот,что

вызывает у учащихся неприятие, то, в чём он не видит интереса и

перспективы, для него бессмысленно, может вызывать такой эффект даже при

относительно небольших объёмах учебного материала. В этом смысле

проблема учебной нагрузки зависит и от содержания образования и

структуры этого содержания, и от используемых предметных методик и

педагогических технологий. Также перегрузка в высокой степени зависит от

индивидуальных возможностей и способностей детей, это тоже не следует

сбрасывать со счетов.

Что касается самостоятельности в выполнении домашних заданий, то

следует учитывать, что её эффективность и соответственно проблема

оптимальной нагрузки в большей степени зависит оттого, сформированы ли у

учащихся умения и навыки самостоятельной работы и каково субъективно-

психологическое отношение к ней со стороны учащегося.



В раздел образования