Напоминание

"Формирование духовно-нравственных качеств студентов средствами музыкального искусства"


Автор: Крашенинников Александр Александрович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Минусинский педагогический колледж им. А.С. Пушкина
Населённый пункт: город Минусинск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование духовно-нравственных качеств студентов средствами музыкального искусства"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Крашенинников

А.А.

Формирование духовно-нравственных качеств студентов средствами

музыкального искусства.

Проблема формирования целостной духовной личности, воспитанной на принципах

общечеловеческой морали, всегда волновала человечество. Вопросы, связанные с духовно-

нравственным развитием подрастающего поколения, лежащие в плоскости вертикальной,

смысложизненной, являются предметом исследования и автора этих строк.

Мы живем в удивительное, и, в чем-то, уникальное время. В границах жизни одного

поколения

происходят

глобальные

политические,

экономические,

социокультурные

изменения, которые, казалось бы, просто противоречат законам исторического развития

общества.

Но эти изменения привели и к ряду негативных последствий, преодоление которых

невозможно

без

возвращения

к

духовно-нравственным

ценностям.

Расслоение

современного

российского

общества,

безработица,

засилие

рынка

продукцией

развлекательной

индустрии

являются

сегодня

серьезным

препятствием

на

пути

формирования гуманистического сознания нашей молодежи.

В

своем

стремлении

адаптировать

подрастающее

поколение

к

новым,

рыночным

отношениям

образовательные

учреждения

всех

уровней

стремятся

сформировать

у

учащихся

и

студентов

экономическое

мышление,

практические

качества

характера,

упуская их духовно-нравственное развитие.

Однако, именно сегодня особенно важно

обратить внимание на формирование у

нашей

молодежи

духовно-нравственных

ценностей,

духовности,

т.е.

способности

к

состраданию, умению допустить чужое страдание в свое сознание, иметь способность его

почувствовать.

«Дух есть самое главное в человеке, говорил И.А. Ильин, дух есть дар очевидности и

свободы, сила личного самоуправления, способность и к самоотверженному служению. В

действительности дух есть - все это сразу». По мнению И.А. Ильина человек духовен

постольку,

поскольку

он

живет

не

только

внешним,

чувственно-материальным,

но

внутренним опытом и умеет отличать нравящееся, приятное, дающее наслаждение от того,

что на самом деле хорошо, объективно прекрасно, истинно, нравственно справедливо,

божественно, и, различая эти два ряда ценностей, умеет «прилепляться» к совершенному,

продолжать его, насаждать его, служить ему, беречь его и в случае надобности умереть за

него. «Духовность, говорил И.А. Ильин, определяющая смысл, самую суть человеческого

существования

животворна,

созидательна;

бездуховность,

напротив

деструктивна.

Разрушительна, толкает личность к самоуничтожению».

Духовно-нравственное

воспитание

сложный

процесс.

Научить

чувствовать,

пожалуй,

самое

сложное

в

воспитании,

но

научить

чувствовать

чужие

страдания,

пропускать их через свое сознание, сострадать – это сверхсложный процесс. Тем не менее,

задачу эту необходимо решать. Большую помощь в формировании духовности у учащихся

и студентов может оказать музыкальное искусство. В отличие от других искусств, музыка

прямо воздействует на чувства человека, его психическую, эмоциональную сферы. При

активном

восприятии

музыки

физиологические

ритмы

человека

резонируют

и

непроизвольно подстраиваются под ее частные и динамические показатели.

Изменения

дыхания,

пульса,

мышечного

тонуса

являются

основными,

но

не

единственными телесными реакциями на музыкальное воздействие. Главное достоинство

музыкального искусства заключается в его способности очень быстро влиять на чувства и

сознание

людей.

Это

свойство

музыки

было

известно

еще

в

древности.

В

эпоху

Античности

музыка

была

включена

в

контекст

триады

«космос-человек-музыка»

и

делилась на две совершенно различные области: «теоретическую» музыку, являющуюся

«чистой» и умозрительной наукой и «практическую» чувственную музыку, которая не

входила в научную теорию музыки.

Гармония

звуков

в

чувственной

музыке

рассматривалась

как

слабое

подражание

космической гармонии, что соответствовало общей настроенности античных мыслителей

видеть искусство ниже красоты «умного мира».

Идея

сопричастности

микрокосма

и

макрокосма

позволила

античным

философам

утверждать,

что

способность

постигать

высшую

гармонию

с

помощью

чувственной

музыкальной

гармонии

дается

человеку

от

рождения,

а

потому

чувственная

музыка

воздействует на душу человека. Такая позиция обусловила выделение воспитательно-

педагогической,

терапевтической

и

социальной

функцией

музыки,

которые

стали

в

дальнейшем программными для европейской культуры.

Воспитательное

значение

музыки,

которая

вначале

употреблялась

только

в

целях

богослужения

и

воспитания

юношества,

обосновывалась

ее

вечно-божественным

происхождением, а также убеждением, что гармония и ритмика имеют некое сродство с

душой человека.

В настоящее время в силу отсутствия идеологического, эстетического, этического

контроля в значительной степени преобладает роль музыки, ничего общего не имеющей с

искусством.

Разделение

единого

музыкального

пространства

на

«искусство»

и

«не

-

искусство»

или

ремесло

произошло

еще

на

рубеже

19

20

веков.

Это

разделение

конкретизировалось

в

выделении

соответственно

«серьезной»

и

«легкой»,

«профессиональной»

и

«массовой»

музыки.

Признаками

искусства

становятся

автономность творчества, атипичность смысла, эстетическая ценность, тогда как музыка в

ее

форме

«не-

искусства»

использует

обобщенные

музыкально-языковые

формы

для

прикладных (развлекательных) целей, а точнее для возбуждения эмоций.

Музыка в форме «искусства», являясь выражением «умных чувств» (Гегель), будучи

возвышенной,

высокоморальной,

торжественной,

требует

для

своего

восприятия

эстетически и этически образованной души, хотя бы начальных теоретико-музыкальных и

философских знаний, а потому становится невостребованной в массовом масштабе, ее

исполнение

переносится

в

залы

консерваторий

и

филармоний

для

избранного

в

эстетическом отношении общества. Эта музыка выполняет все те же функции, которые

были выделены еще в Античности.

Музыка

в

форме

«не-искусства»,

как

правило,

не

требует

специальной

«теоретической» подготовки, так как непосредственно ориентирована на возбуждение

«неумных» эмоций, которые «просыпаются» под напором особых ритмов, агрессивных

средств

подачи

музыкального

материала.

Такая

музыка

также

выполняет

множество

функций, в частности, раскрепощает сферу бессознательного, освобождает человека от

давления морально-нравственных императивов, формирует особое понимание свободы,

поддерживает

в

душах

людей

агрессивный

разрушительный

пафос,

что

имеет

своеобразный терапевтический эффект, связанный, как считают с необходимостью выхода

негативных эмоций.

Нарастанию

роли

и

значимости

музыки

-

«не-искусства»,

конечно,

способствует

развитие аудио и видеотехники, компьютерных технологий, с помощью которых создается

некое

звучащее

пространство,

в

которое

человек

периодически

помещается

уже

с

младенчества.

Несмотря на негативные социальные и воспитательные последствия такой музыки,

которые бесспорно были бы осуждены в Античности, современная культура мирится с

ними из-за коммерческих прибылей, приносимых подобной музыкой.

Важнейшей функцией музыки «не-искусства» является освобождение оргиастических

начал, свойственных, например, дионисийским языческим культом, вовлечение личности в

стихию коллективно-бессознательного, что позволяет сравнивать музыкальные действа,

собирающие

огромное

количество

слушателей-фанатов,

с

превращенными

формами

инициаций

(замкнутое

пространство,

культовая

одежда,

ритуальность

отношения

к

исполнителям и т.д. и т.п.).

Народная музыка в Античности, Средневековье и даже в Новое время имела своим

адресатом

всё

светское

низовое

общество».

В

тоталитарных

режимах

в

обязанности

государства (по аналогии с античностью) входило регулирование содержания музыки –

«Не-искусства». И тогда с помощью идеологических фильтров пропускалась только та

музыка, которая способствовала формированию мужественного характера, утверждению

мирной и спокойной жизни, порождала позитивные эмоции. Но со второй половины ХХ

века музыка - «Не-искусства» начинает порождать феномен социальной стратификации,

особенно в молодежной среде.

Воспитательная роль музыки теперь локализуется внутри того или иного страта (в среде

слушающих

её

фанатов),

причем

воспитательное

воздействие

подобной

музыки

приобретает огромный диапазон от «мягкого» опосредованного воздействия на эмоции и

аффекты до «жёсткого» и агрессивного.

По сути, речь идет о компенсаторной функции, когда музыка, становясь формой

своеобразной виртуальной реальности, замещает собой действительность, создаёт свой

мир,

компенсируя

человеку

отсутствие

комфортности

духовной

жизни

в

реальном

обществе.

В

этом

случае

музыка

превращается

в

некий

системообразующий

фактор

культуры,

формируя

вокруг

себя

новое

социокультурное

пространство

(со

своим

жизненным

укладом,

манерой

поведения,

внешним

обликом,

ценностями,

вкусами,

пристрастиями и т.д.)

Именно

так

образуются

социологический

и

коммуникативный

аспекты

современных

концепций музыки на всех уровнях.

Одновременно с доминированием в музыкальной практике различных форм и видов

музыки

«Не-искусство»

сфера

«высокой

музыки»,

оттесненная

на

периферию

культуры,

возвращается

к

поиску

сакральных

смыслов,

что

ещё

больше

усиливает

расслоение современной музыкальной культуры на «высокую» и «низкую» (на фоне

наращивания) духовно-нравственного потенциала).

Но

в

силу

низкой

коммерческой

значимости

высокого

музыкального

искусства

его

воспитательная сила остаётся недоступной для всего общества.

К

сожалению,

оградить

подрастающее

поколение

от

отрицательного

влияния

развлекательной индустрии невозможно.

И всё же, снизить её пагубное воздействие на молодежь необходимо. Духовная музыка

представляется тем пластом музыкального творчества, при помощи которого возможно

действенное решение многих воспитательных задач.

Изначальная

обращенность

духовной

музыки

к

человеческой

душе,

глубокая

нравственность религиозных заповедей, возвышенная красота обрядов и ритуалов – все

эти

качества

христианской

культуры

и

сегодня

не

утратили

своей

огромной

воспитательной ценности, несмотря на многолетние запреты

и гонения.

Возможно, в силу перечисленных свойств, столь близких духовной природе человека с её

вечным стремлением к гармонии, люди любого возраста обнаруживают отзывчивость и

понимание христианских идей, веру в их воспитательное и очищающее воздействие.

Разумеется, огромную роль здесь играет искусство – в том числе музыкальное, сумевшее

поднять этическое значение религии на большую высоту.

Духовное

искусство

согрето

любовью

к

людям,

направлено

к

душе

человека

и

одновременно соединяет его с Большим Миром – Вселенной, а для верующих людей – с

Богом. В этом заключается великая объединяющая сила религиозной культуры. Человек

мыслится в ней как часть огромного мироздания, как часть великой гармонии, которую

нельзя разрушать.

Духовное

искусство

призывает

человека

к

красоте

мыслей,

чувств,

поступков,

к

внутренней дисциплине и гармонии самим собой, окружающим миром. Человек должен

творить добро, хотя у него всегда есть право выбора в своих поступках, руководствоваться

он должен высшими нравственными критериями: любовью, вниманием, состраданием,

прощением, чтобы не выступала на первое место забота о личном благе.

Процесс духовно-нравственного воспитания не имеет смысла без обращения к духовному

наследию прошлого, к истокам Православной культуры. Остановимся лишь на некоторых

положениях христианской нравственности.

«И так будьте милосерды, как и Отец ваш милосерден. Не судите, и не будете судимы; не

осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и даётся вам.…

Какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк. 6,36-38).

«…Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душею, и всем разумениям

твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь.

Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих

заповедей нет» (Мк. 12, 30-31).

Путь к пониманию, принятию этой величайшей мудрости, данной человечеству, лежит

через русскую духовную музыку, интонационная сущность которой представляет собою

единое целое со всей русской Православной культурой. Православная музыка всегда

соединена со словом, а её уникальная интонационность позволяет проникать слову прямо

к

сердцу

человека.

Восприятие

русской

духовной

музыки

не

требует

от

человека

специальной

теоретической

или

какой-либо

другой

подготовки,

и

она

одинаково

благотворно воздействует на душу человека любого возраста.

Изучение русской духовной культуры может помочь решить значительную часть проблем

в деле воспитания современной молодёжи, и, наверное, не следует создавать новые

педагогические технологии. Достаточно посмотреть, как их решали до нас.

Так, А.Мень писал: «Решать насущные проблемы, не вглядываясь в то, как их решал мир

на протяжении веков, - значит отказаться от великого права наследия».

Литература

А.Блум, Путь подвига. Воспитание сердца, М., 2003.

А. Мень, Сын человеческий, М.,1990.

Н.К. Гаврюшин, Смысл жизни.- М.: Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1994.

И.А.Ильин, Путь к очевидности.-

М., 1989.



В раздел образования