Автор: Стрельцова Руфина Ириковна
Должность: студент IV Курса Группа -ЗПНОС-42-16
Учебное заведение: «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ .М.АКМУЛЛЫ»
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Проектные методы обучения в начальной школе
Раздел: начальное образование
Проектные методы обучения в начальной школе.
В
настоящее
время
процесс
обучения
все
больше
связывают
с
деятельностном
подходом
к
освоению
детьми
новых
знаний.
Система
образования должна готовить людей, приспособленных к жизни в условиях
развития новых технологий и информатизации. Одним из важных умений для
человека
в
настоящее
время
является
умение
находить
информацию,
перерабатывать
и
использовать
ее
в
нужных
целях.
В
связи
с
этим,
в
начальной
школе
все
чаще
используется
метод
проектов,
он
вызывает
большой интерес в педагогических кругах, развивается и совершенствуется
быстрыми темпами.
Благодаря проектным методам дети учатся применять полученные знания не
только
в
теории,
но
и
на
практике,
что
значительно
отличает
данные
технологии от традиционного метода обучения. Традиционный подход, по
мнению
многих
педагогов,
не
в
полной
мере
оправдывает
себя,
т.к.
он
предусматривает только воспроизведение знаний учащимися, полученных от
учителя, а их реализация в практической жизни не предусмотрена. Ученики
лишь
усваивают
полученные
знания,
заучивают
основные
правила,
но
столкнувшись с реальными жизненными ситуациями, не могут применить
свои знания, т.к. в школе они не участвуют в деятельности, которая могла бы
показать применение полученных знаний на практике.
Тем не менее, проектные методы не заменяют традиционное обучение, но
дополняют
и
расширяют
его.
Для
выполнения
проектов,
ученикам
необходимо решить несколько интересных и полезных задач, связанных с
реальной жизнью, применить полученные теоретические знания на практике.
Проект
ценен
тем,
что
в
ходе
его
выполнения
школьники
учатся
самостоятельно
приобретать
знания,
получают
опыт
познавательной
и
учебной
деятельности.
Наиболее
общими
и
важными
задачами
познавательного
развития
ребенка
являются
не
просто
обогащение
его
представлений
об
окружающем,
а
развитие
познавательной
инициативы,
нужно сформировать готовность личности к непрерывному образованию.
Таким
образом,
в
процессе
развития
детей
познавательный
интерес
выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка
обучения,
и
как
сильный
мотив,
к
интеллектуальному
и
длительному
протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования
готовности личности к непрерывному образованию.
Сущность технологии заключается в личностно-ориентированном
обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно
добывать
информацию,
находить
нестандартные
решения
локальных,
региональных и даже глобальных учебных проблем современного развития
цивилизации.
Технология
проектной
деятельности
создает
широкие
возможности
для
развития
у
учащихся
опыта
творческой
деятельности,
рационального мышления, способствует эмоциональному, теоретическому и
практическому познания окружающего мира.
Проектом
называют
какой-либо
замысел,
план,
разработку.
Существует
несколько подходов к классификации проектов.
Е.С. Полат выделяет пять групп проектов по доминирующей деятельности
учащихся:
· практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих
участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и
может
быть
использован
в
жизни
класса,
школы,
микрорайона,
города,
государства;
·
исследовательский
проект
по
структуре
напоминает
подлинно
научное
исследование.
Он
включает
обоснование
актуальности
избранной
темы,
обозначение
задач
исследования,
обязательное
выдвижение
гипотезы
с
последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов;
·
информационный
проект
направлен
на
сбор
информации
о
каком-то
объекте,
явлении
с
целью
ее
анализа,
обобщения
и
представления
для
широкой аудитории;
·
творческий
проект
предполагает
максимально
свободный
и
нетрадиционный
подход
к
оформлению
результатов.
Это
могут
быть
альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного
или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.;
· ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации.
Участвуя
в
нем,
проектанты
берут
на
себя
роли
литературных
или
исторических
персонажей,
выдуманных
героев
и
т.п.
Результат
проекта
остается открытым до самого окончания.
Проекты также различаются по комплексности, по продолжительности и по
числу
участников
(в
последнем
случае
выделяются
индивидуальные
и
групповые).
Наконец, наиболее существенное методическое различие состоит в том, что
одни проекты рассчитаны на реализацию в течение урока (“мини-проект”),
другие
охватывают
серию
уроков
и
самостоятельную
внеурочную
деятельность
учащихся;
третьи
относятся
исключительно
к
сфере
внеклассной деятельности.
Главная идея проектной технологии- стимулирование интереса учащихся к
определенным
учебным
проблемам,
разрешение
которых
предполагает
овладение
некоторой
суммой
знаний,
а
также
показ
практического
применения
полученных
знаний.
Проектная
технология
обеспечивает
проблемно-поисковую
познавательную
деятельность
учащихся,
выражающуюся
в
процессе
создания
проекта-прообраза(модели)
предполагаемого
или
возможного
природного,
или
социально-
экономического объекта. Это могут быть макеты, карты, схемы, описания и
прочее.
Таким
образом,
в
основу
технологии
положена
прагматическая
направленность на результат.
По
продолжительности
времени
проведения
проекта
их
разделяют
на
краткосрочные (мини-проекты), они могут занимать время от одного-двух
уроков до нескольких недель. Среднесрочные проекты нередко занимают
время в несколько месяцев и долгосрочные -- разрабатываются в течение
учебного года, чаще осуществляются во вне учебное время. Однако процесс
выполнения проекта не пускается на самотек. Этапы работы над проектом
учителем обслуживаются на уроках или организуются консультации.
Воспитание хорошего читателя связано именно с развитием способности
понимания
своеобразия
читаемого
произведения,
т в о рч е с ко й
индивидуальности писателя. И чем шире и разнообразнее круг сознательного
чтения, при котором читатель воспринимает и оценивает различные идейно-
эстетические и стилистические особенности авторов, тем глубже будет его
литературное
развитие,
понимание
общих
законов
художественного
творчества.
Усвоение
каждого
художественно
ценного
литературного
произведения
оказывает влияние на развитие читателя. Каждая ступень в обучении связана
с расширением и углублением развития учащихся.
В
чем
же
заключается
литературное
развитие
учащихся,
их
рост
и
совершенствование в процессе изучения драматических произведений?
Литературное
развитие
нередко
понимается
как
степень
знакомства
с
художе ственной
литературой,
разно сторонно сть
л и т е р ату р н о й
образованности.
Широко
начитанного
человека
называют
в
этом
смысле
литературно
развитым.
Однако
едва
ли
целесообразно
в
этом
смысле
пользоваться термином «литературное развитие», так как это совпадает с
понятиями «круг знаний», «степень знания литературы».
В
процессе
изучения
литературы
осуществляется,
конечно,
развитие
не
только собственно литературное, но и нравственное, и обще эстетическое,
тесно, органически связанные одно с другим. Это развитие дают чаще всего
уроки
литературы,
где
дети
приобщаются
к
миру
искусства.
А
именно
драматические произведения тесно связывают и литературу, и театр
Стрельцова Р.И.