Автор: Цопарь Марина Николаевна
Должность: преподаватель Курской ДХШ
Учебное заведение: МУДО Курская детская художественная школа
Населённый пункт: станица Курская Ставропольский край
Наименование материала: Конспект открытого урока по живописи в 5 классе художественной школы
Тема: "Тематический портрет"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Курская детская художественная школа
Курского муниципального района Ставропольского края
Дополнительная общеобразовательная
предпрофессиональная программа «Живопись»
Открытый урок в 5 классе
Портрет «Смуглянка»
Учебный предмет «Живопись»
Преподаватель: Цопарь М.Н.
2019 г.
Конспект открытого урока по живописи
Портрет «Смуглянка» 5 класс
Цель:
Формирование у учащихся
универсальных умений в области портретного
изображения человека в практической изобразительной деятельности.
Создать живописный образ девушки - смуглянки, из песни военных лет.
Задачи обучающие:
- получение и повторение знаний, умений и навыков по изображению портре-
та человека;
- дать четкий алгоритм последовательности работы.
Задачи развивающие:
- подвести итог знаниям у обучающихся по изображению портрета человека;
- познакомить обучающихся с предпочтительным цветовым решением образа
в портрете, развивать понимание того, что цветом можно выражать настрое-
ние и характер героя портрета;
- предложить творческое решение изображения среды, фона портрета, - вы-
бор акварельной техники для написания портрета;
- совершенствование акварельных навыков при изображении портрета;
- формирование умения создавать образное решение лаконичного и обобщен-
ного художественного образа;
- развивать образное мышление, воображение.
Задачи воспитательные:
- воспитание эмоционально - образного отклика на понимание обучающими-
ся художественного произведения;
- воспитание патриотических чувств и чувства гордости за свою Родину;
- формирование коммуникативных навыков учащихся в процессе групповой
поисковой работы.
Методы обучения:
- частично-поисковый;
Материалы и оборудование:
- позирующая натура (девушка в военной форме);
- примеры работ «изображением портрета человека» обучающихся прошлых
лет;
для преподавателя: проектор, экран, мольберт, акварельная бумага А-3, ак-
варельные краски и кисти, простые карандаши.
для учащихся: мольберт, акварельная бумага А-3, акварельные или гуаше-
вые краски и кисти; простые карандаши.
- методические пособия
- таблицы «Последовательность изображения портрета (карандаш);
- «Последовательность изображения портрета (акварель»);
- примеры портретов работ учащихся прошлых лет.
Видеоряд: портреты кисти художников Ф. Рокотова, Д. Левицкого, О. Ки-
пренского, К. Брюллова, И. Репина, М. Врубеля, В Яковлева, Н.Смирнова
Учебная постановка (портрет) рассчитана на 5 занятий.
Занятие №1 «Работа над эскизом портрета»
(3 урока по 40 минут, 1 час 20 минут)
Беседа о портретной живописи.
Считается, что портрет — самое бесспорное достижение нашей нацио-
нальной школы, именно благодаря портрету русская живопись достигла
уровня европейской. ХVIII в. в России называют веком портрета. В жанре
портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О.
Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др.
В середине ХVIII в. портрет становится частью быта, связанной с архи-
тектурой, мебелью, утварью, самими обитателями жилища, их костюма-
ми, привычками.
Благодаря «портретным гармониям» русского художника Федора Степано-
вича Рокотова (1735—1808) образовался особый эмоциональный словарь
для выражения впечатлений зрителя: «полумерцание, полугорение красок»,
«зыбкость, воздушность», «загадочность и таинственность», «вибрация све-
та и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «затаенность душевных про-
явлений» и т. п. Кроме технических живописных новшеств, художник
открывает новые возможности камерного интимного портрета в выраже-
нии душевного мира человека как главного критерия его достоинства.
Нередко считают, что Рокотов наделял модели своей собственной одухо-
творенностью.
Особое место в творчестве художника занимает портрет А. Струйской
(1772). Он является ярким примером поэтизации образа средствами жи-
вописи. Воздушная, прозрачная манера письма создает ощущение легко-
сти тканей и бездонности фона. С помощью света Рокотов мастерски
выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портрета в
единое целое. Не случайно этот портрет часто называют «русской Джокон-
дой».
Художник в портрете стремится не только к внешнему сходству, но и к
сходству внутреннему, запечатлевая « духовную биографию», отношение к
жизни.
Для работы над портретами художники используют различные материалы.
Работа маслом предполагает длительность и кропотливость работы. Задача
усложняется, когда в работе используется акварель, здесь нельзя писать пор-
трет до бесконечности, переписать невозможно, очень маленькая вероятность
исправлений, важно не «засушить» технику, сохранить прозрачность, лег-
кость, акварельность.
Акварель - очень древняя техника.
Первая акварельная техника стала развиваться в Китае после изобретения бу -
маги во II веке нашей эры. В XII—XIII веках бумага получила распростране-
ние в Европе, прежде всего в Испании и Италии.
Предшественницей и акварельной техники в Европе была роспись по сырой
штукатурке (фреска), позволявшая получать сходные эффекты. В Европе ак-
варельная живопись вошла в употребление позже других родов живописи.
В России в первой половине XIX века подлинный взлет акварельной живопи-
си связан с именем К. Брюллова. Художник применял разнообразную техни-
ку: писал сразу в один слой, клал краску в два-три слоя по сухой поверхности
бумаги, тонкой кистью многократно прописывал детали. Великолепно владел
акварелью И. Репин.
Он писал сочно, смело, красочно. Анализ принадлежащий его кисти портрет
Е. В. Лавровой
В работе преобладают два цвета. Но сколько оттенков, тонких нюансов! По-
лон жизни облик молодой женщины, слегка склонившей голову над книгой.
Из окна льется на нее свет и тонет в глубине комнаты. Воздух словно дрожит,
лаская мягкие черты лица. Кажется, что Репин создал портрет в считанные
минуты, передав всю непосредственность первого впечатления. В то же вре-
мя
это
законченное
и
цельное
произведение
живописи.
Художественные
произведения, в частности портрет является лакмусовой бумажкой нашей ис-
тории.
Много
портретов
отражают
героическое
прошлое
нашей
страны.
Например портреты героев войны 1812 года Джород Доу, О. Кипренский
«Портрет гусара Давыдова», «Портрет князя Багратиона». 2020 год является
юбилейным годом Победы. Поэтому практическая часть нашего урока будет
связана с этой темой.
Это будет не просто портрет, а глубоко наполненный переживаниями персо-
наж. Девушка одета в военную форму, ее воспоминания тоже там, она вспо-
минает, что ей пришлось пережить. Она вернулась домой, на плечах яркий
платок. Вот такая история….
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошек ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен,
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот!
Н. Заболоцкий
Очень глубокие стихи по раскрытию образа человека, Заболоцкий очень по-
мог своими стихами, показав различные художественные образы. От вас це-
ликом и полностью зависит, какое лицо вы увидите и изобразите в данном-
конкретном случае.
Практическая работа.
К концу сегодняшнего занятия выполнить эскиз портрета.
Начинаем с того, что намечаем большую форму головы. При построении об-
щей формы головы важно учесть движение головы – ее наклон и поворот.
Обязательно надо помнить, что мы рисуем объемные формы и рисовать необ-
ходимо все линии, представляя, как они располагаются в пространстве.
Учитывая, что вы уже рисовали портрет, на этом занятии я не останавлива-
юсь на нюансах изображения портрета. Эскиз на листе формата А3 должен
быть выполнен в тоне и цвете. Сегодня вы должны сделать эскиз в тоне и сде-
лать рисунок под акварель. Эскиз выполняется на листе А3, этому могут
предшествовать небольшие наброски композиционных поисков.
Этапы работы над эскизом:
- легкий набросок всей композиции, композиция портрета (обратить внима-
ние на расстояние до лица портретируемого);
- размер изображения (предпочтительно показать портрет с руками), но если
учащийся хочет выполнить портрет по плечи, чтобы изображение лица было
крупнее, это допустимо;
- уточнение характерных черт, светотеневая моделировка образа; создание ху-
дожественного образа;
- творческое решение изображения фона и атрибутов: платок на плечах де-
вушки, в руках веточка клена (фон однотонный или ввести легкое ассоциа-
тивное изображение).
- тональное решение персонажа, фона (выбрать три главных тона относитель-
но друг друга: фигура - самая темная, фон - самый светлый), мягким про-
стым карандашом в свободной графической технике решить эту задачу.
- выделение главного (с помощью тона, цвета, контраста, техники письма)
- обобщение.
Итог. Завершение. Анализ. На этом занятии мы совместно попытались на
основе натурного изображения создать художественный образ. Просмотр и
анализ выполненных эскизов, разбор ошибок и достоинств.
Занятие №2 и №3 (6 уроков по 40 минут, 2 час 40 минут)
Выполнение рисунка портрета.
На предыдущем занятии учащимися был выполнен эскиз, где была определе-
на композиция портрета, его образная характеристика, тональная разработка.
Сегодня на занятии на основании эскиза, мы должны выполнить карандаш-
ный
рисунок
портрета
на
акварельной
бумаге
формат
А-2.
Прежде
чем
перейти к работе, мы поподробнее остановимся на рисовании портрета в по-
вороте ¾, это один из самых сложных ракурсов.
Изображение головы человека было излюбленной темой у всех народов во
все времена. Наиболее древние изображения головы человека дошли до нас в
миниатюрах Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима, а также в
книжных иллюстрациях средневековых Европы и Азии.
Фигура человека, портрет-это один из самых сложных объектов изображения
с натуры. Чтобы был результат, в обучении существуют методики и последо-
вательность в рисовании портрета.
- изучение костей черепа человека;
- изучение мышечного строения;
- рисование обрубовки головы человека;
- рисование частей лица Давида;
- изображение античных гипсовых голов;
- рисование живого портрета человека.
Частично вы касались этой последовательности на занятиях по рисунку. Нам
сегодня остается систематизировать эти знания. Очень важно композици-
онное размещение изображения на листе бумаги, после недельного перерыва
предлагается еще раз внимательно взглянуть на свой эскиз, проанализиро-
вать, поправить. Для художника важно научиться видеть и чувствовать красо-
ту движения масс, силуэт головы и выразительность линий, эффекты освеще-
ния и красоту фактуры лица, волос, глаз. Выбрав положение, приступаем к
рисунку.
Первый этап
Прежде всего, легко касаясь карандашом бумаги, намечаем общую форму го-
ловы схематично, решая в основном композиционную задачу рисунка. Это
поможет правильно решать перспективные задачи. Расположив изображение
на листе бумаги, уточняем характер формы головы, поворот (движение) голо-
вы, связь головы с шеей и плечевым поясом.
- рисунок головы надо начинать с выявления ее конструктивной основы
большой формы;
- ограничив линиями переднюю (лицевую) часть головы от боковой;
- наметьте на ней профильную линию и проверьте по натуре ее направление.
- разделить профильную линию на три равные части, на лицевой части опре-
делить места расположения деталей - носа, губ, глаз. Самое главное на этом
этапе работы - правильно изобразить общий вид головы и ее характер. Дета-
ли нос, глаза, губы только намечаются.
Второй этап
Передача характера формы головы, пропорций и положения головы в про-
странстве. Приступая к линейно-конструктивному изображению как головы в
целом, так и ее деталей, старайтесь наглядно показать зрителю, как образует-
ся объем. Каждая плоскость освещена по-разному, и передавая границы этих
плоскостей линиями, мы можем правильно и убедительно воспроизвести как
форму головы в целом, так и ее деталей.
Переднюю часть лица необходимо представить единой прямоугольной плос-
костью, тогда будет очевидно положение линии глаз, носа, рта, их перспек-
тивное сокращение. В положении анфас, самая распространенная ошибкарас-
хождение основных конструктивных линий.
При
рисовании
живой
головы,
выявляя
конструктивную
основу
формы,
уточнить характер формы, обусловленный костями черепа. Прин-
цип построения формы на плоскости от простого к сложному, от изображе-
ния большой формы к детальной моделировке, на протяжении всего рисова-
ния головы, должен неукоснительно выполняться этот принцип, как при ана-
лизе головы в целом, так и при анализе отдельных деталей - носа, губ, глаз.
Для передачи сходства художнику необходимо внимательно проследить за ха-
рактером посадки глаз. Особенно внимательно надо относиться к характеру
основных деталей формы головы - носу, губам, глазам. От характера деталей
головы зависит и характер самой головы и наоборот.
Третий этап
Прорисовка формы.
Приступая к детальной прорисовке формы, проверьте еще раз правильность
решения предыдущих этапов работы.
- рисунок носа,
Важен не только характер носа, но и на сколько, он выступает над поверхно-
стью лица, определить угол наклона, понять сложную форму плоскостей
носа;
- изображение глаз: используя горизонтальную линию, рисуем два глаза па-
раллельно, смотреть, чтобы глаз не «наезжал» на нос, расстояние между гла-
зами должно быть равно длине глаза, но с учетом перспективы оно умень-
шится. Уточняя рисунок отдельных деталей, внимательно следите за законо-
мерностью строения формы. Так, например, рисуя глаза, необходимо по-
мнить, что форма глаза шар, который стоит в глазнице черепа, не забывайте,
что, переднюю выпуклость глазного яблока
составляет роговица, за ней на-
ходится радужная оболочка со зрачком в центре. Многие зрачок глаза изоб-
ражают в виде плоского диска с черным кружочком в середине. Это непра-
вильно. Радужная оболочка со зрачком в середине имеет выпуклую форму, а
не плоскую. При повороте глаза в сторону выпуклость роговицы выгибает
верхнее веко в ту же сторону, куда направлен взгляд человека. Поэтому, когда
прорисовываете верхнее веко, внимательнее следите за наружным и внутрен-
ним его краями. Внутренний край верхнего века, передаваемый линией, дол-
жен обрисовывать выпуклость зрачка и слезника, а наружный край верхнего
века — подчеркивать направление взгляда натурщика - изображение надбров-
ных дуг, бровей;
- изображение рта, определить линию рта в нижней третьей части лица, она
будет располагаться выше средины, определить размер рта относительно
зрачков глаз, подметить полноту губ, с учетом плоскостей и освещения пока-
зать переднюю часть губ и боковую.
Четвертый этап
Уточнение и конкретизация формы, передача настроения, подведение итогов
работы - обобщение.
- боковая часть лица, скулы;
- изображение уха, определение его местоположения относительно глаз и
носа;
- изображение волос;
- изображение головного убора, пилотки;
- изображение части фигуры в костюме;
Этот этап работы является самым трудоемким и длительным. В рисунке жи-
вой головы от художника требуется не только правильность, но и выразитель-
ность.
Практическая работа: используя, знания при объяснении преподавателя, на-
рисовать портрет «Ожидание».
- используя набросок, легкий рисунок всего портрета на листе А3;
- выявление ракурса и линейно - конструктивное построение головы;
- работа с деталями (нос, глаза, рот, ухо), волосы, головной убор;
- торс, руки, работа с костюмом;
- предметы интерьера, решение фона;
Подведение итога урока. Просмотр работ.
Занятие № 4, № 5 (6 урока по 40 минут, 2 час 40 минут)
Работа акварельными красками.
На уроках живописи мы изучали технические и живописные возможности ак-
варельной техники. Знаем палитру акварельных красок, можем намешать
множество цветовых оттенков, разложить цветовое локальное пятно на со-
ставляющие, можем написать свежий этюд, вылепить цветом форму предме-
та, передать светотень. Использовали чаще всего технику «а ля прима»,
«посырому», редко многослойную живопись.
Данное задание предполагает полную свободу творчества, но писать портрет
(лицо) в технике «по сырому» и «а ля прима», не рекомендую. Потому что у
вас нет достаточного опыта работы. На данном этапе лучше для этого исполь-
зовать многослойную живопись.
Для работы мы используем краски производства Санкт-Петербурга, кисти бе-
личьи № 10,5,2. Я более подробно остановлюсь на технике выполнения само-
го портрета (головы).
Легкие акварельные прокладки.
Краски, которые можно использовать при составлении цветовых нюансов
портрета: охра светлая, кадмий красный светлый, ультрамарин, кадмий жел-
тый, умбра жженая, сиена. Первые прокладки мы делаем локальным цветом.
Начинаем с лицевой части с самых светлых мест, для этого на палитре сме-
шиваем охру и кадмий красный и разводим водой, покрываем все лицо этим
составом. Когда будите писать лицо, можно в область щек, кончика носа,
ушей добавить красного активнее. Этим же оттенком прописываем руки.
Прописывая лицо, надо подумать о рефлексах, добавить рефлексы на кожу
лица от гимнастерки. Пока подсыхает лицо, ищем цвет волос: охра и умбра;
охра и ультрамарин, легко прописываем все волосы - это будет цвет освеще-
ния на волосах. Локальный цвет стараемся брать достаточно ярко, на этом
этапе сложный цвет не замешиваем.
- Составляем цвет фона, т.к. у нас военный тематический портрет, фон дол-
жен соответствовать, пишем его «по - сырому» практически сразу, набираем
цвет и тон.
- Составляем цвет, соответствующий цвету военной формы, цвет сложный зе-
леный, берем для освещенных мест зеленую и охру, красную, с водичкой по-
крываем всю поверхность гимнастерки и пилотки, пишем платок. С одной-
стороны цвет гимнастерки сложный, а с другой стороны нельзя писать его
грязью, стараемся найти такой цвет зелени, который максимально соответ-
ствовал цвету освещения на натуре.
- Переходим опять к портрету, работа с полутенями. Изучив освещение, мы
оставляем освещенные места на лбу, на носу, на щеках, подбородке и пропи-
сываем большими плоскостями полутени. Освещение у нас искусственное,
поэтому в цвет кожи добавляем холодные оттенки: красный и ультрамарин,
можно красный и сиена. Необходимо подметить, где тени преимущественно
фиолетовые, а где-то с зеленоватым оттенком. Полутени пишем на шее и ру-
ках.
- В такой же последовательности пишем волосы, костюм.
Продолжается работа в полутенях и тенях, насыщаем их цветом и тоном,
сглаживаем, где нужно границы светотени, обобщаем фактурные поверхно-
сти, уточняем и контрастируем передний план.
- Используя полусухую кисть необходимо придать большую четкость воло-
сам.
- Добавить оттенки коже лица, детали носу, губам. Постепенно спускайтесь
к шее, рукам, костюму, фону, деталям интерьера.
- И, наконец, самая приятная часть работы – детальная прорисовка. Теперь
мы можем увидеть: где тень должна быть темнее, где рефлекс более ярко вы-
ражен, где не хватает цвета и так далее.
- Дорабатываем эти моменты и берем в руки тонкую кисть и начинаем про-
рисовывать мелкие элементы портрета, уделяя особое внимание глазам, рес-
ницам, волосам. Контролируем блики – без них рисунок будет не объемный.
Более внимательно смотрим на самые темные и светлые участки портрета,
корректируем, прорисовываем детали. Работу заканчиваем тогда, когда, она с
расстояния 2-3 метров смотрится цельно и убедительно. Многослойная живо-
пись дает возможность исправлять неточности, тонко моделировать рисунок,
создается красивая реалистическая живопись.
Практическая работа.
- Подготовить портрет для работы акварельными красками, убрать лишние
линии, пригасить карандашный рисунок.
- Смочить лист акварельной бумаги водой;
- Прописать легко лицо, шею, руки;
- Наметить цветом освещения волосы;
- Прописать фон;
- Прописать костюм.
- Работа с деталями.
- Обобщение.
Подведение итогов урока, просмотр и анализ выполненных работ. По окон-
чании занятий и анализа работ, предложите ребятам сделать выставку портре-
тов к мероприятиям, посвященным Дню победы. Посетители выставки работ,
взглянув на портреты, вспомнят трудное военное время, священный миг по-
беды, и долгожданный мир на земле.