Напоминание

МОДЕЛЬ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ


Автор: Загвоздина Юлия Сергеевна
Должность: Магистрантка
Учебное заведение: ТГПУ
Населённый пункт: Томская область, г. Томск
Наименование материала: статья
Тема: МОДЕЛЬ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Раздел: начальное образование





Назад




МОДЕЛЬ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

САМОУПРАВЛЕНИЕ в классном коллективе начальной школы - это

действия детей, осуществляемые совместно с взрослыми членами классного

общества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в

классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и

развития одноклассников и решение других социально ценных задач.

ЦЕЛИ САМОУПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Содействие личностному росту ребенка.

Организация эффективного функционирования классного коллектива.

Формирование у учащихся готовности и способности выполнять

систему социальных ролей человека.

ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА:

Воспитывать у учащихся уважительное отношение к членам

коллектива и на этой основе укреплять сферу дружеских интересов.

Учить каждого выполнять поручения коллектива через осуществление

самоучета, самоконтроля по отношению к окружающим; признавать

самоценность человека.

Расширять социальные связи и, используя их, обеспечивать каждому

ребенку освоение социального мира, формировать у учащихся умения

преобразовывать его, строить свой собственный социальный мир.

Направить самоуправление на формирование у воспитанников

индивидуального стиля жизни.

Формировать у учащихся потребность и желание реализации пяти

«само»: самоорганизации, самодеятельности, самоуправления,

самовоспитания и самообучения.

ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП САМОУПРАВЛЕНИЯ – предметность

деятельности: только деятельность рождает самоуправление, а не наоборот!

Такой деятельностью могут быть:

- выполнение какого-то ответственного задания, порученного классу;

- проведение одного или нескольких дел, организаторами которых выступают

объединенные общим интересом одноклассники;

- разработка и осуществление совместными усилиями учащихся социально

значимого проекта.

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ:

метод авансированного доверия,

метод ответственного поручительства,

метод личного примера,

метод убеждения,

метод общественного мнения,

метод поощрения, игры, соревнования, традиции,

метод «педагогической инструментовки конкретного дела» -

вооружение ученического актива технологий подготовки и проведения

конкретного дела.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА МОДЕЛИ:

1.

Конституция Российской Федерации;

2.

Федеральный закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-Ф3;

3.

Федеральный

закон

РФ

«Об

основных

гарантиях

прав

ребенка

в

Российской Федерации» от 3 июля 1998 года;

4.

Национальная стратегия действия в интересах детей на 2012 – 2017 г.;

5.

Стратегия государственной молодежной политики в РФ (утверждена

Правительством РФ от 18.12.2006 г.);

6.

Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых

талантов (утверждена Правительством РФ 03.04.2012);

7.

Приоритеты развития ученического самоуправления в ОУ России на

2013 – 2015 гг.;

8.

Решение коллегии Министерства образования и науки Челябинской

области №4/1 от 27.09.2009 г. «О деятельности детских и молодежных

общественных объединений, функционирующих на базе ОУ»;

9.

Устав образовательного учреждения.

10.

Внутренние локальные акты.

Вся учебно-воспитательная направленность образовательного процесса

в классном коллективе (с 1-го по 4-ый класс) основана на деятельности

малых групп-городов (по 6 – 8 человек).

Принципы деятельности групп-городов:

- добровольность;

- демократизм;

- гуманизм;

- социальная направленность;

- творчество;

- разновариативность;

- самостоятельность личности.

Для организации жизнедеятельности групп выбираются командиры-

мэры. Они меняются по решению группы и согласованности с учителем в

течение месяца или четверти. Таким образом, мэром группы может побывать

каждый ученик. Состав группы изменяется 2 – 3 раза в год для обеспечения

множественных контактов между школьниками.

Группы формируется по желанию учащихся, а классный руководитель

при этом старается направлять деятельность учащихся, руководствуясь

определенными правилами: объединять детей с разными характерами,

владеющими различными умениями и навыками; не допускать попадания в

одну группу двух ребят, которые в повседневной жизни могут конфликтовать

(психологическая несовместимость).

Каждая группа выполняет определенные обязанности, где каждый

ребенок имеет возможность выполнять разные роли по различным

направлениям:

Министерство здравоохранения и спорта

Организуют посещение ребят, которые находятся на лечении в

больнице или дома;

Готовят сообщения во время эпидемий болезней;

Следят за внешним видом учащихся;

Личным примером пропагандируют здоровый образ жизни;

Проводят зарядку, физкультурные паузы;

Организуют подвижные перемены;

Проводят спортивные мероприятия в классе.

Министерство информации, культуры и досуга

Подготовка информации из жизни класса для разработки сценариев,

конкурсов;

Ведение «Летописи класса»;

Выпуск газет из жизни класса;

Организация и проведение еженедельных информационных минут;

Знакомство одноклассников с интересными книгами;

Организация сюрпризных моментов (поздравления с днём рождения, с

праздником);

Организация досуга на переменах;

Разработка всех мероприятий класса;

Подбор материала для сценариев;

Ведут концерты и праздники;

Изучают афиши, заботятся о билетах;

Анализируют рейтинг внеклассных мероприятий и участие в них ребят

класса.

Министерство образования

Помощь в учебной работе отстающим одноклассникам;

Помощь классному руководителю в организации учебной деятельности

учащихся.

Министерство законности и порядка

Помощь в учебной работе отстающим одноклассникам;

Помощь классному руководителю в организации учебной деятельности

учащихся.

Система самоуправления в классном коллективе

Обязанности меняются 1 раз в месяц или четверть на итоговом

классном часе, где обсуждается:

- выполнение обязанностей каждой группой (самооценка, взаимооценка);

- проведенные классные или школьные коллективные творческие дела (КТД),

их анализ;

- реализация поставленных целей и задач совместной деятельности группы;

- постановка целей и задач на новый период и планирование работы,

направленной на их достижение.

За свою работу города получают «жетоны успеха» по своему

направлению. В конце года подводятся итоги: кто лучший (какой город) по

каждому направлению и награждение.

Все группы образуют единый коллектив:

Наш класс: РАДУГА

Девиз: «Мы как радуги цвета

Неразлучны никогда.

Вместе играем, вместе растем,

Вместе с удачей по жизни идем!»

Наши правила: Помогать друг другу – нормально.

Много знать – престижно.

Вести здоровый образ жизни – полезно.

Учиться в неуютной обстановке – нельзя.

Жить без творчества – скучно.

Песня класса: «Песенка о дружбе»

О жизни нашего коллектива можно узнать из «Летописи класса» или

классного уголка. Он не только яркое пятно в кабинете, привлекающее

внимание, как самих ребят, так и гостей, самое главное – он работает. В нем

постоянно происходят изменения.

Организовывая групповое взаимодействие учащихся на уроках и во

внеурочное время, учитель подбирает задания различающиеся формой

организации труда и сложностью проблемных ситуаций.

При организации работы малых групп я использую технологии

организации коллективного взаимодействия школьников:

Технология КТД

В работе с младшими школьниками самой распространенной формой

являются детские массовые праздники, они расширяют возможности

самореализации школьника. Праздники давно перестали быть только

развлечением. Детский праздник – это зрелищная эмоциональная игра с

познавательным содержанием. Воспитательная роль состоит в мудрости:

«Развлекая, поучай».

Например, при проведении КТД «Праздник Осени» организуется

выставка поделок детей из природного материала, включаются выступления

детей на сцене, что является ярким эмоциональным зрелищем, а цели и

задачи ставятся познавательные, значимые для развития детей:

Систематизация знаний детей о делах, связанных с приходом осени;

Повторить правила поведения в лесу, ПДД;

Воспитание бережного отношения к природе;

Развитие творческих способностей, умения работать в группе;

Воспитание культуры поведения на сцене и в зрительном зале.

Способствовать привлечению родителей к сотрудничеству со школой.

Хотя рамки общешкольного коллективного творческого дела

достаточно свободны, тем не менее, существует определенная технология их

проведения. Я много лет пользуюсь моделью КТД по Иванову.

Алгоритм КТД:

1.

Идея (цель);

2.

Работа творческой группы;

3.

Определение содержания и объема дела;

4.

Формирование микро коллективов (групп);

5.

Выбор лидеров – Совета Дела;

6.

Разъяснение задач в группе;

7.

Распределение поручений в группе (по желанию и целесообразности);

8.

Выполнение индивидуальных (парных) поручений;

9.

Проверка готовности;

10.Проведение дела;

11.Подготовка коллективного анализа;

12.Сбор-«Огонек» (анализ, рефлексия);

13.Реализация решений;

14.Новые идеи, цели.

Как на практике реализуется методика КТД?

В начале года классные руководители получают перечень ключевых

общешкольных дел в каждом тематическом периоде. Эти КТД включаются в

план воспитательной работы. Отталкиваясь от своей темы класса, классный

руководитель продумывает, как построить воспитательную работу в классе,

чтобы закончить ее этим ключевым делом.

Обязательным является сообщение результатов и анализ дела. Чаще

подведение итогов общешкольного КТД проводится сразу после

мероприятия, иногда – на линейках (чаще это индивидуальные заслуги).

Обязательно обсуждение в классе результатов любого КТД, даже похода в

кино или на выставку.

Если мероприятие проводится в соответствии с технологией (а не

мероприятие ради мероприятия), тогда мы можем рассчитывать на

положительные результаты своих воспитательных задач, так как методика

КТД дает возможность ребенку принять участие в разработке, проведении,

анализе одного или нескольких интересующих его дел, а, значит, реализует

его потребность в самоутверждении, самовыражении, общении

Технология организованного общения

Учебный класс в составе 25 – 30 человек не позволяет организовать

полноценное общение младших школьников. Они просто не способны

поддерживать контакт с таким количеством одноклассников.

Внеклассная работа позволяет поставить в центр внимания не класс как

учебную единицу, а структурные группы меньшего размера (в научной

литературе их именуют кооперативными или динамическими). Они

включают в свой состав 7 – 8 человек.

Одним из важных технологических вопросов является определение

состава малых групп. Прежде чем распределить детей в группы, учителю

следует решить, какими будут эти группы: отдельно группы из девочек и

отдельно из мальчиков или смешанные. На уровне приятельских отношений

девочки, конечно, общаются с девочками, а мальчики - с мальчиками. Но

внеклассная работа для того и организуется, чтобы обогатить и расширить

социальные отношения детей. Поэтому преимущество смешанных групп

несомненно, но начинать можно и с однородных групп.

Существуют различные способы организации детей в группы.

«Фонарик»: классный руководитель называет имена «звездочек» -

самых популярных детей в классе (по результатам социометрии) и просит

детей объединиться вокруг них в группы. «Пренебрегаемые» и

«отвергаемые» дети из опасения быть не принятыми в группы, вероятнее

всего, на такой «фонарик» не отреагируют. Классному руководителю следует

(опять-таки опираясь на данные диагностики межличностных отношений

детей в классе) определить, кому из таких детей в какой группе будет

комфортнее, и убедить уже объединившихся школьников, что именно с ними

этим незадачливым одноклассникам будет хорошо.

«Магнит»: классный руководитель называет имена самых популярных

детей и просит их самих составить из одноклассников группы. В такой

ситуации каждый должен иметь шанс почувствовать себя нужным.

«Предпочтение»: младшим школьникам предлагается написать на

листке бумаги свое любимое занятие в свободное время (варианты: свой

любимый праздник, свою любимую игру и т.д.), а затем найти товарищей по

группе, у которых написано то же самое.

Необходимо обратить внимание на предупреждение известных

специалистов по технологии воспитания: «Чтобы групповая деятельность

приняла характер воспитывающей, т.е. вовлекала бы детей в социально

ценностные отношения, надо уметь различать предметный и воспитательный

результаты, сохраняя приоритет второго и не гоняясь за максимальной

качественностью первого. Предметный результат – это непосредственный

продукт действия группы (например, спетая песня, посаженное дерево,

поставленный спектакль), воспитательный – то отношение, которое

формируется в ходе получения предметного результата».

Технология коллективного взаимодействия

Исключительно важно уже на начальной ступени обучения

сформировать учебное сообщество – группу детей и взрослых, объединенных

для совместного выполнения какого-либо задания. Такое сообщество

способно решить следующие задачи:

Обеспечить ребенку эмоциональную поддержку, которая необходима,

чтобы взяться за рискованное дело, попробовать что-то новое, высказать

мысли о чем-то неизвестном;

Сотрудничество со сверстниками является дополнительным

источником мотивации для того, чтобы включиться в учебно-воспитательный

процесс и не «выпадать» из него;

Учебное сообщество является мощным ресурсом обучения: доказано,

что именно общение и сотрудничество со сверстниками (а не действия под

руководством взрослого) – та область деятельности, где наиболее успешно

осваиваются полузнакомые действия;

Навыки общения и сотрудничества становятся таким же важным

содержанием воспитания, как умения и навыки чтения, письма и счета;

Сотрудничество в группе равных помогает каждому ребенку

посмотреть на себя со стороны, соотнести свои мнение и действия с

действиями других и общим результатом.

Классный руководитель, организовав групповое взаимодействие детей,

сам включается в деятельность только в том случае, если ученики его

вовлекают.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ

1.

Создание

системы

воспитания

и

обучения

в

классе

на

основе

реализации классного самоуправления.

2.

Создание

условий,

способствующих

сплоченности

классного

коллектива.

3.

Развитие

сотрудничества

детей

и

взрослых

в

решении

социально-

образовательных проблем.

4.

Личностный образовательный результат:

повышение

уровня

мотивации

учащихся

к

образовательной

деятельности;

умение применять полученные знания и навыки в решении личных,

социальных и жизненно важных;

осознание себя как патриота, гражданина;

умение взаимодействовать с людьми, толерантность;

положительное отношение к здоровью, здоровому образу жизни.

Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо

построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность

другого. Что мы стараемся реализовать в нашей модели ученического

самоуправления.



В раздел образования