Автор: Загвоздина Юлия Сергеевна
Должность: Магистрантка
Учебное заведение: ТГПУ
Населённый пункт: Томская область, г. Томск
Наименование материала: статья
Тема: МОДЕЛЬ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Раздел: начальное образование
МОДЕЛЬ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
САМОУПРАВЛЕНИЕ в классном коллективе начальной школы - это
действия детей, осуществляемые совместно с взрослыми членами классного
общества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в
классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и
развития одноклассников и решение других социально ценных задач.
ЦЕЛИ САМОУПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Содействие личностному росту ребенка.
Организация эффективного функционирования классного коллектива.
Формирование у учащихся готовности и способности выполнять
систему социальных ролей человека.
ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА:
Воспитывать у учащихся уважительное отношение к членам
коллектива и на этой основе укреплять сферу дружеских интересов.
Учить каждого выполнять поручения коллектива через осуществление
самоучета, самоконтроля по отношению к окружающим; признавать
самоценность человека.
Расширять социальные связи и, используя их, обеспечивать каждому
ребенку освоение социального мира, формировать у учащихся умения
преобразовывать его, строить свой собственный социальный мир.
Направить самоуправление на формирование у воспитанников
индивидуального стиля жизни.
Формировать у учащихся потребность и желание реализации пяти
«само»: самоорганизации, самодеятельности, самоуправления,
самовоспитания и самообучения.
ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП САМОУПРАВЛЕНИЯ – предметность
деятельности: только деятельность рождает самоуправление, а не наоборот!
Такой деятельностью могут быть:
- выполнение какого-то ответственного задания, порученного классу;
- проведение одного или нескольких дел, организаторами которых выступают
объединенные общим интересом одноклассники;
- разработка и осуществление совместными усилиями учащихся социально
значимого проекта.
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ:
метод авансированного доверия,
метод ответственного поручительства,
метод личного примера,
метод убеждения,
метод общественного мнения,
метод поощрения, игры, соревнования, традиции,
метод «педагогической инструментовки конкретного дела» -
вооружение ученического актива технологий подготовки и проведения
конкретного дела.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА МОДЕЛИ:
1.
Конституция Российской Федерации;
2.
Федеральный закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-Ф3;
3.
Федеральный
закон
РФ
«Об
основных
гарантиях
прав
ребенка
в
Российской Федерации» от 3 июля 1998 года;
4.
Национальная стратегия действия в интересах детей на 2012 – 2017 г.;
5.
Стратегия государственной молодежной политики в РФ (утверждена
Правительством РФ от 18.12.2006 г.);
6.
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых
талантов (утверждена Правительством РФ 03.04.2012);
7.
Приоритеты развития ученического самоуправления в ОУ России на
2013 – 2015 гг.;
8.
Решение коллегии Министерства образования и науки Челябинской
области №4/1 от 27.09.2009 г. «О деятельности детских и молодежных
общественных объединений, функционирующих на базе ОУ»;
9.
Устав образовательного учреждения.
10.
Внутренние локальные акты.
Вся учебно-воспитательная направленность образовательного процесса
в классном коллективе (с 1-го по 4-ый класс) основана на деятельности
малых групп-городов (по 6 – 8 человек).
Принципы деятельности групп-городов:
- добровольность;
- демократизм;
- гуманизм;
- социальная направленность;
- творчество;
- разновариативность;
- самостоятельность личности.
Для организации жизнедеятельности групп выбираются командиры-
мэры. Они меняются по решению группы и согласованности с учителем в
течение месяца или четверти. Таким образом, мэром группы может побывать
каждый ученик. Состав группы изменяется 2 – 3 раза в год для обеспечения
множественных контактов между школьниками.
Группы формируется по желанию учащихся, а классный руководитель
при этом старается направлять деятельность учащихся, руководствуясь
определенными правилами: объединять детей с разными характерами,
владеющими различными умениями и навыками; не допускать попадания в
одну группу двух ребят, которые в повседневной жизни могут конфликтовать
(психологическая несовместимость).
Каждая группа выполняет определенные обязанности, где каждый
ребенок имеет возможность выполнять разные роли по различным
направлениям:
Министерство здравоохранения и спорта
Организуют посещение ребят, которые находятся на лечении в
больнице или дома;
Готовят сообщения во время эпидемий болезней;
Следят за внешним видом учащихся;
Личным примером пропагандируют здоровый образ жизни;
Проводят зарядку, физкультурные паузы;
Организуют подвижные перемены;
Проводят спортивные мероприятия в классе.
Министерство информации, культуры и досуга
Подготовка информации из жизни класса для разработки сценариев,
конкурсов;
Ведение «Летописи класса»;
Выпуск газет из жизни класса;
Организация и проведение еженедельных информационных минут;
Знакомство одноклассников с интересными книгами;
Организация сюрпризных моментов (поздравления с днём рождения, с
праздником);
Организация досуга на переменах;
Разработка всех мероприятий класса;
Подбор материала для сценариев;
Ведут концерты и праздники;
Изучают афиши, заботятся о билетах;
Анализируют рейтинг внеклассных мероприятий и участие в них ребят
класса.
Министерство образования
Помощь в учебной работе отстающим одноклассникам;
Помощь классному руководителю в организации учебной деятельности
учащихся.
Министерство законности и порядка
Помощь в учебной работе отстающим одноклассникам;
Помощь классному руководителю в организации учебной деятельности
учащихся.
Система самоуправления в классном коллективе
Обязанности меняются 1 раз в месяц или четверть на итоговом
классном часе, где обсуждается:
- выполнение обязанностей каждой группой (самооценка, взаимооценка);
- проведенные классные или школьные коллективные творческие дела (КТД),
их анализ;
- реализация поставленных целей и задач совместной деятельности группы;
- постановка целей и задач на новый период и планирование работы,
направленной на их достижение.
За свою работу города получают «жетоны успеха» по своему
направлению. В конце года подводятся итоги: кто лучший (какой город) по
каждому направлению и награждение.
Все группы образуют единый коллектив:
Наш класс: РАДУГА
Девиз: «Мы как радуги цвета
Неразлучны никогда.
Вместе играем, вместе растем,
Вместе с удачей по жизни идем!»
Наши правила: Помогать друг другу – нормально.
Много знать – престижно.
Вести здоровый образ жизни – полезно.
Учиться в неуютной обстановке – нельзя.
Жить без творчества – скучно.
Песня класса: «Песенка о дружбе»
О жизни нашего коллектива можно узнать из «Летописи класса» или
классного уголка. Он не только яркое пятно в кабинете, привлекающее
внимание, как самих ребят, так и гостей, самое главное – он работает. В нем
постоянно происходят изменения.
Организовывая групповое взаимодействие учащихся на уроках и во
внеурочное время, учитель подбирает задания различающиеся формой
организации труда и сложностью проблемных ситуаций.
При организации работы малых групп я использую технологии
организации коллективного взаимодействия школьников:
Технология КТД
В работе с младшими школьниками самой распространенной формой
являются детские массовые праздники, они расширяют возможности
самореализации школьника. Праздники давно перестали быть только
развлечением. Детский праздник – это зрелищная эмоциональная игра с
познавательным содержанием. Воспитательная роль состоит в мудрости:
«Развлекая, поучай».
Например, при проведении КТД «Праздник Осени» организуется
выставка поделок детей из природного материала, включаются выступления
детей на сцене, что является ярким эмоциональным зрелищем, а цели и
задачи ставятся познавательные, значимые для развития детей:
Систематизация знаний детей о делах, связанных с приходом осени;
Повторить правила поведения в лесу, ПДД;
Воспитание бережного отношения к природе;
Развитие творческих способностей, умения работать в группе;
Воспитание культуры поведения на сцене и в зрительном зале.
Способствовать привлечению родителей к сотрудничеству со школой.
Хотя рамки общешкольного коллективного творческого дела
достаточно свободны, тем не менее, существует определенная технология их
проведения. Я много лет пользуюсь моделью КТД по Иванову.
Алгоритм КТД:
1.
Идея (цель);
2.
Работа творческой группы;
3.
Определение содержания и объема дела;
4.
Формирование микро коллективов (групп);
5.
Выбор лидеров – Совета Дела;
6.
Разъяснение задач в группе;
7.
Распределение поручений в группе (по желанию и целесообразности);
8.
Выполнение индивидуальных (парных) поручений;
9.
Проверка готовности;
10.Проведение дела;
11.Подготовка коллективного анализа;
12.Сбор-«Огонек» (анализ, рефлексия);
13.Реализация решений;
14.Новые идеи, цели.
Как на практике реализуется методика КТД?
В начале года классные руководители получают перечень ключевых
общешкольных дел в каждом тематическом периоде. Эти КТД включаются в
план воспитательной работы. Отталкиваясь от своей темы класса, классный
руководитель продумывает, как построить воспитательную работу в классе,
чтобы закончить ее этим ключевым делом.
Обязательным является сообщение результатов и анализ дела. Чаще
подведение итогов общешкольного КТД проводится сразу после
мероприятия, иногда – на линейках (чаще это индивидуальные заслуги).
Обязательно обсуждение в классе результатов любого КТД, даже похода в
кино или на выставку.
Если мероприятие проводится в соответствии с технологией (а не
мероприятие ради мероприятия), тогда мы можем рассчитывать на
положительные результаты своих воспитательных задач, так как методика
КТД дает возможность ребенку принять участие в разработке, проведении,
анализе одного или нескольких интересующих его дел, а, значит, реализует
его потребность в самоутверждении, самовыражении, общении
Технология организованного общения
Учебный класс в составе 25 – 30 человек не позволяет организовать
полноценное общение младших школьников. Они просто не способны
поддерживать контакт с таким количеством одноклассников.
Внеклассная работа позволяет поставить в центр внимания не класс как
учебную единицу, а структурные группы меньшего размера (в научной
литературе их именуют кооперативными или динамическими). Они
включают в свой состав 7 – 8 человек.
Одним из важных технологических вопросов является определение
состава малых групп. Прежде чем распределить детей в группы, учителю
следует решить, какими будут эти группы: отдельно группы из девочек и
отдельно из мальчиков или смешанные. На уровне приятельских отношений
девочки, конечно, общаются с девочками, а мальчики - с мальчиками. Но
внеклассная работа для того и организуется, чтобы обогатить и расширить
социальные отношения детей. Поэтому преимущество смешанных групп
несомненно, но начинать можно и с однородных групп.
Существуют различные способы организации детей в группы.
«Фонарик»: классный руководитель называет имена «звездочек» -
самых популярных детей в классе (по результатам социометрии) и просит
детей объединиться вокруг них в группы. «Пренебрегаемые» и
«отвергаемые» дети из опасения быть не принятыми в группы, вероятнее
всего, на такой «фонарик» не отреагируют. Классному руководителю следует
(опять-таки опираясь на данные диагностики межличностных отношений
детей в классе) определить, кому из таких детей в какой группе будет
комфортнее, и убедить уже объединившихся школьников, что именно с ними
этим незадачливым одноклассникам будет хорошо.
«Магнит»: классный руководитель называет имена самых популярных
детей и просит их самих составить из одноклассников группы. В такой
ситуации каждый должен иметь шанс почувствовать себя нужным.
«Предпочтение»: младшим школьникам предлагается написать на
листке бумаги свое любимое занятие в свободное время (варианты: свой
любимый праздник, свою любимую игру и т.д.), а затем найти товарищей по
группе, у которых написано то же самое.
Необходимо обратить внимание на предупреждение известных
специалистов по технологии воспитания: «Чтобы групповая деятельность
приняла характер воспитывающей, т.е. вовлекала бы детей в социально
ценностные отношения, надо уметь различать предметный и воспитательный
результаты, сохраняя приоритет второго и не гоняясь за максимальной
качественностью первого. Предметный результат – это непосредственный
продукт действия группы (например, спетая песня, посаженное дерево,
поставленный спектакль), воспитательный – то отношение, которое
формируется в ходе получения предметного результата».
Технология коллективного взаимодействия
Исключительно важно уже на начальной ступени обучения
сформировать учебное сообщество – группу детей и взрослых, объединенных
для совместного выполнения какого-либо задания. Такое сообщество
способно решить следующие задачи:
Обеспечить ребенку эмоциональную поддержку, которая необходима,
чтобы взяться за рискованное дело, попробовать что-то новое, высказать
мысли о чем-то неизвестном;
Сотрудничество со сверстниками является дополнительным
источником мотивации для того, чтобы включиться в учебно-воспитательный
процесс и не «выпадать» из него;
Учебное сообщество является мощным ресурсом обучения: доказано,
что именно общение и сотрудничество со сверстниками (а не действия под
руководством взрослого) – та область деятельности, где наиболее успешно
осваиваются полузнакомые действия;
Навыки общения и сотрудничества становятся таким же важным
содержанием воспитания, как умения и навыки чтения, письма и счета;
Сотрудничество в группе равных помогает каждому ребенку
посмотреть на себя со стороны, соотнести свои мнение и действия с
действиями других и общим результатом.
Классный руководитель, организовав групповое взаимодействие детей,
сам включается в деятельность только в том случае, если ученики его
вовлекают.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ
1.
Создание
системы
воспитания
и
обучения
в
классе
на
основе
реализации классного самоуправления.
2.
Создание
условий,
способствующих
сплоченности
классного
коллектива.
3.
Развитие
сотрудничества
детей
и
взрослых
в
решении
социально-
образовательных проблем.
4.
Личностный образовательный результат:
повышение
уровня
мотивации
учащихся
к
образовательной
деятельности;
умение применять полученные знания и навыки в решении личных,
социальных и жизненно важных;
осознание себя как патриота, гражданина;
умение взаимодействовать с людьми, толерантность;
положительное отношение к здоровью, здоровому образу жизни.
Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо
построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность
другого. Что мы стараемся реализовать в нашей модели ученического
самоуправления.