Напоминание

Педагогические условия развития лексических умений у младших школьников на основе ИКТ


Автор: Дмитриева Ирина Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г. Астрахани СОШ №59
Населённый пункт: г. Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: Педагогические условия развития лексических умений у младших школьников на основе ИКТ
Раздел: начальное образование





Назад




Педагогические условия развития лексических умений у

младших школьников на основе

информационно-коммуникативных технологий

Существует

несколько

педагогических

условий,

без

соблюдения

которых развить лексические умения у младшего школьника невозможно, а,

следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.

Первым условием возникновения и развития речи человека является

потребность в высказываниях. Без потребности выразить свои стремления,

чувства, мысли не заговорили бы ни маленький ребенок, ни человечество в

своем

историческом

развитии.

Следовательно,

методическим

условием

развития

речи

учащихся

является

создание

ситуаций,

вызывающих

у

школьников потребности высказываний, желание и необходимость что-то

высказать устно или письменно.

Второе

условие

любого

речевого

высказывания

-

это

наличие

содержания,

материала,

то

есть

того,

о

чем

нужно

говорить.

Чем

этот

материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание.

Четкость, логичность речи зависит от того, насколько богат и насколько

подготовлен материал. Следовательно, методическим условием развития речи

учащихся

является

тщательная

подготовка

материала

для

речевых

упражнений (рассказов, сочинений и пр.), забота о том, чтобы речь детей

была по-настоящему содержательной.

Выражение

мысли

и

общение

между

людьми

возможно

только

с

помощью

общепонятных

знаков,

то

есть

главным

образом

слов,

их

сочетаний, различных оборотов речи. Поэтому третье условие успешного

речевого развития - это вооружение средствами языка. Детям нужно дать

образцы

языка,

создать

для

них

хорошую

речевую

среду.

В

результате

слушания

речи

и

использования

ее

в

собственной

практике

у

ребенка

формируется

подсознательное

«чувство

языка»,

на

которое

и

опирается

методика обучения.

Ладыженская Т.А. раскрывает механизм практического формирования

этого явления, который был предложен Н. И. Жинкиным. Он писал: «При

передаче сообщения вводится два вида информации: о предмете и явлениях

действительности; о правилах языка, на котором подается сообщение.

Последний вид информации вводится в неявной форме, так как правила

языка применяются, но о самих правилах ничего не говорится. Развитие речи

есть не что иное, как введение в мозг ребенка языка в неявном виде, то есть

через речь. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся

является создание широкой системы речевой деятельности: с одной стороны,

восприятие

хороших

образцов

речи,

достаточно

разнообразных

и

содержащих необходимый языковый материал, с другой - создание условий

для

собственных

речевых

высказываний,

в

которых

школьник

мог

бы

использовать все те средства языка, которыми он должен овладеть. Язык

усваивается ребенком в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого

недостаточно:

стихийно

усвоенная

речь

нередко

бывает

примитивна

и

неправильна.

Есть

ряд

аспектов

овладения

речью,

которые

находятся

в

ведении

школы. Это, во-первых, усвоение литературной языковой нормы. Школа учит

детей отличать литературный язык от просторечия, диалектов и жаргонов,

учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном

вариантах. Иными словами, школьник должен усвоить тысячи новых слов,

новых

значений

известных

ему

слов,

словосочетаний,

множество

таких

грамматических

форм

и

конструкций,

которых

он

в

своей

дошкольной

речевой практике совсем не употреблял, и, кроме того, знать уместность

употребления тех или иных средств языка в определенных ситуациях; должен

усвоить нормы в употреблении слов, оборотов речи, грамматических средств,

а также орфоэпические и орфографические нормы.

Во-вторых, это усвоение навыков чтения и письма - важнейших речевых

навыков, необходимых каждому члену современного общества.

Вместе с овладением чтением и письмом дети овладевают особенностями

письменной речи, в отличие от устно-разговорной, стилями и жанрами.

Третья

задача

школы

-

это

совершенствование

культуры

речи

учащихся,

доведение ее до такого минимального уровня, ниже которого не должен

остаться ни один школьник.

Для решения указанных задач нужна планомерная работа учителя и

учащихся,

с

определенной

дозировкой

материала,

с

последовательным

планированием

как

общей,

«большой»

перспективной

цели

(которая

обобщенно может быть определена как «хорошая речь»), так и частных,

«малых» целей каждого отдельного урока, каждого упражнения по развитию

речи.

К сожалению, эти цели далеко не всегда могут быть определены с такой

же конкретностью и точностью, как, например, в грамматике, где программа

указывает точную дозировку теоретического и практического материала по

каждой

теме.

Поэтому

очень

важно

выяснить,

что

именно

входит

в

методическое понятие «работа по развитию речи учащихся».

В развитии речи отчетливо выделяются три направления: работа над

словом (лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением

(синтаксический уровень) и работа над связной речью (уровень текста).

Кроме

того,

в

объем

понятия

«развитие

речи»

включается

произносительная работа - дикция, орфоэпия, выразительность, просодия,

исправление произносительных недочетов.

Лингвистической

базой

для

первых

двух

направлений

служат

лексикология,

словообразование,

фразеология,

стилистика,

морфология

и

синтаксис, что же касается связной речи, то она опирается на теорию текста

(лингвистику текста), логику, теорию литературы.

Указанные три линии работы развиваются параллельно, хотя они и

находятся в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал

для предложения; первое и второе подготавливают связную речь. В свою

очередь,

связные

рассказы

и

сочинения

служат

средством

обогащения

словаря и т. д.

Развитие речи учащихся имеет свой арсенал методических средств,

собственные виды упражнений; наиболее важные из них - это упражнения в

связной речи (рассказы, пересказы, сочинения и пр.). Они представляют

собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, так как в

них

сливаются

все

речевые

умения

и

в

области

словаря,

и

на

уровне

синтаксическом, умение накапливать материал, логические, композиционные

умения и т. п.

Систематичность в развитии речи обеспечивается четырьмя условиями:

последовательностью

упражнений,

их

перспективностью,

разнообразием

упражнений

пониманием

конкретной,

узкой

цели

каждого

типа

упражнений) и умением подчинить разнообразные виды упражнений общей

цели. Каждое новое упражнение, как бы ни было оно мало, связывается с

предыдущими

и

готовит

учащихся

к

последующим,

в

то

же

время,

подчиняясь

общей

далекой

цели,

вносит

что-то

новое

(хотя

бы

элемент

нового), обеспечивающее движение вперед.

А теперь представим, что вся работа в начальной школе по изучению

лексики и развитию речи учащихся успешно выполняется с применением

ИКТ на уроках.

Использование ИКТ на уроках можно представить схемой:

Так же информационные технологии можно классифицировать по их

функциональному назначению. А.В. Дворецкая выделяет следующие виды

информационных технологий: презентации, обучающие игры и развивающие

программы,

дидактические

материалы,

программы

-

тренажеры,

системы

виртуального

эксперимента,

электронные

учебники,

электронные

энциклопедии.

Презентации

-

это

наиболее

распространенный

вид

представления

демонстрационных материалов. Презентации - это электронные диафильмы,

но, в отличие от обычных диафильмов, они могут включать в себя анимацию,

аудио - и видеофрагменты, элементы интерактивности, то есть может быть

предусмотрена реакция на действия пользователя. Презентации особенно

интересны тем, что их может создать любой учитель, который имеет доступ к

компьютеру, с минимальными затратами времени. Они активно используются

для представления ученических проектов.

Обучающие

игры

и

развивающие

программы

ориентированы

на

дошкольников

и

младших

школьников.

К

этому

типу

относятся

интерактивные

программы

с

игровым

сценарием.

Выполняя

различные

задания в процессе игры, учащиеся развивают тонкие двигательные навыки,

пространственное

воображение,

логическое

мышление

и,

возможно,

получают дополнительные навыки при работе на клавиатуре.

Дидактические материалы - сборники задач, диктантов, упражнений, а

также примеры рефератов и сочинений, представленных в электронном виде,

в виде простого набора файловых текстов.

Программы

-

тренажеры

выполняют

функцию

дидактических

материалов. Современные программы - тренажеры могут отслеживать ход

решения и сообщать об ошибках.

Электронные

учебники

и

учебные

курсы

объединяют

в

единый

программный

комплекс

все

или

несколько

выше

описанных

типов

обучающих программ.

В

э л е к т р о н н ы х

э н ц и к л о п е д и я х

о б ъ е д и н е н ы

ф у н к ц и и

демонстрационных

и

справочных

материалов.

В

соответствии

со

своим

названием

они

являются

электронным

аналогом

обычных

справочно-

информационных изданий. В отличии от своих бумажных аналогов такие

энциклопедии

обладают

дополнительными

свойствами

и

возможностями:

поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям,

удобная система навигации на основе гиперссылки, возможность включать в

себя аудио и видеофрагменты.

Будущий

выпускник

школы

для

успешной

жизнедеятельности

в

современном

обществе

должен

приобрести

навыки

информационной

и

коммуникативной культуры, основы которой необходимо закладывать уже в

начальной школе.

В процессе применения ИКТ - технологий для учащихся всех возрастов

происходит

стимулирование

познавательной

деятельно сти

и

самостоятельности,

развитие

творческого

потенциала,

навыков

самостоятельного поиска, анализа и оценки информации. Задача учителя

состоит

в

том,

чтобы

активизировать

познавательную

деятельность

учащегося

в

процессе

обучения,

т.е.

создать

условия

практического

овладения языком, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы

каждому ученику проявить свою активность, своё творчество.



В раздел образования