Автор: Дмитриева Ирина Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г. Астрахани СОШ №59
Населённый пункт: г. Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: Педагогические условия развития лексических умений у младших школьников на основе ИКТ
Раздел: начальное образование
Педагогические условия развития лексических умений у
младших школьников на основе
информационно-коммуникативных технологий
Существует
несколько
педагогических
условий,
без
соблюдения
которых развить лексические умения у младшего школьника невозможно, а,
следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.
Первым условием возникновения и развития речи человека является
потребность в высказываниях. Без потребности выразить свои стремления,
чувства, мысли не заговорили бы ни маленький ребенок, ни человечество в
своем
историческом
развитии.
Следовательно,
методическим
условием
развития
речи
учащихся
является
создание
ситуаций,
вызывающих
у
школьников потребности высказываний, желание и необходимость что-то
высказать устно или письменно.
Второе
условие
любого
речевого
высказывания
-
это
наличие
содержания,
материала,
то
есть
того,
о
чем
нужно
говорить.
Чем
этот
материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание.
Четкость, логичность речи зависит от того, насколько богат и насколько
подготовлен материал. Следовательно, методическим условием развития речи
учащихся
является
тщательная
подготовка
материала
для
речевых
упражнений (рассказов, сочинений и пр.), забота о том, чтобы речь детей
была по-настоящему содержательной.
Выражение
мысли
и
общение
между
людьми
возможно
только
с
помощью
общепонятных
знаков,
то
есть
главным
образом
слов,
их
сочетаний, различных оборотов речи. Поэтому третье условие успешного
речевого развития - это вооружение средствами языка. Детям нужно дать
образцы
языка,
создать
для
них
хорошую
речевую
среду.
В
результате
слушания
речи
и
использования
ее
в
собственной
практике
у
ребенка
формируется
подсознательное
«чувство
языка»,
на
которое
и
опирается
методика обучения.
Ладыженская Т.А. раскрывает механизм практического формирования
этого явления, который был предложен Н. И. Жинкиным. Он писал: «При
передаче сообщения вводится два вида информации: о предмете и явлениях
действительности; о правилах языка, на котором подается сообщение.
Последний вид информации вводится в неявной форме, так как правила
языка применяются, но о самих правилах ничего не говорится. Развитие речи
есть не что иное, как введение в мозг ребенка языка в неявном виде, то есть
через речь. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся
является создание широкой системы речевой деятельности: с одной стороны,
восприятие
хороших
образцов
речи,
достаточно
разнообразных
и
содержащих необходимый языковый материал, с другой - создание условий
для
собственных
речевых
высказываний,
в
которых
школьник
мог
бы
использовать все те средства языка, которыми он должен овладеть. Язык
усваивается ребенком в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого
недостаточно:
стихийно
усвоенная
речь
нередко
бывает
примитивна
и
неправильна.
Есть
ряд
аспектов
овладения
речью,
которые
находятся
в
ведении
школы. Это, во-первых, усвоение литературной языковой нормы. Школа учит
детей отличать литературный язык от просторечия, диалектов и жаргонов,
учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном
вариантах. Иными словами, школьник должен усвоить тысячи новых слов,
новых
значений
известных
ему
слов,
словосочетаний,
множество
таких
грамматических
форм
и
конструкций,
которых
он
в
своей
дошкольной
речевой практике совсем не употреблял, и, кроме того, знать уместность
употребления тех или иных средств языка в определенных ситуациях; должен
усвоить нормы в употреблении слов, оборотов речи, грамматических средств,
а также орфоэпические и орфографические нормы.
Во-вторых, это усвоение навыков чтения и письма - важнейших речевых
навыков, необходимых каждому члену современного общества.
Вместе с овладением чтением и письмом дети овладевают особенностями
письменной речи, в отличие от устно-разговорной, стилями и жанрами.
Третья
задача
школы
-
это
совершенствование
культуры
речи
учащихся,
доведение ее до такого минимального уровня, ниже которого не должен
остаться ни один школьник.
Для решения указанных задач нужна планомерная работа учителя и
учащихся,
с
определенной
дозировкой
материала,
с
последовательным
планированием
как
общей,
«большой»
перспективной
цели
(которая
обобщенно может быть определена как «хорошая речь»), так и частных,
«малых» целей каждого отдельного урока, каждого упражнения по развитию
речи.
К сожалению, эти цели далеко не всегда могут быть определены с такой
же конкретностью и точностью, как, например, в грамматике, где программа
указывает точную дозировку теоретического и практического материала по
каждой
теме.
Поэтому
очень
важно
выяснить,
что
именно
входит
в
методическое понятие «работа по развитию речи учащихся».
В развитии речи отчетливо выделяются три направления: работа над
словом (лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением
(синтаксический уровень) и работа над связной речью (уровень текста).
Кроме
того,
в
объем
понятия
«развитие
речи»
включается
произносительная работа - дикция, орфоэпия, выразительность, просодия,
исправление произносительных недочетов.
Лингвистической
базой
для
первых
двух
направлений
служат
лексикология,
словообразование,
фразеология,
стилистика,
морфология
и
синтаксис, что же касается связной речи, то она опирается на теорию текста
(лингвистику текста), логику, теорию литературы.
Указанные три линии работы развиваются параллельно, хотя они и
находятся в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал
для предложения; первое и второе подготавливают связную речь. В свою
очередь,
связные
рассказы
и
сочинения
служат
средством
обогащения
словаря и т. д.
Развитие речи учащихся имеет свой арсенал методических средств,
собственные виды упражнений; наиболее важные из них - это упражнения в
связной речи (рассказы, пересказы, сочинения и пр.). Они представляют
собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, так как в
них
сливаются
все
речевые
умения
и
в
области
словаря,
и
на
уровне
синтаксическом, умение накапливать материал, логические, композиционные
умения и т. п.
Систематичность в развитии речи обеспечивается четырьмя условиями:
последовательностью
упражнений,
их
перспективностью,
разнообразием
упражнений
(и
пониманием
конкретной,
узкой
цели
каждого
типа
упражнений) и умением подчинить разнообразные виды упражнений общей
цели. Каждое новое упражнение, как бы ни было оно мало, связывается с
предыдущими
и
готовит
учащихся
к
последующим,
в
то
же
время,
подчиняясь
общей
далекой
цели,
вносит
что-то
новое
(хотя
бы
элемент
нового), обеспечивающее движение вперед.
А теперь представим, что вся работа в начальной школе по изучению
лексики и развитию речи учащихся успешно выполняется с применением
ИКТ на уроках.
Использование ИКТ на уроках можно представить схемой:
Так же информационные технологии можно классифицировать по их
функциональному назначению. А.В. Дворецкая выделяет следующие виды
информационных технологий: презентации, обучающие игры и развивающие
программы,
дидактические
материалы,
программы
-
тренажеры,
системы
виртуального
эксперимента,
электронные
учебники,
электронные
энциклопедии.
Презентации
-
это
наиболее
распространенный
вид
представления
демонстрационных материалов. Презентации - это электронные диафильмы,
но, в отличие от обычных диафильмов, они могут включать в себя анимацию,
аудио - и видеофрагменты, элементы интерактивности, то есть может быть
предусмотрена реакция на действия пользователя. Презентации особенно
интересны тем, что их может создать любой учитель, который имеет доступ к
компьютеру, с минимальными затратами времени. Они активно используются
для представления ученических проектов.
Обучающие
игры
и
развивающие
программы
ориентированы
на
дошкольников
и
младших
школьников.
К
этому
типу
относятся
интерактивные
программы
с
игровым
сценарием.
Выполняя
различные
задания в процессе игры, учащиеся развивают тонкие двигательные навыки,
пространственное
воображение,
логическое
мышление
и,
возможно,
получают дополнительные навыки при работе на клавиатуре.
Дидактические материалы - сборники задач, диктантов, упражнений, а
также примеры рефератов и сочинений, представленных в электронном виде,
в виде простого набора файловых текстов.
Программы
-
тренажеры
выполняют
функцию
дидактических
материалов. Современные программы - тренажеры могут отслеживать ход
решения и сообщать об ошибках.
Электронные
учебники
и
учебные
курсы
объединяют
в
единый
программный
комплекс
все
или
несколько
выше
описанных
типов
обучающих программ.
В
э л е к т р о н н ы х
э н ц и к л о п е д и я х
о б ъ е д и н е н ы
ф у н к ц и и
демонстрационных
и
справочных
материалов.
В
соответствии
со
своим
названием
они
являются
электронным
аналогом
обычных
справочно-
информационных изданий. В отличии от своих бумажных аналогов такие
энциклопедии
обладают
дополнительными
свойствами
и
возможностями:
поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям,
удобная система навигации на основе гиперссылки, возможность включать в
себя аудио и видеофрагменты.
Будущий
выпускник
школы
для
успешной
жизнедеятельности
в
современном
обществе
должен
приобрести
навыки
информационной
и
коммуникативной культуры, основы которой необходимо закладывать уже в
начальной школе.
В процессе применения ИКТ - технологий для учащихся всех возрастов
происходит
стимулирование
познавательной
деятельно сти
и
самостоятельности,
развитие
творческого
потенциала,
навыков
самостоятельного поиска, анализа и оценки информации. Задача учителя
состоит
в
том,
чтобы
активизировать
познавательную
деятельность
учащегося
в
процессе
обучения,
т.е.
создать
условия
практического
овладения языком, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы
каждому ученику проявить свою активность, своё творчество.