Автор: Лелетина Елена Васильевна
Должность: преподаватель ОСД
Учебное заведение: ОГБПОУ "Смоленский базовый медицинский колледж имени К.С. Константиновой"
Населённый пункт: г. Смоленск
Наименование материала: научная статья
Тема: "Личностно-ориентированное обучение в СПО"
Раздел: среднее профессиональное
Личностно-ориентированное обучение в СПО
Лелетина Е.В.
ОГБПОУ «Смоленский базовый медицинский
колледж имени К.С. Константиновой»
преподаватель
г. Смоленск
Аннотация
В статье рассматривается личностно-ориентированное обучение, которое
ставит
в
центр
всей
образовательной
системы
личность
обучающегося,
обеспечение
комфортных,
бесконфликтных
и
безопасных
условий
ее
развития, реализации ее природных потенциалов.
Стратегия
развития
современного
общества
на
основе
знаний
и
высокоэффективных
технологий
потребовала
внесения
значительных
корректив в педагогическую теорию и практику, активизировала поиск
новых
моделей
образования,
направленных
на
повышение
уровня
квалификации
и
профессионализма
работников,
на
удовлетворение
потребностей общества в молодых специалистах, способных к успешной
адаптации
и
самореализации в
быстро
меняющейся
социальной
среде,
обладающих
творческим
потенциалом,
информационной
культурой,
способностью к самообразованию. Это нашло отражение в современной
модели
профессионального
образования,
в
центре
внимания
которой
находится личность как обучающегося, так и педагога; важным
2
педагогическим
средством
обучения
является
деятельность,
предполагающая
выбор
в
ситуации
неопределенности;
эффективность
педагогической
системы
оценивается
по
личностным
образовательным
результатам, достигнутым обучающимися.
Методологическая база современной модели образования достаточно
широка, но необходим переход от обучения, носящего преимущественно
информационный характер и направленного в основном на исполнительскую
деятельность,
к
формированию
личности,
умеющей
ориентироваться
и
принимать
обоснованные
решения
в
условиях
современной
информационной среды, владеющей приемами творческой деятельности,
способной не только усваивать готовое знание, но и генерировать новое.
В настоящее время всё больше внимания уделяют таким технологиям,
где педагог выступает не источником учебной информации, а является
организатором и координатором творческого учебного процесса, направляет
деятельность
обучающихся
в
нужное
русло,
при
этом
учитывая
их
индивидуальные
способности.
Среди
подобных
технологий
наиболее
известна
технология
личностно-ориентированного
обучения.
Данная
технология стоит на одном из первых мест по значимости и связанными с
нею ожиданиями по повышению качества образования.
Идеи развития личности в процессе обучения, положенные в основу
концепций личностно-ориентированного образования, отражены в трудах
Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, К. Роджерса, Р. Сноу и
других.
Сущность
личностно-ориентированного
подхода
в
образовании
рассмотрена в работах Н.А. Алексеева, Д.А. Белухина и других. Анализ
исследований
по
проблеме
развития
личности
в
процессе
образования
показал,
что
разработаны
личностно
ориентированные
психолого-
педагогические
теории,
предложены
модели
обучения,
учитывающие
особенности личности обучающихся. Ряд исследований посвящены
3
совершенствованию
методов
и
организационных
форм
обучения
и
воспитания в свете развития личности обучаемого (Е.В. Погодина, Н.Ю.
Пахомова, Н.Л. Дашниц и др.). В условиях интеграции российской системы
образования в мировую образовательную систему необходимо учитывать и
зарубежный
опыт.
Значительный
вклад
в
изучение
зарубежных
систем
образования внесли Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский и др.
Личностно-ориентированное обучение - способ организации обучения,
в процессе которого обеспечивается учёт возможностей и способностей
обучаемых,
а
также
создаются
необходимые
условия
для
развития
их
индивидуальных
способностей.
Обучаемый
становится
субъектом
деятельности, осуществляет её целостно на всех этапах, осознаёт процесс
обучения и управляет им.
Педагог
становится
координатором,
организатором
деятельности
обучаемых в процессе которой учит их овладевать способами и приёмами
учебной деятельности, формирует критерии и навыки самоанализа.
Любая учебная группа является неоднородной, поскольку обучающиеся
в ней студенты различаются по многим параметрам: уровню подготовки,
способности
к
овладению
учебным
материалом
и
умению
общаться,
интеллектуальным способностям, мотивации к изучению предмета. Но даже
обучающий,
не
проявляющий
особенного
интереса
к
изучению
профессиональных модулей, с относительно низкой успеваемостью, при
использовании
на
занятиях
личностно-ориентированной
технологии
повышает свои личные показатели.
Основная задача обучения - обеспечение самоопределения личности в
культуре, открытие обучающимися новых знаний и способов деятельности,
перевод обучаемого в режим саморазвития.
Основная
цель
- создание
условий
для
проявления
познавательной
активности обучающихся. Эта цель достигается следующими средствами:
4
1.
Использование разнообразных форм и методов организации учебной
деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт обучающихся;
2.
Создание атмосферы заинтересованности каждого обучающегося
в работе группы;
3.
Стимулирование обучающихся к высказываниям, использованию
различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить
неправильный ответ и т.п.;
4.
Использование
дидактического
материала,
позволяющего
обучающемуся выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного
содержания;
5.
Оценка
деятельности обучающегося не
только по
конечному
результату («правильно- неправильно»), но и по процессу его достижения;
6.
Поощрение
стремления
обучающегося
находить
свой
способ
работы, анализировать способы работы других обучающихся в ходе занятия,
выбирать и осваивать наиболее рациональные;
7.
Создание
педагогических
ситуаций
общения,
позволяющих
каждому
обучающемуся
проявлять
инициативу,
самостоятельность,
избирательность
в
способах
работы;
предоставление
возможности
для
естественного самовыражения.
В центре внимания личностно ориентированного подхода - уникальная
целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной
реализации своих
возможностей,
открыта
для
восприятия нового
опыта,
способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных
ситуациях.
В
заключении
хотелось
сделать
акцент
на
особенностях
личностно-
ориентированного занятия применительно к образовательному процессу в
медицинском колледже, в отличие от традиционного, в первую очередь,
изменяет тип взаимодействия «преподаватель-обучающийся». От командного
стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько
5
результатов,
сколько
процессуальной
деятельности
обучающегося.
Изменяются позиции обучающегося – от прилежного исполнения к активному
творчеству,
иным
становится
его
мышление:
рефлексивным,
то
есть
нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на занятии
отношений. Главное же в том, что преподаватель должен не только давать
знания,
но
и
создавать
оптимальные
условия
для
развития
личности
обучающихся.
Внедрение в образовательный процесс современных технологий позволяет
мне отработать глубину и прочность знаний у студентов, закрепить умения и
навыки в различных областях деятельности, развивать мышление, умение
самостоятельно планировать
свою
учебную деятельность, а
также
более
эффективно использовать учебное время и повышать качество образования.
Интеграционные процессы, происходящие в современном образовании,
актуализируют
использование
в
учебном
процессе
современных
педагогических технологий и активных форм учебного взаимодействия.
Список использованной литературы
1.
Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт
разработки парадигмы. Ростов на Дону, 2012, с.126
2.
Питюков В.Ю. Основы педагогических технологий, 2018, с.135
3.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии, М.: Народное
образование, 2015, с. 186