Напоминание

"Личностно-ориентированное обучение в СПО"


Автор: Лелетина Елена Васильевна
Должность: преподаватель ОСД
Учебное заведение: ОГБПОУ "Смоленский базовый медицинский колледж имени К.С. Константиновой"
Населённый пункт: г. Смоленск
Наименование материала: научная статья
Тема: "Личностно-ориентированное обучение в СПО"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Личностно-ориентированное обучение в СПО

Лелетина Е.В.

ОГБПОУ «Смоленский базовый медицинский

колледж имени К.С. Константиновой»

преподаватель

г. Смоленск

Аннотация

В статье рассматривается личностно-ориентированное обучение, которое

ставит

в

центр

всей

образовательной

системы

личность

обучающегося,

обеспечение

комфортных,

бесконфликтных

и

безопасных

условий

ее

развития, реализации ее природных потенциалов.

Стратегия

развития

современного

общества

на

основе

знаний

и

высокоэффективных

технологий

потребовала

внесения

значительных

корректив в педагогическую теорию и практику, активизировала поиск

новых

моделей

образования,

направленных

на

повышение

уровня

квалификации

и

профессионализма

работников,

на

удовлетворение

потребностей общества в молодых специалистах, способных к успешной

адаптации

и

самореализации в

быстро

меняющейся

социальной

среде,

обладающих

творческим

потенциалом,

информационной

культурой,

способностью к самообразованию. Это нашло отражение в современной

модели

профессионального

образования,

в

центре

внимания

которой

находится личность как обучающегося, так и педагога; важным

2

педагогическим

средством

обучения

является

деятельность,

предполагающая

выбор

в

ситуации

неопределенности;

эффективность

педагогической

системы

оценивается

по

личностным

образовательным

результатам, достигнутым обучающимися.

Методологическая база современной модели образования достаточно

широка, но необходим переход от обучения, носящего преимущественно

информационный характер и направленного в основном на исполнительскую

деятельность,

к

формированию

личности,

умеющей

ориентироваться

и

принимать

обоснованные

решения

в

условиях

современной

информационной среды, владеющей приемами творческой деятельности,

способной не только усваивать готовое знание, но и генерировать новое.

В настоящее время всё больше внимания уделяют таким технологиям,

где педагог выступает не источником учебной информации, а является

организатором и координатором творческого учебного процесса, направляет

деятельность

обучающихся

в

нужное

русло,

при

этом

учитывая

их

индивидуальные

способности.

Среди

подобных

технологий

наиболее

известна

технология

личностно-ориентированного

обучения.

Данная

технология стоит на одном из первых мест по значимости и связанными с

нею ожиданиями по повышению качества образования.

Идеи развития личности в процессе обучения, положенные в основу

концепций личностно-ориентированного образования, отражены в трудах

Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, К. Роджерса, Р. Сноу и

других.

Сущность

личностно-ориентированного

подхода

в

образовании

рассмотрена в работах Н.А. Алексеева, Д.А. Белухина и других. Анализ

исследований

по

проблеме

развития

личности

в

процессе

образования

показал,

что

разработаны

личностно

ориентированные

психолого-

педагогические

теории,

предложены

модели

обучения,

учитывающие

особенности личности обучающихся. Ряд исследований посвящены

3

совершенствованию

методов

и

организационных

форм

обучения

и

воспитания в свете развития личности обучаемого (Е.В. Погодина, Н.Ю.

Пахомова, Н.Л. Дашниц и др.). В условиях интеграции российской системы

образования в мировую образовательную систему необходимо учитывать и

зарубежный

опыт.

Значительный

вклад

в

изучение

зарубежных

систем

образования внесли Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский и др.

Личностно-ориентированное обучение - способ организации обучения,

в процессе которого обеспечивается учёт возможностей и способностей

обучаемых,

а

также

создаются

необходимые

условия

для

развития

их

индивидуальных

способностей.

Обучаемый

становится

субъектом

деятельности, осуществляет её целостно на всех этапах, осознаёт процесс

обучения и управляет им.

Педагог

становится

координатором,

организатором

деятельности

обучаемых в процессе которой учит их овладевать способами и приёмами

учебной деятельности, формирует критерии и навыки самоанализа.

Любая учебная группа является неоднородной, поскольку обучающиеся

в ней студенты различаются по многим параметрам: уровню подготовки,

способности

к

овладению

учебным

материалом

и

умению

общаться,

интеллектуальным способностям, мотивации к изучению предмета. Но даже

обучающий,

не

проявляющий

особенного

интереса

к

изучению

профессиональных модулей, с относительно низкой успеваемостью, при

использовании

на

занятиях

личностно-ориентированной

технологии

повышает свои личные показатели.

Основная задача обучения - обеспечение самоопределения личности в

культуре, открытие обучающимися новых знаний и способов деятельности,

перевод обучаемого в режим саморазвития.

Основная

цель

- создание

условий

для

проявления

познавательной

активности обучающихся. Эта цель достигается следующими средствами:

4

1.

Использование разнообразных форм и методов организации учебной

деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт обучающихся;

2.

Создание атмосферы заинтересованности каждого обучающегося

в работе группы;

3.

Стимулирование обучающихся к высказываниям, использованию

различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить

неправильный ответ и т.п.;

4.

Использование

дидактического

материала,

позволяющего

обучающемуся выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного

содержания;

5.

Оценка

деятельности обучающегося не

только по

конечному

результату («правильно- неправильно»), но и по процессу его достижения;

6.

Поощрение

стремления

обучающегося

находить

свой

способ

работы, анализировать способы работы других обучающихся в ходе занятия,

выбирать и осваивать наиболее рациональные;

7.

Создание

педагогических

ситуаций

общения,

позволяющих

каждому

обучающемуся

проявлять

инициативу,

самостоятельность,

избирательность

в

способах

работы;

предоставление

возможности

для

естественного самовыражения.

В центре внимания личностно ориентированного подхода - уникальная

целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной

реализации своих

возможностей,

открыта

для

восприятия нового

опыта,

способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных

ситуациях.

В

заключении

хотелось

сделать

акцент

на

особенностях

личностно-

ориентированного занятия применительно к образовательному процессу в

медицинском колледже, в отличие от традиционного, в первую очередь,

изменяет тип взаимодействия «преподаватель-обучающийся». От командного

стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько

5

результатов,

сколько

процессуальной

деятельности

обучающегося.

Изменяются позиции обучающегося – от прилежного исполнения к активному

творчеству,

иным

становится

его

мышление:

рефлексивным,

то

есть

нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на занятии

отношений. Главное же в том, что преподаватель должен не только давать

знания,

но

и

создавать

оптимальные

условия

для

развития

личности

обучающихся.

Внедрение в образовательный процесс современных технологий позволяет

мне отработать глубину и прочность знаний у студентов, закрепить умения и

навыки в различных областях деятельности, развивать мышление, умение

самостоятельно планировать

свою

учебную деятельность, а

также

более

эффективно использовать учебное время и повышать качество образования.

Интеграционные процессы, происходящие в современном образовании,

актуализируют

использование

в

учебном

процессе

современных

педагогических технологий и активных форм учебного взаимодействия.

Список использованной литературы

1.

Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт

разработки парадигмы. Ростов на Дону, 2012, с.126

2.

Питюков В.Ю. Основы педагогических технологий, 2018, с.135

3.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии, М.: Народное

образование, 2015, с. 186



В раздел образования