Напоминание

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА КОСТЮМА


Автор: Кордюкова Елена Валентиновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУДО Детская школа театрального искусства
Населённый пункт: г.Набережные Челны
Наименование материала: ПРОГРАММА по учебному предмету ОСНОВЫ МАКЕТИРОВАНИЯ КОСТЮМА.
Тема: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА КОСТЮМА
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа театрального искусства»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

ДИЗАЙНА КОСТЮМА

Предметная область -

ДИЗАЙН КОСТЮМА

ПРОГРАММА

по учебному предмету

ОСНОВЫ МАКЕТИРОВАНИЯ КОСТЮМА.

2018г.

«Рассмотрено»

Методическим советом

образовательного учреждения

(дата рассмотрения)

«Утверждаю»

Директор – .

________________________

(подпись)

(дата утверждения)

Составитель – Кордюкова Елена Валентиновна,

преподаватель ОХПО,

высшей квалификационной категории, член СД России.

Рецензент – Пудакова Ольга Владимировна

Преподаватель Детской школы искусств «Да –Да»,

Художник – модельер,

член Ассоциации искусствоведов РФ, член СД России,

заслуженный деятель искусств РТ.

Структура программы учебного предмета

I Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

Срокреализацииучебногопредмета;

Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

Форма проведения учебных аудиторных занятий;

Цель и задачи учебного предмета;

Обоснование структуры программы учебного предмета;

Методыобучения;

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II Содержаниеучебногопредмета

Сведения о затратах учебного времени;

Годовыетребованияпоклассам;

III Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

Критерииоценки;

V. Методическоеобеспечениеучебногопроцесса

Методическиерекомендациипедагогическимработникам;

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI. Список рекомендуемой методической литературы

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе

Программа по учебному предмету «Основы макетирования костюма» разработана в

соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания,

структуре и условиям реализации дополнительной общеобразовательной программы в

области изобразительного искусства и дизайна костюма.

Учебный предмет «Основы макетирования костюма» является дополнительным в

комплексе предметов отделения Театр моды школы театрального искусства. Предмет

формирует определенные умения и практические навыки, приобретаемые учащимися в

процессе освоения уроков, включает в работу творческий, эмоциональный и

интеллектуальный аппарат ребенка.

2. Срок реализации учебного предмета, возраст обучающихся

Срок освоения программы «Основы макетирования костюма» для детей, поступивших

в образовательное учреждение в первый класс в возрасте от десяти до двенадцати лет,

составляет 3 года. Освоение программы по предмету «Основы макетирования костюма»

рассчитано на 3 года (с1 по3 класс).

Программа направлена на достижение как общих, так и специфических целей.

Общие цели – это развивающие цели: развить пространственное мышление,

наблюдательность,

сформировать

продуктивное

творческое

мышление,

развить

познавательные интересы и т. д. Эти цели можно реализовать в процессе обучения основам

макетирования костюма,

то есть через специфическую цель – создание теоретической

основы для усвоения и практического применения учащимися необходимых навыков и

знаний по данному предмету.

Для организации высокоэффективного учебного процесса учебно-тематический план

программы

составлен

с

использованием

элементов

технологий

развивающего

обучения.

Главная

цель

развивающего

обучения

формирование

личности

учащихся,

а

усвоение

знаний, умений и навыков выступают и, как особые задачи в общей системе формирования

личности, и как средство воспитания. Обучение предмету основы макетирования костюма

позволяет не только развить у учащихся креативное мышление, но и формировать активное,

эмоциональное, эстетическое восприятие окружающей действительности.

Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному

материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию

учебного предмета «Основы макетирования костюма».

Нормативныйсрокобучения – 3 года

Таблица1

Классы/количеств

очасов

1класс

2класс

3 класс

вариати

в

Количес

тво

часов

Количе

ство

часов

Количе

ство

часов

Максимальнаянаг

рузка

(в часах)

33

33

33

Количество часов

на аудиторную

нагрузку

33

33

33

Количество часов

на внеаудиторную

(самостоятельную

) работу

Видпромежуточно

йаттестации

К.р. (по

итогам

полугод

ия), З.

по

итогам

года.

К.р. (по

итогам

полугод

ия), З.

по

итогам

года.

З. (по

итогам

полугод

ия), Э.

по

итогам

года.

Консультации

К.р. - контрольная работа, З. - зачет, Э. - экзамен.

Таблица 2

Класс

Количествочасов в неделю

1

1

2

1

3

1

4.

Форма проведения учебных аудиторных занятий:

мелкогрупповые занятия (от 4 до 10 человек в группе).

5. Цели и задачи учебного предмета:

Цели

1. Художественно-эстетическое развитие личности ребенка на основе приобретенных им в

процессе освоения программытеоретических и практических знаний, умений и навыков.

2. Подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные

учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в

области театрального искусства.

Задачи:

1. Создать условия для приобретения детьми опыта творческой деятельности (в области

изобразительного искусства, дизайна костюма ).

2. Развить способности к продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности.

3. Познакомить учеников с дизайном костюма, как видом творческой деятельности.

4. Способствовать формированию у детей и подростков устойчивого интереса к творчеству и

искусству.

5. Способствовать формированию у учащихся духовно-нравственной позиции.

6. Развивать личностные и творческие способности детей.

7. Снять психологические и мышечные зажимы.

8. Развитие художественно – творческих способностей детей (фантазии,

эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего,

зрительно – образной памяти).

Воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на

прекрасное.

Воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке

доброжелательности, а также профессиональной требовательности.

Формирование элементарных основ изобразительной грамоты

(чувства цвета, цветовой гармонии, композиции, пропорциональности и т. д.).

Приобретение детьми опыта творческой деятельности.

9. Развивать в процессе работы на уроках:

• пространственное мышление, наблюдательность;

• творческую фантазию и воображение;

• внимание и память;

• ассоциативное и образное мышление;

• логическое мышление;

• способность анализировать предлагаемый материал и формулировать свои мысли;

• уметь донести свои идеи.

10. Развивать в процессе работы на уроке:

• партнерские отношения в группе, учить общению друг с другом, взаимному

уважению, взаимопониманию;

• развивать эмоциональную сферу личности ребенка, в том числе способность к

состраданию, сочувствию;

• самодисциплину, умение организовать себя и свое время;

• чувство ответственности;

• организаторские способности;

• умение преподнести и обосновать свою мысль;

• художественный вкус;

• коммуникабельность;

• трудолюбие;

• активность.

6. Обоснование структуры учебного предмета «Основы макетирования костюма»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все

аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

− сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

− распределение учебного материала по годам обучения;

− описание дидактических единиц учебного предмета;

− требования к уровню подготовки обучающихся;

− формы и методы контроля, система оценок;

− методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится раздел программы «Содержание

учебного предмета».

7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база школы, соответствующая действующим санитарным и

противопожарным правилам и нормам, обеспечивает проведение всех видов практических

занятий, предусмотренных учебным планом и программой.

Дидактические материалы:

• наглядные и учебно-методические пособия,

• методические рекомендации,

• наличие литературы для детей и педагога.

Материально-технические:

• кабинет, соответствующий СГН,

• столы, стулья, доска школьная

• манекены для наколки, демонстрационные манекены

• компьютер, оснащенный звуковыми колонками,

• видеотека,

• использование сети Интернет,

• материальная база для создания костюмов;

• школьная библиотека.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «Основы макетирования костюма» связан с другими предметами

обще-эстетического направления (ОХПО», «Композиция», «ДПИ», «...» и т.д.).

Навыки, полученные в процессе обучения, реализуются учащимися в конкретной

творческой работе в виде различных изобразительных и творческих работ: эскизов, поектов,

макетов, реализованных моделей, которые участвуют в выставках и конкурсахв течении

периода обучения.

Работы учащихся оцениваются и контролируются преподавателями.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

1 год обучения (по3-х летней программе)

Таблица 3

№ Наименование

раздела, темы

Вид

учебног

о

занятия

Общий объем времени

(в часах)

Максималь

на

я учебная

нагрузка

Самостоятел

ь

наяработа

Предметпо

выбору

Аудиторные

занятия

1.

Введение.

Формообразова

ние деталей

одежды.

урок

4

4

2

Материалы и

инструменты.

урок

2

2

3

Выполнение

упражнений по

объёмномуэскиз

ированию.

урок

7

7

4

Контрольная

работа по

итогам I

полугодия.

урок

1

1

5

Методы

макетирования.

урок

2

2

6

Метод от куска.

урок

2

2

7

Метод

габаритных

кусков.

урок

4

4

8

Комбинированн

ый метод.

урок

2

2

9

Модульный

метод.

урок

4

4

10

Наколка

базовой

конструкции

прямой

двухшовной

юбки.

урок

4

4

11

Зачет по итогам

I курса

урок

1

1

Итого

33

33

Консультации

Урок,

мастер-

класс

Всего с

консультациями

Тема 1. Введение. Формообразование деталей костюма. 4 ч.

Сообщить учащимся цели и задачи предмета, ознакомить с программой. Кратко дать

определение понятий: одежда, костюм, платье. Рассказать о работе художника – модельера,

рассказать о роли эскизов и конструкций в изготовлении одежды. Рассказать о

макетировании, как о творческом приеме поиска и реализации идей, используемом в разных

областях дизайна.

Повторить с учащимися виды геометрических фигур и тел.

Ознакомить учащихся с базовыми конструкциями деталей костюма: лиф, юбка, рукав,

воротник. Рассказать о формообразовании деталей костюма.

Самостоятельная работа.

1. На пропорциональной схеме фигуры человека начертить и подписать конструктивные

пояса.

2. Изготовление комплекта лекал деталей костюма в масштабе 1: 4, обозначение

конструктивных линий.

Тема 2. Материалы и инструменты. 2 ч.

Ознакомить учащихся с перечнем необходимых материалов и инструментов, с видами

традиционных тканей, фурнитуры и альтернативных материалов, используемых в работе.

Ознакомить учащихся с группами манекенов и их предназначением. Дать определения

понятиям: наколка, объемноеэскизирование. Рассказать о технике безопастности при

выполнении наколки.

Тема 3. Выполнение упражнений по объемному эскизированию. 7 ч

Ознакомить учащихся с последовательностью подготовки макетной ткани. Рассказать об

этапах работы при выполнении упражнений по объемномуэскизированию.

Изучить технические, конструктивные и технологические приемы, необходимые для

создания объемной формы.

Самостоятельная работа.

1.

Поиск аналогов (древнегреческий костюм).

2.

Поиск приемов создания формы изделия на основе анализа аналогов.

3.

Выполнение упражнений по объемномуэскизированию (драпировок, деталей,

костюма в целом) на манекене или на фигуре человека.

4.

Поиск оптимальных, неформальных способов оформления и обработки срезов,

способов скрепления деталей и элементов изделий.

Тема 4. Контрольная работа по итогам первого полугодия. 1 ч.

Тема 5. Методы макетирования. 2 ч.

Ознакомить учащихся с основными методами проектирования костюма: расчетно —

графическим и муляжным. Дать определение понятию — метод макетирования.

Изучить с учащимися основные методы макетирования: метод от куска, метод габаритных

кусков, комбинированный метод, модульный метод.

Тема 6. Метод от куска. 2 ч.

Ознакомить учащихся с особенностями «метода от куска», с последовательностью

выполнения работы при использовании данного метода для упражнений по объемнному

макетированию.

Самостоятельная работа.

Выполнить макет платья на манекене или на фигуре человека, используя «метод от куска»

( эскизные импровизации).

Тема 7. Метод габаритных кусков. 4 ч.

Ознакомить учащихся с особенностями «метода габаритных кусков», с последовательностью

выполнения работы при использовании данного метода для упражнений по объемнному

макетированию.

Самостоятельная работа.

Выполнить макет платья, блузы, туники на манекене или на фигуре человека, используя

«метод габаритных кусков» (эскизные импровизации).

Тема 8. Комбинированный метод. 2 ч.

Ознакомить учащихся с особенностями « комбинированного метода», с последовательностью

выполнения работы при использовании данного метода для упражнений по объемнному

макетированию.

Самостоятельная работа.

Выполнить макеты декоративных деталей (оборки, воланы, жабо, драпировки,кокетки,

отлетные детали и т. д) для платья, блузы, туники на манекене или на фигуре человека,

используя «комбинированный метод» ( исползуя аналоги из журналов мод или авторские

эскизные импровизации).

Тема 9. Модульный метод. 4 ч.

Ознакомить учащихся с особенностями «модульного метода», с последовательностью

выполнения работы при использовании данного метода для упражнений по объемнному

макетированию.

Самостоятельная работа.

1.

Выполнить макеты декоративных отделок (оборки, воланы, жабо, драпировки,кокетки,

отлетные детали и т. д) для платья, блузы, туники на манекене или на фигуре

человека, используя модули небольшого размера.

2.

Выпонить макет полочки женского лифа, исползуя модули среднего размера

(авторские эскизные импровизации: использование симетрии и ассиметрии в

композиции).

Тема 10. Наколка базовой конструкции прямой двухшовной юбки. 4 ч.

Ознакомить учащихся со способом подготовки манекена и макетной ткани для выполнения

наколки. Изучить последовательность наколки прямой юбки (переднего и заднего

полотнища), рассказать об окончательном оформлении макета юбки после снятия с манекена.

Самостоятельная работа.

1.

Выполнить наколку базовой конструкции прямой двухшовной юбки.

2.

Выполнить макеты различных фасонов юбок на основе конструкции прямой юбки,

используя различные методы макетирования.

Тема 11. Зачет по итогам первого курса. 1 ч.

2 год обучения (по3-х летней программе)

Таблица 4

№ Наименование

раздела, темы

Вид

учебног

о

занятия

Общий объем времени

(в часах)

Максималь

на

я учебная

нагрузка

Самостоятел

ь

наяработа

Предметпо

выбору

Аудиторные

занятия

1.

Наколка

базовой

конструкции

женского лифа.

урок

4

4

2

Наколка

базовой

конструкции

одношовноговта

чного рукава.

урок

4

4

3

Наколка

воротников.

урок

4

4

4

Модульная

система.

Модуль как

конструкция.

урок

2

2

5

Контрольная

работа по

итогам I

полугодия.

урок

1

1

6

Модуль как

часть

конструкции.

Многомодуль-

ная система.

урок

6

6

7

Выполнение

упражнений по

объёмномуэскиз

ированию.

урок

11

11

8

Зачет по итогам

II курса.

урок

1

1

Итого

33

33

Консультации

Всего с

консультациями

Тема 1. Наколка базовой конструкции женского лифа. 4 ч.

Ознакомить учащихся со способом подготовки манекена и макетной ткани для выполнения

наколки. Изучить последовательность наколки женского лифа (полочки и спинки), рассказать

об окончательном оформлении макета после снятия с манекена.

Самостоятельная работа.

1.

Подготовить макетную ткань.

2.

Выполнить наколку полочки базовой конструкции женского лифа.

3.

Выполнить наколку спинки базовой конструкции женского лифа.

4. Выполнить макеты блузок различных фасонов на основе базовой конструкции лифа,

используя различные методы макетирования (используя аналоги из журналов мод или

авторские эскизные импровизации).

Тема 2. Наколка базовой конструкции одношовноговтачного рукава. 4 ч.

Ознакомить учащихся со способом подготовки манекена и макетной ткани для выполнения

наколки. Изучить последовательность наколки воротников (стойка, плосколежащий

воротник, фантазийный воротник), рассказать об окончательном оформлении макета после

снятия с манекена.

Самостоятельная работа.

1.

Подготовить макетную ткань.

2.

Выполнить наколку втачного рукава.

3.

Выполнить макеты фантазийных рукавов на основе конструкции втачного рукава

(используя аналоги из журналов мод или авторские эскизные импровизации).

Тема 3. Наколка воротников. 4 ч.

Ознакомить учащихся со способом подготовки манекена и макетной ткани для выполнения

наколки. Изучить последовательность наколки воротников (стойка, плосколежащий

воротник, фантазийный воротник), рассказать об окончательном оформлении макета после

снятия с манекена.

Самостоятельная работа.

1.

Подготовить макетную ткань.

2.

Выполнить наколку воротника стойка

3.

Выполнить наколку плосколежащего воротника.

4.

Выполнить макеты фантазийных воротников (используя аналоги из журналов мод или

авторские эскизные импровизации).

Тема 4. Модульная система. Модуль как конструкция. 2 ч.

Дать определение понятию — модульная система. Ознакомить учащихся с основными

направлениями работы по макетированию костюма с использованием модульного метода.

Изучить с учащимися особенности разработки проекта костюма (коллекции) на основе

одного модуля.

Самостоятельная работа.

1. Выбрать форму модуля. Подготовить макетную ткань.

2. Выполнить макет изделия (юбки, блузы, платья), используя модуль как конструкцию.

Тема 5. Контрольная работа по итогам I

полугодия. 1 ч.

Тема 6. Модуль как часть конструкции. 6 ч.

Ознакомить учащихся с двумя направлениями этой темы: многомодульная система и модуль

как часть костюма. Изучить с учащимися особенности разработки проекта костюма

(коллекции) на основе модуля, как части конструкции.

Самостоятельная работа.

1. Выбрать форму модуля. Подготовить макетную ткань.

2. Выполнить упражнения по объемномуэскизированию (эскизные импровизации) на

манекене.

3. Выполнить макет изделия (юбки, блузы, платья), используя модуль как конструкцию.

Тема 7. Выполнение упражнений по объёмному эскизированию. 11 ч.

Самостоятельная работа.

Творческая работа учащихся по проектированию, макетированию и созданию моделей

альтернативного характера ( на манекене, на фигуре человека).

Самостоятельная работа.

Творческая работа учащихся по проектированию, макетированию и созданию моделей

костюмов, деталей костюмов различного назначения.

Тема 8. Зачет по итогам II курса. 1 ч.

3 класс (по3-х летней программе)

Таблица 5

№ Наименование

раздела, темы

Вид

учебног

о

занятия

Общий объем времени

(в часах)

Максималь

на

я учебная

нагрузка

Самостоятел

ь

наяработа

Предметпо

выбору

Аудиторные

занятия

1.

Наколка

базовых

конструкций

деталей

костюма.

Повторение.

урок

4

4

2

Выполнение

макетов

костюмов из

альтернативны

х материалов.

урок

10

10

3

Зачет по итогам

I полугодия.

урок

1

1

4

Выполнение

макетов деталей

костюмов и

макетов

костюмов

различного

назначения.

урок

18

18

6

Экзамен по

итогам III

курса.

1

1

6

Итого

33

33

7

Консультации

8

Всего с

консультациями

Тема 1. Наколка базовых конструкций деталей костюма. Повторение. 4 ч.

Повторить с учащимися виды конструктивных поясов, виды конструктивных линий на

базовых конструкциях деталей костюма. Повторить формообразование деталей костюма.

Самостоятельная работа.

Выполнение наколки платья приталенного силуэта.

Тема 2. Выполнение макетов костюмов из альтернативных материалов. 10 ч.

Самостоятельная работа.

Творческая работа учащихся по проектированию, макетированию и созданию моделей

альтернативного характера (на манекене, на фигуре человека).

Тема 3. Зачет по итогам I полугодия. 1 ч.

Тема 4. Выполнение макетов деталей костюмов и макетов костюмов различного

назначения.9 ч.

Самостоятельная работа.

Творческая работа учащихся по проектированию, макетированию и созданию моделей

костюмов, деталей костюмов различного назначения.

Тема 5. Экзамен по итогам III курса. 1 ч.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение

которых обеспечивает программа «Основы макетирования костюма».

Учащийся на 1 году обучения должен:

Знать виды деталей костюма и их формообразование, виды конструктивных поясов, виды

конструктивных линий в костюме, краткие сведения о конструировании и макетировании

костюма.

Уметь выполнять наколку базовой конструкции прямой двухшовной юбки в методической

последовательности.

Знать пропорции фигуры человека.

Уметь выполнять упражнения по объемномуэскизированию.

2 год обучения:

Знать виды деталей костюма и их формообразование, виды конструктивных поясов, виды

конструктивных линий в костюме, краткие сведения о конструировании и макетировании

костюма.

Уметь выполнять наколку базовой конструкции прямой двухшовной юбки, базовой

конструкции женского лифа, базовой конструкции одношовноговтачного рукава в

методической последовательности.

Знать пропорции фигуры человека.

Знать различные методы макетирования и уметь их использовать в процессе выполнения

упражнений по объемномуэскизированию.

Уметь применять методы РТВ при моделировании и макетировании одежды.

Уметь учитывать особенности ткани и материалов при проектировании и макетировании

костюма.

3 год обучения:

Уметь применять методы РТВ при моделировании и макетировании одежды.

Уметь учитывать особенности ткани и материалов при проектировании и макетировании

костюма.

Знать некоторые виды выполнения конструктивных и поисковых моделировок.

Знать различные методы макетирования и уметь их использовать в процессе выполнения

упражнений по объемномуэскизированию.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает

оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,

проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет

аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде

проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы

над композицией, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет

возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры

по разделам программы.

Формы промежуточной аттестации:

• контрольная работа (проводится в счет аудиторного

времени);

• зачет – творческий просмотр (проводится в счет аудиторного

времени);

• экзамен - творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени).

Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится всчет аудиторного времени,

предусмотренного на учебный предмет в видетворческого просмотра по окончании первого

полугодия. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить

промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль).

Промежуточная аттестация по предмету «Основы макетирования костюма»

обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее

корректировку и проводится с целью определения:

• качества реализации образовательного процесса;

• степени теоретической и практической подготовки по текущим

разделам учебно-тематического плана;

• контроля сформированных у обучающихся умений и навыков на

определенном этапе обучения.

Критерии оценки качества подготовки обучающегося по предмету

«Основы макетирования одежды»:

Оценка

Критерииоценивания

5 («отлично»)

стремление и трудоспособность

ученика направленные к достижению

профессиональных навыков, полная

самоотдача на занятиях в классе,

аккуратное, грамотное выполнение

заданий, работа над собой

4 («хорошо»)

чёткое понимание развития ученика в том

или ином направлении, видимый прогресс

в достижении поставленных задач, но пока

не реализованных в полной мере

3 («удовлетворительно»)

ученик недостаточно работает над

собой, пропускает занятия, неверно

выполняет работу, в результате чего видны

значительные

недочёты и неточности в работе

2 («неудовлетворительно»)

Согласно ФГТ, традиционно существующая пятибалльная система оценок качества

полученных знаний, является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или

иного учебного заведения и с учетом целесообразности эта система может корректироваться

дополнительными к баллам «+» и «-», которые несут и немалый эмоциональный заряд,

п о з в о л я я

п р е п од а в ат е л ю

р е ж е

с т а в и т ь

« т р о й к и » ,

и з б е г ат ь

« д в о е к » .

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1.Методические рекомендации педагогическим работникам

На всех этапах обучения очень важен индивидуальный подход к каждому ученику.

Воспитание творческой личности - процесс очень сложный и ответственный, дети имеют

различные уровни психофизического развития, у каждого свои пределы и возможности,

поэтому, в первую очередь, педагог должен помочь каждому ученику поверить в свои

силы, приобрести уверенность в себе. Можно использовать метод эмоционального

стимулирования - создание ситуаций успеха на занятиях, это специально созданные

педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов, что

ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и «лёгкости» процесса

обучения. После каждого урока необходимо руководствоваться педагогической оценкой, а

именно: что занятие дало каждому ребенку в его творческом развитии? Соответствовали ли

задачи, поставленные на уроке, с возможностями учащихся? Что получилось, а что

удалось с трудом?

Использование метода беседы позволяет выбрать правильную тактику в работе с каждым

ребенком. Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных

вопросов побуждает учащихся рассуждать, анализировать, мыслить в определенной

логической последовательности. Беседа представляет собой не сообщающий, а вопросно-

ответный способ учебной работы по осмыслению нового материала. Главный смысл беседы -

побуждать учащихся с помощью вопросов к рассуждениям, действенному анализу, к

точному личностному разбору этюда или отрывка, к самостоятельному «открытию» новых

для них выводов, идей, ощущений и т.д. При проведении беседы по осмыслению нового

материала необходимо ставить вопросы так, чтобы они требовали не односложных

утвердительных или отрицательных ответов, а развернутых рассуждений, определенных

доводов и сравнений, в результате которых учащиеся учатся формулировать свои мысли,

понимать и познавать свои эмоциональные ощущения. Метод сравнения эффективен, о

нем говорил ещё Гельвеций: «Всякое сравнение предметов между собой, - писал он, -

предполагает внимание; всякое внимание предполагает усилие, а всякое усилие -

побуждение, заставляющее сделать это». Этот метод помогает педагогу и учащимся

отслеживать рабочий процесс. «У тебя сегодня получилось хуже (лучше), чем вчера, потому,

что…..» или «Эти предлагаемые обстоятельства выбраны более точно, чем в прошлый раз

потому, что…».

В активном восприятии учащимися процесса обучения весьма существенное значение

имеет умение преподавателя придавать своему объяснению увлекательный характер, делать

его живым и интересным, использовать множество стимулов, возбуждающих

любознательность и мыслительную активность учащихся. Необходимо соблюдать

определенную педагогическую логику, определенную последовательность учебного и

воспитательного процесса, в котором постепенно формируются умения и навыки

проектирования и изобразительного искусства.

Занятия макетированием приносят много радости и положительных эмоций,

являясь источником развития творческих способностей.

Имея чувственно-эмоциональный опыт и начальные знания изобразительной

грамоты, учащиеся способны воплотить свои замыслы не только в эскизе, проекте, но и в

творческой работе с материалами.

Основное время на занятиях отводится практической работе, которая

проводится почти на каждом занятии после объяснения теоретического материала.

Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и

укреплению у учащихся заинтересованности в собственной творческой

деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с

работами знаменитых художников–модельеров, с особенностью

национальной исторической одежды, со стилями разных эпох (используя

книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки). Важной

составляющей творческой заинтересованности учащихся является

приобщение детей к конкурсно-выставочной деятельности (посещение

художественных выставок и показов, участие в творческих конкурсах).

Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных

качеств личности каждого учащегося рекомендуется проводить внеклассные

мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических

дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский

коллектив.

2. Самостоятельная работа учащихся.

Внеаудиторная самостоятельная работа учащихся не предусмотрена программой.

Средства обучения:

- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные

наглядными пособиями, манекенами, мебелью;

- наглядно –

плоскостные:

наглядные методические пособия,

чертежи конструкций,

образцы модулей, плакаты, фонд работ учащихся,

настенные иллюстрации, магнитные

доски);

- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники,

мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные

ресурсы.

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Н. О. Соснина. «Макетирование костюма», ч. 1. Основы макетирования. Модульная система.

В.А. Панкратова. ''Конструирование женского верхнего и легкого

платья''; раздел III. Основы моделирования и художественного оформления женской одежды.

Литвина Л.М., Монидова И.С., Турчановская Л.Ф. Моделирование и художесвенное

оформление женской и детской верхней одежды.

Т.О. Бердник Основы художественного проектирование костюма и эскизной графики.

Ф.М. Пармон «Композиция костюма».

ВольфганБрун, Макс Тильке. «История костюма от древности до нового времени».

Г.П. Дудникова «История костюма».

Шарлотта Зелинг. «Мода. Век модельеров. 1900 – 1999 г.».

Сестры Сорины. «Презентация внешности или фигура в одежде и без».

Н.А. Белова. ''Отделка''.

С.И. Вульфсон. «Уроки профессионального творчества».

Рекомендации по направлению моды дома моделей «Кузнецкий мост».



В раздел образования