Автор: Шиховцова Лариса Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с Майма, республика Алтай
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: «Правописание суффиксов –ик, -ек»
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока
Тема: «Правописание суффиксов –ик, -ек»
Автор урока:Шиховцова Лариса Николаевна
Образовательное учреждение:МБОУ «Майминская средняя общеобразовательная школа №3 имени
В.Ф.Хохолкова».
Адрес: Республика Алтай, Майминский район, село Майма, улица Мира, 11.
Должность: учитель начальных классов
Предмет:русский язык
1
Тип урока:открытие новых знаний
Тема: «Правописание суффиксов –ик, -ек»
Класс 3
УМК: Школа России
Учебник:«Русский язык» для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2018.
Мотивация учащихся: применение ИКТ, групповые формы работы, проблемная ситуация, «открытие» новых знаний
через формулировку учебной проблемы и поиск её решения, использование мини-шагов учебной деятельности курса
«Мир деятельности» Л.Г.Петерсон
Цель урока: формирование способности учащихся к открытию способа проверки гласной в суффиксах –ек или –ик на
основе сравнения и умения применять данный способ алгоритма.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие
познавательных
интересов,
учебных
мотивов;
развитие
навыков
конструктивного
сотрудничества со сверстниками и учителем.
Метапредметные:
познавательные: постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении
проблемы поискового характера;
регулятивные:
формировать
умение
осуществлять
действие
по
алгоритму,
умение
контролировать
свою
деятельность по результату и оценивать её;
коммуникативные:
формировать
умение
аргументированно
высказывать
своё
предложение
сохраняя
доброжелательное
отношение
друг
к
другу,
осуществлять
взаимный
контроль
и
взаимную
помощь
при
выполнении заданий;
Предметные: формировать умение грамотно писать слова с суффиксами –ик, -ек ( организовать наблюдение за
словами с данными суффиксами, подвести детей к открытию способа проверки); способствовать развитию
орфографической зоркости;
Формы организации познавательной деятельности: парная, групповая, индивидуальная, диалог.
2
Методы обучения: деятельностный
Материально-техническое обеспечение: компьютер, экран, презентация, мультимедийное сопровождение, карточки
для парной и групповой работы, карточки мини-шаги, листы самооценки
План урока:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения.
3. Выявление места и причины.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5.Реализация построения проекта.
6. Физкультминутка.
7. Первичное закрепление.
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
9.Включение в систему знаний и повторение.
10 Рефлексия.
11. Домашнее задание
Технологическая карта урока
Этап
урока,
ег о
о с н о в н а я
ц е л ь ,
хронометраж урока
Деятельность
учителя.
Деятельность
ученика и
Мини-шаги учебной
деятельности из
курса «Мир
деятельности»
УУД
Методы,
формы
и
п р и ё м ы
р а б о т ы ,
скриншот
с л а й д а
мультимедийного
сопровождения.
1.Мотивация
(самоопределение)
к учебной
Урок я предлагаю
начать с просмотра
отрывка из
Просматривают
отрывок
мультфильма
Л:жизненное самоопределение
и
мотивационная основа учебной
Демонстрационный
метод
Форма:диалог
3
деятельности.
Цель:
мотивирование
учащихся к учебной
деятельности
посредством
анализа
высказывания.
Время: 3 мин
мультфильма «В стране
невыученных уроков»
-Что об этом ученике
можно сказать?
- А каким должен быть
ученик?
- Какие шаги учебной
деятельности помогают
учиться?
- Поднимите руку, кто
хочет учиться?
Отвечают на вопросы
Называют качества
ученика
деятельности
П:общеучебные универсальные
действия: выделение
необходимой информации
Р: управление своей
деятельностью
Приём:«Просмотр
отрывка из
мультфильма»
2.Актуализация
знаний и
фиксирование
индивидуального
затруднения.
Цель:
возникновение
проблемной
ситуации, через
актуализацию
знаний.
Время: 4 мин
- С какого мини-шага
мы начинаем работу?
- Над чем мы работали
на предыдущих
уроках?
- Над какими
орфограммами
работали?
- Какие правила
применяли?
- Какой следующий
мини-шаг?
Работа в парах.
Возьмите карточку №
- С повторения
- Орфограммами
корня
- Повторяют правила
работы в паре
Вспоминаем что
повторили
Л: проявление интереса к
новому
П: логические универсальные
действия: умение
классифицировать и
определять критерий для
классификации
Р: выполнение учебной задачи
на основе соотнесения того, что
известно и усвоено, и того ещё
не известно;
К: планирование учебного
сотрудничества,инициативность
Метод: эвристическая
беседа,
Форма: диалог
Методы:практический
и проблемный
Форма:парная
Приём: «Заполнение
таблицы»
4
1.
-Распределите слова на
три группы. Подумайте,
по какому признаку это
можно сделать?
Проверка по образцу
-По какому принципу
распределили слова?
-Назовите эти
орфограммы
- Как вы думаете, есть
ли орфограмма в
словах третьего
столбика?
- Для вас это новая
орфограмма?
Определите
следующий мини-шаг
УД
Распределяют слова
по группам
По орфограммам
Безударная гласная в
корне, парная
согласная
Высказывают своё
мнение
Увидели новое
Заполнение листа
самооценки пункт 1
3.Выявление места
и причины.
Цель: организация
коммуникативного
взаимодействия, в
ходе которого
Давайте попробуем
подобрать правило, из
уже изученных правил.
Определите
Пробное действие
Мини-шаги
затруднение
Л: создание способов решения
проблемной ситуации в
результате исследования.
П:построение логической
цепочки рассуждений;
К:речевая деятельность.
Наглядный метод
Форма: диалог
Приём: «Просмотр
отрывка из
мультфильма»
5
выдвигаются
предположения
формулировки темы
урока (уточнение
учителем)
Время: 2 мин
следующий мини-шаг
УД
В чём затруднились?
Предлагаю вернуться к
просмотру
мультфильма и найти
подсказку
Что не знаем?
Просматривают
отрывок из
мультфильма «В
стране невыученных
уроков», где главный
герой попал в
затруднительную
ситуацию.
Мини-шаг Думаем
почему не
получилось
-Не знаем правила.
4.Построение
проекта выхода из
затруднения.
Цель: выдвижение и
обоснование
гипотез.
Время: 2 мин.
Определите мини-шаг
Предлагаю
сформулировать тему
нашего урока и задачи.
Уточняю задачи урока:
открыть способ
проверкигласной в
Ставим цель
Тема: правописание
суффиксов –ик, -ек.
Цель: выяснение о
выборе
правописания буквы
Л:осознание учебной цели и
связи последовательности
задач с конечной целью;
П: самостоятельное
формулирование
познавательной цели;
Р:составление плана и
последовательности действий;
К:умение аргументированно
Проблемно-
поисковый метод
Форма: диалог
Приём:
«Высказывание
гипотезы»
6
суффиксоах–ик, -ек и
составить алгоритм
Следующий мини-шаг
составление плана
действий выхода из
затруднения
е или и в суффиксах –
ик, -ек
Составляют план
1Провести анализ
слов на карточке
2Сформулировать
правило
3Составить алгоритм
высказывать своё мнение
5.Реализация
построения проекта.
Цель: приобретение
недостающих
знаний(определение
ключевых понятий)
в результате
исследования.
Время: 10 мин
Физкультминутка.
Время: 2мин
На какой шаг мы
перешли?
Предлагаю поработать
в группах
Назовите правила
работы в группе
Действуем по плану:
1.
Проводим
анализ слов и
делаем вывод
Действуем по плану
Называют правила
работы в группе
Заполняют карточку 2
и
делают вывод
фиксируя своё
умение в листах
самооценки
П: поиск и выделение
необходимой информации;
выдвижение гипотез и их
обоснование;
Л:смыслообразование,
интерес к открытию способа
проверки,
универсальные логические
действия;
Р: управление своей
деятельностью;
К:инициативное
сотрудничество при работе в
группе;
Практический метод
Форма: групповая
Приём: «Заполнение
таблицы»
Заполнение листа
самооценки пункт 2
7
Досматриваем
мультфильм
Смог ли Витя
Перестукин
справиться с
проблемой
Для того чтобы мы
могли писать слова с
суффиксами –ик,-ек, я
предлагаю вам
составить алгоритм
1) Выделяю корень
слова, если после корня
[ик] -?
2) Изменяю форму
слова.
3) Если [ и ], то
-ик-
4) Если [ - ], то
-ек-
Составляют алгоритм
Мини-шаг узнал
новое
Заполнение
л и с т а
самооценки пункт 3
6.Первичное
закрепление.
Цель: выполнение
типового задания с
проговариванием во
внешней речи.
Время: 4 мин.
Возьмите карточку № 2
Действуя по алгоритму
проверьте слова.
Ошибку, если есть,
исправьте.
Проверка по образцу.
Мини-шаг
Применяем при
выполнении заданий
Применяют
Л:построение образа Я,
включая самоотношение и
самооценку;
П:выполнение логических
операций;
Р:контроль в форме сличения
способа действия с целью
Словестно-
дедуктивный метод
Форма: парная
Приём: «Алгоритм»
8
алгоритм.
обнаружения
ошибок,коррекция;
7.Самостоятельная
работа с
самопроверкой по
эталону.
Цель:
формирование
ответственности за
собственный выбор
и результата своей
деятельности.
Время: 4 мин
Мини-шаг
самостоятельная
работа и проверка по
эталону
Запишите слова в
нужный столбик
-ик- -ек-
Кармаш.к, хвост.к,
мяч.к, ореш.к, словар.к,
человеч.к.
Проверка.
Выполняют задание
по алгоритму
Проверяют.
Л:способность самооценки на
основе критерия успешности
учебной деятельности;
П: усвоение способа проверки
гласной в суффиксах –ик, -ек;
Р: контроль и коррекция
К:управление своим
поведением;
Репродуктивный,
практический методы
Форма:
индивидуальная
Приём:
«Классификация»
8.Включение в
систему знаний и
повторение.
Цель: выявить
границы
применимости
нового знания.
Время: 4 мин
Работа в учебнике с.
126 упр.244
Л: способность самооценки на
основе критерия успешности
учебной деятельности;
П:включение нового способа
проверки в систему;
Р: управление своей
деятельностью;
К: умение с достаточной
полнотой и точностью выражать
свои мысли.
Практический метод
Форма: групповая
Приём: «Найди
подходящее
определение»
Заполнение листа
самооценки пункт 4
9.Рефлексия.
-Над какой темой мы
Правописание
Л: осознание степени
Методы:
9
Цель:
формирование
умения производить
рефлексию своей
деятельности.
Время: 4 мин
работали?
Оцените себя
на лесенке успеха Знаю
- если не поняли
правило, нарисуйте
человечка на первой
ступеньке;
- если всё поняли и
можете рассказать о
новом знании,
нарисуйте человечка
на верхней ступеньке;
- а если не до конца
уверены в своих
знаниях на 2и 3
ступеньке.
суффиксов -ик, -ек.
овладения полученных знаний;
П: рефлексия результата своей
познавательной цели;
Р: оценка усвоенного знания;
К:владение диалогической
формой речи;
фронтальная беседа,
наглядный
Форма:диалог
Приём: «Ступеньки
успеха»
Домашнее задание.
Время: 1 мин.
Уч. с. 125 запомнить
правило
с. 126 упр. 243 или
составить 4
предложения,
используя в словах
суффиксы –ик, -ек.
Выбирают домашнее
задание.
Л:самоопределение при
выборе задания, между
творческим и практическим
Дифференцированно
е
10
знаю
Приложение 1
Карточка 1
Распределите слова на три группы. Подумайте, по какому признаку это можно сделать?
?
?
?
Проверка
Правописание
безударных гласных в
корне слова
Правописание
парных
согласных
в
ко р н е
слова
?
свеча
кошка
зонтик
гнездо
маска
мостик
дожди
столб
носик
Карточка 2
11
свеча
зонтик
носик
кошка
столб
дожди
гнездо
маска
мостик
Измените форму слов.
один
много
нет
ключик
арбузик
орешек
замочек
Понаблюдайте за словами и попробуйте сделать выводы, когда в слове пишется
суффикс –ик, а когда – суффикс -ек.
Карточка №3
Проверка по образцу
-ик- -ек-
хвостик кармашек
мячик орешек
словарик человечек
Мини-шаги учебной деятельности.
12
Запишите слова в нужный столбик. Кармаш.к, хвост.к, мяч.к,
ореш.к, словар.к, человеч.к.
-ик- -ек-
______________________________________________________
______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Лист самооценки Ф.И
_________________________________________________________
Основные умения
Степень самостоятельности
Самостоятельно
С помощью других
Пока не могу
осуществлять эту
деятельность
1. Орфограммы корня
2. Открытие способа
проверки гласной в
суффиксах –ик-, -ек-
3. Составление
алгоритма
4. Применение
алгоритма
Я оцениванию собственную работу на уроке на (подчеркни нужное)
Отлично – 4 ступень хорошо – 2 и 3спупени удовлетворительно – 1 ступень
13