Напоминание

«Правописание суффиксов –ик, -ек»


Автор: Шиховцова Лариса Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с Майма, республика Алтай
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: «Правописание суффиксов –ик, -ек»
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока

Тема: «Правописание суффиксов –ик, -ек»

Автор урока:Шиховцова Лариса Николаевна

Образовательное учреждение:МБОУ «Майминская средняя общеобразовательная школа №3 имени

В.Ф.Хохолкова».

Адрес: Республика Алтай, Майминский район, село Майма, улица Мира, 11.

Должность: учитель начальных классов

Предмет:русский язык

1

Тип урока:открытие новых знаний

Тема: «Правописание суффиксов –ик, -ек»

Класс 3

УМК: Школа России

Учебник:«Русский язык» для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2018.

Мотивация учащихся: применение ИКТ, групповые формы работы, проблемная ситуация, «открытие» новых знаний

через формулировку учебной проблемы и поиск её решения, использование мини-шагов учебной деятельности курса

«Мир деятельности» Л.Г.Петерсон

Цель урока: формирование способности учащихся к открытию способа проверки гласной в суффиксах –ек или –ик на

основе сравнения и умения применять данный способ алгоритма.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие

познавательных

интересов,

учебных

мотивов;

развитие

навыков

конструктивного

сотрудничества со сверстниками и учителем.

Метапредметные:

познавательные: постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении

проблемы поискового характера;

регулятивные:

формировать

умение

осуществлять

действие

по

алгоритму,

умение

контролировать

свою

деятельность по результату и оценивать её;

коммуникативные:

формировать

умение

аргументированно

высказывать

своё

предложение

сохраняя

доброжелательное

отношение

друг

к

другу,

осуществлять

взаимный

контроль

и

взаимную

помощь

при

выполнении заданий;

Предметные: формировать умение грамотно писать слова с суффиксами –ик, -ек ( организовать наблюдение за

словами с данными суффиксами, подвести детей к открытию способа проверки); способствовать развитию

орфографической зоркости;

Формы организации познавательной деятельности: парная, групповая, индивидуальная, диалог.

2

Методы обучения: деятельностный

Материально-техническое обеспечение: компьютер, экран, презентация, мультимедийное сопровождение, карточки

для парной и групповой работы, карточки мини-шаги, листы самооценки

План урока:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения.

3. Выявление места и причины.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

5.Реализация построения проекта.

6. Физкультминутка.

7. Первичное закрепление.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

9.Включение в систему знаний и повторение.

10 Рефлексия.

11. Домашнее задание

Технологическая карта урока

Этап

урока,

ег о

о с н о в н а я

ц е л ь ,

хронометраж урока

Деятельность

учителя.

Деятельность

ученика и

Мини-шаги учебной

деятельности из

курса «Мир

деятельности»

УУД

Методы,

формы

и

п р и ё м ы

р а б о т ы ,

скриншот

с л а й д а

мультимедийного

сопровождения.

1.Мотивация

(самоопределение)

к учебной

Урок я предлагаю

начать с просмотра

отрывка из

Просматривают

отрывок

мультфильма

Л:жизненное самоопределение

и

мотивационная основа учебной

Демонстрационный

метод

Форма:диалог

3

деятельности.

Цель:

мотивирование

учащихся к учебной

деятельности

посредством

анализа

высказывания.

Время: 3 мин

мультфильма «В стране

невыученных уроков»

-Что об этом ученике

можно сказать?

- А каким должен быть

ученик?

- Какие шаги учебной

деятельности помогают

учиться?

- Поднимите руку, кто

хочет учиться?

Отвечают на вопросы

Называют качества

ученика

деятельности

П:общеучебные универсальные

действия: выделение

необходимой информации

Р: управление своей

деятельностью

Приём:«Просмотр

отрывка из

мультфильма»

2.Актуализация

знаний и

фиксирование

индивидуального

затруднения.

Цель:

возникновение

проблемной

ситуации, через

актуализацию

знаний.

Время: 4 мин

- С какого мини-шага

мы начинаем работу?

- Над чем мы работали

на предыдущих

уроках?

- Над какими

орфограммами

работали?

- Какие правила

применяли?

- Какой следующий

мини-шаг?

Работа в парах.

Возьмите карточку №

- С повторения

- Орфограммами

корня

- Повторяют правила

работы в паре

Вспоминаем что

повторили

Л: проявление интереса к

новому

П: логические универсальные

действия: умение

классифицировать и

определять критерий для

классификации

Р: выполнение учебной задачи

на основе соотнесения того, что

известно и усвоено, и того ещё

не известно;

К: планирование учебного

сотрудничества,инициативность

Метод: эвристическая

беседа,

Форма: диалог

Методы:практический

и проблемный

Форма:парная

Приём: «Заполнение

таблицы»

4

1.

-Распределите слова на

три группы. Подумайте,

по какому признаку это

можно сделать?

Проверка по образцу

-По какому принципу

распределили слова?

-Назовите эти

орфограммы

- Как вы думаете, есть

ли орфограмма в

словах третьего

столбика?

- Для вас это новая

орфограмма?

Определите

следующий мини-шаг

УД

Распределяют слова

по группам

По орфограммам

Безударная гласная в

корне, парная

согласная

Высказывают своё

мнение

Увидели новое

Заполнение листа

самооценки пункт 1

3.Выявление места

и причины.

Цель: организация

коммуникативного

взаимодействия, в

ходе которого

Давайте попробуем

подобрать правило, из

уже изученных правил.

Определите

Пробное действие

Мини-шаги

затруднение

Л: создание способов решения

проблемной ситуации в

результате исследования.

П:построение логической

цепочки рассуждений;

К:речевая деятельность.

Наглядный метод

Форма: диалог

Приём: «Просмотр

отрывка из

мультфильма»

5

выдвигаются

предположения

формулировки темы

урока (уточнение

учителем)

Время: 2 мин

следующий мини-шаг

УД

В чём затруднились?

Предлагаю вернуться к

просмотру

мультфильма и найти

подсказку

Что не знаем?

Просматривают

отрывок из

мультфильма «В

стране невыученных

уроков», где главный

герой попал в

затруднительную

ситуацию.

Мини-шаг Думаем

почему не

получилось

-Не знаем правила.

4.Построение

проекта выхода из

затруднения.

Цель: выдвижение и

обоснование

гипотез.

Время: 2 мин.

Определите мини-шаг

Предлагаю

сформулировать тему

нашего урока и задачи.

Уточняю задачи урока:

открыть способ

проверкигласной в

Ставим цель

Тема: правописание

суффиксов –ик, -ек.

Цель: выяснение о

выборе

правописания буквы

Л:осознание учебной цели и

связи последовательности

задач с конечной целью;

П: самостоятельное

формулирование

познавательной цели;

Р:составление плана и

последовательности действий;

К:умение аргументированно

Проблемно-

поисковый метод

Форма: диалог

Приём:

«Высказывание

гипотезы»

6

суффиксоах–ик, -ек и

составить алгоритм

Следующий мини-шаг

составление плана

действий выхода из

затруднения

е или и в суффиксах –

ик, -ек

Составляют план

1Провести анализ

слов на карточке

2Сформулировать

правило

3Составить алгоритм

высказывать своё мнение

5.Реализация

построения проекта.

Цель: приобретение

недостающих

знаний(определение

ключевых понятий)

в результате

исследования.

Время: 10 мин

Физкультминутка.

Время: 2мин

На какой шаг мы

перешли?

Предлагаю поработать

в группах

Назовите правила

работы в группе

Действуем по плану:

1.

Проводим

анализ слов и

делаем вывод

Действуем по плану

Называют правила

работы в группе

Заполняют карточку 2

и

делают вывод

фиксируя своё

умение в листах

самооценки

П: поиск и выделение

необходимой информации;

выдвижение гипотез и их

обоснование;

Л:смыслообразование,

интерес к открытию способа

проверки,

универсальные логические

действия;

Р: управление своей

деятельностью;

К:инициативное

сотрудничество при работе в

группе;

Практический метод

Форма: групповая

Приём: «Заполнение

таблицы»

Заполнение листа

самооценки пункт 2

7

Досматриваем

мультфильм

Смог ли Витя

Перестукин

справиться с

проблемой

Для того чтобы мы

могли писать слова с

суффиксами –ик,-ек, я

предлагаю вам

составить алгоритм

1) Выделяю корень

слова, если после корня

[ик] -?

2) Изменяю форму

слова.

3) Если [ и ], то

-ик-

4) Если [ - ], то

-ек-

Составляют алгоритм

Мини-шаг узнал

новое

Заполнение

л и с т а

самооценки пункт 3

6.Первичное

закрепление.

Цель: выполнение

типового задания с

проговариванием во

внешней речи.

Время: 4 мин.

Возьмите карточку № 2

Действуя по алгоритму

проверьте слова.

Ошибку, если есть,

исправьте.

Проверка по образцу.

Мини-шаг

Применяем при

выполнении заданий

Применяют

Л:построение образа Я,

включая самоотношение и

самооценку;

П:выполнение логических

операций;

Р:контроль в форме сличения

способа действия с целью

Словестно-

дедуктивный метод

Форма: парная

Приём: «Алгоритм»

8

алгоритм.

обнаружения

ошибок,коррекция;

7.Самостоятельная

работа с

самопроверкой по

эталону.

Цель:

формирование

ответственности за

собственный выбор

и результата своей

деятельности.

Время: 4 мин

Мини-шаг

самостоятельная

работа и проверка по

эталону

Запишите слова в

нужный столбик

-ик- -ек-

Кармаш.к, хвост.к,

мяч.к, ореш.к, словар.к,

человеч.к.

Проверка.

Выполняют задание

по алгоритму

Проверяют.

Л:способность самооценки на

основе критерия успешности

учебной деятельности;

П: усвоение способа проверки

гласной в суффиксах –ик, -ек;

Р: контроль и коррекция

К:управление своим

поведением;

Репродуктивный,

практический методы

Форма:

индивидуальная

Приём:

«Классификация»

8.Включение в

систему знаний и

повторение.

Цель: выявить

границы

применимости

нового знания.

Время: 4 мин

Работа в учебнике с.

126 упр.244

Л: способность самооценки на

основе критерия успешности

учебной деятельности;

П:включение нового способа

проверки в систему;

Р: управление своей

деятельностью;

К: умение с достаточной

полнотой и точностью выражать

свои мысли.

Практический метод

Форма: групповая

Приём: «Найди

подходящее

определение»

Заполнение листа

самооценки пункт 4

9.Рефлексия.

-Над какой темой мы

Правописание

Л: осознание степени

Методы:

9

Цель:

формирование

умения производить

рефлексию своей

деятельности.

Время: 4 мин

работали?

Оцените себя

на лесенке успеха Знаю

- если не поняли

правило, нарисуйте

человечка на первой

ступеньке;

- если всё поняли и

можете рассказать о

новом знании,

нарисуйте человечка

на верхней ступеньке;

- а если не до конца

уверены в своих

знаниях на 2и 3

ступеньке.

суффиксов -ик, -ек.

овладения полученных знаний;

П: рефлексия результата своей

познавательной цели;

Р: оценка усвоенного знания;

К:владение диалогической

формой речи;

фронтальная беседа,

наглядный

Форма:диалог

Приём: «Ступеньки

успеха»

Домашнее задание.

Время: 1 мин.

Уч. с. 125 запомнить

правило

с. 126 упр. 243 или

составить 4

предложения,

используя в словах

суффиксы –ик, -ек.

Выбирают домашнее

задание.

Л:самоопределение при

выборе задания, между

творческим и практическим

Дифференцированно

е

10

знаю

Приложение 1

Карточка 1

Распределите слова на три группы. Подумайте, по какому признаку это можно сделать?

?

?

?

Проверка

Правописание

безударных гласных в

корне слова

Правописание

парных

согласных

в

ко р н е

слова

?

свеча

кошка

зонтик

гнездо

маска

мостик

дожди

столб

носик

Карточка 2

11

свеча

зонтик

носик

кошка

столб

дожди

гнездо

маска

мостик

Измените форму слов.

один

много

нет

ключик

арбузик

орешек

замочек

Понаблюдайте за словами и попробуйте сделать выводы, когда в слове пишется

суффикс –ик, а когда – суффикс -ек.

Карточка №3

Проверка по образцу

-ик- -ек-

хвостик кармашек

мячик орешек

словарик человечек

Мини-шаги учебной деятельности.

12

Запишите слова в нужный столбик. Кармаш.к, хвост.к, мяч.к,

ореш.к, словар.к, человеч.к.

-ик- -ек-

______________________________________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Лист самооценки Ф.И

_________________________________________________________

Основные умения

Степень самостоятельности

Самостоятельно

С помощью других

Пока не могу

осуществлять эту

деятельность

1. Орфограммы корня

2. Открытие способа

проверки гласной в

суффиксах –ик-, -ек-

3. Составление

алгоритма

4. Применение

алгоритма

Я оцениванию собственную работу на уроке на (подчеркни нужное)

Отлично – 4 ступень хорошо – 2 и 3спупени удовлетворительно – 1 ступень

13



В раздел образования